Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЗАПИСЬ СОБЕСЕДОВАНИЯ ВСЕХБ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ХРИСТИАН В ДУХЕ АПОСТОЛОВ





СМОРОДИНЫМ НИКОЛАЕМ ПЕТРОВИЧЕМ, ШИШКОВЫМ НИКОЛАЕМ ИВАНОВИЧЕМ И ПРУДНИКОВЫМ ЕФРЕМОМ МОИСЕЕВИЧЕМ,

Состоявшегося в Москве по М. Вузовскому пер. д. № 3

В среду, 2 апреля 1947 года

1. Представители христиан в духе апостолов Н.П. Смородин, Н.И. Шишков и Е.М. Прудников полностью присоединяются к соглашению между ВСЕХБ и ответственными представителями христиан веры евангельской (Пономарчук Д.И., Бидаш А.И., Панько И.К. и Вашкевич С.И.), подписанному в августе 1945 г., и призывают своих последователей держаться всех пунктов этого соглашения.

 

2. Крещение в воде по вере, совершаемое как при произнесении по указанному Господом Иисусом Христом повелению: “Крестя их во имя Отца, Сына и Духа Святого” ( Матф. 28:19), а также и “Крещение во имя Господа Иисуса” (Деян. Ап. 8:16; 10:48; 19:5), - оба эти водные крещения, хотя и имеют как бы кажущееся различие между собой, являются одним и тем же крещением, а посему крещение “во имя Отца, Сына и Духа Святого” или “во имя Иисуса Христа” - перекрещиванию не подлежит, а признается имеющим одинаковую силу.

Несмотря на вышеуказанное, все будущие крещения в воде в общинах ВСЕХБ будут совершаться только при произнесении слов: “крещу тебя во имя Отца, Сына и Духа Святого”.

 

3. Воспрещается всякая обработка в собраниях и в отдельных беседах верующих, клонящаяся в сторону унижения учения и порядков, принятых евангельскими христианами-баптистами. Делающие это подлежат увещеванию и в случае неисправления - отстранению от церкви, как бесчинствующие.

 

4. Христиане в духе апостолов, принявшие все вышеуказанное, входят в

общины евангельских христиан-баптистов в качестве равноправных членов их и тем самым подчиняются общему порядку, принятому в этих общинах.



 

Подписали:

Представители ВСЕХБ - Жидков, Галяев, Орлов, Карев, Малин, Иванов

Представители христиан в духе апостолов - Смородин, Шишков, Прудников[43]

 

Никаких действительных полномочий от своего братства христиан в духе апостолов на подписание какого-либо соглашения об объединении со ВСЕХБ Н.П. Смородин, Н.И. Шишков и Е.М. Прудников не имели, да и подписанный документ назывался не соглашением и не совместной резолюцией, а записью собеседования. Неудивительно, что за редким исключением (кроме Москвы и Ленинграда) большинство церквей христиан в духе апостолов отказалось признать и Августовское соглашение, в котором они видели искажение своего вероучения по вопросу о крещении Святым Духом, и принципы вхождения во ВСЕХБ для христиан в духе апостолов, поскольку в тексте собеседования содержалось, по существу дискриминационное, неприемлемое для них положение об отказе от водного крещения «во имя Господа Иисуса».

 

Ожидание с верой

После освобождения от немецких войск Западной Украины и Западной Белоруссии впервые создалась возможность посетить церкви христиан в духе апостолов, которые были образованы там Игнатием Козачим и его единомышленниками. Николай Петрович Смородин, сердце которого было раздираемо противоречиями, глубоко опечаленный тем, что вхождение церквей пятидесятников-единственников во ВСЕХБ оказалось делом чрезвычайной сложности, выехал в западные области Белоруссии и Украины…

Шел уже 1948 год - в западных церквях христиан в духе апостолов уже были наслышаны о собеседовании Смородина со ВСЕХБ и отнюдь его за это не одобряли. Попытка Н. П. Смородина объединить христиан в духе апостолов со ВСЕХБ в целом не удалась…

Из поездки в западные области Николай Петрович домой уже не вернулся. Его жизнь безвестно оборвалась в 1955-1956 году где-то на Северном Урале. В уже упоминавшихся архивах Совета по делам религий сохраняются некоторые его перехваченные письма, изъятые во Львове. Чем-то похож Николай Смородин на своего предшественника, мученика за веру и героя веры Максима Гавриловича Рудометкина, который при помощи своих писем и посланий из жуткого заточения в Соловецком и Суздальском монастырях в середине 19 века поддерживал веру своих последователей молокан-прыгунов и ободрял их.

В годы, когда движение христиан в духе апостолов прессовалось атеистическим государством и высмеивалось другими конфессиями, Н.П. Смородин в своем сочинении «О пришествии Иисуса Христа» со спокойным достоинством писал: «В настоящее время выявляемую Силу Духа Христова, как бы она не действовала, называют трясунством. О! Как счастливы те, в ком проявляется Дух Христов всячески, как Он желает, а в последний раз в твоем теле эта сила не только тебя потрясет, но воскресит или изменит и преобразит уничиженное тело твое так, что оно будет сообразно славному Телу Его, силою которой Он действует и покоряет Себе все. (Филип. 3: 20-21). И тогда мы будем подобны Ему и увидим Его как Он есть (1 Иоан. 3:2). Этою радостью, славою, венцом и счастьем пользоваться будут только те, кто покаялся таким покаянием, которое человека обратило от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу и кто верою в Господа получил прощение грехов и жребий с освященными (Деян. 26:18) и кто приносит плод покаяния (Матф. 3:8), отвращаясь зла и прилепляясь к добру (Рим. 12: 9-12). И те, кто будет веровать во Христа Иисуса и будет приносить плод веры - добродетель, рассудительность, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие, любовь ( 2 Петра. 1:5-9). И те, кто будет иметь Духа Христова и кто будет приносить плоды Духа Христова: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал. 5: 22-23). Ибо кто не покается - погибнет (Лук. 13:1-5). Кто не будет веровать, осужден будет (Матф. 16:16). А кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим. 8:9). А кто все сие имеет, то живи и радуйся, что Господь близко (Фил. 4:5). Мы же должны радоваться и благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братья, что Бог от начала чрез освещение Духа и веры истине, избрал нас ко спасению, к которому и призвал вас благовествованием нашим для достижения Славы Господа нашего Иисуса Христа. И так, братья, стойте и держитесь предания, которым вы научены или Словом, или посланием нашим. Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение всякое и надежду благую во благодати - да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом. (2 Фес. 2:8-17). И так благо тому, кто имеет веру и покаяние и Духа Христова. Потому, что таковым принадлежат все обетования Господни. Он воздает каждому по делам его, ибо Он не лицеприятен и нет неправды в Нем».[44]

Пожалуй, самым значительным и интересным богословским трудом Николая Смородина, дошедшим да нас, является «Сестра, невеста, жена», в котором он размышляет о роли и силе церкви Иисуса Христа, о личных взаимоотношениях каждого верующего человека с Богом, где он снова настойчиво подчеркивает значение исполнения Духом Святым, говоря: «Во всех учениях почитают себя имеющими Духа Святого, но так ли это? Если ты имеешь, то ты должен знать тот день, когда вошел в тебя Бог твой, Дух Святой (Иоан. 14:20). Ты должен знать, как это произошло, так ли как в день Пятидесятницы исполнились Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян. 2:4) или как в доме Корнилия, когда Дух Святой сошел на всех слушающих слово и они заговорили языками и величали Бога (Деян. 10:44-46)? Или получил через возложение рук, как это было в Самарии, когда Петр и Иоанн возложили руки на уверовавших и они приняли Духа Святого, а Симон увидев, что через возложение рук подается Дух Святой, принес им деньги (Деян. 8:14-20) или получил так, как Ефесяне, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святой - и они стали говорить языками и пророчествовать (Деян. 19:6)? Кто бы и как бы не получил Духа Святого, но он должен пережить это и почувствовать, а потом Дух Святой будет действовать и проявлять себя в каком-либо даре, ибо все дары производит один и тот же Дух, как Ему угодно (1 Кор. 12:4 – 11; Рим. 12:6 – 18). Нет опаснее, как почитать себя имеющим, а на деле этого нет. Посему испытайте сами себя, имеете ли вы Духа Святого, самих себя исследуйте (2 Кор. 13:5). Вера должна иметь плоды

(2 Петра 1:5, 8-13). Покаяние тоже должны иметь плоды (Мар. 3:7-8), а имеющие Духа Святого должны иметь плоды Духа Святого (Гал. 5:22-23) и дары Святого Духа (1 Кор. 12:4-11; Рим. 12:6-18). Если же ничем и никак не проявляется, не действует Дух Святой в тебе (если ты Его имеешь), то Дух Святой всегда в тебе живет, будучи оскорбленным (Еф. 4:30) или же ты Его не имеешь.

Все эти места я привел для того, чтобы все читающие это изъяснение Слова Божия строго проверили себя и исследовали, родился ли ты свыше через покаяние, как это изъяснено, получил ли ты крещение в воде, во имя Господа Иисуса Христа, как делали апостолы и получил ли ты крещение Духом Святым. И живет ли в тебе, проявляя Себя и действуя в дарах, как когда найдет нужным во благо души твоей». [45]

Само название этого богословского сочинения Н.П. Смородина опиралось на пример жизни Сарры и показывало степень близости человека с Богом, как его Смородин понимал. Согласно его учению, аллегорически Сарра, в разное время бывшая сестрой по отцу, невестой и женой Авраама, символизирует разные этапы близости человека с Богом, причем первым этапом является покаяние, вторым – крещение во имя Иисуса Христа, третьим – крещение Духом Святым. В заключение он остроумно и мягко говорит: «Итак, Сарра знала, когда она была для Авраама сестрою, знала с какого времени была невестою, да знала когда она стала женою. А ты, дорогой читатель и слушатель этого изъяснения, знаешь ли о себе в каком ты родстве и близости к Тому, в Которого ты веришь? А если не знаешь, то узнавай, пока не поздно. Но узнавай верно,, без самообольщения, потому что мы можем думать о себе не более нежели должно думать, но скромно и по мере веры (Рим. 12:3)». [46]

«Признаки истинных служителей должны сопровождаться перед всеми: всяким терпением, знаниями, чудесами и силами (2 Кор. 12:12), о чем и свидетельствует Бог, отделяя истину от заблуждения, как и читаем в Писании - «А они пошли и проповедовали везде при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями» (Марк. 16:20). Истинно верующие должны иметь свидетельствование в вере (Евр. 11:39), дабы не оказаться самообманувшимися людьми.Знайте, что самый искренний, но не в верном учении, не может простираться вперед, потому что переход от веры в веру (Титу 1:17) и от силы в силу ( Пс. 83:8) и получение благодати на благодать (Иоан. 1:16), и возрастание в меру возраста Христова (Еф. 4:13-16) - все это происходит через познание слова Божия, так как истина в Иисусе. Мы постольку знаем Иисуса Христа, поскольку знаем Слово Божие, ибо читаем: «Если пребудете в Слове Моем, то вы истинно Мои ученики и познаете истину и истина сделает вас свободными (Иоан. 8:31-32)». [47]

Упреждая возможное высокомерие своих последователей по отношению к другим конфессиям, Смородин назидательно и справедливо замечал: «Предупреждаю и о том, что звание и положение сестры, невесты и жены нас не спасет, а спасет в этих званиях верное хождение перед Богом, на что и да благословит вас Бог и поможет начатый путь совершить до конца». [48]

На склоне своих лет Н.П. Смородин писал в своей работе, названной им «Для служителей», следующее: «Дорогие мои, прошу вас и умоляю, будьте честны и искренни, бойтесь Бога и жалейте человеков, подобных вам. Если ты говоришь о Господе и все слова его говоришь не так верно, как должно, то горит гнев Господа на тебя за то, что не верным учением ты не спасаешь души, а губишь (Иов. 42:78. Матф. 23:15). Вот почему Дух Святой говорит: не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергаемся большему осуждению, чем пасомые. (Иак. 3:1). Если ты истинный служитель, то твой жезл должен быть расцветшим и на нем должны быть почки-цвет и миндаль (Чис. 17:5-8),. то есть признаки служителя должны быть пред всеми - терпение, знамения, чудеса и силы (2 Кор. 12: 12), проявляющиеся в различных дарах Духа Святого. (Рим. 12: 6-8. 1 Кор. 12:8-11). А в ком ничего нет, что его выделяло бы из числа других, и если его дело не сопровождается ничем, то таковые служения не пользу приносят, а вред. Дух Святой о служениях таковых говорит, что таковые люди не Господу служат нашему Иисусу Христу, а своему чреву и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных и производят разделения и соблазны вопреки истинному учению (Рим. 16: 17-18). Таковые лжепророки вводят пагубные ереси, отвергаясь искупившего Господа, навлекая на себя скорую погибель. Но жаль, что многие следуют их разврату и чрез таковых путь истины в поношении. И из любостяжания уловляют льстивыми словами, но суд их давно готов и погибель их не дремлет. (2 Петр. 2:1-2). А посему трезвитесь и бодрствуйте, дабы проповедуя другим, самому не остаться недостойным (1 Кор. 9:27). И да утешит Бог сердца ваши и да утвердит вас во всяком слове и деле благом. (2 Фес. 2:17). Сам Господь мира да даст мир всегда и во всем. Господь со всеми вами, да будет в помощь вам в деле Его и в служении Ему, к Славе Его и во спасение душ человеков».[49]

Эти слова служителя Божьего Н.П. Смородина не потеряли своей актуальности и теперь – и сегодня они звучат, как завещание для современных служителей Евангелия бескорыстно и бескомпромиссно продолжать верное служение Христу. Эти его слова имеют право на жизнь – за ними стояла его жизнь.

 

После смерти Н.П. Смородина даже те немногие церкви христиан в духе апостолов, которые в послевоенное время вошли в состав ВСЕХБ, не могли там оставаться - слишком непримиримым оказался вопрос о «единстве Бога», и практика церковной жизни показала, что противоречие это неразрешимо. Рано или поздно назревал вопрос о невозможности совместного существования, назревал вопрос о необходимости единственного организационного разрыва.

Церкви христиан в духе апостолов стали, в основном, избирать путь независимой от ВСЕХБ автономной регистрации.

К настоящему времени в бывшем Советском Союзе существует около 50 церквей христиан в духе апостолов, из них центральная, крупнейшая - в Санкт-Петербурге. Руководит этой церковью пастор Дмитрий Леонтьевич Шатров. Несколько церквей христиан в духе апостолов функционируют на территории Удмуртии, еще пять - в Брестской области. Существуют такие церкви в Таллине, Ростове-на-Дону, Майкопе, в Караганде, в Гомельской, Псковской областях.

На рубеже 70-80 годов братьями Шатровыми - главными учителями и руководителями этого братства - был написан богословский труд, в котором расширенно излагается вопрос о «единстве Бога» в истолковании христиан в духе апостолов.


[1] В.А. Фетлер. Статистика русских баптистов за 1909 г. СПб., 1910

[2] А.И. Клибанов. История религиозного сектанства в России. Москва. «Наука». 1965. Стр. 224

[3] «Русское слово», 1913, № 171

[4] «Баптист», 1913, № 7, стр. 87

[5] Журнал «Гость». 1914, № 11, стр. 271

[6] А.И. Клибанов. История религиозного сектанства в России. Москва. «Наука». 1965. Стр. 225

[7] В.В. Иванов. Положение баптистов. «Баптист», 1911, № 9, стр. 69

 

 

[8] А.Д. Ушинский. Вероучение малорусских штудистов. Киев, 1886, стр. 184

 

[9] А.И. Клибанов. История религиозного сектанства в России. Москва. «Наука». 1965. Стр. 219

[10] Там же, стр. 220

 

[11] А.И. Клибанов. История религиозного сектанства в России. Москва. «Наука». 1965. Стр. 220

[12] там же

[13] В.Д. Бонч-Бруевич. Избранные сочинения, т. 1. Москва. 1959. Стр. 103

[14] Журнал «Христианин», 1908, № 2, стр. 18

[15] «Христианин», 1908, № 8, стр. 1

[16] там же

[17] А.И. Клибанов. История религиозного сектанства в России. Москва. «Наука». 1965. Стр. 253

[18] Л. Коваленко. Облако свидетелей Христовых. Сакраменто. 1996. Стр. 150-153

[19] В.В. Иванов. Куда мы зашли. «Слово истины», 1918, № 5-6, стр 60

[20] В.В. Иванов. Куда мы зашли. «Слово истины», 1918, № 5-6, стр. 60

[21] «Слово истины». О Духе Святом. 1918, № 9-12, стр. 82

[22] А.И. Клибанов. История религиозного сектанства в России. Москва. «Наука». 1965. Стр. 248

[23] А.И. Клибанов. История религиозного сектанства в России. Москва. «Наука». 1965. Стр. 249

[24] Там же

 

 

[25] А.И. Клибанов. История религиозного сектанства в России. Москва. «Наука». 1965. Стр. 249-250

[26] Там же, стр. 252

 

[27] «Утренняя звезда», 1914, № 15

 

[28] А.И. Клибанов. История религиозного сектанства в России. Москва. «Наука». 1965. Стр. 250

[29] «Баптист», 1911, № 39 (напечатано на обложке)

[30] «Баптист», 1914, № 13-14, стр. 23

[31] Центральный государственный архив высших органов власти и органов управления Украины.

Фонд 4648, опись 2, дело 34, стр. 7

[32] Журнал "Баптист". Москва, 1925 г., № 2, стр.15

[33] Stanley M. Burgess and Gary B. McGee. Dictionary of Pentecostal and Charismatic movements. Zondervan Publishing House. Grand Rapids. Michigan. 1996. Cтр. 866

[34] Журнал "Христианин" 1925 г., № 5, стр. 60

[35] История евангельских христиан-баптистов в СССР. Москва. ВСЕХБ. 1989. Стр. 532

[36] В.Д. Бонч-Бруевич. Избранные атеистические произведения. Москва. "Мысль" 1973 г. стр. 306

[37] И. Елиашевич. "Правда о Чурикове и чуриковцах". Москва-Ленинград. 1930 г., стр. 46

[38] Цитируется по книге В.Д. Бонч-Бруевича "Из мира сектантов". Госиздат 1922 г., стр. 129

[39] Ф.И. Федоренко. "Секты, их вера и дела". Москва, 1965 г., стр. 151

[40] В. Д. Бонч-Бруевич . "Из мира сектантов". Госиздат, 1922 г., стр. 143

[41] Цитируется по книге Ф. Федоренко. "Секты, их вера и дела". стр. 151

[42] Настольная книга пресвитера. ВСЕХБ. Москва. 1982. Стр. 151

[43] Настольная книга пресвитера. ВСЕХБ. Москва. 1982. Стр. 154

[44] Н.П. Смородин. О пришествии Иисуса Христа. Рукопись. Архив Всеукраинского Союза ХВЕ

[45] Н.П. Смородин. Сестра, невеста, жена. Рукопись. Архив Всеукраинского Союза ХВЕ

[46] Там же

[47] Н.П. Смородин. Сестра, невеста, жена. Рукопись. Архив Всеукраинского Союза церквей ХВЕ

[48] там же

[49] Н.П. Смородин. Для служителей. Рукопись. Архив Всеукраинского Союза церквей ХВЕ

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.