|
Возникновение и распространение абстракционизмаС 1907 по 1915 год живописцы в России, Западной Европе и США начали создавать абстрактные произведения искусства, так полагают исследователи и называют первых Василия Кандинского, Казимира Малевича и Пита Мондриана. И все же годом рождения беспредметного искусства считается 1910-й, когда в Германии, в Мурнау, Кандинский написал свою первую абстрактную композицию. В следующем году в Мюнхене он опубликовал ставшую знаменитой книгу «О духовном в искусстве», в которой размышлял о возможности воплощения внутренне необходимого, духовного в отличие от внешнего, случайного. В основу «логического обоснования» абстракций Кандинского легло изучение теософских и антропософских трудов Елены Блаватской и Рудольфа Штайнера.
Но в условиях советской действительности художники абстракционисты не всегда могли достаточно полно и глубоко знакомиться с первоисточниками, они, скорее, чувствовали, догадывались, интуитивно находи ли ответы на волновавшие их проблемы и, отвергая упреки в простом копировании западных образцов, серьезно относились к собственной профессиональной репутации. Кандинский говорил, что «сознательно или бессознательно художники все больше обращаются к своему материалу, испытывают его, взвешивают на духовных весах внутреннюю ценность элементов, из которых надлежит создавать искусство». Сказанное в начале века вновь стало актуальным для следующих поколений живописцев. Во второй половине 50-х появляется абстрактная скульптура, снабженная «электронным мозгом», - «Cysp I» Никола Шёффера. Александр Кальдер, после «мобилей», имевших успех, создает свои «стабили». Возникает одно из обособленных направлений абстракционизма - оп-арт. В то же время почти одновременно в Англии и США появляются первые коллажи, использующие этикетки массовых изделий, фотографии, репродукции и тому подобные Например, существует пространство знака, символа, возникшего из глубины архаического сознания, иногда преображенного в структуру, напоминающую иероглиф (Евгений Добровинский). Существует пространство древних рукописей, образ которых стал своеобразным палимпсестом в композициях Валентина Герасименко. Кроме названных выше, к абстракционистам относятся: М. Ротко, Р. Раушенберг, В. де Кунинг, Л. Мохой-Надь, Ф. Клайн, У. Боччони, Ф. Пикабия, А. Горки, А. Хельд, П. Сулаж, Ф. Клин, Х. Хартунг, Ж. Базен, Р. Биссьер, Н. Де Сталь, Б. Ньюмен и многие другие. У истоков абстракционизма – В. Кандинский, П. Пикассо Василий Кандинский Василий Кандинский был первым художником в России, который осознанно и последовательно отказался от предметных изображений в живописи. Он стал родоначальником так называемой беспредметной живописи, предпочитая абстракцию. Как и многие художники этой поры, он отправился за границу, чтобы получить художественное образование – в Мюнхен, в популярную школу А. Ашбе. Как это было принято, он писал натуральные этюды, усиленно занимался анатомией и получил знания в области композиции. В мюнхенской школе придавали большое значение работе с формами и линиями, что было усвоено и Василием Кандинским. Свое образование он продолжает там же, в Германии, поступив в класс Ф. Штука, прославленного рисовальщика Мюнхенской академии художеств. Будучи по натуре энергичным, активным, Кандинский притягивал к себе многих художников. В 1901 году он организовал объединение «Фаланга». Только в течение четырех лет этим объединением было представлено 12 выставок живописи тех художников, которые в объединение входили. В нижней части картины размытые оттенки воды: голубые, синие, зеленоватые; неясные очертания твердых масс (скалы, камни), погруженных в воду. Справа поднимаются гигантские волны. Слева на скалах висит корабль, потерпевший крушение. Выше – женский торс – символ культуры и разума на паруснике цивилизации, гонимом ураганом истории. Задний парус сорвало, накрыло торс, и он стал похож на Нику. Передний парус напрягся, и он вот-вот лопнет, а парусник между тем несет на скалы. Острия разрушительных сил направлены на торс, ранят его и по нему расплываются кровавые пятна. Черные облака. Маска трагедии. Человеческий плод справа говорит о рождении новой культуры (какой она будет?), но великая старая культура обречена. В начале XX века очень популярны стали в искусстве лубок, фольклорные мотивы, сказки, былины. Кандинский тоже черпает из этой кладовой – он пишет свои яркие работы «Русский всадник», «Русская красавица в пейзаже», «Русская деревня на реке с ладьями». Художника интересует не историческая конкретика, а возможность выявления на холсте «таинственного», воплощение сказочного предания. Кандинский был увлеченным собирателем русского лубка, эстетика которого в эти годы, безусловно, повлияла на его работы. Начало творческой деятельности художника как абстракциониста относится к 1910 – 1911 годам. Он использовал в своих композициях ритмизованные сочетания цветовых пятен различной конфигурации, пронизанные ломаными, иногда прямыми, линиями. («Импровизация №7», 1910; «Смутное», 1917). В. В. Кандинский. Смутное. 1917 г. Дальнейшее движение Кандинского связано с устремлениями к импровизации и композиции – именно так будут называться его живописные работы. К созданию своих абстрактных работ художник двигался опытным путем, но и достаточно продуманно. Он все время балансировал на грани реального и воображаемого. Сам процесс написания картин он рассматривал как многоступенчатый эксперимент в создании пространственных реальностей. Композиционная расчетливость, выверенность в построении форм, четкая структура в расположении цветовых пятен – все это будет характерно для его «Композиций». Теоретическое обоснование своим поискам он дает в книге «О духовном искусстве», вышедшей в 1911 году. Его книга была воспринята весьма бурно в авангардной модернистской среде. Она действительно стала первым теоретическим обоснованием абстракционизма в живописи. Стоит сказать, что о «духовности», «мистичности» в эти годы не размышлял только ленивый. Крайний индивидуализм в искусстве распространялся с необыкновенной силой и скоростью. Кандинский тоже в своей книге объявил о том, что творческий процесс является «самовыражением и саморазвитием духа». В этой абстрактной формуле все же было достаточно определенное мироощущение: если речь идет о «самовыражении», то, естественно, в центре творческого мира помещается «я» художника, но качество этого «я» очень редко обсуждалось. О «саморазвитии духа» говорить еще сложнее – о каком духе идет речь? Для человека традиции представления о Духе связаны с Богом как источником творящим. Естественно, что Кандинский говорил о другом «саморазвитии духа». Он полагал, что художник обязан слышать некий «внутренний звук», что зовет художника за пределы нашего реального мира. Книга «О духовном в искусстве», в сущности, вобрала в себя все, что было популярно в определенной среде русской интеллигенции начала XX века. Но их «духовность» была связана с теософией, то есть с еретическим с точки зрения духовной традиции течением мысли. Да, эти художники были разочарованы позитивизмом и делают выбор в пользу не материального, но духовного. Но духовное ищется среди языческих ритуалов, интереса к черной магии, теософии. Сама природа отвергается во имя того, что за ней, ее формами, стоит «настоящий» мир и что наш мир имеет очень мало с той, невидимой духовностью, что стоит за природой. Отсюда – культ интуиции, поиски «истинного озарения», поиск нерационального познания. Не случайно в это же время так много говорится о синтезе искусств – ищет «внутренний звук» явлений Кандинский, ищет «экстаза» в синтетической музыке А. Скрябин, о музыке природы» рассуждает художник и врач Н. Кульбин. Но эта сконцентрированность на «внутренних видениях» не может ли стать соблазном, не может ли питаться некой болезненной утонченностью и даже нездоровьем? Увы, примеров тому в начале века XX тоже много. Кандинский, например, говорил, что «видел» абстрактную картину, когда лежал, будучи тяжело болен тифом; Кульбин утверждал, что вызывает у себя определенные психические ощущения, когда втыкает в кожу затупленную иглу. То есть аномальные явления, диссонанс, говоря языком музыки, оказывались благотворны для творчества. А потому, надо очень аккуратно относиться ко всем заявлениям художников о «духовности», так как природа «духовности», как мы показали, может быть очень разной. Вообще в начале XX века оккультный рынок двух столиц был весьма обширен. Спиритические интересы, теософские журналы, внимание к восточной медицине, йоге, вегетарианству вызывали интерес в кругах интеллигенции. Дело доходило до смешного: питие чая без сахара или ношение туфель на высоком каблуке расценивались как обязательные элементы духовного «покаяния». Художников же в оккультизме привлекал взгляд на самих себя как на ясновидцев. Идея художника как ясновидца касалась и Кандинского. В 1911 году Кандинский организовал объединение под названием «Синий всадник». Цель этого объединения была масштабна – разрушить границы между отделившимися друг от друга видами искусства, то есть собрав воедино новые идеи в живописи, музыке, театре. Подобные стремления были характерны и для художников Европы, в частности, в Берлине существовало общество «Штурм», в издательстве которого Кандинский опубликовал свой теоретический тракт «Живопись как чистое искусство». Редакция газеты с одновременным названием («Штурм») устроила для Кандинского персональную выставку, на которой были показаны работы художника, написанные в 1902 – 1912 годы. В России же Кандинский был связан с художниками Д. Бурлюком, Н. Гончаровой, М. Ларионовым, К. Малевичем, участвуя в устройстве выставок авангарда – «Бубновый валет» (1910 г., 1912 г., Москва), «Салон Издебского» (Москва, Одесса) и ряд других. Только в 1915 году Василий Кандинский вернулся в Россию и поселился в Москве (его прежние заезды на родину были эпизодичны и кратковременны). В Москве же в 1917 году, по его словам, «увидел революцию из своих собственных окон». Как и многие художники, проявляющие к революции лояльность, Кандинский участвует в это время в работе коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса, а также занимается преподавательской, музейной и общественной работой. В частности, он становится одним из инициативных организаторов Музея живописной культуры Петрограда (1919), Института художественной культуры в Москве. В 1921 году от имени и по поручению новой власти в России Кандинский отправляется в Германию для установления связей с лицами и учреждениями культурно-значимыми. Он остается в Баухаузе (так называется высшая школа строительства в Германии) преподавать. Художник много экспериментирует, занимается теоретической работой, ищет возможности создания «синтетического искусства». В это же время (1920 – 1930-е годы) он становится известен в Европе. Его называют лидером, теоретиком нового искусства абстракции. В 1926 году он издает теоретическую работу «Точка и линия на плоскости», которая сначала публикуется в Германии, а потом переводится на многие языки мира. Выставки Кандинского следуют одна за другой – почти ежегодно он выставляется в Европе и США. В 1933 году, после прихода в Германии к власти Гитлера, высшая школа, в которой преподавал Василий Кандинский, была закрыта. И художник перемещается во Францию и поселяется в небольшом местечке Нёйи-сюр-Сен, рядом с Парижем. Этот дом и стал для него постоянным жилищем, где он проживет до самой смерти. Живя достаточно замкнуто, мало общаясь и с русской эмиграцией, и с французскими художниками, он, тем не менее, не отказывал в приеме тем, кто желал его навестить. Естественно, что Кандинский не отказывался и от участия в выставках – в 1936 году его картины выставлены в Лондоне на вернисаже «Абстрактное и конкретное», в том же году – в Нью-Йорке на выставке под названием «Кубизм и абстрактное искусство». В фашистской Германии была устроена выставка под названием «Дегенеративное искусство», на которой были представлены работы авангардистов, все они потом были уничтожены. В том числе и картины Василия Кандинского. Живя во Франции, Василий Кандинский продолжал много работать. За одиннадцать лет он создал 144 картины, 250 акварелей и гуашей. Работы Кандинского оставались все теми же выверенными и механистичными композициями. Он не знал больше ни развития, ни поисков, создав однажды свой цветной и геометрический мир абстрактного искусства. Жизнь завершена. Когда-то они, ниспровергатели, говорили, что им тесно и душно в рамках старого искусства, что им надоели условные формы нравственности и жизни. Теперь, найдя свои условные формы, они стали знамениты. Но им на смену приходили другие поколения, которым их формы тоже были тесны, условны и невыносимы. П. Пикассо ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|