Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Возникновение и распространение абстракционизма





С 1907 по 1915 год живописцы в России, Западной Европе и США начали создавать абстрактные произведения искусства, так полагают исследователи и называют первых Василия Кандинского, Казимира Малевича и Пита Мондриана. И все же годом рождения беспредметного искусства считается 1910-й, когда в Германии, в Мурнау, Кандинский написал свою первую абстрактную композицию. В следующем году в Мюнхене он опубликовал ставшую знаменитой книгу «О духовном в искусстве», в которой размышлял о возможности воплощения внутренне необходимого, духовного в отличие от внешнего, случайного. В основу «логического обоснования» абстракций Кандинского легло изучение теософских и антропософских трудов Елены Блаватской и Рудольфа Штайнера.
«Abstractio» означает «отвлечение». В применении к живописи этот термин позволяет передать особенности художественного сознания, направленного в поисках гармонии от частного к всеобщему. Не случайно в первые десятилетия абстрактное искусство нуждалось в теории символизма, в обращении к мистическим идеям, однако позже художников все сильнее увлекали проблемы, связанные с биофизическими открытия-ми, с попытками воплотить понятия времени и пространства, бесконечности природных форм, скрытых за внешними покровами. Один из первых абстракционистов, создатель «лучизма» Михаил Ларионов изображал «излучение отраженного света (цветовую пыль)».


В 1920-е годы, во время стремительного развертывания всех авангардных направлений абстрактное искусство включало в свою орбиту кубофутуристов, беспредметников, конструктивистов, супрематистов (А. Экстер и Л. Попо-ву, А. Родченко и В. Степанову, Г.Стенберга и М. Матюшина, Н. Суетина и И. Чашника). Язык нефигуративного искусства лежал в основе культуры новой, современной пластической формы, станковой, декоративно-прикладной или монументальной, и имел все возможности для дальнейшего плодотворного и перспективного развития.
Нет необходимости вновь повторять уже хорошо известное. Внутренние противоречия авангардного движения, усиленные жестким прессингом идеологического официоза, в начале 1930-х годов заставили его деятелей искать иные творческие пути. «Антинародное идеалистическое» абстрактное искусство отныне не имело права на существование. И казалось, оно исчезло не только из музейных залов, из книг и монографий, но из памяти.
С приходом к власти фашистов центры абстракционизма перемещаются в Америку. В 1937 году в Нью-Йорке создается музей беспредметной живописи, основанный семьей миллионера Гугенхейма, в 1939 году - Музей современного искусства, созданный на средства Рокфеллера. Во время второй Мировой войны и после ее окончания в Америке собрались вообще все ультралевые силы художественного мира. В послевоенной Америке набирала силу «школа Нью-Йорка», членами которой были со-здатели абстрактного экспрессионизма Д. Поллак, М. Ротко, Б. Ньюман, А. Готтлиб. Летом 1959 года их произведения увидели молодые художники в Москве на выставке национального искусства США в парке «Сокольники». За два года до этого события современное мировое искусство было представлено на художественной выставке в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Ин-формационный прорыв стал своеобразным символом духовной и социальной свободы.

Но в условиях советской действительности художники абстракционисты не всегда могли достаточно полно и глубоко знакомиться с первоисточниками, они, скорее, чувствовали, догадывались, интуитивно находи ли ответы на волновавшие их проблемы и, отвергая упреки в простом копировании западных образцов, серьезно относились к собственной профессиональной репутации.
Возвращение абстрактного искусства в культурное пространство России не было всего лишь следствием изменения политического климата или имитацией художественных явлений Запада. Законы «саморазвития искусства» выстраивали «жизненно необходимые самому искусству» формы. Происходил «процесс реперсонализации искусства. Появилась возможность создания индивидуальных картин мира» (А. Боровский). Последнее и вызвало мощную отрицательную реакцию на государственном уровне, долгие годы приучавшую рассматривать абстракционизм как «крайне формалистическое направление, чуждое правдивости, идейности и народности», а произведения созданные абстракционистами, как «бессмысленное сочетание отвлеченных геометрических форм, хаотических пятен и линий».

Кандинский говорил, что «сознательно или бессознательно художники все больше обращаются к своему материалу, испытывают его, взвешивают на духовных весах внутреннюю ценность элементов, из которых надлежит создавать искусство». Сказанное в начале века вновь стало актуальным для следующих поколений живописцев. Во второй половине 50-х появляется абстрактная скульптура, снабженная «электронным мозгом», - «Cysp I» Никола Шёффера. Александр Кальдер, после «мобилей», имевших успех, создает свои «стабили». Возникает одно из обособленных направлений абстракционизма - оп-арт. В то же время почти одновременно в Англии и США появляются первые коллажи, использующие этикетки массовых изделий, фотографии, репродукции и тому подобные

Например, существует пространство знака, символа, возникшего из глубины архаического сознания, иногда преображенного в структуру, напоминающую иероглиф (Евгений Добровинский). Существует пространство древних рукописей, образ которых стал своеобразным палимпсестом в композициях Валентина Герасименко.

Кроме названных выше, к абстракционистам относятся: М. Ротко, Р. Раушенберг, В. де Кунинг, Л. Мохой-Надь, Ф. Клайн, У. Боччони, Ф. Пикабия, А. Горки, А. Хельд, П. Сулаж, Ф. Клин, Х. Хартунг, Ж. Базен, Р. Биссьер, Н. Де Сталь, Б. Ньюмен и многие другие.

У истоков абстракционизма – В. Кандинский, П. Пикассо

Василий Кандинский

Василий Кандинский был первым художником в России, который осознанно и последовательно отказался от предметных изображений в живописи. Он стал родоначальником так называемой беспредметной живописи, предпочитая абстракцию.

Как и многие художники этой поры, он отправился за границу, чтобы получить художественное образование – в Мюнхен, в популярную школу А. Ашбе. Как это было принято, он писал натуральные этюды, усиленно занимался анатомией и получил знания в области композиции. В мюнхенской школе придавали большое значение работе с формами и линиями, что было усвоено и Василием Кандинским. Свое образование он продолжает там же, в Германии, поступив в класс Ф. Штука, прославленного рисовальщика Мюнхенской академии художеств. Будучи по натуре энергичным, активным, Кандинский притягивал к себе многих художников. В 1901 году он организовал объединение «Фаланга». Только в течение четырех лет этим объединением было представлено 12 выставок живописи тех художников, которые в объединение входили.

В нижней части картины размытые оттенки воды: голубые, синие, зеленоватые; неясные очертания твердых масс (скалы, камни), погруженных в воду. Справа поднимаются гигантские волны. Слева на скалах висит корабль, потерпевший крушение. Выше – женский торс – символ культуры и разума на паруснике цивилизации, гонимом ураганом истории. Задний парус сорвало, накрыло торс, и он стал похож на Нику. Передний парус напрягся, и он вот-вот лопнет, а парусник между тем несет на скалы. Острия разрушительных сил направлены на торс, ранят его и по нему расплываются кровавые пятна. Черные облака. Маска трагедии. Человеческий плод справа говорит о рождении новой культуры (какой она будет?), но великая старая культура обречена.

В начале XX века очень популярны стали в искусстве лубок, фольклорные мотивы, сказки, былины. Кандинский тоже черпает из этой кладовой – он пишет свои яркие работы «Русский всадник», «Русская красавица в пейзаже», «Русская деревня на реке с ладьями». Художника интересует не историческая конкретика, а возможность выявления на холсте «таинственного», воплощение сказочного предания. Кандинский был увлеченным собирателем русского лубка, эстетика которого в эти годы, безусловно, повлияла на его работы.

Начало творческой деятельности художника как абстракциониста относится к 1910 – 1911 годам. Он использовал в своих композициях ритмизованные сочетания цветовых пятен различной конфигурации, пронизанные ломаными, иногда прямыми, линиями. («Импровизация №7», 1910; «Смутное», 1917).

В. В. Кандинский. Смутное. 1917 г.

Дальнейшее движение Кандинского связано с устремлениями к импровизации и композиции – именно так будут называться его живописные работы. К созданию своих абстрактных работ художник двигался опытным путем, но и достаточно продуманно. Он все время балансировал на грани реального и воображаемого. Сам процесс написания картин он рассматривал как многоступенчатый эксперимент в создании пространственных реальностей. Композиционная расчетливость, выверенность в построении форм, четкая структура в расположении цветовых пятен – все это будет характерно для его «Композиций». Теоретическое обоснование своим поискам он дает в книге «О духовном искусстве», вышедшей в 1911 году. Его книга была воспринята весьма бурно в авангардной модернистской среде. Она действительно стала первым теоретическим обоснованием абстракционизма в живописи. Стоит сказать, что о «духовности», «мистичности» в эти годы не размышлял только ленивый. Крайний индивидуализм в искусстве распространялся с необыкновенной силой и скоростью. Кандинский тоже в своей книге объявил о том, что творческий процесс является «самовыражением и саморазвитием духа». В этой абстрактной формуле все же было достаточно определенное мироощущение: если речь идет о «самовыражении», то, естественно, в центре творческого мира помещается «я» художника, но качество этого «я» очень редко обсуждалось. О «саморазвитии духа» говорить еще сложнее – о каком духе идет речь? Для человека традиции представления о Духе связаны с Богом как источником творящим. Естественно, что Кандинский говорил о другом «саморазвитии духа». Он полагал, что художник обязан слышать некий «внутренний звук», что зовет художника за пределы нашего реального мира. Книга «О духовном в искусстве», в сущности, вобрала в себя все, что было популярно в определенной среде русской интеллигенции начала XX века. Но их «духовность» была связана с теософией, то есть с еретическим с точки зрения духовной традиции течением мысли. Да, эти художники были разочарованы позитивизмом и делают выбор в пользу не материального, но духовного. Но духовное ищется среди языческих ритуалов, интереса к черной магии, теософии. Сама природа отвергается во имя того, что за ней, ее формами, стоит «настоящий» мир и что наш мир имеет очень мало с той, невидимой духовностью, что стоит за природой. Отсюда – культ интуиции, поиски «истинного озарения», поиск нерационального познания. Не случайно в это же время так много говорится о синтезе искусств – ищет «внутренний звук» явлений Кандинский, ищет «экстаза» в синтетической музыке А. Скрябин, о музыке природы» рассуждает художник и врач Н. Кульбин. Но эта сконцентрированность на «внутренних видениях» не может ли стать соблазном, не может ли питаться некой болезненной утонченностью и даже нездоровьем? Увы, примеров тому в начале века XX тоже много. Кандинский, например, говорил, что «видел» абстрактную картину, когда лежал, будучи тяжело болен тифом; Кульбин утверждал, что вызывает у себя определенные психические ощущения, когда втыкает в кожу затупленную иглу. То есть аномальные явления, диссонанс, говоря языком музыки, оказывались благотворны для творчества. А потому, надо очень аккуратно относиться ко всем заявлениям художников о «духовности», так как природа «духовности», как мы показали, может быть очень разной. Вообще в начале XX века оккультный рынок двух столиц был весьма обширен. Спиритические интересы, теософские журналы, внимание к восточной медицине, йоге, вегетарианству вызывали интерес в кругах интеллигенции. Дело доходило до смешного: питие чая без сахара или ношение туфель на высоком каблуке расценивались как обязательные элементы духовного «покаяния». Художников же в оккультизме привлекал взгляд на самих себя как на ясновидцев. Идея художника как ясновидца касалась и Кандинского.

В 1911 году Кандинский организовал объединение под названием «Синий всадник». Цель этого объединения была масштабна – разрушить границы между отделившимися друг от друга видами искусства, то есть собрав воедино новые идеи в живописи, музыке, театре. Подобные стремления были характерны и для художников Европы, в частности, в Берлине существовало общество «Штурм», в издательстве которого Кандинский опубликовал свой теоретический тракт «Живопись как чистое искусство». Редакция газеты с одновременным названием («Штурм») устроила для Кандинского персональную выставку, на которой были показаны работы художника, написанные в 1902 – 1912 годы. В России же Кандинский был связан с художниками Д. Бурлюком, Н. Гончаровой, М. Ларионовым, К. Малевичем, участвуя в устройстве выставок авангарда – «Бубновый валет» (1910 г., 1912 г., Москва), «Салон Издебского» (Москва, Одесса) и ряд других. Только в 1915 году Василий Кандинский вернулся в Россию и поселился в Москве (его прежние заезды на родину были эпизодичны и кратковременны). В Москве же в 1917 году, по его словам, «увидел революцию из своих собственных окон». Как и многие художники, проявляющие к революции лояльность, Кандинский участвует в это время в работе коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса, а также занимается преподавательской, музейной и общественной работой. В частности, он становится одним из инициативных организаторов Музея живописной культуры Петрограда (1919), Института художественной культуры в Москве.

В 1921 году от имени и по поручению новой власти в России Кандинский отправляется в Германию для установления связей с лицами и учреждениями культурно-значимыми. Он остается в Баухаузе (так называется высшая школа строительства в Германии) преподавать. Художник много экспериментирует, занимается теоретической работой, ищет возможности создания «синтетического искусства». В это же время (1920 – 1930-е годы) он становится известен в Европе. Его называют лидером, теоретиком нового искусства абстракции. В 1926 году он издает теоретическую работу «Точка и линия на плоскости», которая сначала публикуется в Германии, а потом переводится на многие языки мира. Выставки Кандинского следуют одна за другой – почти ежегодно он выставляется в Европе и США. В 1933 году, после прихода в Германии к власти Гитлера, высшая школа, в которой преподавал Василий Кандинский, была закрыта. И художник перемещается во Францию и поселяется в небольшом местечке Нёйи-сюр-Сен, рядом с Парижем. Этот дом и стал для него постоянным жилищем, где он проживет до самой смерти. Живя достаточно замкнуто, мало общаясь и с русской эмиграцией, и с французскими художниками, он, тем не менее, не отказывал в приеме тем, кто желал его навестить. Естественно, что Кандинский не отказывался и от участия в выставках – в 1936 году его картины выставлены в Лондоне на вернисаже «Абстрактное и конкретное», в том же году – в Нью-Йорке на выставке под названием «Кубизм и абстрактное искусство». В фашистской Германии была устроена выставка под названием «Дегенеративное искусство», на которой были представлены работы авангардистов, все они потом были уничтожены. В том числе и картины Василия Кандинского.

Живя во Франции, Василий Кандинский продолжал много работать. За одиннадцать лет он создал 144 картины, 250 акварелей и гуашей. Работы Кандинского оставались все теми же выверенными и механистичными композициями. Он не знал больше ни развития, ни поисков, создав однажды свой цветной и геометрический мир абстрактного искусства. Жизнь завершена. Когда-то они, ниспровергатели, говорили, что им тесно и душно в рамках старого искусства, что им надоели условные формы нравственности и жизни. Теперь, найдя свои условные формы, они стали знамениты. Но им на смену приходили другие поколения, которым их формы тоже были тесны, условны и невыносимы.

П. Пикассо







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.