Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Смысловое значение и формы сюрреализма





Сюрреализм - (термин происходит от французского «surrealisme» и буквально переводится как «сверхреализм») - модернистское направление в искусстве, появившееся после первой мировой войны во Франции, в 20-х годах нашего века, и связанное с такими именами как Андре Бретон, Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Дэвид Линч. Сюрреализм выступил как одно из направлений в живописи, литературе и кино. Постепенно, сливаясь с массовой культурой, пересекаясь с пост- и трансавангардом, вошел в качестве составной части в постмодернизм.

Сюрреализм был основан на символизме и под влиянием символизма. Сами сюрреалисты указывают на происхождение этого направления от романтизма начала 19 века. Его создатели – молодые художники и поэты рассматривали сюрреализм как способ познания подсознательного.

Применительно к живописи Андре Бретон выделял в сюрреализме следующие базовые приемы (принципы):

1) автоматизм,

2) использование так называемых обманок,

3) образы из сновидений.

Сюрреализм является явным и непосредственным детищем психоанализа, отсюда его обращение к сновидению, к бессознательному и к технике свободных ассоциаций.

Сюрреализму свойственно произвольное сочетание переданных с фотографической точностью отдельных элементов натуры с абстрактными неизобразительными формами. Однако, в отличие от откровенно озорующего и эпатирующего характера деятельности большинства дадаистов, представители сюрреализма стремятся воздействовать на психику зрителя кошмарной причудливостью своих ассоциаций, как бы воспроизводящих тот мир чудовищного переплетения образов, который характерен для кошмарных сновидений или для бреда наяву душевнобольных.

В формировании сюрреализма важное место занимает предшествовавшее течение - дадаизм. Дадаизм - это дерзкое, эпатирующее

«антитворчество», возникшее в обстановке ужаса и разочарования художников перед лицом катастрофы - мировой войны, европейских революций. Это течение в 1916-1918 гг. смущало покой Швейцарии, а затем прокатилось по Австрии, Франции и Германии.

Сюрреализм во многом опирался на учения французских и немецких философов, а также на идеи знаменитого психолога Зигмунда Фрейда. Учение З. Фрейда о психоанализе оказало наибольшее влияние на сюрреализм: «случайностные» методы раннего сюрреализма соответствовали фрейдовской методике «свободных ассоциаций», употреблявшейся при изучении внутреннего мира человека.

Одной из основ сюрреализма, на которую обращалось

внимание, стал метод, в соответствии с которым записывались либо зарисовывались именно сновидения сразу после пробуждения, галлюцинации, подсознательные образы, пока их не затронуло осмысление, реальное сознание, в процесс не включилась логика. Это метод психоанализа Фрейда, так называемый анализ произнесенной мысли вследствие как можно быстрого монолога, когда сознание человека не успевает вынести никаких суждений.

Одна из самых общеизвестных идей фрейдизма, согласно которой ошибки, обмолвки, остроты – это неконтролируемые выбросы кипящей, бродящей материи подсознания, которая таким образом прорывает застывшую корку «Эго» так же нашла бурную поддержку среди сюрреалистов. К примеру, Сальвадор Дали писал: «Ошибки всегда имеют в себе нечто священное. Никогда не пытайтесь исправлять их. Наоборот: их следует рационализировать и обобщать. После того станет возможным сублимировать их».

 

Сальвадор Дали

Сальвадор Дали Доменеч родился 11 мая 1904года в Каталонии, чем гордился и многократно подчеркивал, считая своей особенностью.

Дали очень любил привлекать внимание к себе, рос капризным и избалованным ребенком.

Сальвадор Дали начал рисовать довольно рано. Уже в четыре года он с упорством пытался рисовать. В возрасте десяти лет он рисовал карандашные миниатюры и карикатуры на школьных товарищей, в том же возрасте он написал первое в жизни полотно. Пока это были довольно неумелые работы, но они показывали, что впоследствии проявится большой талант. Увлечение живописью одобряли родители и младшая сестра и часто просили Дали нарисовать их портреты.

В 12 лет он начал писать, используя масляные краски, а первую работу, выполненную ими, назвал «Натюрморт», хотя это был пейзаж. Стоит отметить, что уже в этом раннем возрасте Сальвадору удавалось показать перспективу и неплохо работать с цветом. В 14 его воспринимают как художника.

В 1921 году он поступает в Академию Сан-Фернандо.

Дали начинает с азов и вскоре добивается впечатляющих результатов, уже эти ранние работы поражают точностью деталей. Можно сказать, что если бы он работал в направлении реализма, то и здесь бы достиг большого успеха. Наблюдательность отражается во всех полотнах Дали: фигуры людей, детали написаны с невероятной точностью и мастерством. Эти фигуры и детали он потом соединяет и пишет свои картины, которые похожи на причудливые сновидения.

Саму суть идей сюрреализма Сальвадор Дали передает довольно точно, однако стоит обратить внимание на своеобразие его творческого метода. Дали изображал не абстрактные ирреальные формы, как другие художники этого направления, например Макс Эрнст или Андре Масон, а реальные фигуры людей, предметы, здания и прочие образы. Всплывающие из подсознания формы сюрреалисты называли «автоматизмом». Дали использовал реальные образы в самых невероятных сочетаниях, но обращение к узнаваемым элементам облегчало восприятие его картин в целом. Соединение несоединимого вызывало те ассоциации, которые хотел вызвать художник. Этот метод Дали называл «параноидально-критическим».

В 1929 году художник был принят в сообщество сюрреалистов

А. Бретона, в котором он состоял по 1936 год.

 

Большое влияние на Дали оказывает его родина – Кадакес. Именно природу Кадакеса пишет он на своих первых картинах, например, в работе «Кадакес» 1920года, и именно эти скалы и море мы можем увидеть на заднем плане многих его работ. Например, на знаменитых полотнах «Атомная Леда», «Постоянство памяти», «Тайная вечеря», «Мадонна Порт-Льигата» и многих других.

Образ сестры Анны-Марии Дали пишет в 1925 году. Это картина «Женщина у окна». На ней со спины изображена сестра художника, смотрящая на залив Порт-Льигат. Интересно, что фигуры выполнена в манере реализма, при этом пейзаж за окном будто отделен от фигуры женщины и статичен. Художник намеренно не изображает движение воды и воздуха, чтобы абсолютно точно передать ощущение абсолютного покоя и тишины. Эта картина считается последней ступенью Дали от реализма к сюрреализму.

В 1921 году умирает мать художника Фелипа Доменеч, а в 1926 отец Дали женится во второй раз. Сальвадор Дали воспринимал этот брак как измену покойной матери и никогда не смог простить. Под воздействием этого события, у Дали родился первый сюрреалистический образ, который он не раз использовал. Это был Вильгельм Телль, которому художник придал черты отца Эдипа. (про мать где-то писал, что «иногда с удовольствием плюю ей в лицо»)

Миф о Вильгельме Телле входит в творчество Дали в 1930 году, сразу в живописи и в поэзии, причем трактует его Дали весьма необычно. («великий мастурбатор», «вильгельм Телль», «Загадка Вильгельма Телля»(с Ильичом =))

Гала, естественно

Дали знакомится с Полем Элюаром и его женой Галой. Знакомство с последней изменило жизнь художника, она сразу поразила его воображение, став его музой и спутницей жизни.

Гала (Елена Дьяконова) была музой Дали со дня их знакомства до самой смерти. В 1930 году она переехала к художнику. Дела Дали пошли в гору, поскольку Гала показала себя организатором и менеджером, именно она занималась продажей картин Дали. Уже в 1931 году он пишет «Постоянство памяти», которая является первой значительной работой, принесшей не только известность, но и прибыль. Также именно эта картина стала концепцией относительности времени и побудила Сальвадора Дали заняться современными научными теориями (годами позднее он напишет «Три Сфинкса острова Бикини», под впечатлением от открытий в области физики). Еще несколько лет спустя, под влиянием увлечением физикой, напишет «Распад постоянства памяти».

Под влиянием науки и теории ядерного распада, Сальвадор Дали в 1952 году пишет и образ Галы в виде портрета, состоящего из отдельных фрагментов. Её лицо образуют сферы, расходящиеся в разные стороны.

При этом сферы на оси симметрии полотна обретают трехмерный облик и перспективу. «Галатея со сферами» является одним из сюрреалистических портретов Галы Дали.

С 30-х годов Дали усиленно работал. На его полотнах в том или ином образе все чаще появляется его жена – Гала Дали. Часто художник пишет её портреты, пишет ее обнаженной. В 1931 году Сальвадор Дали написал картину «Градива, вновь обретающая антропоморфные руины». Эта картина примечательна, поскольку является одной из первых картин, на которой центральной фигурой является Гала. Ее фигура словно вырастает из тяжелой темной скалы. На заднем плане – пейзаж со скалами родины художника – основной рефрен его полотен.

Показательна одна из классических работ Дали «Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната за минуту до пробуждения». Моделью для женщины в центре композиции также является Гала Дали.

Наиболее значимыми картинами являются «Атомная Леда» и «Мадонна Порт-Льигата», которые не давались художнику на протяжении всего 1948 года, и были закончены в 1949 году. На обеих картинах Сальвадор использует религиозно-мифические мотивы, изображая свою жену.

Для Дали древнегреческий миф о супруге Зевса Леде имел особенное значение, поскольку художник ассоциировал себя и Галу с этими персонажами. Дали считал, что он и Гала – близнецы, которые не могут друг без друга. В центре полотна расположена женщина и подлетающий к ней лебедь. Картина написана в классическом стиле, не применяя параноидально-критический метод. В том же стиле написана и «Мадонна Порт-Льигата». Дали боготворил Галу и неудивительно, что он пишет ее в образе классической Мадонны эпохи Возрождения. В этой картине очень много мелких деталей. В центе находится Мадонна, сидящая на троне, все остальные элементы расположены отдельно друг от друга и будто притягиваются к центру. На заднем плане – пейзаж Кадакеса. На этом полотне художник изобразил все то, что является для него наиболее значимым и важным.

Жена являлась источником вдохновения даже в последние годы жизни, когда она уехала жить от Дали в замок Пуболь. Если раньше писать ее многочисленные портреты заставляла любовь, то теперь тоска и одиночество. В 1971-73 гг. Сальвадор Дали пишет картину «Дорога на Пуболь». Это печальная и лиричная картина передает переживания и страдания художника: осень – символ увядания, белая лошадь – символ чистоты. Замок изображен вдалеке. Скорее всего, это символизирует недостижимую цель. В верхней части картины изображен грустный ангел – Гала Дали.

Смерть своей музы в 1982 году Дали перенес очень тяжело, и через 7 лет он умирает.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.