Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







КОНСТРУКТИВНЫЙ ПЕРИОД. ОРФИЗМ





В 1912, создавая серию «Окна» (Гренобль, Музей изящных искусств, Филадельфия, Музей искусств), художник пришел к мысли о создании такой живописи, техника которой заключалась бы не только в цвете и цветовых контрастах, но которая развивалась бы и во времени и воспринималась одновременно с первого же взгляда. Ни один французский художник, даже среди фовистов, не осмеливаются рассматривать цвет в качестве основного и единственного элемента живописи, но именно это утверждал Делоне, когда говорил, что до него цвет всегда считался лишь средством «раскрашивания». Для него же цвет был абсолютно самоценен, цветом он заменил почти все остальные элементы — рисунок, объем, перспективу, светотень.

Делоне вовсе не отрицал ту цель, для достижения которой нужны были все эти средства, но он стремился добиться того же результата одним лишь цветом, передать им и форму, и глубину, и композицию, и даже сюжет.

В этом состоит революционный характер творчества художника, любившего повторять: «Чтобы создать действительно новое, нужно прибегнуть к абсолютно новым средствам».

Так, в «Окнах» пространство передается уже не при помощи перспективы, линейной или воздушной, а при помощи цветовых контрастов, которые создают глубину без использования светотени.

В серии картин «Круглые формы» (1912-1913, Нью-Йорк, Музей современного искусства, Амстердам. Гор.музей) Делоне открыл для себя еще одно качество цвета: его динамическую силу. Он обнаружил, что.располагая цвета рядом, можно добиться своеобразной вибрации, более или менее заметной в зависимости от соседствующих цветов, их интенсивности, площади поверхности. Зная эту особенность, художник теперь мог моделировать движение композиции. От динамизма футуристов его отличало то, что он не описывал движение, но выражал динамизм цвета в чисто физическом понимании.

АБСТРАКЦИЯ

Весьма оригинальным было и восприятие художником абстракции. Картины «Диск» и «Круглые формы» — нефигуративные произведения — позволяют говорить о Делоне как о пионере абстрактной живописи, но его концепция совершенно бессистемна.

Для него важно не столько то, существуют ли в картине какие-либо визуальные референции к окружающей действительности, сколько то, что ее техника «антидескриптивна».

Эта точка зрения отражена в таких произведениях, как «Команда Кардифа» (1912-1913, Париж, Гор.музей современного искусства) и «В честь Блерио» (1914, Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду; Гренобль, Музей изящных искусств), сюжеты в них играют второстепенную роль, зато техника исполнения свидетельствует о большом мастерстве в обращении с цветом: контрасты более выразительны, ритмы не нарушают определенную связность.

В честь блерио

Диск

Команда Кардифа


В картине «В честь Блерио» винтообразные чередования, характерные для серии композиций «Круглые формы», трансформируются в дискообразные — это позволило художнику шире использовать контрастность и более последовательно передать движение.

ИБЕРИЙСКИЙ ПЕРИОД И ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ

Находясь во время войны в Испании и Португалии, Делоне применил свою новую технику к изображению человеческого тела («Обнаженные женщины за чтением») и предметов («Португальский натюрморт», Балтимор, Музей искусства; Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду; Монпелье, музей). Кроме того, художник углубил созданное им понятие «диссонанс» в живописи, что в его собственном понимании было отношением между цветом и быстрым вибрированием. В те же годы Соня Делоне работала над пейзажами и натюрмортами. В этот период были созданы замечательные произведения — «Загон для свиней» (1922, Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду), «Команда Кардифа» (1922-1923) и серия «Скаковые лошади» (1924-1930). В 1920-е Делоне совершенствовал свой художественный язык.

ВТОРОЙ АБСТРАКТНЫЙ ПЕРИОД

В 1930 начался еще один важный период в творчестве Делоне. Художник вновь обратился к проблемам, которые пытался разрешить в серии картин «Круглые формы». Он создал новые работы на ту же тему (1930-1931, Нью-Йорк, музей Соломона Гуггенхейма; Цюрих, Кунстхалле), но более динамичные и более совершенные с точки зрения техники. Но подлинное решение было найдено в картинах «Радость жизни» (1930-1931). Если в предшествующих работах Делоне цветовые элементы, по его собственным словам, «хорошо контрастировали, но не имели законченного вида», то теперь художник прибегнул к новому формальному расположению в виде дисков, что позволило разграничить фрагменты и сконцентрировать внимание на композиции.

В его картине «Ритмы» (1930-1937, Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду; Гренобль, Музей изящных искусств) цвета расположены во «вращательном» направлении, а в композиции «Бесконечные ритмы» (1933-1934, Париж, Нац. музей современного искусства.Центр Помпиду) — цветовые ритмы чередуются и взаимопроникают с разных сторон от серединной линии. Позже, в «Спиральных ритмах» (1934-1936) цветовые ритмы изображены в винтовом движении.

Rythme

Rythme sans fin

Rhythm

Rythm


 

МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

К монуметальному искусству. Делоне первым усмотрел монументальный характер своих произведений. Друзьям и последователям зимой 1938-1939 он объяснял:

«Я считаю, что можно переходить от работы над одной картиной к работе над второй и третьей — в результате получится ансамбль. Я думаю также, что это подводит нас к архитектуре. Такой тип живописи вовсе не разрушает архитектуру, вы можете с успехом заставить цвета играть на стене».

В 1930 Делоне начал работу над «Рельефными ритмами» (1930- 1936), в которой он использовал, а порой и изобретал новые материалы, главным свойством которых являлась устойчивость к атмосферным воздействиям. Казалось, это внимание к материалу и подчинение рельефов плоскости приведут художника к монументальному искусству.

Организаторы Всемирной Выставки 1937, предложив ему оформление двух дворцов, дали художнику возможность реализовать его давнюю мечту: соединить свои произведения с архитектурой. Исполненные им огромные рельефные панно и рельефы подтвердили рождение совершенно нового искусства, ломающего рамки станковой живописи и дающего начало всеобщему синтезу пластических искусств. В этом же монументальном духе созданы и последние работы Делоне («Круговой ритм», 1937, Нью-Йорк, музей Соломона Гуггенхейма, «Три ритма». 1938, Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду), которые стали своеобразным духовным завещанием мастера.

Творческие искания художника были прерваны болезнью.

Делоне вместе со своей женой заложил основы новой художественной концепции, радикально отличающейся от той, что существовала с эпохи Возрождения. Он отказался от привычных выразительных средств, традиционного образа мыслей и доверил цвету самые разнообразные функции. Одним лишь цветом он сумел передать и новое восприятие пространства, тесно связанного со временем, и физическую динамику материала, что нашло свое подтверждение в современных научных теориях.

Фернан Леже

Фернан Леже — французский живописец и скульптор, мастер декоративного искусства, художник-модернист и основоположник тубизма.

Творчество Фернана Леже

Начиная с 1910, Леже — активный участник салона des Independants.

Его ранние картины («Обнаженные в лесу», «Сидящая женщина») написаны в стиле кубизма. Вместе с Браком и испанским художником Пабло Пикассо Леже сыграл важную роль в формировании и распространении кубизма.

Участие Леже в первой мировой войне повлияло на стиль его последующих работ. В своих картинах Леже стал использовать много технократических символов, изображая свои объекты и людей в урбанистических, техногенных формах. «Город» — одна из его наиболее примечательных картин в этом плане.

Работы Леже оказали немаловажное влияние на формирование неопластицизма в Нидерландах и конструктивизма в Советском Союзе.

В середине ХХ века Леже имел успех и как художник декоративно-прикладного искусства, и как скульптор. Создавая мозаику, керамику и гобелены, он также использовал принципы конструктивизма.

В своих последних картинах Леже использовал выделение и наложение монохромного цвета в композиции. «Большой Парад», одна из его последних картин — монументальный пример этого оригинального стиля.

Работы художника

  • «Обнажённые в лесу», 1909—1910, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло;
  • «Дама в голубом», 1912, Публичное художественное собрание, Базель
  • «Город», 1919, Музей искусств, Филадельфия;
  • «Джоконда и ключи», 1930, Музей Леже, Биот
  • «Строители», 1951, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва
  • мозаики и витражи церквей в Асси (1949) и Оденкуре (1951), университета в Каракасе (1954), в панно для здания ООН в Нью-Йорке (1952).

Кроме того, по эскизам Леже уже после смерти художника был оформлен музей его имени в Биот (1956—1960), выполнены мозаики в Молодежном центре в Корбей-Эсон (1965—1966), витражи в Институте Мориса Тореза в Париже (1966) и Доме кино в Москве (1968).

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.