Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Использование музыки для регуляции эмоций





Еще в Древнем Вавилоне жрецы-музыканты знали об облегчающем значении для скорби плачевных песен и исполняли их при траурных церемониях. Эмоциональное переживание как основное условие вос­приятия музыки также отмечалось философами и врачами Древней Греции (Аристотель, Платон, Гиппократ). Аристотель писал, что «..му­зыкальные лады существенно отличаются друг от друга, так что при слушании их у нас появляется различное настроение, и мы далеко не одинаково относимся к каждому из них; так, например, слушая одни лады, мы испытываем более жалостное и подавленное настроение, слушая другие, менее строгие лады, мы в нашем настроении размяг­чаемся; иные лады вызывают в нас по преимуществу среднее, уравно­вешенное настроение; последним свойством обладает, по-видимому, только один из ладов, именно дорийский. Что касается фригийского лада, то он действует на нас возбуждающим образом» (1911, с. 367-368). Древние греки считали, что фригийский лад возбуждает храб­рость, лидийский — грусть и тоску, эолийский — приятное, блажен­ное состояние, дорийский — религиозный экстаз, торжественную при­поднятость настроения.

В школе Пифагора, используя длительно звучащую музыку, дово­дили аффект до его крайности и вызывали состояние, которое можно уподобить состоянию отреагирования — катарсису. Арабские врачи применяли музыку для улучшения настроения больного, что было важным для успешного лечения. Авиценна рекомендовал страдаю­щим меланхолией развлекаться прослушиванием музыки и пения. Попытки использовать музыку в качестве терапевтического средства предпринимались и в последующие века.

Только факты

Учеными доказано, что музыка вполне может действовать как противо­ядие от отрицательных эмоций: уныния, пессимизма, горечи и даже нена­висти. Она ободряет и радует, сглаживая морщины и смягчая улыбку. Но не только. Классика, например, ускоряет и облегчает интеллектуальную деятельность, стимулирует творческие задатки. А религиозная музыка дарит чувство покоя, восстанавливает душевное равновесие. Есть тип музы­ки, который выступает как анальгетик. Она помогает справляться с болью, облегчая ее. Детская и народная музыка как бы вызывает из глубин памя­ти комплекс матери-ребенка и таким образом создает ощущение безопас­ности. Полезна музыка и в конфликтной ситуации.

Гармоничная музыка — лучший психотерапевт. Когда человек засыпает под нежные мелодии, он всю ночь видит хорошие сны. Такая музыка успокаивает и расслабляет. Она снимает напряженность во время деловых переговоров. Ученики под музыкальное сопровождение более вниматель­но слушают и значительно быстрее запоминают новый материал. Если женщина кормит малыша, слушая любимые пьесы, то при первых же зву­ках знакомых мелодий у нее прибывает молоко. В Японии в конце 70-х гг. XX в. провели эксперимент, в котором участвовали 120 кормящих мате­рей. Одни мамы слушали классику, другие — поп-музыку. В первой группе количество молока у мамаш увеличилось на 20%, а у поклонниц современ­ных ритмов уменьшилось наполовину. Рок-музыка воздействует не только слышимыми звуками, но и ультра- и инфразвуками, которые мы не слы­шим, но которые «слышат» наши органы, и она способна разрушать мозг.

Влияние музыки на эмоции человека великолепно отражено Пуш­киным. Вот как он описал влияние церковной музыки на Сальери в раннем детстве:

Ребенком будучи, когда высоко

Звучал орган в старинной церкви нашей,

Я слушал и заслушивался, слезы

Невольные и сладкие текли.

 

Специальные исследования о влиянии музыки на функциональ­ное состояние человека стали интенсивно проводиться в конце XIX в. (см. «Только факты»).

Только факты

Специальные физиологические исследования выявили влияние музыки на различные системы человека. Couty, Charpenter (1874), Mentz (1895), Binet, Courtier (1986), Guibault (1898) показали, что восприятие музыки ускоряет сердечные сокращения, повышает темп респирации. Было обнаружено усиливающее действие музыкальных раздражителей на пульс, дыхание в зависимости от высоты, силы звука и тембра (И. М. Догель, 1888, 1898). В опытах И. Р. Тарханова (1893), Forster, Gamble (1906), Weld (1912) час­тота дыхательных движений и сердцебиений изменялась в зависимости от темпа, тональности музыкального произведения. Большое физиологиче­ское влияние на кардиоваскулярную систему оказывали минорные тональ­ности, диссонансы, низкие тоны (Hyde, 1918), в некоторых случаях — высокие звучания (Patrizi, 1896), популярная музыка (Treves, 1927). Даль­нейшие исследования, в известной мере дублируя предыдущие опыты, подтвердили воздействие музыки на частоту пульса и дыхания (В. М. Бех­терев, 1916; Schoen, 1927, и др.), давление крови в сосудах (И. Н. Спир­тов, 1908; Franlfurter, 1912, и др.).

Общий результат исследований: сердечно-сосудистая система заметно реагирует на музыку, когда она доставляет удовольствие и создает прият­ное настроение; в этом случае замедляется пульс, усиливаются сокраще­ния сердца, снижается артериальное давление, расширяются кровенос­ные сосуды; при раздражающем же характере музыки сердцебиение уча­щается и становится слабее (Брусиловский, 1979, с. 258).

В России по инициативе В. М. Бехтерева в 1913 г. было основано «Общество для выяснения лечебно-воспитательного значения музы­ки и ее гигиены». Бехтерев считал музыку властительницей чувств и настроений человека. Поэтому в одном случае она способна ослабить излишнее возбуждение, в другом — перевести из грустного в хорошее настроение, в третьем — придать бодрость и снять усталость.

Изучение эмоциональной значимости отдельных элементов музы­ки (ритма, тональности) показало их способность вызывать опреде­ленные эмоциональные состояния человека. Минорные тональности обнаруживают «депрессивный эффект», быстрые пульсирующие рит­мы и консонансы действуют возбуждающе и вызывают отрицатель­ные эмоции, «мягкие» ритмы и консонансы успокаивают.

Следует учитывать, что воспринимается в музыке не только мело­дия, но и ее смысл, поэтому законченное музыкальное произведение оказывает на человека большее эмоциональное воздействие, чем бес­содержательное прелюдирование, состоящее из гамм, аккордов и т. п.

В последние десятилетия стали говорить о кодировании эмоций в музыке, о музыкальной эмоции, которая может быть представлена в виде различных формул.

По мнению В. И. Петрушина (1988), кодирование музыкальных эмоций и отнесение различных произведений к выражению эмоций одной и той же модальности можно осуществить при помощи систе­мы координат, изображенной на рис. 13.3.

Путем экспертных оценок автором была составлена таблица музыкальных произведений, выражающих сходное эмоциональное состояние (табл. 13.1).

Основные параметры музыки (темп и лад) Основное настроение Характеристика Названия произведений
Медленная мажорная Спокойствие Лирическая, мягкая, созерцательная, напевная, элегическая Бородин. Ноктюрн из струнного квартета; Шопен. Ноктюрн фа-мажор (крайние части); Его же. Этюд ми-мажор (крайние части); Шуберт. Аве Мария; Сен-Сане. Лебедь.
Медленная минорная Печаль Сумрачная, трагическая, тоскливая, гнетущая, унылая, скорбная Чайковский. V симфония, вступление; Его же. VI симфония, финал; Григ. Смерть; Шопен. Прелюдия до-минор; Его же. Марш из сонаты си-бемоль-минор.
Быстрая минорная Гнев Драматическая, взволнованная, тревожная, беспокойная, мятежная, гневная, отчаянная Шопен. Скерцо № 1 этюд № 12, соч. 10; Скрябин. Этюд № 12, соч. 8; Чайковский. VI симфония, 1-я ч., разработка; Бетховен. Финалы сонат № 14, 23; Шуман. Порыв.
Быстрая мажорная Радость Праздничная, торжественная, ликующая, бодрая, веселая, радостная Шостакович. Праздничная увертюра; Лист. Финалы рапсодий № 6,12; Моцарт. Маленькая ночная серенада, финал; Глинка. Руслан и Людмила, увертюра; Бетховен. Финалы симфоний №V, IX

 

Из представленных данных следует, что одна и та же мелодия, в за­висимости от того, как она будет исполнена — в мажорном или ми­норном ладу, быстром или медленном темпе, — будет передавать раз­ные эмоции.

Объяснение этому, возможно, состоит в следующем: правое полу­шарие, кроме того что связано с отрицательными эмоциями, специа­лизируется в анализе частотно- и амплитудно-модулированных стимулов, а левое, связанное с положительными эмоциями, — в опозна­нии ритмической структуры сложных звуковых сигналов. В связи с этим музыка, в которой большая роль принадлежит частотно-ампли­тудной модуляции, в большей мере будет адресована к правому полу­шарию и связанным с ним эмоциям, а музыка, в которой значитель­ное место отводится ритмическим звуковым сигналам, — к левому полушарию и связанным с ним эмоциям.

Это предположение, высказанное Л. П. Новицкой (1984), нашло некоторое подтверждение в проведенном ею эксперименте. Так, клас­сическая музыка, в которой выражена частотно-амплитудная модуля­ция, вызывала у слушателей приятную легкую грусть в сочетании с радостным оживлением, приливом сил, воодушевлением, оптимиз­мом. Рок и диско-музыка, характеризующиеся ритмичностью, вызы­вали либо сверхвеселое настроение, либо раздражение и тоску.

Ю. А. Цагарелли (1981) изучал, какая музыка — классическая или джазовая — эффективнее снимает послеэкзаменационное психоэмо­циональное напряжение. Оказалось, что первая имеет явное преиму­щество. После нее зафиксировано снижение психоэмоционального напряжения у 91% студентов. При этом у 71% студентов уровень на­пряжения снизился до фонового и ниже.

Под влиянием джазовой музыки снижение эмоционального напря­жения было зафиксировано только у 52% студентов. При этом ниже фонового снижение было лишь у 19% студентов, а у 48% наблюдалось повышение эмоционального напряжения. В этом отношении отдых без прослушивания джазовой музыки оказался для студентов конт­рольной группы даже эффективнее: через 2,5 мин эмоциональное на­пряжение понизилось у 75% студентов, причем у 33% до и ниже фо­нового уровня.

Ю. А. Цагарелли показал также, что незнакомая классическая му­зыка снижает эмоциональное напряжение больше, чем знакомая.

По данным Л. Я. Дорфмана (1983), влияние музыки на эмоцио­нальное возбуждение человека зависит от силы—слабости нервной системы. У «сильных» активация возрастает по сравнению с фоном при любой музыке (медленной и быстрой минорной, медленной и быстрой мажорной), а у «слабых» — при быстрой музыке любого лада.

Как показала Л. Р. Фахрутдинова (1996), возникновение эмоции того или иного знака зависит от привычной (для данной культуры) или непривычной музыки. Привычная музыка вызывает в основном положительные эмоциональные переживания (удовольствие, радость,

блаженство, счастье) либо печаль, грусть; непривычная музыка — эмо­ционально-отрицательно окрашенные состояния (апатию, усталость, вялость).

Учитывая влияние музыки на эмоциональную сферу человека, а влияние последней на его здоровье, в настоящее время все больше развивается такое направление, как музыкотерапия (Kohler et al., 1971, и др.).

Составлены своеобразные «лечебные каталоги музыки», примером которых может служить табл. 13.2.

Снижение нейротизма и тревожности в большей степени наблю­дается при прослушивании печальной музыки. При этом больший эффект достигается, если тревожность ситуативная, а не личностная

Таблица 13.2

Пакеты музыкальных программ для регуляции эмоционального

состояния (по Обозову, 1997)

Для уменьшения раздражитель­ности, разочарования Бах. Кантата № 2; Бетховен. Лунная соната; Франк. Симфония ре минор
Для уменьшения чувства тревоги, неуверенности в благополучном конце происходящего Шопен. Мазурка, Прелюдии. Штраус. Вальсы; Рубинштейн. Мелодия
Для общего успокоения, умиро­творения и согласия с жизнью в том виде, какая она есть Бетховен. Шестая симфония, ч. 2; Брамс. Колыбельная; Шуберт. Аве Мария; Шопен. Ноктюрн соль минор, Дебюсси. Свет луны
Для уменьшения злобливости, зависти к успехам других людей Бах. Итальянский концерт; Сибелиус. Финляндия
Для снятия эмоционального напряжения в отношениях с другими людьми Бах. Концерт ре минор для скрипки; Барток. Соната для фортепиано; Брукнер. Месса ми минор; Бах. Кантата №21; Барток. Квартет № 5
Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным перенапряжением Бетховен. Фиделио; Моцарт. Дон Жуан; Лист. Венгерская рапсодия № 1; Хача­турян. Сюита (к драме М. Ю. Лермон­това «Маскарад»); Гершвин. Американец в Париже
Для улучшения настроения Шопен. Прелюдия соч. 28, № 15; Прелю­дия соч. 28, № 7; Прелюдия (транскрип­ция для фортепианного трио) соч. 28, № 4; Лист. Венгерская рапсодия № 2

 

1. Для уменьшения раздражительности, разочарования и для повышения чувства бренности жизни Бах «Кантата № 2» Бетховен «Лунная соната» Прокофьев «Соната «Ре» Франк «Симфония ре-минор»
2. Для уменьшения чувства тревоги, неуверенности в благополучном конце происходящего Шопен «Мазурка и прелюдии» Штраус «Вальсы» Рубинштейн «Мелодия»
3. Для общего успокоения, умиротворения и согласия с жизнью в том виде, какая она есть Бетховен «6-я симфония», ч. 2 Брамс «Колыбельная» Шуберт «Аве Мария» Шуберт «Анданте из квартета» Шопен «Ноктюрн соль минор» Дебюсси «Свет луны»
4. Для уменьшения злобливости, зависти к успехам других людей Бах «Итальянский концерт» Гайдн «Симфония» Сибелиус «Финляндия»
5. Для снятия эмоционального напряжения в отношениях с другими людьми Бах «Концер ре-минор для скрипки Барток «Соната для фортепьяно» Брукнер «Месса ми-минор» Бах «Кантата № 21» Барток «Квартет № 5»
6. Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным перенапряжением Бетховен «Фиделио» Моцарт «Дон Жуан» Лист «Венгерская рапсодия № 1» Хачатурян «Сюита «Маскарад» Гершвин «Американец в Париже»
7. Для улучшения настроения Шопен «Прелюдия» Лист «Венгерская рапсодия № 2»

 

(Buller, Olson, Breen, 1974). В то же время использование веселой му­зыки для снятия тревожности, по данным Дж. Альтшулера (Altshuler, 1954) и ряда других авторов, может иметь обратный эффект, т. е. по­вышать тревогу и раздражительность.

То же выявлено и при попытке лечить музыкой депрессию. При патологической депрессии больные не воспринимают веселую музы­ку, она еще больше углубляет депрессию, актуализируя переживания больного и препятствуя таким образом восприятию веселого. Боль­ные, находящиеся в глубокой депрессии, испытывают облегчение, когда слушают грустную, скорбную музыку. На больных, находящих­ся в легкой депрессии, особенно при циклотимии или циркулярном психозе, благотворно воздействуют элегии, ноктюрны, колыбельные песни (Слободяник, 1966). По мнению Г. П. Шипулина (1966), боль­ным с депрессией целесообразнее сначала давать прослушивать ми­норную музыку, которая способствует установлению с ними «музы­кального контакта». Лишь после нескольких сеансов наблюдается адекватная реакция этих больных и на мажорную музыку.

Вызывая у человека то или иное эмоциональное состояние, музы­ка через него влияет на эффективность его деятельности. Например, по данным А. А. Березиной, после специальных музыкальных воздей­ствий производительность работы увеличилась на 30%, а ошибки уменьшились на 21%.

Как показано психологами труда, чаще всего во время работы пред­почитается песенная музыка, эстрадные произведения. Нежелатель­ны грустные лирические музыкальные произведения, усиливающие парасимпатическое влияние и ослабляющие тонус симпатического отдела вегетативной нервной системы. Более разнообразной может быть музыкальная программа, используемая во время отдыха. В нее могут включаться сложные музыкальные произведения, арии из опер и т. д.

При работе, требующей напряженного внимания, громко звучащая музыка может отвлекать человека от работы. Поэтому функциональ­ная музыка «должна слышаться, но не слушаться». Нельзя «потче­вать» музыкой как «демьяновой ухой». Это значит, что она должна включаться периодически (в начале рабочего дня, перед обеденным перерывом, в конце рабочего дня). Следует также учитывать, что одна и та же музыкальная программа быстро надоедает, поэтому програм­мы целесообразно периодически (через одну-две недели) менять ли­бо полностью, либо по частям, заменяя музыкальный материал на 15-25%.

Психологи США, Германии и Японии музыкальное воздействие с целью релаксации сопровождают раздражением нервных окончаний глазного дна с помощью прибора, генерирующего электрические и световые импульсы определенной частоты. Этот способ хорошо заре­комендовал себя при работе с диспетчерами воздушных сообщений, обеспечивая быстрое восстановление после психических перегрузок.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.