Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методы регуляции психофизиологических состояний





Методы регуляции психофизиологических состояний

Поскольку состояния человека оказывают существенное влияние на эффективность его деятельности, общения, физическое и психическое здоровье, встает вопрос об их регуляции. При этом регуляция подра­зумевает не только устранение отрицательных, но и вызов положи­тельных состояний. Ведь многие виды человеческой деятельности, особенно творческого характера (деятельность артистов, композито­ров, поэтов), требуют вдохновения, душевного подъема. Один извест­ный в нашей стране композитор говорил, что сочинение музыки — это работа, которая требует определенного душевного настроя, эмоцио­нального состояния. И это состояние он вызывал у себя сам.

Спортивная деятельность дает много примеров, когда эмоции надо не подавлять, а, наоборот, вызывать у себя. О. А. Сиротин (1972), на­пример, полагает, что способность спортсмена повышать свое эмоци­ональное возбуждение перед ответственными трудными соревновани­ями является существенным фактором достижения высокой мобили­зационной готовности. Также известны многочисленные случаи, когда спортсмены «заводят» себя перед стартом или во время сорев­нований, произвольно вызывая у себя злость, способствующую мобилизации возможностей. В связи с этим используется такое поня­тие, как «спортивная злость». В. М. Игуменов (1971) показал, что ус­пешно выступавшие на чемпионатах Европы и мира борцы имели пе­ред соревнованиями уровень эмоционального возбуждения (о кото­ром автор судил по тремору) в два раза выше, чем у менее успешных. А. И. Горбачев (1975) на спортивных судьях по волейболу продемон­стрировал, что чем сложнее предстоящая для судейства игра, тем боль­ше эмоциональное волнение и тем короче время простой и сложной зрительно-моторной реакции.

По данным Е. П. Ильина с соавторами (1979), лучшая интеллек­туальная мобилизованность (о чем судили по быстроте и точности работы с корректурным тестом) была у студентов, волновавшихся перед экзаменом, по сравнению с теми, кто был спокоен.

Регуляции психических состояний посвящено большое число ис­следований, что обусловлено разнообразием как возникающих у че­ловека состояний, так и видов активности, которым эти состояния сопутствуют. Я не буду останавливаться на чисто теоретических рас­суждениях типа является ли саморегуляция состояний психической деятельностью (Дикая, 1999), какова должна быть системно-функци­ональная модель регуляции психических состояний (Прохоров, 2002) или модель регуляции настроения (Куликов, 1997) и др. Важнее об­судить методологию и способы регуляции состояний, чему и посвя­щена данная глава.

Общие принципы регуляции состояний

В связи с тем что ряд состояний приводит к дезорганизации поведе­ния и деятельности, необходимо эти состояния регулировать. В самом широком смысле регуляция состояний может осуществляться двумя путями: предупреждением их возникновения и ликвидацией уже воз­никших состояний. Каждый из этих путей может осуществляться либо через воздействия на психику человека извне (например, воздей­ствие психолога на пациента путем использования психорегулирую-щей тренировки, использование цвета, музыки, природного ландшаф­та), либо через самовоздействие (самовнушение, самоубеждение, са­моприказы). Во втором случае речь идет о саморегуляции.

В ходе регуляции состояний может решаться одна из трех задач: сохранение имеющегося состояния; перевод в новое, требуемое усло­виями состояние; возвращение в прежнее состояние. Последние две задачи реализуются, с одной стороны, через дополнительное генери­рование нервной энергии и повышение уровня активации, с другой — через срочный и эффективный разряд чрезмерно большой нервной энергии по эффекторным каналам, т. е. через речевые, идеомоторные, двигательные и висцеральные реакции (Friemen, 1948; Крауклис, 1964).

Эффективность многих приемов регуляции состояний зависит от ряда факторов: регулярности их использования, опыта специалиста, психологических особенностей человека, на которого оказывается воздействие, наконец, от того, верит ли сам человек в их эффектив­ность.

Важно учитывать перед любым регулирующим воздействием, в ка­ком состоянии находится человек или его отдельная функциональная

система. Иначе оказываемое воздействие может привести к обратно­му (извращенному) эффекту. Подобное мне приходилось наблюдать как в практике работы психологов, так и в лабораторных эксперимен­тах. Например, было выявлено, что во многих случаях при попытке человека расслабить мышцы, находившиеся в состоянии физиологи­ческого покоя, возникало не уменьшение тонуса мышц, а его увеличе­ние. В другом случае я наблюдал у двух спортсменок, что результатом воздействия на них аутогенной тренировки было не улучшение само­чувствия, ощущение комфорта, теплоты, а обратные изменения (спорт­сменки сказали, что «сегодня мы замерзли»). Именно у этих спорт­сменок было выявлено, что перед сеансом психолога они находились в парадоксальной стадии парабиоза, т. е. в стадии, когда наблюдаются извращенные реакции на стимулы. Наконец, в лабораторном экспе­рименте по повышению скорости моторного реагирования на сигнал путем растяжения мышц в ряде случаев было выявлено не укороче­ние времени реакции, а ее повышение, и причиной этого являлось то, что в исходном состоянии возбудимость двигательной системы была уже на максимальном уровне, т. е. не нуждалась в дополнительном стимулировании.

К сожалению, при групповом методе регуляции состояний фактор исходного функционального уровня каждого члена группы не прини­мается во внимание.

Успешной, а главное — адекватной, регуляции состояний (особен­но функциональных) способствует обратная связь, сообщающая об изменении физиологических и психологических параметров челове­ка в процессе регуляции.

Катарсис

Катарсис (в переводе с греч. — очищение) — один из способов снятия психического напряжения. Первоначально, с легкой руки Аристоте­ля, это понятие означало эмоциональное потрясение и следующее за ним состояние внутреннего очищения у зрителя античной трагедии, герой которой, как правило, погибает. В дальнейшем (в психоанали­зе) катарсис превратился в специальный прием терапевтического воз­действия, заключающийся в разрядке, «отреагировании» аффекта, ранее вытесненного в подсознание и явившегося причиной невроза. В книге Л. А. Китаева-Смык «Психология стресса» приводится рассказ «бесстрашного», по мнению его коллег, разведчика А. о том, как ему удалось преодолеть чувство сильного страха.

Однажды, когда я готовился к очередной заброске на вражескую террито­рию, чувство тревожности было особенно сильным. Тогда я нарочно стал усиливать его, уверяя, что я когда-нибудь обязательно буду разоблачен и погибну. Напало чувство страха, оно было таким сильным, что я как бы пережил в мыслях и чувствах собственную смерть. После этого я уже не испытывал страха. Дважды, когда я бывал на грани провала, моя невозму­тимость смущала моих противников и давала мне время уйти от опасности.

Катарсис может вызываться молитвой верующего, соблюдением определенных ритуалов, мысленным «прокручиванием» беспокоящей ситуации с доведением ее до логического конца.

Имитационные игры

Имитационные игры включают в себя ролевые и деловые игры. Про­игрывая ту или иную роль и деловую ситуацию, можно уменьшить имеющееся у человека волнение. Это своеобразная «репетиция перед спектаклем», как пишет Е. С. Жариков (1990) Чем их больше и чем тщательнее они проведены, тем больше у человека уверенности в успе­хе предстоящего дела и вероятность снятия «зажимов» психики и уменьшения предстартовой лихорадки или предстартовой апатии.

Библиотерапия

Библиотерапия (либропсихотерапия) как средство регуляции состо­яний предложена В. М. Бехтеревым, а физиологическая ее сущность раскрыта К. И. Платоновым (1962). Читая, человек незаметно для себя втягивается в созданный писателем мир, становится как бы со­участником описываемых событий, сопереживает любимым героям. При этом из сознания вытесняются собственные неприятные эмоции и мысли. На производстве этот метод обычно используется в виде прослушивания отрывков из художественных произведений для ней­трализации состояния монотонии.

В ходе экспериментального исследования суггестивного воздействия учеб­ных текстов на эмоциональные состояния учащихся нами были выявлены следующие закономерности: после воздействия текстового материала по­следовательность в выборе цветов теста Люшера испытуемыми упорядо­чивается в соответствии с фоно-семантической программой текста, проис­ходит повышение уровня ситуативной тревожности при предъявлении не­гативного текста и понижение — при предъявлении позитивного текста. Сопоставление результатов продуктивности деятельности испытуемых сви­детельствует о том, что «позитивная» фонетическая структура учебного текста детерминирует продуктивность усвоения учебного материала уча­щимися и стимулирует их активность...

Выявленные закономерности воздействия текстов на эмоциональные состо­яния личности позволяют ставить вопрос о сознательном моделировании не только обучающих текстов, но и о моделировании лечебных суггестив­ных текстов, закрепляющих и усиливающих эффект психотерапевтическо­го воздействия; о компьютерном моделировании «экологически чистой рекламы» (Кузнецова, 2001, с. 14).

При использовании библиотерапии следует учитывать индивиду­альные вкусы читателя, уровень его интеллектуального развития, а также то, какое состояние регулируется. Психологические механиз­мы положительного влияния библиотерапии еще нуждаются в иссле­довании.

Гелотология

В последнее время заявило о себе новое направление управления эмо­циональными состояниями — гелотология (от греч. gelos — смех). Установлено, что смех оказывает разнообразное положительное воз­действие на психические и физиологические процессы. Он подавляет боль, так как во время смеха высвобождаются гормоны катехоламины и эндорфины. Первые препятствуют воспалению, вторые действу­ют как морфин. Показано благотворное влияние смеха на состав кро­ви. Положительное влияние смеха сохраняется в течение суток.

Смех уменьшает стресс и ею последствия, снижая концентрацию стрессовых гормонов — норэпинефрина, кортизола и допамина.

Аутогенная тренировка

Наиболее распространенным способом саморегуляции является тот, который разработал в 1932 г. немецкий психиатр И. Шультц (1966). Этот способ получил название «аутогенная тренировка». В настоящее время появилось много ее модификаций

Наряду с аутогенной тренировкой известна и другая система са­морегуляции — «прогрессивная релаксация» (мышечное расслабле­ние). При разработке данного способа Э. Джекобсон исходил из того факта, что при многих эмоциях наблюдается напряжение скелетных мышц. На основании этого он в соответствии с теорией Джемса—Лан-ге для снятия эмоциональной напряженности (тревоги, страха) пред­лагает расслаблять мышцы. Данному способу соответствуют и реко­мендации изображать на лице улыбку в случае негативных пере­живаний и активизировать чувство юмора. Переоценка значимости события, расслабление мышц после того, как человек отсмеялся, и нормализация работы сердца — вот слагаемые положительного воз­действия смеха на эмоциональное состояние человека.

А. В. Алексеевым (1978) создана новая методика, названная «пси-хорегулирующей тренировкой», которая от аутогенной отличается тем, что в ней не используется внушение «ощущения тяжести» в различ­ных частях тела, а также тем, что в ней есть не только успокаивающая, но и возбуждающая часть. В методику включены некоторые элементы из методик Э. Джекобсона и Л. Персиваля. Психологической основой данного метода является бесстрастная концентрация внимания на образах и ощущениях, связанных с расслаблением скелетных мышц.

Физиологической основой психорегулирующей тренировки явля­ется факт, что мышечная система за счет проприорецептивной им-пульсации является одним из главных стимуляторов головного мозга (из общего потока, по некоторым данным, на долю скелетных мышц приходится 60%). Поэтому, расслабляя мышцы, можно ослабить ука­занное тонизирующее влияние (о чем свидетельствует уменьшение ощущения электрического раздражения и ответной реакции на него, а также коленного рефлекса), а напрягая мышцы, тонизацию можно увеличить. Правда, следует отметить, что если произвольно напрягать мышцы умеют уже и маленькие дети, то с произвольным расслабле­нием мышц (имеется в виду их расслабление по сравнению с состоя­нием покоя) дело обстоит хуже. Мною, например, выявлено, что эта способность с трудом проявляется детьми в возрасте до 12-13 лет. Часто происходит даже обратное: при попытке расслабить мышцы происходит их небольшое напряжение (Ильин, 1961).

В настоящее время аутогенная тренировка и другие методы релак­сации сочетаются с использованием биологической обратной связи

(БОС). БОС связан с использованием аппаратуры, информирующей человека в удобной для восприятия форме о происходящих у него психофизиологических процессах. БОС — это процесс, в течение ко­торого человек обучается оказывать определенное влияние на физио­логические процессы, неподвластные произвольному контролю, и на реакции, которые можно регулировать, но процесс их регуляции на­рушен в результате возникшего эмоционального напряжения. С по­мощью БОС человек способен изменять ритм сердцебиения, элект­ропроводимость кожи, диаметр кровеносных сосудов и артериальное давление, волновую активность мозга, мышечное напряжение.

Один из методов БОС получил на Западе название «биофидбэк». Он проводится в два этапа (по три недели каждый). На первом этапе в лабораторных условиях к лобным мышцам человека прикладыва­ются электроды для создания релаксации. Затем пациенту на экране показывают, как реагируют мышцы в процессе релаксации. Такая про­цедура проводится в течение 15-20 мин два раза в неделю. Второй этап — тренировка на десенситизацию (снижение уровня негативной активации: беспокойства, тревожности, нервного напряжения и т. п.). Пациент, находясь в состоянии релаксации, с прикрепленными элек­тродами и контролируя свое состояние визуально, выслушивает от психолога описание сцены, вызывающей невысокое нервное возбуж­дение. Затем ему предлагается мысленно представить эту сцену в те­чение 10-30 с, и после этого снова вернуться в состояние полной ре­лаксации на 1 мин. В последующих заданиях ситуации становятся более напряженными. Задача состоит в том, чтобы научить человека после каждой представленной мысленно сцены быстро и спокойно возвращаться в состояние релаксации.

Прогрессивная релаксация. Это техника устранения «мышечных за­жимов», мышечного напряжения. В отличие от аутогенной трениров­ки и медитации в процессе прогрессивной релаксации человек не впа­дает в гипнотическое состояние. Снижение мышечного напряжения достигается путем длительной тренировки по созданию напряжения и последующего расслабления мышц, постепенно переходя от одной их группы к другой.

Медитация

Цель медитации — овладение собственным вниманием и контролем над ним для того, чтобы уметь концентрироваться на выбранном пред­мете для предотвращения психического напряжения. Существуют различные типы медитации. Тибетские буддисты в качестве объекта сосредоточения используют мантру — тихо повторяемые слова, а дзэн-буддисты — подсчет вдохов и выдохов от одного до десяти с повторами. Независимо от типа медитации используются одни и те же приемы: «раскрытие сознания» или же концентрация внимания. Медитация позволяет контролировать частоту сердцебиений, снижать электри­ческую активность кожи, усиливать альфа-активность мозга. Меди­тация снижает артериальное давление и уровень кортизола, устраня­ет болевые ощущения, улучшает сон. Люди, использующие медита­цию, лучше справляются с психическими нагрузками. У них ниже личностная и ситуативная тревожность, страхи и фобии.

Актуализация эмоциональной памяти и воображения как способ вызова определенного эмоционального состояния

Данный прием используется как составная часть саморегуляции. Че­ловек вспоминает ситуации из своей жизни, которые сопровождались у него сильными переживаниями, эмоциями радости или огорчения, воображает некоторые эмоциогенные (значимые) для него ситуации. Использование этого приема требует определенной тренировки (повторных попыток), в результате чего эффект будет возрастать (Пи-саренко, 1986).

Методы регуляции психофизиологических состояний

Поскольку состояния человека оказывают существенное влияние на эффективность его деятельности, общения, физическое и психическое здоровье, встает вопрос об их регуляции. При этом регуляция подра­зумевает не только устранение отрицательных, но и вызов положи­тельных состояний. Ведь многие виды человеческой деятельности, особенно творческого характера (деятельность артистов, композито­ров, поэтов), требуют вдохновения, душевного подъема. Один извест­ный в нашей стране композитор говорил, что сочинение музыки — это работа, которая требует определенного душевного настроя, эмоцио­нального состояния. И это состояние он вызывал у себя сам.

Спортивная деятельность дает много примеров, когда эмоции надо не подавлять, а, наоборот, вызывать у себя. О. А. Сиротин (1972), на­пример, полагает, что способность спортсмена повышать свое эмоци­ональное возбуждение перед ответственными трудными соревновани­ями является существенным фактором достижения высокой мобили­зационной готовности. Также известны многочисленные случаи, когда спортсмены «заводят» себя перед стартом или во время сорев­нований, произвольно вызывая у себя злость, способствующую мобилизации возможностей. В связи с этим используется такое поня­тие, как «спортивная злость». В. М. Игуменов (1971) показал, что ус­пешно выступавшие на чемпионатах Европы и мира борцы имели пе­ред соревнованиями уровень эмоционального возбуждения (о кото­ром автор судил по тремору) в два раза выше, чем у менее успешных. А. И. Горбачев (1975) на спортивных судьях по волейболу продемон­стрировал, что чем сложнее предстоящая для судейства игра, тем боль­ше эмоциональное волнение и тем короче время простой и сложной зрительно-моторной реакции.

По данным Е. П. Ильина с соавторами (1979), лучшая интеллек­туальная мобилизованность (о чем судили по быстроте и точности работы с корректурным тестом) была у студентов, волновавшихся перед экзаменом, по сравнению с теми, кто был спокоен.

Регуляции психических состояний посвящено большое число ис­следований, что обусловлено разнообразием как возникающих у че­ловека состояний, так и видов активности, которым эти состояния сопутствуют. Я не буду останавливаться на чисто теоретических рас­суждениях типа является ли саморегуляция состояний психической деятельностью (Дикая, 1999), какова должна быть системно-функци­ональная модель регуляции психических состояний (Прохоров, 2002) или модель регуляции настроения (Куликов, 1997) и др. Важнее об­судить методологию и способы регуляции состояний, чему и посвя­щена данная глава.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.