Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Использование цвета для регуляции состояний





Различные цвета по-разному воздействуют на психическое и функ­циональное состояние человека. Теплые цвета (красный, оранжевый) оказывают эрготропное влияние, повышая активность симпатическо­го отдела вегетативной нервной системы и усиливая возбуждение цен­тральной нервной системы. Холодные цвета (синий, голубой) оказы­вают трофотропный эффект, т. е. успокаивают, снижая активность симпатического отдела и повышая активность парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. В связи с этим уменьшаются частота дыхания, сердечных сокращений, артериальное давление.

Восприятие теплых и холодных оттенков цветов вызывает разнополярные психические состояния: при восприятии теплых оттенков зеленого — по­ложительные психические состояния (удовольствие, спокойствие); желто­го — положительные и отрицательные психические состояния (радость, удовлетворенность и жажда, одиночество); красного — отрицательные (возбуждение, раздражение). При восприятии холодных оттенков зелено­го отрицательные психические состояния преобладают как и при восприя­тии холодного красного. Холодный желтый — преобладание положитель­ных психических состояний. В отличие от других цветов холодный синий и теплый синий вызывали такие психические состояния, которые соответ­ствуют возрасту испытуемых: старшие — мечтательность, спокойствие, умиротворенность, таинственность; младшие возраста — страх, беспокой­ство, равнодушие (Шевалиева, 1999, с. 141—142).

Классификация цветов по их психологическому воздействию

НА ЧЕЛОВЕКА (НА ОСНОВЕ РАБОТЫ Г. ФрИЛИНГА И К. АУЭРА)

Стимулирующие цвета (теплые)

Основное свойство этих цветов — вызывать возбуждение. К ним относит­ся весь спектр цветов по хроматическому тону от красного до желтого и по светлоте (яркости) — в сторону белого (кармин, киноварь и др.). Эта часть спектра включает в себя яркие, насыщенные и светлые цвета. Их действие раздражающее и возбуждающее. Они стимулируют интерес че­ловека к внешнему миру, общению и деятельности.

Дезинтегрирующие цвета (холодные)

Основное свойство этих цветов — вызывать торможение. К ним относится весь спектр цветов от фиолетового до сине-зеленого. Это холодные, успо­каивающие и снимающие возбуждение тона. Они увеличивают дистанцию, растягивают время, уменьшают эмоциональность и вносят в поведение че­ловека рассудочность, рациональность.

Статические цвета (уравновешивающие)

Основное свойство данных цветов — уравновешенность (равновесие). Сюда относятся зеленый, желто-зеленый, оливковый и другие цвета сред­ней части спектра как светлых, так и темных оттенков. Они способствуют спокойствию и уравновешенности, стабильности и погруженности челове­ка в свой внутренний мир.

Пастельные цвета (мягкие)

Эти цвета обладают свойством вызывать ощущение мягкости, нежности, слабости. Сюда относятся розовый, салатный, серо-голубой, лиловый и другие цвета верхней части спектра (ближе к белому), обладающие насы­щенностью. Это чистые, приглушенные, мягкие тона, создающие ощуще­ние сдержанности, скромности, нежности и ласки.

Подавляющие тона (угнетающие)

Основное свойство — вызывать ощущение угнетения и давления. Это чер­ный и другие цвета спектра с близкой к нему светлотой и повышенной насыщенностью. Они производят мрачное, угрюмое, гнетущее впечатле­ние, вызывают тоску и страх (Бреслав, 2000, с. 28—29).

Теплые цветовые тона усиливают субъективное восприятие высо­кой температуры воздуха, холодные — уменьшают.

Катарсис

Катарсис (в переводе с греч. — очищение) — один из способов снятия психического напряжения. Первоначально, с легкой руки Аристоте­ля, это понятие означало эмоциональное потрясение и следующее за ним состояние внутреннего очищения у зрителя античной трагедии, герой которой, как правило, погибает. В дальнейшем (в психоанали­зе) катарсис превратился в специальный прием терапевтического воз­действия, заключающийся в разрядке, «отреагировании» аффекта, ранее вытесненного в подсознание и явившегося причиной невроза. В книге Л. А. Китаева-Смык «Психология стресса» приводится рассказ «бесстрашного», по мнению его коллег, разведчика А. о том, как ему удалось преодолеть чувство сильного страха.

Однажды, когда я готовился к очередной заброске на вражескую террито­рию, чувство тревожности было особенно сильным. Тогда я нарочно стал усиливать его, уверяя, что я когда-нибудь обязательно буду разоблачен и погибну. Напало чувство страха, оно было таким сильным, что я как бы пережил в мыслях и чувствах собственную смерть. После этого я уже не испытывал страха. Дважды, когда я бывал на грани провала, моя невозму­тимость смущала моих противников и давала мне время уйти от опасности.

Катарсис может вызываться молитвой верующего, соблюдением определенных ритуалов, мысленным «прокручиванием» беспокоящей ситуации с доведением ее до логического конца.

Имитационные игры

Имитационные игры включают в себя ролевые и деловые игры. Про­игрывая ту или иную роль и деловую ситуацию, можно уменьшить имеющееся у человека волнение. Это своеобразная «репетиция перед спектаклем», как пишет Е. С. Жариков (1990) Чем их больше и чем тщательнее они проведены, тем больше у человека уверенности в успе­хе предстоящего дела и вероятность снятия «зажимов» психики и уменьшения предстартовой лихорадки или предстартовой апатии.

Библиотерапия

Библиотерапия (либропсихотерапия) как средство регуляции состо­яний предложена В. М. Бехтеревым, а физиологическая ее сущность раскрыта К. И. Платоновым (1962). Читая, человек незаметно для себя втягивается в созданный писателем мир, становится как бы со­участником описываемых событий, сопереживает любимым героям. При этом из сознания вытесняются собственные неприятные эмоции и мысли. На производстве этот метод обычно используется в виде прослушивания отрывков из художественных произведений для ней­трализации состояния монотонии.

В ходе экспериментального исследования суггестивного воздействия учеб­ных текстов на эмоциональные состояния учащихся нами были выявлены следующие закономерности: после воздействия текстового материала по­следовательность в выборе цветов теста Люшера испытуемыми упорядо­чивается в соответствии с фоно-семантической программой текста, проис­ходит повышение уровня ситуативной тревожности при предъявлении не­гативного текста и понижение — при предъявлении позитивного текста. Сопоставление результатов продуктивности деятельности испытуемых сви­детельствует о том, что «позитивная» фонетическая структура учебного текста детерминирует продуктивность усвоения учебного материала уча­щимися и стимулирует их активность...

Выявленные закономерности воздействия текстов на эмоциональные состо­яния личности позволяют ставить вопрос о сознательном моделировании не только обучающих текстов, но и о моделировании лечебных суггестив­ных текстов, закрепляющих и усиливающих эффект психотерапевтическо­го воздействия; о компьютерном моделировании «экологически чистой рекламы» (Кузнецова, 2001, с. 14).

При использовании библиотерапии следует учитывать индивиду­альные вкусы читателя, уровень его интеллектуального развития, а также то, какое состояние регулируется. Психологические механиз­мы положительного влияния библиотерапии еще нуждаются в иссле­довании.

Гелотология

В последнее время заявило о себе новое направление управления эмо­циональными состояниями — гелотология (от греч. gelos — смех). Установлено, что смех оказывает разнообразное положительное воз­действие на психические и физиологические процессы. Он подавляет боль, так как во время смеха высвобождаются гормоны катехоламины и эндорфины. Первые препятствуют воспалению, вторые действу­ют как морфин. Показано благотворное влияние смеха на состав кро­ви. Положительное влияние смеха сохраняется в течение суток.

Смех уменьшает стресс и ею последствия, снижая концентрацию стрессовых гормонов — норэпинефрина, кортизола и допамина.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.