Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Хеджирование, диверсификация и использование производных финансовых инструментов для управления риском





По мере развития финансового рынка формируются рынки производных финансовых инструментов: фьючерсов, опционов и других. Валютные и процентные фьючерсы широко используются в банковской практике для снижения риска, в первую очередьвалютного, и риска изменения процентных ставок, а также рыноч­ного риска. В целях снижения риска могут использоваться форвард­ные контракты, процентные и валютные свопы.

В настоящее время рынок валютных фьючерсов в России переживает кризис, но начали развиваться процентные фьючерсы, позволяющие банку ограничивать свою подверженность риску процентных ставок. Использование производных финансовых инструментов тесно связано с применением хеджирования, хотя последнее далеко не сводится только к операциям с данными инструментами.

Хеджирование явля­ется мероприятием по снижению валютного, кредитного и ряда других видов риска и означает метод снижения риска за счет занятия инвестором противоположных, по отношению к определенному фактору риска, позиций. Если фактор риска проявит себя, то доход­ность одного из вложений снизится, а другого возрастет. Хеджи­рование предполагает включение в портфель вложений, на ре­зультативность которых определенные факторы риска оказывают диаметрально противоположное воздействие. Рассмотрим пример хеджирования валютной составляющей кредитного риска при финансировании конкретного заемщика. В этом случае хедж должен включать кредитование экспортно-ориентированных предприятий и заемщиков, деятельность которых требует импорта инвестицион­ных товаров. При падении курса рубля выигрывают экспортеры, так как рублевый эквивалент их инвалютной выручки растет, а со своими отечественными поставщиками и персоналом они рас­плачиваются в национальной валюте. И наоборот, укрепление национальной валюты может вызвать проблемы у экспортеров, но усиливает позиции импортеров. Если позиция банка нехеджирована и он кредитует только экспортно- или импорно- ориентированные отрасли, резкое колебание валютного курса может вызвать лавинообразный рост нефункционирующих кредитов.

Успешное хеджирование требует высокого уровня квалифи­кации, так как необходимо правильно выбрать направления вложе­ния средств — оценить степень влияния хеджируемого фактора и на данное вложение, и на противоположное.

Диверсификация, напротив, означает распыление вложений и снижение риска за счет предотвращения излишней концентрациина одном заемщике или группе взаимосвязанных заемщиков. В отличие от хеджирования правильная диверсификация как мера снижения риска зависит от включения в портфель тех проектов, успех или неудача в одном из которых в минимальной степени связаны с успехом или неудачей в другом.

Внедрение системы управления риском

На начальных этапах перехода к рыночной экономике домини­руют трудноконтролируемые внешние риски, прежде всего риск возможности непредсказуемого и пагубного для банка изменения условий государственного регулирования, а также риски, связанные с криминальными акциями. Подобные риски либо трудноконт­ролируемы, либо требуют создания особых дорогостоящих систем безопасности. На фоне их определяющего влияния управление большинством финансовых и функциональных рисков не представ­ляется актуальным. К тому же их контроль на данном этапе излишне дорогостоящий и при соотнесении возможных результатов и затрат, т.е. с экономической точки зрения, не оправдан. По мере развития рыночных отношений и усложнения банковских операций соотно­шение между указанными группами рисков изменяется. На опре­деленном этапе управление основными финансовыми и функцио­нальными рисками становится целесообразным, а затем и необхо­димым.

Существуют многочисленные подходы к системе управления риском, и выбор того или иного подхода определяется конкретными особенностями организации. За рубежом руководство одних банков просто требует от структурных подразделений или работников, ответственных за отдельные операции, разработать внутреннюю систему выявления и мониторинга риска. Она позволяет корректи­ровать текущую деятельность в соответствии с предупреждающими сигналами, которые сама и генерирует. Последнее представляет собой механизм обратной связи, и успех внедрения системы управления риском во многом зависит от эффективности указанного элемента. При данном подходе менеджеры среднего звена считаются

ответственными как за надежность функционирования их локальнойсистемы, так и за претворение в жизнь стратегических целей, формулируемых высшим руководством банка.

В более крупных организациях создаются комитеты по управле­нию риском, действующие под эгидой совета директоров, или специализированные отделы. В их задачу входит сбор и анализ информации, поступающей из структурных подразделений, а также ее обобщение для учета риска на уровне банка в целом.

Организационное обеспечение процесса управления рисками и контроля за процессом внедрения новых банковских операций

За рубежом распространена практика, когда указанные комитеты также ответственны за одобрение внедрения новых операций и определение целесообразности внедрения финансовых инноваций. В период перехода к рыночной экономике, в условиях постоянных принципиальных изменений в банковской отрасли обеспечение дан­ного процесса и локализация сопутствующих ему рисков становятся важнейшими факторами устойчивости кредитных организаций в долгосрочном плане.

Внедрение новых банковских продуктов и операций может быть оправдано в настоящее время на отечественном рынке либо финансовым эффектом в краткосрочном плане, либо:

Ø повышением устойчивости финансовой структуры банка;

Ø охватом новых региональных рынков и ростом объема операций;

Ø обеспечением рентабельности банковского капитала в услови­ях резкого сокращения процентной маржи, характерного для последних трех-четырех лет.

Внедрение новых банковских продуктов, позволяющих охватить новых клиентов банков и расширить объем услуг, предлагаемых уже существующим, ограничивается целым рядом факторов, из которых можно выделить два наиболее важных.

Первым фактором является относительный рост операционных издержек по сравнению с сокращающейся рентабельностью капитала. Ключевым индикатором запаса прочности банка является коэффи­циент производительности — соотношения между операционными расходами и чистыми доходами банка. Так как каждый новый вид операций влечет риск увеличения издержек, остро встает проблема учета прямых и косвенных издержек и расчета сравнительной и абсолютной эффективности при внедрении сколько-нибудь слож­ного нового банковского продукта или операции. Например, широ­кое внедрение пластиковых карточек, очевидно, позволяет расширить ресурсную базу коммерческих банков, когда остатки на расчетных счетах предприятий уже в основном поделены. Однако в силу своей капиталоемкости эти внугрибанковские проекты превращаются для самих банков в инвестиционные. Другими словами, затраты на их осуществление становятся вложениями, срок окупаемости которых превышает краткосрочный горизонт планирования в один год. Когда разница между прибылью, остающейся в распоряжении банка, и издержками на его текущую деятельность была велика, финан­сирование подобных затрат не представляло труда. На фоне падения банковской маржи и относительного роста операционных издержек процесс финансирования стартовых инвестиций для внедрения новых банковских технологий и операций намного усложняется. Однако именно они необходимы для стабильной и рентабельной работы банка на меньшей процентной марже.

Организационный фактор стал вторым фактором, который тормозит внедрение новых операций, структурную перестройку и, как следствие, усиливает нестабильность отечественных банков в условиях принципиальных перемен на финансовом рынке. Типич­ным проявлением действия данного фактора становится отсутствие организационного обеспечения внедрения новых продуктов и операций. Высшее оперативное руководство (уровень управляющего и глав управлений) слишком загружено текущей работой, для того чтобы в должной мере контролировать и координировать процесс. В то же время в случае передачи данной работы на уровень отделов возникает проблема создания стимулов к внедрению новых операций и в первую очередь проблема предотвращения конфликта интересов. Одним из часто применяемых подходов для решения указанной проблемы стало создание отделов развития новых проектов или им подобных структурных подразделений банка. Его слабым местом является то, что для подразделений данного уровня управленческой вертикали не хватает полномочий, необходимых для реализации целей их деятельности. Перенос задач по координированию и контролю за развитием новых направлений деятельности с уровня оперативного руководства на уровень стратегического управления представляет собой кардинальное решение проблемы. В таком случае формируется структура в рамках совета директоров банка. Однако для реализации данного подхода требуется, чтобы совет директоров был работающим органом и его полномочия по стратегическому контролю и управлению банком были на деле четко реализованы и разграничены с полномочиями оперативного руководства.

Комитет при совете директоров объединяет представителей ключевых структурных подразделений. В числе прочего он ответст­венен за то, чтобы внедрение новых продуктов обязательно было согласовано и санкционировано. Например, рассмотрение вопроса об использовании нового производного финансового инструментатребует также привлечения юристов, аудиторов, специалистов по банковским технологиям и тех, кто ответственен за привлечение кредитных ресурсов. Методом формализации данного процесса является получение письменного одобрения с использованием специальной формы со стороны всех организационных подраз­делений, которые имеют отношение к нововведению. В таком случае риск в значительной степени локализуется.

Проблема оценки управленческих решений

Для внедрения системы по управлению риском в подведомствен­ном банке его правление или совет директоров должны провести оценку текущих направлений деятельности и организационной структуры. Приведем круг ключевых вопросов.

* Какова позиция Вашего банка в отношении риска?

* В чем заключается стратегия Вашего банка по управлению риском?

* Кто из служащих конкретно участвует в управлении риском?

* Когда и каким образом они участвуют в данном процессе?

* Как организована координация процесса управления риском и обмен информацией?

* Какие виды документов применяются?

* Как разрабатываются и внедряются методики по управлениюриском?

Ответ на эти вопросы становится отправной точкой для оценки применяемой в банке системы управления риском. Указанная оценка должна быть реализована как на уровне банка в целом, так и на уровне отдельных подразделений и по конкретным операциям. Цель данной оценки заключается в определении того, как в настоящее время осуществляется управление риском в банке. Полученная информация поможет руководству приступить к формированию стратегии управления риском и созданию системы для ее реализации.

Чем больше степень непостоянства среды, в которой действует банк, и больше рискованность его операций, тем более высокие требования предъявляются к системам управления риском.

 

Тема 9

Риск-менеджмент в страховании

 

1. Сущность страхования

2. Условия обеспечение платежеспособности страховщика

3. Страховые резервы

4. Перестрахование

5. Управление рисками страховой компании

 

Сущность страхования

Страхование — это вид гражданско-правовых отношений по защите имущественных ин­тересов граждан и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых слу­чаев), определенных договором страхования или действующим законодательством, за счет денежных фондов, формируемых путем уплаты гражданами и юридическими лицами страхо­вых платежей (страховых взносов, страховых премий) и доходов от размещения средств этих фондов.

Страховщиками признаются финансовые учреждения, созданные в форме акционерных, полных, коммандитных обществ или обществ с дополнительной ответственностью согласно Закону Украины "О хозяйственных обществах" с учетом особенностей, предусмотренных на­стоящим Законом «О страховании», а также получившие в установленном порядке лицензию на осуществле­ние страховой деятельности.

Страхователи могут заключать со страховщиками договоры о страховании третьих лиц (застрахованных лиц) лишь с их согласия, кроме случаев, предусмотренных действующим за­конодательством. Застрахованные лица могут приобретать права и обязанности страховате­ля согласно договору страхования.

Страхователи имеют право при заключении договоров личного страхования назначать с согласия застрахованного лица граждан или юридических лиц (выгодоприобретателей) для получения страховых выплат, а также заменять их до наступления страхового случая, если иное не предусмотрено договором страхования.

Страхователи имеют право при заключении договоров страхования иных, чем договоры личного страхования, назначать граждан или юридических лиц (выгодоприобретателей), ко­торые могут понести убытки в результате наступления страхового случая, для получения страхового возмещения, а также заменять их до наступления страхового случая, если иное не предусмотрено договором страхования.

Объектами страхования могут быть имущественные интересы, не противоречащие зако­нодательству Украины, связанные:

Ø с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и дополнительной пенсией страхователя или застрахованного лица (личное страхование);

Ø с владением, пользованием и распоряжением имуществом (имущественное стра­хование);

Ø с возмещением страхователем причиненного им ущерба лицу или его имуществу, а так­же ущерба, причиненного юридическому лицу (страхование ответственности).

Выделяют следующие специфические признаки страхова­ния, характеризующие его как экономическую категорию и как денеж­ные перераспределительные отношения:

1. наличие страхового риска как вероятности и возможности наступления страхового случая, способного нанести материальный или иной ущерб. Этим признаком страхование связано с категорией страховой защиты общественного производства;

2. удовлетворение объективно существующей потребности индивидуума, предприятия, общества в безопасности;

3. замкнутый характер отношений между его участника­ми, связанный с солидарной раскладкой суммы ущерба в одном или нескольких хозяйствах на все хозяйства, вовлеченные в страхование;

4. перераспределение ущерба как между территориальными единицами, так и во времени;

5. возвратность мобилизованных в страховой фонд страхо­вых платежей.

Страховые платежи определяют на основе страховых тарифов, отождествляемых с брутто-ставкой, которая состоит из двух частей:

1) нетто-ставки, предназначенной для возмещения вероятного ущерба;

2) нагрузки, включающей расходы на содержание страховой организации и на предупредительные мероприятия, а также прибыль.

 

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.