Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ИНДИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ





Экспорт-ориентированная модель экономики, осуществляемая в Индии с начала 1990-х гг., приобретает особый динамизм и формы реализации с провозглашением правительством Н.Моди в 2014 г. приоритетных программ: «Делай в Индии», «Квалифицированная Индия», «Электронная Индия», «Сто умных городов Индии».

Реализация этих программ зиждется на фундаменте достижений предшествующего периода независимого развития Индии – успешном осуществлении модели форсированной импортозамещающей структурной модернизации с опорой на государственный капитализм и индустриализацию.

Принятые программы направлены на решение фундаментальных проблем развития страны (land and labour) путем использования выгод глобализации в национальных интересах и дивидендов молодого состава населения. Программы ускорения экономического роста требуют согласования с решением социальных проблем, что необходимо для предотвращения массовых протестных движений, подобных сентябрьской забастовке 2016 г.

Реализация закона, облегчающего приобретение земли для инфраструктурного и промышленного строительства, требует адекватной компенсации землевладельцам и согласования с программами развития сельского хозяйства. Создание 100 «умных» городов связано с решением проблем уменьшением разрывов между городом и деревней.

Укрепление связности пространства страны, единый налог на товары и услуги (GSТ) содействуют ускорению экономического роста. Большое значение имеет сочетание расширения автономии штатов и реализация мега проектов развития промышленных коридоров Индии, Сагар Малы, создания единой водной системы страны.

Сложнейшие проблемы социально-экономического развития Индии в условиях ограниченных природно-экологических ресурсов и растущего антропогенного давления решаются на основе использования ведущего фактора современного развития – экономики знаний, разработки программ перехода к устойчивому развитию на региональной основе. Восстановление активного научного сотрудничества в этой области соответствует национальным интересам Индии и России.

Cпектор И.Б. (ИСАА при МГУ)

ААМ АДМИ ПАРТИ НА РЕГИОНАЛЬНЫХ ВЫБОРАХ 2017 г.

(ПАНДЖАБ, ГОА, ДЕЛИ): РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В феврале 2015 года прошли выборы в Законодательную ассамблею Дели, которые триумфально выиграла Аам адми парти, получив 67 депутатских мест из 70. Партия Арвинда Кеджривала фактически сформировала однопартийное Законодательное собрание, а сам Кеджривал возглавил делийское правительство, в которое вошли исключительно представители ААП.

Аам аадми парти (Партия простых людей) была создана в 2012 году частью активистов общеиндийского антикоррупционного движения. В 2012-2015 гг. партия проделала долгий путь к власти в Дели, соперничая с традиционными политическими силами – БДП и Индийским национальным конгрессом. В 2013 году партия уже смогла получить относительное большинство голосов делийских избирателей, тогда же Арвинд Кеджривал впервые возглавил правительство Дели. Однако в тот раз партия не смогла достичь соглашения со своими основными конкурентами – в результате, первое правительство ААП не продержалось у власти и двух месяцев, а город вступил в полосу затяжного политического кризиса.

Победа ААП на февральских выборах 2015 года была настолько убедительной, что партия могла править Дели единолично, не опасаясь нового парламентского кризиса. Вместе с тем, делийские выборы стали первым серьёзным поражением БДП, пришедшей к власти в стране после выборов в Лок сабху весной 2014 года. На общенациональных выборах БДП победила во всех делийских округах, партийное руководство небезосновательно считало, что располагает в столице существенной поддержкой. Поражение в Дели могло стать для БДП началом цепочки неудач на выборах в хиндиязычных регионах.

Вместе с тем, на фоне неудач ИНК, ААП постепенно начала восприниматься как общенациональная и наиболее перспективная оппозиционная сила, а лидер партии Арвинд Кеджривал – как альтернатива Нарендре Моди. Изначально деятельность партии была сконцентрирована в Дели, но группы сторонников ААП начали возникать и во многих других индийских штатах. Региональные выборы февраля 2017 года были первой возможностью для ААП заявить о себе как об общенациональной партии.

Руководство ААП приняло решение не выставлять своих кандидатов на выборах в крупнейшем штате Уттар-Прадеш, сосредоточив все силы на избирательной кампании в Панджабе и Гоа. Панджаб выглядел наиболее перспективным для ААП регионом – здесь очень рано было создано отделение ААП, все четыре депутата, прошедшие от партии в Лок сабху на выборах 2014 года, были избраны от Панджаба, опросы, проводившиеся в Панджабе перед выборами, предрекали ААП победу. В Гоа ААП также имела достаточно большое количество сторонников, штат неоднократно посещал Кеджривал. Здесь партия могла рассчитывать если не на победу, то на получение значительного количества мандатов в местной законодательной ассамблее.

Результаты выборов в обоих штатах для ААП были неоднозначны. Полученные 23,7% голосов избирателей в Панджабе можно назвать очень хорошим результатом для партии, впервые принимавшей участие в региональных выборах, но следует понимать, что руководители ААП всерьёз рассчитывали на победу в штате. В Гоа же партия получила 6,3% голосов и вовсе не смогла провести депутатов в законодательное собрание.

Причины относительного неуспеха ААП можно искать как во внутренних противоречиях, закончившихся исключением ряда видных членов партии в 2015 году, так и в том, что ранее партии приходилось работать исключительно в условиях мегаполиса (Дели). Теперь же ААП попыталась переориентироваться на избирателей в провинции, но с первого раза не смогла повторить делийского успеха. Кроме того, возникает вопрос о том, насколько прочно положение ААП в самом Дели – это покажут выборы в муниципальные корпорации Дели, которые пройдут в апреле 2017 года.

Титов В. П (МГУДТ)

СТРАТЕГИЯ Н. МОДИ: АМБИЦИОЗНОСТЬ И/ИЛИ РЕАЛИСТИЧНОСТЬ,

ПОТЕНЦИАЛ И ОГРАНИЧЕНИЯ

Представления политического руководства Индии о ее роли в международной политике радикально обновляются и необходимость всесторонних преобразований востребована в связи с поставленными Моди целями и задачами стратегического масштаба.

Интересы прогрессивной рационализации опираются на неизбежность расширения рыночной системы в экономике и на выбор пути устойчивого накопления силы.
Маркетизация экономики и прагматизм современной стратегической культуры Индии предполагают устойчивые возможности обеспечения государства ресурсами для решения стоящих перед Индией международных и внутриполитических задач.
Моди и его правительство понимают, что стремление стать полноценной современной державой в региональном и глобальном контекстах требует всеобъемлющих преобразований.

Старт нескольких масштабных проектов направлен по сути дела на поощрение роста и развития, на признание необходимости системных реформ, на новое позиционирование государства и его институтов для укрепления национальной экономики и политики Индии. Осознавая реалии перехода к новым стратегическим целям, Моди испытывает давление со стороны конкурентов в региональных и глобальных форматах, прежде всего со стороны динамично продолжающего свои смелые реформы Китая.

Потенциальные угрозы и вызовы со стороны Китая диктуют необходимость адекватных радикальных преобразований в Индии для обретения ею нового статуса «ведущей державы». Популистский характер индийской демократии и политической культуры, а также огромные потребности в области развития выступают ограничителями того, что положительное сальдо торгового баланса может быть вложено в социальные, а не в военные и политические программы.

Лидеры, элиты и индийское общество должны поверить в собственные силы и способность взаимодействовать с миром и с соседями на равных. Способность Индии ассимилировать чужие идеи, культуры и народы доказана многими тысячелетиями исторического развития и становится актуальной в условиях современности. Однако ультраправые индуистские группировки типа «Раштрия сваямсевак сангх» и левые партии опасаются внешнего вмешательства в бюрократические механизмы контроля над экономикой и государством. Армия Индии характеризуется высокой степенью закрытости как институт, что объективно осложняет сотрудничество с зарубежными партнерами. Однако ВМС Индии уникальны среди азиатских флотов по многолетнему опыту увеличения несущей мощности и проецировании ее в ходе учений в Южно-Китайском, Восточно-Китайском и Средиземном море.

Парадоксальная замкнутость Индии влияет на неуверенность в собственных силах, хотя цивилизация Индии всегда была открыта к приходящим извне ценностям и достижениям. Кроме того, индийцы, живущие за границей, сформировали огромную диаспору и легко встраиваются в жизнь в новом окружении. Хотя Индия продолжает динамично наращивать экономическую и военную мощь, она остается, по мнению экспертов, преданной стратегической сдержанности, характерной для индуистских традиций стратегической мысли и практики Неру, которые будут продолжать формировать ее подходы не только к странам Южной Азии, но и к Китаю и США.

Для Индии огромное значение приобретает решимость Моди стать ведущей державой в Индо-Тихоокеанском регионе и в мире в целом. Важную роль для продвижения Индией своих интересов должны сыграть стратегические региональные союзы, принятие трудных решений по институциональным реформам в экономике, переход к Индии инициативы в совместном поиске решений общемировых и региональных проблем. Реформы армии и флота должны в короткое время обеспечить построение современных вооруженных сил, необходимых для роли гаранта в деле обеспечения безопасности меньших государств Индо-Тихоокеанского региона и обладания военным потенциалом, достаточным для эффективной проекции силы. Даже активным продвижением с помощью soft power компенсировать недостатки в военной сфере невозможно.

Путь к статусу ведущей державы предполагает целенаправленную работу политического лидера и всего народа, способного понять значение новых стратегических идей и практических установок для развития экономики и политических возможностей Индии. Укрепление стратегического партнерства между Индией и США и подписание Joint Strategic Vision for the Indian Ocean Region показало, что сильнейшая мировая держава готова проводить в жизнь новаторское соглашение о совместном стратегическом видении процессов в ИТОР. Если Моди сможет конкретными достижениями упрочить свою стратегию, то Индия реально продвинется по пути к статусу ведущей державы.

Л.А. Черешнева (ЛГПУ)

 

К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ИНДИИ:

ВИЗИТ ДЖАВАХАРЛАЛА НЕРУ В США В 1949 г. [4]

 

Становление внешней политики Индийского Союза, возникшего на политической карте мира в августе 1947 г. в результате передачи власти и раздела Британской Индии на Хиндустан и Пакистан, происходило в условиях начавшейся «холодной войны». Стратегическое значение Индии для США до определенного времени было не более весомым, чем значение Пакистана. Однако именно премьер-министр Индии Джавахарлал Неру первым получил приглашение посетить США с официальным визитом. Поездка за океан была необходима индийскому правительству по внутренним и внешним причинам. Быстрыми темпами росла инфляция. Великобритания задолжала индийцам огромную сумму, которая 1 июня 1948 г. составляла 15 млрд. 470 млн. рупий. Лондон согласился увеличить высвобождение Индии стерлингов в 1949-50 и 1950-51 гг. до 650 млн. рупий в год. За эту «уступку» англичан Индия, со своей стороны, приняла на себя обязательство сократить свой импорт из долларовой зоны на 25% по сравнению с импортом 1948-49 гг. Индия могла с этого времени увеличивать свой импорт из США либо за счет повышения экспорта, либо за счет получения займов от американцев.

Вопрос о получении американской пшеницы и технической помощи путем поставки Америке индийских товаров или посредством американского займа явился одним из основных мотивов поездки Неру в США. Но и рост коммунистического влияния в Азии и авторитета Советского Союза, образование Китайской Народной Республики вызывали тревогу в правящих кругах Индии. Компартия Индии при Неру подверглась гонениям. При этом премьер именовал себя социалистом и намеревался бороться с бедностью и социальным неравенством у себя в стране. Определить свое место в новых геополитических реалиях (антикоммунизм или позитивный нейтрализм?), сформулировать политику Индии в отношении СССР, КНР и коммунистического движения вообще – еще один побудительный мотив поездки Неру в США.

Визит состоялся в 1949 г., и Неру получил возможность переговоров с политиками, бизнесменами, научной и культурной элитой США. Он в известной мере способствовал индо-американским экономическим связям, но не привел к прорыву в двусторонних отношениях, разочаровав обе стороны: Неру не нашел понимания по важнейшим вопросам, в первую очередь по проблеме Кашмира, и был встревожен вниманием Белого дома к Пакистану. Президент же США Г. Трумэн остался недоволен непреклонной силой индийского политика, отдающего себе отчет в сущности внешнеполитических приоритетов Индии и необходимости защищать ее национальные интересы.

Шаумян Т.Л. (ИВ РАН)

 

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ:

ОПЫТ ИНДИИ И КИТАЯ

 

1. 29 апреля 1954 года было подписано Соглашение между Индией и КНР о торговле и связях с Тибетским районом Китая. Оно означало официальное признание Индией Тибета частью Китая. В документе были зафиксированы шесть пограничных перевалов, что позволяло Индии считать этот участок границы установленным с международно-правовой точки зрения.

2. Т.н. «картографическая агрессия»: публикация с середины 1950-х гг. географических карт в Китае, на которых значительная часть территории Индии, а также Сикким, Бутан, Непал, часть Монголии, СССР, Индокитая, ЮВА и пр. были обозначены как китайские. Ситуация осложнилась антикитайским восстанием тибетцев 10 марта 1959 года, бегством Далай-ламы и более шести тысяч тибетцев на территорию Индии и других сопредельных государств. Возникла прямая угроза постепенного перерастания «картографической войны» в «горячую».

3. От конфронтации на картах – до вооруженных столкновений на поле боя. Попытки решить спорные вопросы путем переговоров не увенчались успехом. В результате военных действий между 1959 и октябрем-ноябрем 1962 г. Китай оккупировал более 14 тыс.кв.км территории, главным образом, в Аксай Чине, которую Индия считала своей. Только с 20 по 25 октября было убито 2,5 тыс. индийских солдат.

4. Линия Макмагона – это граница индийского штата Аруначал-Прадеш, вокруг принадлежности которого не утихают споры и дискуссии. Эта пограничная линия получила название по имени британского представителя на трехсторонней англо-тибето-китайской конференции в Симле в 1913-14 гг. Китайская сторона ставит вопрос о совершенно иной пограничной линии, проходящей у подножья Гималаев южнее линии Макмагона примерно на 100 км, и претендует на территорию около 90 тыс. кв. км, расположенную между двумя пограничными линиями. Китай настаивает на передаче ему района монастыря Таванг в Аруначал Прадеш, мотивируя это тем, что Таванг – это историческая родина Далай-ламы шестого, родившегося здесь в XVII в.

5. Изменения традиционно принятых географических названий используются для подтверждения права на принадлежность той или иной территории. 14 апреля 2017 года Китай объявил о присвоении китайских названий шести пунктам вдоль линии фактического контроля в районе, который Китай называет «Южным Тибетом», а Индия – штатом Аруначал-Прадеш. Пекин заявил о готовности предоставить старые географические карты и иные свидетельства того, что эти названия существовали уже сотни лет.

6. В то же время, представитель китайского МИДа по существу подтвердил, что переименования «поддерживают» территориальные претензии Китая, так как они подтверждаются четкими свидетельствами истории, культуры и административного управления.

7. Если Китай будет принуждать международные организации, источники интернета и прочие существующие механизмы использовать вводимые им китайские названия, то существует опасность того, что Китай и Индия могут оказаться вовлеченными в «картографическое сражение», которое отбросит их отношения более чем на 60 лет назад, к середине 1950-х годов, когда «картографическая агрессия» лишь начиналась. Вопрос в том, как стороны будут разрешать вновь обострившиеся противоречия в условиях формирования нового мирового порядка.

Srinivas Junuguru (JNU)







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.