|
Методы управления тренировочными нагрузками в спортеОтечественными исследователями впервые была сформулирована естественная форма чередования нагрузок в тренировочном процессе. В многочисленных работах Л.П.Матвеева [84, 85, 86, 87, 88, 89 раскрыты общие основы чередования тех или иных нагрузок - постепенное увеличение тренировочных требований (нагрузок, заданий); волнообразное изменение их и особенности динамики в различных периодах тренировки. Л.П.Матвеев и Н.Г.Озолин [109, 110, III, 112] неоднократно указывают на значимость различных форм педагогического контроля, а Н.Г.Озолин, в своей монографии "Современная система спортивной тренировки" [112], даже выделяет в отдельную главу вопросы управления процессом спортивной тренировки (средствами педагогического контроля). В нашей работе мы придерживаемся мнения о том, что рационально построенный тренировочный процесс является первоосновой оптимального регулирования тренировочных нагрузок. Вместе с тем необходимо подчеркнуть одну из особенностей управления нагрузкой на основе ее волнообразного изменения. С течением времени уточняются и дополняются представления о построении процесса тренировки, и как следствие появляется значительное количество работ с предложением новых вариантов периодизации тренировочного процесса [2, 69, 90, 117]. Другой подход к управлению нагрузками в спорте основывается в первую, очередь на изучении внутренней составляющей нагрузки, то есть на реакцию организма спортсмена. В частности Н.И.Волков [28, 29] видит решение проблемы в создании специализированной службы биохимического контроля, которая должна объединять усилия ученых, спортивных врачей и методистов в деле внедрения результатов биохимических исследований в практику спорта. Известны и более доступные средства управления. Полиевский С.А. и Фелин В.И. [lI5] оценивали направленность тренировочных нагрузок у баскетболистов методом термометрии над работающими мышцами. Другие исследователи выявляли влияние физической нагрузки на психофизиологические показатели [60, 82, 123, 168]. В последние годы вновь повысился интерес к изучению частоты сердечных сокращений в ответ на проделанную работу [26, 27, 59, 90, 103]. Викторов И.Б. и др. [26] описали способ количественной оценки интенсивности тренировочной нагрузки в боксе, основанной на средней ЧСС спортсменов зарегистрированной в режиме деятельности. Установлена достаточная информативность предложенного способа и разработана шкала оценки интенсивности тренировочных упражнений (немаловажное достижение, так как по мнению В.М.Зациорского [50], управление тренировочными нагрузками возможно лишь в тех видах спорта, где можно количественно оценить проделанную работу). Аналогичный подход позволил Витошкину В.А. определить общие закономерности приспособительных реакций организма фехтовальщиков на специфическую нагрузку, что способствовало более планомерному построению учебно-тренировочного процесса [27]. По вполне понятным причинам мы не в состоянии даже хотя бы коротко остановиться на результатах многих интереснейших исследований проблемы управления нагрузкой. На наш взгляд, современная спортивная наука все более приближается к комплексному решению задач управления. Что касается нагрузки, то разумное управление последней должно в первую очередь основываться на констатации состояния и ответной реакции организма спортсмена. Коррекция нагрузки, основанная только на субъективных ощущениях спортсмена и тренера, не отвечает современным требованиям. Отдавая должное громадному вкладу советских ученых в дело оптимизации тренировочного процесса, следует указать и на участие зарубежных исследователей в разработке проблемы [151, 175, 176, 177, 178, 179, 180, 181, 182, 183, 184, 185, 186, 187, 188]. Нам очень импонирует мнение доктора Харре о том, что "первоочередная задача спортивной науки заключается в том, чтобы познать закономерные взаимосвязи между структурой внешней нагрузки и характером внутренней нагрузки"
Вопросы управления нагрузкой в гимнастике Для: успешного решения задач подготовки гимнастов к ответственным соревнованиям М.Л.Укран [l48] считал необходимым не только правильно планировать работу, но и управлять ею путем учета и анализа: а) данных врачебного контроля; б) результатов тестирования физической подготовки; в) показателей тренировочных нагрузок; г) результатов тестирования технической подготовки; д) данных оценки зачетных попыток в ходе тренировочных занятий; е) технических результатов гимнастов на соревнованиях. В монографиях "Методика тренировки гимнастов" [147] и "Методика тренировки гимнасток" [94] приведены результаты многочисленных наблюдений за тренировками и выступлениями на соревнованиях сильнейших спортсменов разных времен. Обобщение передового опыта позволило автору сформулировать основные законы становления высшего спортивного мастерства, а рекомендации по периодизации тренировочного процесса и дозированию нагрузок основываются на богатейшем экспериментальном материале. Следует особо подчеркнуть то огромное значение, которое М.Л.Укран придавал учету тренировочных нагрузок. Анализ специальной литературы свидетельствует о том, что подавляющее большинство тренеров и исследователей придерживается того же мнения, однако, на наш взгляд, подходит к решению задачи несколько односторонне. Как правило, сопоставляются абсолютные значения различных характеристик нагрузки, и практически не учитывается реакция организма спортсмена на тренировочную работу (внутренняя сторона нагрузки). Подобную "односторонность" мы объясняем крайне малым количеством общедоступных способов оценки физиологического воздействия нагрузки на организм гимнастов. В частности, в учебниках."Спортивная гимнастика" для институтов физической культуры [132, 133, 134] и "Теория и методика гимнастики" [143] педагогическому контролю и оценке соответствия нагрузки тому или иному состоянию гимнастов уделяется мало внимания (контроль и учет рассматривается, как правило, при проверке различного рода планов тренировочного процесса). В учебнике "Спортивная гимнастика" 1971 г. издания предлагается использовать ручную или становую динамометрию для контроля за переносимостью нагрузки (если показания динамометра в конце занятия сохраняются на таком же уровне, как и в начале - гимнаст справился с нагрузкой). Более подробно и систематизированно тот же раздел (управление подготовкой гимнастов) изложен в учебнике "Спортивная гимнастика" 1979 г. издания [l35]. Естественно, что самые передовые методы контроля за "внутренней" стороной нагрузки будут терять всякий смысл в рамках неупорядоченного тренировочного процесса, то есть мы вновь подчеркиваем, что строгая периодизация тренировки является своего рода предпосылкой к объективному управлению нагрузкой в гимнастике и любом другом виде спорта. В настоящем времени продолжается детальнейшая разработка различных вариантов микро- и мезоциклов занятий [52, 53, 65, 93, 104, 105, 131, 157, 161, 163]. В диссертационном исследовании Е.А.Земскова [52] экспериментально обосновано несколько вариантов недельного цикла (по определению автора - "самостоятельной единицы планирования учебно-тренировочной работы") и предложен коэффициент для оценки интенсивности отдельных занятий. Ниязбеков 7.Х. и Шлемин A.M. [l02 предложили схему чередования нагрузки в недельном цикле занятии гимнастов 13-15 лет. Параллельно авторы привели величины оптимальных нагрузок в количественном выражении (объем, интенсивность). Программой подготовки юных акробатов для ДЮСШ рекомендованы 3-х разовые занятия в неделю продолжительностью по 2 часа каждое. Метликиным JI.JI. и Годиком М.А. [93] установлено, что физическое развитие, улучшение здоровья и развития различных сторон моторики протекало эффективнее при нагрузках в условиях проведения занятий по I часу 6 раз в неделю. Радикальным средством от перенапряжений при подготовке к ответственным соревнованиям, обеспечивающим высокую эффективность тренировочного процесса в гимнастике, считается принцип "маятника" [107]. Суть этого принципа заключается в еле,дующем: один из микроциклов по способу организации и проведения занятия последовательно приближается к условиям соревновании, другой постепенно уменьшает это сходство. А.М.Шлемин [169] обосновал сложившуюся в шестидесятые годы систему подготовки юных гимнастов от новичков до стадии спортивного совершенствования. Взяв за основу возрастной принцип, автор детально рассмотрел методику занятий с детьми на предварительном (8-9 лет), начальном (10-12 лет) и специализированном (13-16 лет) этапах обучения. Подробнейшим образом описаны различные виды подготовки (техническая, специально-двигательная, физическая и т.д.) и средства педагогического контроля за многими аспектами тренировки. Однако значительное снижение среднего возраста гимнастов и гимнасток [159], переход на двухразовые тренировки в день, то есть кардинальное изменение системы подготовки потребовало обоснования новых рекомендаций. Л.И.Соболев [l3l] предложил систему двухразовых тренировок, одна из которых проводится дома при помощи простерших вспомогательных средств. Л.Я.Черешнева [З] обосновала четыре режима двухразовых тренировок для различных периодов занятий. Укран М.Л., Дзяк Г.В. и др. [l50], проведя эксперимент со специализированным гимнастическим классом, пришли к выводу, о том, что десятиразовые занятия в неделю, при строгом соответствии нагрузки состоянию организма детей, не только не оказывают отрицательного воздействия, но и говорят в пользу распространения этого опыта. Исхаков Ю.А. [66], исследуя влияние повышенных нагрузок высокой интенсивности на организм юных гимнастов, пришел к выводу, что у юных (12-14 лет) гимнастов, занимающихся с повышенными нагрузками, показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем превышают показатели контрольной группы, занимавшейся по общепринятой программе детских спортивных школ. Показано, что применение в учебно-тренировочном процессе юных гимнастов больших по объему и интенсивности нагрузок - необходимое условие.для достижения высоких спортивно-технических результатов, однако в каждом отдельном случае они (нагрузки) должны соответствовать функциональным возможностям организма занимающихся. Параллельно продолжается разработка информативных показателей нагрузки [4, 124, 183]. В то же время практические рекомендации по оптимальному управлению нагрузкой в тренировочном процессе не всегда конкретны. Ф.И. Гримальский показал, что под влиянием нагрузки статистически значимо изменяются амплитуда и частота тремора [36]. П.С. Бальбирский одним из методов контроля и оценки тренировочной нагрузки гимнастов как на отдельном виде, так и в многоборье считает регистрацию весовых потерь [9]. Однако, судя по этим публикациям, практических рекомендаций о способе применения этих показателей как диагностических не приводится. В последнее время все чаще и чаще в гимнастике рассматриваются различные формы педагогического контроля [56, 95, 96, 121, 122, 130, 149, 162]. Это и требования, предъявляемые к тестам, используемым в практике педагогического контроля, и способы оценки технической подготовленности, и определение уровня физической подготовки гимнастов, и вопросы контроля за многими другими аспектами тренировочного процесса. Вместе с тем проблема управления нагрузкой в спортивной гимнастике нуждается в дальнейшей детализации. Ермолаева А.С. и Лебедев В.М. считают, что кистевая динамометрия и регистрация угла отведения руки в плечевом суставе "позволяют учесть, в известных пределах, воздействие (на организм гимнаста - В.Д.) каждого из упражнений гимнастического многоборья" [43, с. 39]. Ченегин В. [160], использовав кожно- гальваническую реакцию при обследовании кандидатов в сборную школьников РСФСР по спортивной гимнастике, выявил следующее: при оптимальной величине общей тренировочной нагрузки электропроводность кош (ЭПК) от начала до конца занятия значительно возрастает. При увеличении нагрузки отдельные, более трудные упражнения вызывают выраженные отрицательные кожно-гальванические реакции. Белякова Н.Т. и др. [II] считают, что изменение контура следа стопы достаточно адекватно отражает реакцию организма юных гимнастов на нагрузку. Однако нельзя исключать возможность того, что в силу ряда причин тренировка будет построена с пре- имущественным воздействием на верхний плечевой пояс спортсменов. В этом случае, по нашему мнению, подобный контроль будет невозможен. [l80] проследил за динамикой энерготрат при выполнении упражнений в подготовительном и соревновательном периодах и определил калорическую "стоимость" обязательной программы мужской гимнастики. Известен ряд исследований, где в качестве критерия переносимости нагрузок использовались показатели частоты сердечно - сосудистых сокращений [19, 81, 114, 155, 156]. Лисицкая Т.С. показала, что "анализ тренировочных нагрузок в художественной гимнастике по ЧСС позволил классифицировать их в зависимости от "физиологической" нагрузки на организм занимающихся" [81, с. 46]. На наш взгляд наиболее весомый вклад в организацию педагогического контроля в спортивной гимнастике в последнее время внесли исследования В.Н.Афонина [4, 5, 6, 7, б]. Автор не только выявил пульсовую стоимость элементов на отдельных снарядах мужского многоборья и предложил новый индекс оценки интенсивности занятий, но и разработал форму педагогического контроля воздействия тренировочной нагрузки на организм гимнастов высокой квалификации. Анализ перечисленных выше работ, направленных на решение проблемы управления тренировочными нагрузками в спортивной гимнастике, позволяет нам констатировать тот факт, что рекомендуемые средства управления и контроля за внутренней составляющей нагрузки не всегда доступны к реализации в широкой практике. Имеется настоятельная необходимость расширять исследования раз- личных форм педагогического контроля в целях оптимального управления тренировочными нагрузками с учетом состояния спортсмена. В своей работе мы решили использовать в качестве индикатора переносимости нагрузки изменения времени статического равновесия. Выбор статического равновесия как средства педагогического контроля обосновывается нами тем, что к настоящему времени достаточно четко определено участие различных анализаторных систем в его регуляции. Вместе с тем общеизвестно, что спортивная гимнастика относится к таким видам спорта, тренировочный процесс в которых оказывает существенное воздействие на двигательный, вестибулярный и другие анализаторы. Поэтому мы считаем правомерным предположение о том, что кумулятивный эффект тренировочной нагрузки обязательно должен сказываться в изменении некоторых показателей, характеризующих статическое равновесие. ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|