Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Правотворческий и законотворческий процесс.





Правотворчеством называется деятельность уполномоченных органов направленная на создание различных форм права.

Правотворческий процесс включает в себя 2 стадии, состоящие из определённых этапов:

1) Стадия подготовки проекта нормативного правового акта.

2) Стадия принятия и вступления в силу.

(этапы указанных стадий определяются в зависимости от вида нормативного правового акта).

В теории государства и права существует проблема соотношения следующих понятий: законодательный процесс, законотворческий процесс и законопроектный процесс.

В теории государства и права существует 3 подхода к разрешению проблемы с разрешения указанных понятий. В соответствии с первым подходом перечисленные выше понятия отожествляются. В этом смысле под законотворческой деятельностью понимается совокупность организационных действий, уполномоченных государственных органов по рассмотрению и принятию законопроектов (таким образом под законотворческой деятельностью понимается деятельность специальных органов государственной власти.

С точки зрения сторонников второго подхода в законотворческой деятельности могут принимать участие и другие субъекты, например: общественные организации, политические партии, органы местного самоуправления, экспертное и научное сообщество.

С позиции третьего подхода под законодательным (законотворческим) процессом понимается процесс реализации уже принятого и вступившего в силу закона. Указанная позиция представляется сомнительной так как фактически отожествляет законотворческий процесс с правоприменительным процессом (это одна из форм реализации права).

В теории государства и права в рамках второго подхода выделяют понятия законопроектный процесс, которая описывает этапы подготовки текста проекта закона.

Таким образом самым масштабными понятиями является правотворчество и законотворческий процесс. Законодательный процесс представляет собой часть законотворческого процесса, а законопроектный процесс является частью законодательного процесса.

Законотворческим процессом называется разновидность правотворческого процесса, представляющая собой творческую деятельность, направленную на подготовку и принятия законов.

Признаки законотворческого процесса:

1) Его сущность заключается в интеллектуальной мыслительной деятельности, имеющие разные формы (как нормативные так и не нормативные).

2) Законотворческий процесс, как правило имеет научную основу и частично является формой выражения научной деятельности.

3) Важнейшей частью законотворческого процесса является разработка и утверждение концепции будущего закона.

4) Субъект законотворческого процесса не всегда совпадает с субъектом законодательного процесса, например: субъектом законотворческого процесса может быть общественная организация или экспертное сообщество, которые являются авторами будущего закона (его идеи концепции).

5) Законотворческий процесс начинается с мониторинга состояния вопроса, то есть с анализа состояния вопроса (начальным этапом законодательного процесса является внесение в законопроект).

 

Стадии законотворческого процесса:

1) Анализ состояния правового регулирования вопроса на основе правового мониторинга.

2) Стадия разработки концепции, разработки идеи законопроекта.

3) Определение содержания юридических конструкций, подготовка текста законопроекта.

4) Внесение законопроекта в законодательный орган.

5) Рассмотрение законопроекта в законодательном органе и принятие законов.

6) Стадия промульгации. Означает подписание и обнародование закона.

7) Вступление в силу закона.

8) Мониторинг действия закона (анализ эффективности действия принятого закона).

Стадии законодательного процесса:

1) Стадия внесения законопроекта в законодательный орган (статья 17 Закона Тамбовской Области, данную стадию определяет как стадию законодательной инициативы).

2) Рассмотрение законопректа.

2.1) рассмотрение законопроекта комитетами тамбовской областной думы.

2.2) рассмотрение законопроекта на заседании думы.

 

3) Стадия промульгации.

3.1) подписание законопроекта.

3.2) опубликование.

4) стадия вступления в силу закона.

 

На федеральном уровне законодательный процесс определяется двумя документами:

1) Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроекта.- это утверждённый письмом аппарата государственной думы федерального собрания РФ от 18 ноября 2003 года. № Вн2-18/490.

2) Письмо МИНЮСТА от 23.02.2000 года №1187-ЭР.- по рекомендации, по подготовке оформления проектов федеральных законов.

На уровне тамбовской области создание правовых актов регулируется: законом тамбовской области от 23 июня 2006 года №51з (о правовых актах тамбовской области) и постановление администрации тамбовской области от 21 марта 2008 года №353 «об утверждении инструкции по делопроизводству в администрации области» (регламентирует порядок создания постановлений и распоряжений администрации области и главы администрации области).

В соответствии с рекомендациями МИНЮСТА федеральные законы подразделются на следующие виды (распределяются по юридической силе):

1) Закон РФ о поправке к конституции РФ.

2) Федеральный конституционный закон.

3) Кодекс РФ – это федеральный закон, обеспечивающий единообразное правовое регулирование и содержащееся в систематизированном виде всю или основную массу норм, регулирующую определённую сферу общественных отношений.

4) Основы законодательств (это федеральный закон, содержащий принципы и основные положения законодательного регулирования определённой сферы общественных отношений).

5) Общие принципы регулирования. Данный закон как правило содержит так называемые нормы цели, определяющие основные начала правового регулирования, определённого вида общественных отношений.

6) Федеральный закон.

7) Федеральный закон о ратификации международного договора РФ.

Согласно регламентации содержание правовой нормы составляют:

1) Условие, при которых нормы действуют.

2) Правила поведения.

3) Меры государственного принуждения, которые применяются нарушителями нормы- это санкции.

4) При формулировании содержания учитываются цели законопроекта.

5) Содержание нормы определяются конституцией РФ и смежными федеральными законами. На содержание нормы влияют принципы соответствующей нормы права.

Виды норм права перечислены в пункте 3.6 рекомендации:

1) Предписание принципов (закрепляет положение общего характера. Имеющая значение как для отрасли так и для права в целом).

2) предписание цели.

3).

4) Управомочивающее предписание или управомочивающие нормы (закрепляет субъективные права граждан и иных субъектов права).

5) Императивное предписание: 1) обязывающее предписание и 2) запрещающее предписание.

6) Диспозитивное предписание (разрешает гражданам и иным субъектам по своему усмотрению определять права и обязанности в конкретном правоотношении).

7) Предписание стимул (содержит материальный, моральный и другие стимулы, побуждающие граждан и иных субъектов права действовать тем или иным способом).

8) Бланкетное предписание (содержит отсылку к другому нормативному правовому акту, содержащему подробную регламентацию прав и обязанностей субъекта).

9) Отсылочное предписание (содержит отсылку к другому нормативному акту, содержащему соответствующую норму права).

10) Обеспечивающее предписание (закрепляет решение правотворческого органа о признании акта утратившем силу, либо о внесении в него изменений и дополнений.

В соответствии с ЗТО №57 З структуру правового акта составляют его содержательная часть и реквизит. Содержательная часть состоит из 1)указание сферы действия 2) указание на цели и задачи актов 3) определение используемых понятий 4) предписаний и норм для субъектов правоотношений 5) заключительных и переходных положений.

Структурные единицы правового акта: выделяют преамбулу, разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты и абзацы.

Реквизиты правового акта:

1) Указание на вид правового акта.

2) Наименование органа принявшего правовой акт и дата принятия.

3) Наименование правового акта.

4) Подписи лиц официально уполномоченных.

5) Место, дата подписания правового акта и его номер.

В ЗТО №51з установлено 5 стадий законодательного процесса.

16.05.2012







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.