Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Органы судебной власти: порядок образования, структура, компетенция.





 

Особое место в системе разделения властей занимают органы судебной власти Судебная власть принципиально отличается от иных ветвей власти, как по своим задачам и функциям, так и по процедуре осуществления.

Как правило, суд не создает общих правил поведения, как это делают органы законодательной и исполнительной власти. Исключение составляют страны англосаксонской правовой системы (Великобритания, США, Австралия и пр.) Основная задача судов – осуществление правосудия. Судебные органы на основе действующих в государстве правовых норм рассматривают и решают конкретные гражданские, уголовные или административные дела. Судебная власть имеет ряд отличительных черт:

1. имеет конкретизированный характер (осуществляется применительно к конкретным лицам и конкретной ситуации).

2. осуществляется единолично судьей или судебной коллегией.

3. осуществляется в особой процессуальной форме.

В рамках каждого государства формируется своя судебная система, во многом уникальная и непохожая на другие. Органы правосудия могут быть подразделены на две основные категории: государственные и негосударственные суды. Преимущественная роль, безусловно, отводится государственным судам. Но в некоторых государствах в силу сложившейся традиции негосударственные суды также могут иметь значительный вес. К негосударственным могут быть отнесены:

- общественные суды (например, товарищеские суды в России), которые рассматривают незначительные споры и правонарушения;

- религиозные суды (функционируют, как правило, в некоторых мусульманских странах и рассматривают дела о нарушении норм Корана и других священных книг);

- суды обычного права (действующие в рамках племени, существуют в некоторых странах Африки, Азии и Океании).

Что же касается государственных судов, то их система четко структурирована и имеет сложный, многоуровневый характер. Здесь возможны различные варианты построения судебной системы, но все государственные суды можно классифицировать на следующие виды:

1. суды общей юрисдикции (рассматривают уголовные и гражданские дела) функционируют в любом государстве, но различаются по своей компетенции. Число инстанций общих судов не одинаково, обычно от двух до четырех. Высшей судебной инстанцией общих судов является, как правило, Верховный суд государства.

2. административные суды существуют в некоторых странах континентальной Европы (Германия, Франция), а также Азии и Африки. Рассматривают административные споры. При отсутствии административных судов в судебной системе государства (например, как в России) административные споры рассматриваются судами общей юрисдикции.

3. арбитражные суды рассматривают экономические споры между предприятиями, организациями и другими хозяйствующими субъектами. Подобные суды существуют в России, в Украине, в республиках бывшей Югославии. Компетенция подобных судов ограничена только узким кругом хозяйственных вопросов.

4. Конституционные суды выполняют функцию надзора за конституционностью законов и иных нормативных правовых актов. Специфическая функция конституционных судов, по мнению ряда авторов не позволяет отнести их к власти судебной. Например, В.Е. Чиркин относит конституционные суды к контрольной власти. В федеративных государствах могут существовать конституционные суды субъектов федерации. В ряде стран (США и пр.) не существует специального органа конституционного надзора. Эти функции выполняет Верховный суд государства.

5. Специальные суды. В ряде государств существует система специальных судов, на которых возложена функция рассмотрения отдельных (достаточно узких) категорий дел. В качестве таких судов можно отметить суды по делам несовершеннолетних (США, Израиль). В настоящий момент вопрос о создании подобных судов решается в России. К числу специальных судов можно отнести суды по трудовым спорам, действующие в ряде стран, военные суды (военные трибуналы), а также чрезвычайные суды.

Порядок образования судов различен. В одних государствах судьи назначаются на должность (например, в России), причем на определенный, достаточно длительный срок или пожизненно. В других государствах существует смешанная система, при которой судьи некоторых инстанций избираются, а других – назначаются на свою должность (например, в США).

 

Билет № 4

Органы законодательной власти: порядок образования,

Структура, компетенция.

 

В соответствии с принципом разделения властей важнейшую роль в системе органов государственной власти играет законодательно-представительный орган государства – парламент.

Парламент – это высший коллегиальный орган государственной власти, принимающий, изменяющий и отменяющий законы.

Парламент состоит из представителей народа – депутатов. Порядок формирования парламента может быть различным. Существует три основных способа получения депутатского мандата: наследование, назначение, избрание.

Наследование депутатских полномочий в настоящее время имеет место только в одной стране – Великобритании. Большинство членов верхней палаты парламента (Палаты лордов) являются наследственными пэрами, передавая свой титул и место в Палате лордов наследникам (в том числе и женщинам).

Назначение депутатов достаточно широко распространено в современных государствах. Как правило, полностью или частично назначаются депутаты верхней палаты в унитарных (Иордания, Белоруссия) и некоторых федеративных (Германия) государствах. Назначение депутатов может осуществляться главой государства - монархом (Иордания), президентом (Белоруссия). Депутаты верхней палаты могут также назначаться федеральным правительством (Канада), или правительствами субъектов федерации (Германия).

Избрание депутатов является наиболее распространенным способом формирования парламента. Выборы депутатов могут быть прямыми или косвенными. В первом случае депутаты избираются непосредственно населением (депутаты Государственной Думы РФ), во втором – специально формируемыми коллегиями или другими органами государственной власти. Выборы проходят по одной из указанных избирательных систем: мажоритарной, пропорциональной или смешанной.

Структура парламента может быть весьма многообразной. Но все это многообразия можно свести к трем основным видам. В.Е. Чиркин, в частности отмечает, что парламент может состоять из одной, двух, и даже трех частей. Однопалатный парламент наиболее распространен в развивающихся странах (Ангола, Сенегал, Мозамбик и пр.). В некоторых из таких государств в структуру парламента включается также глава государств – президент (Танзания) или монарх. Двухпалатный парламент включает в свой состав две палаты. Обычно их называют верхняя (Сенат) и нижняя (Национальное собрание, Государственная Дума, Палата представителей и пр.) Нижняя палата, как правило, избирается всем населением.

Парламент может иметь различный объем полномочий. В.Е. Чиркин отмечает существование трех видов парламентов: с неограниченными полномочиями (США), с ограниченными полномочиями (Франция) и консультативные (Катар).

Полномочия парламента можно разделить на следующие группы:

1. законодательные (принятие законов)

2. организационные (создание и формирование других органов государственной власти)

3. согласовательные (утверждение кандидатур на другие государственные должности)

4. контрольные (увольнение министров, отставка правительства и пр.)

5. прочие полномочия (ратификация международных договоров, осуществление правосудия в отношении некоторых высших должностных лиц государства и пр.).

 

Билет № 5

Органы исполнительной власти:







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.