Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Ирригационная (гидравлич.) т-я





Осн-к: Виттфогель «Восточ.деспотизм»

Возник-е гос-в, первые деспотич.формы связ-ся с необх-ю строительства гигант.ирригац.сооружений в вост.аграрных областях. Это сопровождается ростом числа чиновников, обесп-х эффект. использование данных сооружений и эксплуатируемых граждан. Гос-во выступает в кач-ве единственного собственника и одновременно эксплуататора

Данные процессы происх-ли в первичных городах-гос-х, в Месопотамии, Египте, Индии, Китае. Очевидна связь этих процессов с формированием многочисленного класса управленцев-чиновников. Односторонний взгляд, гиперболизация. Обр-е гос-во первично для процесса ведения крупных ирригац.работ. В других районах эк-ка опиралась на иные формы труд. И производств.деят-ти

Т-я инцеста (половая т-я)

Осн-к: Леви-Стросс

Особенности производства ч-ка, а именно введение запрета инцеста (кровосмешение) – исход. соц. Фактор в выделении ч-ка из мира природы, что затем привело к возник-ю гос-ва. Особая группа людей:

1) Контролировала соблюдение запрета инцеста

2) Применяла принуждение за его несоблюдение

3) Занималась обменом женщин и мужчин – межплеменные связи

В дальнейшем эта группа стала заниматься и др.обществ.функциями

Запрет инцеста – реальный ист.факт, переход к экзогамии – выдающийся рубеж в истории человечества. Запрет инцеста выполнялся не всеми, во многих случаях необходимо было применять принуждение. Но не только в особенностях воспроизводства – прогресс человечества (у многих животных половые отн-я тоже носят оч. сложный хар-р). Вряд ли переход к экзогамии был сознательным

Волюнтаристская т-я

Осн-к: Мейтленд-Джонс

Возник-е независимых гос-в в Африке 60-70-х гг 20в. связано с волевой деят-ю той или иной сильной личности

Локальное объяснение происхождения гос-ва

Расовая т-я

Осн-к: де Гобино (фр.), пред-ли: Ницше

Человеч.расы не равны, различ-ся в физ., псих., умств. и др.отн-х. Деление рас на низшие и высшие, высшая призвана господствовать. Гос-во необходимо для обеспечения постоянного господства. Авторы теории напоминали о большом вкладе белой расы в создание цивилизации. Пред-ли низшей расы делились (Ницше):

1) Гениальные люди

2) Исполнители идей гениев, их лучшие ученики (стражи порядка, безоп-ти)

3) Прочая масса посредственных людей

1я пол.20 в. – расцвет расовой теории (фашизм)

Действительно, люди разные: биологически, психически, разница в уровне разв-я зависит от объект.факторов (природно-климат.), но разница – основание не для превосходства, а помощи и поддержки. Противоречит совр.ценностям (права ч-ка)

Спорт.т-я

Осн-к: Ортега-И.-Гасет

Возник-е гос-ва напрямую связано с происх-и игр и физ.упражнений, а также спорта в целом. Физ.вос. выполняло ф-ю подготовки к труд.деят-ти, воен.делу. В первобыт.об-х сущ-л своеобразный обряд инициации (посвящение во взрослые), к которой молодежь готовили старшие, опытные члены рода с большой физ.силой. Возможно сущ-ли спец.органы, применявшие санкции к непрошедшим испытание. Из-за частых стих.бедствий, стычек между соседними племенами, примитивной формы охоты род нес потери в муж.части нас-я, что грозило вымиранием. Старейшины приглашали др.мужчин из др.племен и между ними устраивались соревнования, победивших оставляли, делали полноправ.членами рода. Для проведения подобных мероприятий созд-сь спец.орг-я

Подтверждение – сис-ма физ.вос. в Спарте, с помощью кот. была создана сильная армия, позволившая утв-ть гегемонию в Греции; Олимпийский игры способствовали объед-ю греч.полисов и обр-ю единого Греч.гос-ва. Т-я не объясняет процесс возник-я гос-ва во всех регионах земного шара, более важное знач-е – мат.производство

Диффузионная т-я (лат. Diffusion – распространение, растекание, рассеяние)

Автор: Гребнер

Выдвинута как рез-т осмысления процессов государствообр-я, интенсивно разв-ся в 19-20 вв. Гос-во возникает в рез-те передачи опыта управления большими отрядами человеч.сооб-ва из одних народов другим или как рез-т распространения опыта гос.-прав.жизни на те региона, где он еще не исп-ся. Разность потенциалов народов – рез-т различия условий природ.среды, в кот.они проживают

Не объясняет происхождение первого гос-ва, неудавшиеся попытки «введения» государственности во многих регионах земли (индейцы в Америке, австрал.племена, фарик.племена)

Патримониальная т-я

Автор: Галлер

Гос-во произошло из поземельной собств-ти (патримониум). В первобыт.об-ве земля принадлежала общине, всему племени, явл. коллектив.собств-ю. Затем происходит концентрация власти и земли в руках вождей. Постепенно вл. трансф-ся в гос., а собственником земли явл. государь. Право собств-ти на землю – первооснова господства над терр-й и ее людским субстратом. Пример: Средневековье, отн-я сюзеренитета-вассалитета

Теория специализации

Автор: Т.В.Кашанина

Закон специализации – всеобщий з-н развития окр.мира

1) Интеллектуальный фактор – неолит.рев-я (переход от присваивающей к производящей экономике)

2) Производств.труд стал специализироваться – эк.специализация

3 круп.разделения труда (по Ф.Энгельсу):

- отделение скотоводства от земледелия

- выделение ремесла

- выделение торговли

Мощный толчок развитию об-ва и производства

- возрос интеллект.багаж об-ва

- появ-е излишков пр-ва

- усложнились взаимоотн-я между членами об-ва, увеличился соц.объем (т.е. сотруд-во, взаимосвязь между людьми)

3) Полит.специализация – сначала обр-сь вождества, а затем гос-в


3 круп.общ.разделения труда:

- законодат.деят-ть

- исполнит.деят-ть

- правоохранит.деят-ть

Затем

- суд.деят-ть

- воен.деят-ть


4) Идеологич.спец-ция – выделение идеологии как самост.вида человеч.деят-ти

- язычество → монорелигия

- появ-е жрецов, свящ-в

3 разделения труда в сфере идеологии:

- религ.идеология

- прав.ид-я

- нравств.(мораль)ид-я

5) Обособление в особ.вид деят-ти науки (с 15 в.)

Разделение труда в науке:

- естеств.науки

- гум.науки (ист., юр., эк., фил.)

- тех.науки

 

Развитие цивилизации обусловлено конкуренцией и, как ее следствием, специализацией труда

Соотн-е об-ва и гос-ва

Об-во возникло в догос.период, чем гос-во (появление homo sapiens – ч-ка разумного, спустя тысячелетия – появ-е об-ва, далее – гос-ва). Гос-во пришло на смену род.организации. Объект.потребность в гос-ву появ-сь по мере усложнения внутр.строения об-ва (соц.расслоение), обострения в нем противоречий, увеличения числа антиобществ.элементов. Об-ву со сложной структурой, с внутр.противоречиями имманентна (внутренне присуща) гос.орг-я, в противно случае – саморазрушение

 

Гос-во – социологический подход: невозможно без людей; организационная форма структурно сложного об-ва, кот.выступает как государственно-организованное

Марксизм: об-во – базис, социально-эк.основа гос-ва; гос-во – надстройка

Гос-во – институт, обеспечивающий жизнедеят-ть об-ва (упр-е соц.делами, обесп-е порядка, обществ.безоп-ти)

 

Гос-во – общесоциальное (в инт-х об-ва, направлено на смягчение в нем конфликтов, преодоление кризисов), конструктивное явление, что обуславливает его жизнеспособность. Но иногда может выполнять и деструктивную роль – возвышаться над об-м, огосударствлять его, т.е. проникать во все обществ.сферы, сковывая и ослабляя их

 

Гос-во сохраняет относит.самост-ть по отн-ю к об-ву. Это оправдано – только так оно может целеустремленно и активно воздействовать на об-во (принятие управленческих актов, избрание путей и методов реш-я задач, опр-е стратегии и тактики гос.политики). Если гос-во преодолевает порог своей самост-ти, его пол-ка стан-ся антисоц., негативно оцен-ся об-м

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.