Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







В. , разв-е в сер.20 в. (Парето, Моски, Дай, Сартори, Лассуэл)





Народ.массы не способны упр-ть гос-м, а осущ-т эту функцию элита (происх-е, обр-е, опыт, способности) – лучшие пред-ли, причем может пополняться из представителей масс. Сущ-т несколько элит, между кот. идет борьба за власть, народ контролирует это через изб.право

Отстранение нас-я от власти Антидемократизм Реализация вл. практически всегда осущ-ся через узкий круг людей, важно чтобы эти лица выражали инт-сы народа

Технократическая т-я

Е гг. 20в., распространение в 60х-70х гг. (Белл, Саймон, Веблен, Барн-хейм)

Совр.интерпретация теории элит. Упр-ть об-м д. специалисты-управленцы, менеджеры, кот. способны опр-ть потребности об-ва, оптимальные пути его разв-я, необх. сред-ва. Упр-е стан-ся научным, обесп-т прогресс.разв-е об-ва

Теория плюралист.демократии

В. (Ласки, Даль, Дюверже, Дарендорф) – полит.взгляды как социал-дем., так и либералов

В совр.об-ве классы перестали сущ-ть вл. утратила класс.хар-р. Об-во - совокупность соц.объединений людей (страт), образ-ся по различ.основаниям (возраст, профессия, место жит-ва, круг инт-в). Т.о., сущ-т страты стариков и юношей, спортсменов и любителей пива. На основе страт созд-ся различ. полит. и обществ. орг-ции, оказывающие давление на органы гос-ва и направляющие тем самым гос.пол-ку. Т.о., каждый ч-к – «частица» гос.вл., участвующая в упр-ии гос-м, а гос-во – выразитель общей воли, инт-в всего об-ва

Демократ.хар-р теории, обоснование участия гр-н в делах гос.упр-я

Теория «гос-ва всеобщего благоденствия»

Основы сформ-ны в 30 гг. 20 в. (Кейнс). Возникла после Второй мир.войны, антипод теории «гос-ва ноч.сторожа» (Мюрдаль, Пигу, Боулдинг, Мунд)

Гос-во стало надклассовым, выражает инт-сы всех слоев нас-я, обесп-т благоденствие всех. Ценность каждой чел.личности, ставит ее инт-сы в основу деят-ти гос-ва. База теории – успехи развитых стран в обеспечении высокого уровня жизни нас-я, осущ-ии круп.программ в соц., кул. и иных сферах

Умалчивание факта, что «всеобщ.благоденствие» нередко достиг-ся посредством перенесения центра эксплуатации на полуколониал., развивающиеся страны Обосновывает приоритет общечел.ценностей, инт-сов и прав ч-ка

Теория прав.гос-ва

Цель гос.деят-ти – добиться господства прва во всех сферах жизни. Вся деят-ть гос-ва д. осущ-ся в прав.целях, на основе права и прав.средствами

Позволяет вуалировать несоответствие соц.ценностей праву Направлена на демократизацию об-ва, искл-е произвола и беззакония

Теория «технократического гос-ва»

Основа – успехи в освоении и исп-ии тех.средств. Дальнейш.разв-е техники позволит по-новому решать многие?ы гос.упр-я: м. проводить опросы гр-н и даже голосование с ипользованием техники

Теория конвергенции

Е гг 20 в. (Гэлбрейт, Арон, Сорокин)

Взаимное влияние гос-в 2х сис-м – США, Англия и СССР, др.страны социалист. лагеря. Происходит «обмен» между этими гос-ми, причем каждая ст.заимствует лучшее, происх-т сближение гос-в по их сущности, орг-ции, формам деят-ти. Это д. привести к тому, что различия утратятся и возникнет «постиндустриальное гос-во» единого типа, кот. будет гос-м «всеобщего благоденствия»

Историко-материалистическая концепция гос-ва

Гос-во – орудие вл. эк-ки господ.класса. Особенности гос-ва опр-ся уровнем эк.развития. Цель – построение социалист., а затем коммунист. об-ва, а конеч. судьба гос-ва – его отмирание по мере построения коммунизма

 

 

Понятие и виды функций гос-ва

Функции гос-ва – осн.напр-я деят-ти гос-ва по упр-ю делами об-ва

Признаки функций гос-ва:

1) Конкретизируют сущность и сод-е гос-ва (отражают инт-сы классов, соц.групп и всего об-ва в целом)

2) Отражают разностороннюю деят-ть гос-ва (как внутри страны, так и на международ.арене)

3) Не явл. неизменной категорией (разв-ся вместе с сущностью гос-ва; мен-ся в соответствии с осн.проблемами, кот.необх-мо решить, например, в период ВОВ в СССР важнейшая ф-я – обеспечение обороноспособности, эк., соц., идеолог., кул.ф-ии скорректированы под военную; после ВОВ – восст-е народ.хоз-ва)

4) В ф-х прояв-ся присущие особенности гос-ва, закономерности его обр-я, соц.-эк., полит., дух.преобразования (рабовл.гос-во: 1.охрана ч.с. рабовладельцев; 2.подавление сопротивления рабов; 3.идеолог.ф-я – оправдание мер, предпринимаемых гос-м; 4.оборона страны и захват чужих терр-й; 5.торговля и сотруд-во с др.гос-ми)

Внутренние Внешние
- эконом. - экологич. - охрана правопорядка - налогообложение - соц. - защита от внеш.агрессии, оборона - обесп-е мира и междунар.безоп-ти - интеграция - внешнеэк.сотруд-во - сотруд-во в области науки и кул-ры

 

Основные (главные) Неосновные (второстепенные)
Выпол-е осн., стратегич.задач и целей; осущ-ся всеми звеньями гос.апп-та, носят комплекс. хар-р Осущ-ся в различ.сферах жизни гос-ва

 

Классовые Общесоциальные
- эконом. - воен. Функции непосред. гос.воздействия на об-ва - экологич. - соц. Байтин: чем больше кол-во реализуемых общесоц.ф-й, тем более значима роль гос-ва как соц.регулятора, сред-ва достиж-я обществ.компромисса Марченко: круг общесоц.ф-й невелик, он огран-ся рационал.природопользованием и внедрением новых технологий
Сырых: класс.подход к опр-ю гос.ф-й неприменим, т.к. они слишком многообразны и постоянно мен-ся

 

Некот.ученые считают, что совр.исследователи путают объект.категорию «ф-я г.» с субъект.категорией их цели и мотива Мертон: ф-я гос-ва – наблюдаемые последствия, кот. способ-т адаптации и приспособлению гос-ва как систем.обр-я
Явные – объект.последствия, кот.служат урегулированию и приспособлению сис-мы «гос-во», кот. осознавались как цели суб-ми деят-ти по осущ-ю данных ф-й Латентные– объект.последствия, кот.служат разрегулированию сис-мы «гос-во»; изначально не осознавались суб-ми деят-ти по осущ-ю ф-й как цели
В соц.функции – увеличение рождаемости В соц.функции – соц.иждивенчество

 

 

Формы осущ-я функций гос-ва – деят-ть осн.звеньев гос.мех-ма (Байтин)

1) Заокнотворч.деят-ть

2) Управленч.деят-ть (исполнительно-распорядит.)

3) Суд.деят-ть

4) Контроль-надзор.деят-ть (особ.роль – Прок-ра)

Сырых: в основе классификации – особ-ть хар-ра деят-ти гос-ва и юр.последствий

Прав.формы Организационные формы
1. Правотв.деят-ть - не несут юр.последствий - осущ-ся в пределах прав.рег-я
2. Правоприменит.деят-ть а) оперативно-исп.деят-ть - позитивное правоприменение – издание правоприменит.актов, служащих основанием возник-я, измен-я, прекращ-я правоотн-я б) поо деят-ть – негативное правоприменение с целью предупреждения, пресечения правонарушений, восст-й наруш.права, реализации юр.ответ-ти 1. Организационно-хоз.деят-ть – мат.обеспечение выполнения различ.ф-й гос-ва 2. Организационно-воспитат.деят-ть – орг-я воспит.работы по обесп-ю различ.гос.ф-й

 

Право: понятие и признаки

Право – сис-ма формально-опр., общеобязат.юр.норм, охраняемых силой гос.принуждения и направл-х на рег-е обществ.отн-й

Право – совокупность признаваемых в данном об-ве и обеспеченных офиц.защитой нормативов равенства и справ-ти, регулирующих борьбу и согласование св.воль в их взаимоотношении друг с другом

 

Признаки права

1. Нормативный хар-р – состоит из норм (как и мораль, и религия, и политика)

2. Общеобяз-ть – по сравн-ю с моралью, религией (если свет.гос-во); часть норм права (Конст-я) распр-ся на всех субъектов-адресатов права, всех лиц, нах-ся на терр-ии гос-ва

3. Системность, систем.хар-р – в идеале и опр.реальности – сис-ма (мат. и процесс., част. и публ., прав.нац.сис-мы, сис-ма права – норма+институт+отрасль; сис-ма зак-ва – Конст-я+ФКЗ+ФЗ)

4. Формальная опр-ть – нормы права д.б. где-то закреплены (ист-ки (формы) пр. – прав.об., нпа, юр.прецедент, норм.дог-р), закреп-ся прав.статус (опр-ть), санкции

5. Неперсонифицированность, неисчерпаемость норм права – «всякий», «каждый» (не гов-ся про опр.лицо), можно применять на неогранич.число случаев, пока не отменят

6. Право – мера, масштаб св-ды (Нерсесянц) – нп всегда что-то дозволяет, обязывает, запрещает

7. Справ-ть, гуманизм (либерталисты, юснатуралисты, только антиэтатический подход

Сущность права

Сущность можно раскрыть через сущностные признаки

Право выражает чью-то волю, инт-сы, потребности:

Господ.класса

Рабовлад. – право голоса у свободных – патрициев

Феод. – право-привилегия, разная мера ответ-ти в завис-ти от сосл.принадлежности (РП), за наказания против церкви – см.к. (СУ), запрет применения телес.нак-й к дв-м, дух-ву и купечеству

Буржуаз. (особенно раннее, совр.бурж.право – более прогрессивное) – раб.день длителен (до Орехово-Зуев.стачки, затем начали сокращать), штрафы; в раб.курии кто не имел недв.собств-ти не имел право участия (имущ.ценз), ценз оседлости (рабочие – миграция)

Социалистич. – бурж-я, дв-не, интелл-я, дух-во, бывш.полицейские и жандармы лишались изб.прав по К. 1918; св-да собств-ти отмен-ся – в сов.время – ч.с. теневая; кустари – непомерные налоги, ликвидация многопартийности после мятежа левых эсеров – монополия на идеологию – К.1977 ст.6 КПСС – ядро полит.сис-мы, адм.-команд.сис-ма упр-я, право репрессивное, обязывающие нормы, массовая (м.б. публичная) см.к., конфискация, лиш-е св-ды на длит.сроки (религ.право имеет общ.черты с социалистич.)

 

Право может выражать волю класса, сословия, касты (1940-е касты отменены, де факто – сохр-сь), расы (фашист.Герм-я – арийская раса; ЮАР – белая раса, режим апартеида; США – белая раса, режим сегрегации)

Националистич.право (немец.нация, совр.Прибалтика – Латвия: лиш-е гр-ва русскоязыч.нас-я)

 

Право зависит от типа гос-ва – светское (Россия), клерикальное (Велик-я, Сев.Европа, кроме Швеции), атеистические, теократические (Сауд.Аравия, Ватикан, Ислам.респ-ка Иран)

Религиозное право:

1) Мусул. (нак-я в духе Корана, принцип талиона (кража=отсечение руки), публ.телес.нак-я)

2) Индусское (дхармашастры)

3) Иудейское (право смешанное – и религ., и свет., нет К. – есть Тора; суб. – никто не работает)

2) Право м.б. в инт-х всего нас-я, общесоциальным (К.совр.гос-в – Россия, Италия; СПП, совр.евр.право – конвенционное и прецедентное, право демокр.гос-в; Пакт 1966 г., Декларация прав ч-ка, Конвенция о запрете пыток) – выражает волю и инт-сы боль-ва, учитывая инт-сы др.меньшинств, либо инт-сы всего об-ва

Мультикультурное об-во – люди исповедуют разную религию, разная кул-ра, обычаи, традиции

 

Два подхода к содержанию (Лившиц: «его служение тем или иным общественным силам»)права (если право=закон):

1. Теория насилия, марксизм-ленинзм: Гос-во и право как сред-ва силы, сред-ва преодоления обществ.противоречий и обеспечения порядка путем насилия, принуждения одной части об-ва для проведения своей воли, для подчинения этой воли других (рабовлад., феод., раннебуржуаз., социалист. гос-во и право имели в первую очередь классовый (сословный, кастовый, корпоративный) хар-р; феод.право – право сильного, «кулачное право», право-привелегия)

 

2. Теория общ.дог-ра, социальных функций (солидаризм Дюги), социал-демократия: гос-во и право обеспечивают порядок в об-ве путем снятия противоречия, достижения социальных компромиссов; в праве выражаются общие скоординированные интересы различных групп об-ва, суть ГиП – обществ.согласие, компромисс

Леон Дюги «Право соц., право индивид. и преобразование гос-ва»: норма – рез-т осознания людьми обществ.солидарности; норма зависит не от гос-ва, а от факта соц.солидарности в об-ве. Право вытекает из обществ.солидарности, поэтому оно стоит над гос-м, обязательно для него; законодатель констатирует прав.нормы, но не создает их

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.