|
В) применение устан.юр.норм к отн-м, возникшим до его вступления в зак.силу («обратная сила з-на»)НПА не имеет обратной силы (юр.аксиома сформ-на еще рим.юристами). Норм.док-т действует только в отн-ии тех обст-в и случаев, кот.возникли после введения его в действие – необх.фактор прав. стабильности, гр-не и юр.лица д.б. уверены в том, что их прав.положение не будет ухудшено. Искл-я, когда имеет обрат.силу: - указание на это в самом акте - если устраняет или смягчает уг. или адм.ответ-ть НПА может утратить силу, но отд.положения могут применяться к фактам, имевшим место во время его действия («переживание закона») 2. Действие н.а. в пространстве Норм.акт применяется на той терр-ии, на кот. распр-ся суверенитет гос-ва или компетенция соотв.органов (акты фед.органов вл. – вся терр-я РФ, акты суб-в – терр-я суб-в, акты муницип.органов – терр-я соотв.адм. единиц) Сухопутные границы (в т.ч. ее недра) опр-ся, к.п., в договорном порядке (орографические границы – границы, проводимые с учетом естественных преград — гор, рек, озер, морей. Геом.границы уст-ся путем проведения прямых линий, соединяющих две точки (Африка)) Речные и озер. границы уст-ся, так же как и сухопутные, по договоренностям Морская граница уст-ся либо внутренним актом государства с соблюдением международных норм, либо по соглашению с приграничным/противолежащим государством. Ширина территориальных вод колеблется от 3 до 12 морских миль. Граница внутр.террит.вод – точка наиб.отлива Воздушная граница — высот. предел до сих пор международным правом не определен, он составляет по разным мнениям 90–110 км или расст-е до наиб.приближенного спутника К гос.терр-ии приравниваются терр-ии здания посольств; мор., реч. и воздуш.суда, находящиеся под флагом гос-ва. По правилам МП – военные суда = терр-ии гос-ва без искл-й 3. Действие н.а. по кругу лиц Все гр-не, лица без гр-ва, иностранцы (беженцы, вынужденные переселенцы), юр.лица и гос.органы, находящиеся на терр-ии гос-ва, подпадают под сферу действия его зак-ва. Искл-я: 1) иностр.гр-не и лица без гр-ва не м.б. субъектами ряда правоотн-й (быть судьями, состоять на службе в ВС РФ, изб.право в органы гос.вл.) 2) иностр.гр-не, наделенные дипломат.иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уг. и адм.ответ-ти по рос.зак-ву 3) некот. НПА РФ распр-ся на тех гр-н РФ, кот нах-ся за ее пределами (З-н о гр-ве РФ, УК) Круг лиц может опр-ся по признаку полу (воен.призыв), по возрасту (несовершеннолетние), по проф. принадлежности (военнослужащие), по состоянию здоровья (инвалиды)
Принцип экстерриториальности – юр.фикция, согласно кот. опр.части терр-ии гос-ва (здания иностр. посольств, миссий и их средства транспорта), а также дипломат.представители иностр.гос-в признаются не находящимися на терр-ии гос-ва, где они реально пребывают, а юридически считаются нах-ся на терр-ии того гос-ва, чье посольство помещ-ся в данном здании или чьими представителями являются
Система права Сис-ма права – исторически сложившаяся, объективно существующая (т.е. не м.б. сконструирована произвольно, а обусловлена закономерностями общ.жизни, регулируемой сферы) внутр.структура права, состоящая из взаимосогласованных элементов (отрасль, подотрасль, институт, субинститут, норма пр., элементы нормы права) Системность права предполагает: - единство, целостность, согласованность - внутр.рачленненность, дифференцированность, наличие элементов - наличие структуры – целесообразного способа связи элементов - наличие цели, как системообразующего фактора - мат.обсуловленность Любая система предполагает состав (набор необх.элементов – прав.нормы, объединяющиеся в институты и отрасли права) и структуру (целесообраз.способ связи этих элементов)
Сис-ма права (нормы) – внутреннее строение права, объективно; факторы, формирующие систему права, более многочисленны и многообразны, нежели активность законодателя по созд-ю сис-мы зак-ва; цель - обеспечение действия права как инф.-регулятивной сис-мы; элементы – нормы, институты, отрасли → Сис-ма зак-ва – внеш.форма выражения права (+совокупность законов, н.п.а., являющихся формой выражения юр.норм; включает призывы, декларации, указания на мотивы и цели издания н.а.; осн.элементы сис-мы зак-ва – нпа и нормативное прав.предписание); цель – обеспечение надежного хранения инф-ии, ее эффект.использования; субъективно – рез-т спец.деятельности полномочных органов, имеющих правотворч.ф-ии; элементы – н.п.а. и составляющие их элементы (разделы, главы, статьи, пункты) + выделяют отрасли зак-ва (например, воен. зак-во как комплексная отрасль законодательства включает в себя нормы к., адм., фин., зем., уг. и др. отраслей права, кот. рег-ют сферу воен.строительства, специфическую жизнедеятельность вс гос-ва; комплексные обр-я в сис-ме зак-ва – обр-ся в зависимости от объекта прав.регулирования – природоохранительное, транспортное зак-во, н.а., определяющие прав.положение отд.соц.групп); Структура сис-мы зак-ва строится как по вертикали (иерархическое строение) – в основе иерархии н.п.а. лежит Конституция (принцип субординации), так и по горизонтали (отраслевое строение) – разветвленная сис-ма зак.отраслей (принцип координации); своеобразием отлич-ся сис-мы зак-ва в федер.гос-х (федеративное строение) – наличие общефед.зак-ва и зак.подсис-м суб-в; → Прав.сис-ма (+правосознание (обыденное (массовое), проф. (спец.)., науч. (доктрин.) = прав.психология + прав.идеология; действ.зак-во и сис-ма права; юр.практика (реализация права); законность, правоотн-я, юр.факты; сис-ма зак-ва) – охватывает всю прав. действительность → Прав.семья – совокупность родственных прав.сис-м
Основание деления сис-мы права на отрасли (системообразующие факторы): - предмет прав. регулирования (1. КП – как осн.звено сис-мы; 2. Мат.отрасли (УП, ГП, АП); 3. Процесс.отрасли (УПК, ГПК, АПК)) – что регулирует? (мат.критерий; обособленная часть качественно однородных общ.отн-й; в структуру предмета входят след.элементы – 1. Субъекты 2. Их поведение, поступки, действия 3. Объекты (предметы, явл-я) окр.мира, по поводу кот. люди вступают в отн-я и к кот.проявляют свой интерес 4. Соц.факты (события, обст-ва), выступающие причинами возникновения или прекращения соотв.отн-й) - метод прав. регулирования – как регулирует? (юр.критерий; совокупность юр.приемов и средств, с помощью кот. осущ-ся прав. регулирование обособл. качественно однородных общ.отн-й) 1. императивный (директивный, властный, метод вл.и подчинения) – осн-ся на соподчинении одних участников отн-й другим - УП 2. диспозитивный – харак-ся автономией и равноправием сторон рег.отн-й – ГП Дозволение, связывание, запреты 4. метод субординации и властного приказа – исполнит.дисциплина, строгая подчиненность, обязательность реш-й и распоряжений; эффективно рег-т управленч., служеб., оператив. Деят0ть гос.органов и должн.лиц – АП 5. поощрения – ТП – премиальные сис-мы, направленные на стимулирование моральной и мат. заинтересованности; АП – порядок награждения граждан орденами, наградами, присвоения почет.званий 6. метод автономии и равенства сторон – процесс.отрасли, ГП 7. метод рекомендация – с/х право – фермерские, колхоз.хоз-ва не явл.гос.организациями, поэтому вл.-императив.методы к ним неприменимы Убеждение, принуждение 9. индивид.метод регулирования (метод св.волеизъявления) – связан с развитием рыноч.отн-й и предпринимательства; форма самост.юр.деят-ти суб-в, направленная на упорядочение единичных общ.отн-й с помощью прав.средств, не обладающих качеством юр.общеобязательности (принятие ненорм.актов, закл-е различ.договоров, соглаш-й, сделок, добровол.уст-я обяз-в)
Отрасль права – совокупность обособленных юр.норм и институтов, регулирующих качественно однородную группу общ.отн-й на основе опр.принципов и методов, в силу чего приобретает относит.самост-ть, устойчивость и автономность функционирования Признаки отрасли права: 1. Особые предмет и метода 2. Специфические отраслевые принципы 3. Способность взаимодествия с др.отраслями «на равных правах», быть одного с ними уровня 4. Потребность об-ва в рег-ии данной соц.сферы именно на уровне отрасли 5. Количеств.достаточность юр.норм, требующая перехода в особое, отрасл.кач-во 6. Наличие обособл., к.п., кодифицированного зак-ва 7. Имеет специф.структуру (строение) – общая (институты, кот. сод-т в себе положения, обслуживающие все институты особ.части; нормы, кот. рег-т все отн-я данной отрасли; институты общ.части конкр-ся в особ.части) и особенная части Базовые отрасли права – составляют фундамент всей сис-мы права, без них функц-е любой с.п. невозможно (КП, ГП, АП, УП, отрасли процесс.права) Комплексные отрасли права (морское, воздуш., горное, водное, лесное, жилищное)-? дискуссионный, их называют «несамост.», полагая, что они не имеют своих предмета и метода, и явл. не отраслями права, а отраслями зак-ва. На наш взгляд, полноценные отрасли права – их наличие свид-т о качественно новом, более высоком уровне развития сис-мы права. Строятся на принципиально иных началах, чем т.н. «самост.» отрасли – регулирование целостных соц.сфер, независимо от их юр.однородности (предпринимательство, здравоохр-е, транспорт, обр-е, экология): право переходит от функц.организации соц.сферы к ее террит.орг-ии Подотрасли – родственные институты одной и той же отрасли права; совокупность связанных между собой норм, регулирующих определенные отн-я и являющиеся частью отрасли права (в КП – муницип., избират., парламент.; в ГП – авторское, обязат., наследств.; в ФП – бюджет., налог.. Отд.отрасли (процесс., зем., сем.) не подразд-ся на подотрасли, подотрасль не явл.обязат. компонентом) Институты права Прав.институт – обособленный комплекс прав.норм, являющийся специф.частью отрасли права и рег-й разновидность опр.вида обществ.отн-й (в ГП – институт собств-ти; в АП – ответ-ть долджн.лиц; в КП - институт, рег-й статус депутата; в УП – институт необх.обороны) Институты: По отраслям права: - гражд. - уг. - адм.
- мат. - процесс. По охвату отрасли: - отраслевые – группа прав.норм внутри одной отрасли (институт соб-ти в ГП) - межотраслевые (смешанные) – объединяют в себе прав.нормы, относящиеся к нескольким отраслям права (институт изб.пр. – КП, АП, УП) По функциям: - регулятив. – рег-е соотв.отн-й - охранит. – охрана, защита отн-й (особенно в УП) - учредит. (закрепит.) – закреп-т, учр-т опр.положение (статус) тех или иных органов, орг-й, должн.лиц, гр-н (КП, АП)
- простые – небольшой, не сод-т подразделений, вкл-т в себя нормы одной отрасли (институт прекращения брака в СП; институт залога в ГП) - сложные (комплексные) – относительно крупные, имеют в составе более мелкие самост.обр-я - субинституты (в ГП – институт поставки=институт штрафа, неустойки, ответ-ти; институт ренты=субинститут пост.ренты, пожизненной ренты; институт собств-ти =КП+ГП+СП+АП + др.отрасли)
Внутригос. и мп Теория инкорпорации (от лат. «включение»): 18 в. (брит.юристы Мэнсфилд, Блэкстон), примен-ся сегодня в отн-ии международ.об.права в гос-х Брит.Содружества и США Суть: мп составляет часть права страны и непосредственно примен-ся субъектами нац.права, обеспечивается нац.средствами прав.защиты и принуждением
Теория трансформации: 1я пол. 19 в. в Великобритании Суть: в Великобритании, как и в др.странах Брит.Содружества, закл-е и ратификация мд составляет прерогативу монарха. Т.о., монарх может созд-ть обяз-ва для гос-ва без ведома Парламента. Реш-е проблемы – появление теории трансформации: международ.соглаш-я не могут дейст-ть непосредственно на терр-ии гос-ва; для того, чтобы положения междунарожд.актов были выполнены, необходим спец.акт имплементации Парламента, трансформирующий содержание межд.акта во внутр.право
Теория дуализма: 1899 г. нем.ученый Трипель «Международ. и внутригос.право» Суть: «М. и внутригос. право суть не только различ.отрасли права, но и различные правопорядки. Это 2 круга, кот. тесно соприкасаются, но никогда не пересек-ся». 2 осн.отличия между этими правопорядками:
По мн. Трипеля, мп «постоянно должно обращаться за помощью к внутр.праву» для выполнения своих задач, без него оно «бессильно» МП выражает общую волю гос-в. Каждое гос-во обязано выполнять м.обяз-ва, но способ реализации вольно определять самост-но. Вся ответ-ть носит искл-но междунарожно-прав.хар-р и не имеет никакого юр.знач-я для внутр.прав.сис-мы Совр.сторонники д. – за разделение мп и внутригос.права с целью укрепления гос.суверенитета
Теория монизма: 1899 г. нем.уч. Кауфман «Юр.сила мп и взаимосвязь законодат.вл. и гос.органов», позднее развита австр.юристом Кельзеном в его нормативистском учении о праве Суть: сущ-т единая универсальная сис-ма права, кот. охватывает правопорядки различных уровней; все право, по Кельзену, разв-ся в рамках т.н. «основной нормы», кот. «опр-т осн.фактор правотв-ва так, что ее можно назвать конституцией в смысле прав.логики, в отличие от конституции в смысле позитив.права». Примат МП, МП имеет приоритетное знач-е, занимая верхушку иерархич.норматив. пирамиды, опр-т юр.действительность ост.правопорядков, тем самым Кельзен отрицает гос.суверенитет. Гос.правопорядок м.б. основан только на мп, кот.составляет основу всех послед.актов гос-ва. Кельзен рассм-т гос-во, как юр.лицо, корпорацию, «группу индивидов, к кот. право отн-ся как к единому объекту, кот.имеет права и обязти, отличные от прав и об-й индивидов, составляющих корпорацию». Соотн-е мп и внутр.права аналогично соотн-ю нац.правопорядка и внутр.норм корпорации. Также Кельзен отмечал, что не все нормы мп явл. «полными – больш-во норм требуют имплементации при помощи норм нац.права (схожесть с дуалистами) Монистический подход имеет большое практ.знач-е – влияние на формирование прав.сис-мы Евр.сооб-в Совр.сторонники м. – применение мп в целях эффект.реализации международ.обяз-в, ограничения гос.волюнтаризма и эгоизма, защиты прав ч-ка, наказания международ.прест-й, разв-я эк. и культ.процессов интеграции и глобализации
Спор между монизмом и дуализмом происходит, на самом деле, не столько из-за доказательства реальности «непосредственного действия» международного права, сколько из-за интерпретации фундаментальных принципов международного права.
Многие совр.ученые считают теории дуализма и монизма устаревшими, но они до сих пор остаются двумя осн.ист-ми, формирующими позицию гос-в в отн-ии применения мп в их нац. прав.сис-мах (монизм – теория о том, почему МП необх-мо применять во внутрегос.праве, а дуализм – теория о том, почему такое применение невозможно). Например, в Великобритании, известной своим традиционно дуалистическим подходом к международным договорам, которые не имеют в английском праве прямого действия, нормы общего международного права рассматриваются в монистическом ключе как часть common law, т.е. часть права страны, и применяются судами непосредственно. В Германии, где Конституцией признается приоритет и непосредственное действие норм международного обычного права, международные договоры, как общее правило, не могут применяться автоматически без специальной внутригосударственной санкции. В Чехии признается приоритет и непосредственное действие лишь международных договоров, касающихся защиты прав человека.
Более практич.теории (Фицморис, Руссо, брит.уч. Броунли, Хиггинс, ит.уч. Феррари-Браво, голландец Баархорн):
Теория гармонизации («компромисс Фицмориса»): 1957 г. англ.проф. Фицморис Суть: попытка разрешить спор между д. и м., указывая на отсутствие предмета спора, искусственность спора, оторванность от реальности, т.к. и д., и м. построены практически на недоказуемых закл-х-аксиомах. Спор идет не о фактах, а о теоретич.предпосылках. Сравнивает применение мп в нац.прав.сис-ме с применением иностр.зак-ва в соотвествии с коллиионным правом, когда иностр.зак-во примен-ся в степени, не противоречащей нац.зак-ву. Из теории Фицмориса следует, что нац.судьи не могут применять мп без санкции, уст. внутригос.правом; так и международ.судьи применяют нормы внутригос.права лишь в той степени, в какой они не противоречат МП. Сущ-т тенденция к гармонизации нац.прав.сис-м и мп – нац.юристы при составлении нпа принимают во внимание международ.обяз-ва своего гос-ва, а юристы-междунарожники разрабатывают международно-прав.акты, принимая во внимание особенности нац.зак-в
Теория координации: фр.юрист Руссо Суть: МП как координирующее право, кот. автоматически не отменяет положение внутр.права в случае конфликта обяз-в в международ.
Публичное и частное право Еще в Др.Риме Ульпиан (2-3 вв. н.э.) разделили право частное (ius privatum) (предмет – сфера частных дел и инт-в; отн-ся к пользе частных лиц) и право публичное (ius publicum) (сфера публ.инт-в – инт-в гос-ва, об-ва в целом; отн-ся к положению рим.гос-ва) Разделению права на ч. и п. уделяли внимание Монтескье, Гоббс, Гегель, рос.уч. Гримм, Кавелин, Коркунов, Мейер, Новгородцев, Петражицкий, Шершеневич
Осн.смысл разграничения публ. и част.права – уст-е пределов вторжения гос-ва в сферу имущ. и иных инт-в гр-н и их объединений
Более 70 лет (СССР) офиц.юр.наука отрицательно отн-сь к делению права на частное и публичное, г.о. из-за отсутствия част.собст-ти (Ленин, 20-е гг, разработка ГК РФСФР: «Мы ничего «частного» не признаем, для нас все в области хоз-ва есть публично-прав., а не частное»). Стан-е в Р. рыноч.эк-ки, законодат.закреп-е плюрализма форм собств-ти, в т.ч. частной собств-ти – возврат к делению, развитие частного права. Деление права на частное и публ. – практич.знач-е: признание сфер обществ.жизни, вмешательство в кот. гос-ва и его органов юридически запрещено или ограничено законом; искл-ся (юр-ки) возможность произвольного вторжения гос-ва в сферу личной св-ды
Рос.цивилист Агарков (1890-1947) отмечал, что могут возникнуть комбинации публично-прав. и частно-прав. элементов, смешанные публ.-пр. и частно-пр.институты. Например, в сем.праве к публ.-прав.элементам отн-ся – суд.порядок расторжения брака, лиш-е род.прав, взыскание алиментов
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|