Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Ручной поиск или автоматизированные поиск.сис-мы





+ электронная система классификации прав.актов («КонсультантПлюс»)

Достоинства: 1) заклад-ся практически неогранич.объем норм.-прав. инф-ии (зак-во страны, других гос-в, проекты зак-в, реш-я суд.органов) – можно получить любу справку; 2) оперативность получения требуемой инф-ии

2) Инкорпорация (офиц. и неоф.) – форма систематизации путем объединения норм.актов без измен-я их сод-я в сборник, где каждый из актов сохр-т свое самост.юр.знач-е; самый простой способ систематизации

Принципы инкорпорации:

- хронологич. (по времени принятия)

- тематич. (по опр.тематике)

Офиц.инк-я – правотв.орган сам подготовил и издал его либо утвердил или иным образом официально одобрил собрание, подготовленное иным органом (Собрание зак-ва РФ – 1 раздел: норм.акты Пр-та и Прав-ва за опр.период; 2 раздел: их индивид.прав.акты)

Неоф.инк-я – сборники норм.материалов по отраслям права, изд. в учеб.целях, для просвещения нас-я (на них в процессе рассм-я юр.дел в суде, арбитраже, др. правоприменит.органах ссылаться нельзя)

Официозные – собрания, кот. готовятся по поручению правотв.органа, но изд-ся без оф.выраженного одобрения, утверждения, т.е. ответ-ть за полноту собрания и соответствие текстов их оф.тексту несет составитель собрания (например, Мин-ва юстиции, а не правотв.орган)

Рез-ты инкорпорации

1. Сборники – инкорпорированные издания зак-в или иных нпа, принятых одним или несколькими правотворч.органами, а также тематич.издания зак-в и иных норм.актов (сборник зак.актов о труде может состоять из зак-в РФ, указов Пр-та, постан-й Прав-ва). М.б. подготовлен и издаваем самим правотворч.органом, гос./коммерч.издательством, юр.учреждением. Сборник, подготовленный правотв.органом, имеет статус ист-ка офиц.опубликования, на него можно ссылаться при разрешении споров и иных юр.?в

2. Собрания – инкорпорированные издания н.а. высших органов зак. и исп.вл. (1830 – первое в Рос.имп. Полное Собрание законов – состав: зак.акты царя: н.а., принятые высш.органами подчин.упр-я – Сенат, мин-ва, Синод; были расположены в хронолог.порядке + сод-ся алф.-предмет.указатель – тематич.поиск прав.инф-ии; 1977 – полное Собрание действ.зак-ва СССР – были разделены по отраслям зак-ва)

М.б. оф., официозными (полуоф.), неоф.

3. Свод законов – инкорпорированное издание норм.актов высш.органов зак. и исп.вл. К.п., систематизируются по предмет.принципу, т.е. по отраслям и институтам зак-ва

От собрания свод отлич-ся:

- свод – ист-к оф.опублик-я норм.актов, изд-ся от им. и по поручению правотв.органов с послед.одобрением подготовленного издания в целом либо каждого из томов по отдельности

- свод имеет приоритет перед всеми ранними оф.публикациями норм.актов, т.к. сод-т их действ.редакцию

- подготовка свода всегда сопровождается большой законотв.работой. В период его составления выявл-ся и призн-ся утратившими силу устаревшие, фактически не действ. норм.акты. Имеющиеся пробелы в зак-ве преодолеваются принятием новых зак-в, иных норм.актов

- СЗ – собрание всего действ.зак-ва без к.-л. исключения

Первый СЗ в России – 1832 (15 томов, 36 тыс.норм актов), материал располагался по предмет.принципу. Подготовка СЗ осущ-сь на основании Полного собрания зак-в – отбирались только действ.н.а., устранялись повторы, ненорм., казуистич. устан-я, «слтшком обширные и многословные» з-ны излагались в сокращенной редакции

Послед. СЗ – СЗ РСФСР (1986-1988) (8 томов действ.зак.актов и важнейших постан-й Прав-ва РФ общенорматив.хар-ра. Групп-сь по предмет.принципу. Хронолог. + плфавитно-предмет.указатель

3) Консолидация – форма систематизации путем объединения норм.актов без измен-я их сод-я (в лучш.случае – устр-ся противоречия, повторы, длинноты) в единый акт, где каждый из актов теряет свое самост.юр.знач-е + имеет собств. оф.реквизиты: наименование, дата принятия, номер, подпись должн.лица. Разновидность правотв.деят-ти гос.органов.

Так устраняется множественность прав.материала

Объедин-ся в зависимости от вида деят-ти (охрана природы, обр-е)

Явл. «компромиссной» систематиацией, сочетающей черты инкорпорации и кодификации, часто исп-ся как промежут.этап, когда отсут-т возможность кодификации

Отличия инкорпорации и консолидации:

- отн-ся к различ. сторонам прав.деят-ти гос-ва (инк-я – один из приемов орг.-методич. деят-ти гос.органов с целью обеспечить реализацию норм права; консолидация – вх. в арсенал правотв.методов)

- инкорпорация и консолидация разлся по кругу применяющих суб-в (инк-я проводится не столько правотв.органми, сколько иными гос.органами, науч.учреждениями, юр.изд-ми; консолидация – м.б. тсп-на только правотв.органами и лишь в отн-ии принятых ими норм.актов)

- отлич-ся конеч.рез-ми (инк-я – подготовка сборника н.а., вошедшие н.а. не утрачивают самост.знач-я; консолидация – объедин.акты утрачивают силу, вместо них действует вновь созд.н.а.)

Пример: 1980 – Указ Президиума союз. Верх.Совета «О праздничных и памятных днях», объединивший (а тем самым заменившим) 48 ранее действ.актов по этому?у

Распространена консолидация ведомств.нпа

4) Кодификация – форма систематизации путем объединения норм.актов в единый, логически цельный акт с изменением их сод-я. Устр-ся устар.прав. материал, противоречия, дублирование в нормах, созд-ся новые нормы права, обесп-ся их согласованность, логичность – качественная переработка действ. юр.норм. Наиб.сложный, трудоемкий способ правотв-ва

Кодиф-я может быть:

- всеобщей (перераб-ся знач.часть зак-ва)

- отраслевой (перераб-ся норма опр.сферы зак-ва)

- специальной (перераб-ся норма к.-л. прав.института)

Признаки кодификации:

- ей имеют право заним-ся только спец. строго опр. органы только в оф.порялке

- в итоге появ-ся новый норм.акт – кодекс

- кодиф.акт – основной среди иных актов, действующих в данной сфере

Рез-т кодификации:

1. Основы зак-ва – кодиф.нпа федерального уровня, содержащие наиб. важные общ.нормы по предмету совместного ведения федерации и суб-в (важное знач-е в сов.время – на базе Основ разраб-сь республик.кодексы; Фед.дог-р 1992 г. уст-т, что по?м совмест.ведения фед.органов и оранов гос.вл.рес-к, фед.органы вл.издают Основы зак-ва, в соответствии с кот. органы вл.респ-к осущ-т собств.прав. рег-е; Основы зак-ва РФ о нотариате 1993; Основы зак-ва об охране здоровья гр-н)

2. Кодексы (лат. codex – собрание зак-в) – систематизированные комплексные зак.акты, объединяющие в опр.порядке перераб.нормы права, регулирующие однород.сферу обществ.отн-й (УК, ГК). Кроме отраслевых есть комплексные, межотрасл. кодексы, т.е. содержащие нормы различ.отраслей права

3. Уставы – кодифицированные нпа, объединяющие нормы, регулирующие деят-ть мин-в, ведомств, служб в опр.сфере управления (Устав жд, центр.банка, общевойск.уставы, дисциплинар.уставы)

4. Положения – кодифицированные нпа, опр-е юр.статус и порядок деят-ти каких-либо суб-в права, регламентирующие полномочий опр.органов, их структуру, функции (положения о мин-х, ведомствах, гос.комитетах, о филиалах учреждений)

5. Правила – кодиф.нпа, устанавливающие порядок к.-л. вида деят-ти (правила дорож. движения)

 

Быстрые темпы социально-экономических преобразований обуславливают динамизм нормативного урегулирования общественных отношений, учёт своеобразия и специфики их различных сторон и граней. Эти задачи успешно выполняет интенсивно развивающаяся в российском законодательстве тенденция его специализации. Цель её заключается в том, чтобы юридически полнее охватить всевозможные изменения и новизну общественных процессов, сообразоваться с особенностями их проявления в тех или иных социальных сферах, определить качественный уровень таких преобразований. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ российского законодательства – это обеспечение тенденции его развития, отражающей прогрессивность этого процесса в различных сферах общества и права. Выделяют следующие виды специализации: предметная (предопределение дифференциации законодательства на различные отрасли.), функциональная (обособление правовых установлений внутри кодификационных актов, за счёт чего модифицируется их организационное строение, совершенствуется структура.), региональная (урегулирование общественных отношений с учётом характерных черт федерального устройства РФ, географических природных, климатических условий, традиций и особенностей экономического развития региона.), смешанная (выступает в форме предметно-территориального направления, предметно функционального либо функционально-территориального.) УНИФИКАЦИЯ законодательства – противоположная специализации тенденция, значение которой состоит в аккумулировании однотипных предписаний и создании юридических актов, которые упрощали бы законодательство, делая его доступным и единообразным. При помощи унификации преодолевается несогласованность в структуре механизма правового воздействия, устраняется его перенасыщенность, ликвидируется неоправданная разобщённость в правоприменении. Поэтому унификация является одним из наиболее эффективных путей борьбы с чрезмерной сложностью законодательного урегулирования в различных сферах.

Реализация права

Право созд-ся для того, что бы практически претворится в жизнь: бездействующий закон хуже отсутствующего – говорили рим.юристы; знач-е имеет лишь живое, действующее право

Неэффективность права м.б. обусловлена:

- кризис.состояние об-ва

- низкая прав.кул-ра

- неразвитое правосознание

- нравственно-прав. нигилизм

- всеобщ.разболтанность

- неуправляемость

- соц. и эк.нестабильность

Эффективность прав.рег-я во многом опр-ся степенью воплощения норм права в поведении суб-в правоотн-й, т.е. степенью реализации права

Вне деят-ти людей реализация права невозможна

Реализация права – процесс воплощения юр.предписаний в правомерных действиях гр-н, органов, орг-й, учреждений, должн.лиц и всех иных участников обществ.отн-й; это трансформация заложенных в нормах права требований в правомерное поведение суб-в, причем таким поведение м.б. как добровольным, так и принудительным (под угрозой применения санкций)

Субъекты реализации права – лица, на кот. право распространяет свое действие, т.е. субъекты права

Объект реализации права – сис-ма зак-ва, массив нпа

В осн.массе н.п. реал-ся через конкр.правоотн-я, однако могут реал-ся и вне конкр.правоотн-й – в рамках общей прав.структуры, установленной нормами о правосубъектности, т.е. постольку, поскольку данные лица явл. суб-ми права, и нах-ся в опр.прав.состоянии – такая реализация набл-ся в тех случаях, когда субъекты в своем поведении «обходят» те юр.факты, кот. м. вызвать нежелат. прав. последствия – данная форма реализации характерна для запрещающих норм, в ней могут реал-ся и обязывающие нормы

Виды реализации права

По субъекту реализации н.п.

- индивид.

- коллектив.

По уровню (глубине) н.п.

- р-я общ.устан-й (нормы, фиксирующие задачи и принципы права)

- р-я общ.норм, устан-х прав.статус и компетенцию

- р-я в конкр.правоотн-х конкр. прав. норм

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.