Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Будущее России за трудовыми мигрантами?





Несмотря на попытки российских властей поднять рождаемость в стране, поводов для "демографического оптимизма" у россиян по-прежнему мало. Население сокращается катастрофическими темпами, продолжительность жизни не растет, в регионах образуются огромные "социальные и экономические пустыни", пишет уважаемый британский еженедельник The Economist.

И если советское руководство прилагало определенные усилия к тому, чтобы заселить огромную страну, то теперь огромные районы Сибири и Дальнего Востока пустеют - люди перебираются в Центральную Россию. Складывается опасная ситуация: на российском Дальнем Востоке плотность населения составляет чуть больше 1 человека на квадратный километр, а по другую сторону китайской границы эта цифра в 140 раз больше.

Демографическая статистика в России напоминает статистику военного периода: ежегодно население сокращается на 700 тыс. человек. Смертность вдвое выше, чем в развитых странах, а средняя продолжительность жизни среди мужчин – одна из самых низких для развитых стран в мире, 60 лет. Если сейчас в стране 142 млн жителей, то к 2050 году их может остаться всего 100 млн.

Владимир Путин еще в 2000 году отмечал, что сокращение населения угрожает самому существованию России. Спустя шесть лет он увеличил поддержку матерям и предложил премию за рождение второго ребенка. Рождаемость стала повышаться, однако смертность не снизилась, равно как не увеличилась и продолжительность жизни.

Поводов для оптимизма действительно мало, и достичь поставленной цели, увеличив население РФ до 145 млн человек, невозможно, считают эксперты. Руководитель Центра демографии и экологии человека Анатолий Вишневский говорит, что единовременный бэби-бум еще ничего не значит: вероятно, люди решили заводить детей сейчас, пока за это положены премии, но в перспективе общее число детей в семьях не увеличится. Средний класс и вовсе не соблазнишь денежными выплатами.

Ученые связывают нынешний всплеск рождаемости с тем, что повзрослели и стали заводить семьи многочисленные дети 1980-х годов. А вот следующее поколение родителей будет куда малочисленнее. "В ближайшие несколько лет мы увидим резкое снижение рождаемости", - предупреждает Вишневский. В то же время смертность поднимется - наступит пора умирать поколению послевоенных детей.

 

Демографический кризис - один из основных сдерживающих факторов российской экономики. В последние годы страна получала "демографические дивиденды" прошлых десятилетий, однако теперь прежние трудовые ресурсы заканчиваются. Если сейчас в стране 90 млн трудоспособных граждан, то в ближайшие семь лет страна лишится 8 млн работников, а к 2025 году - 18-19 млн.

По мнению многих демографов, единственным решением демографических проблем России может стать иммиграция, которая позволит не только увеличить население страны, но, что еще более важно, омолодить его возрастную структуру.

Вопросы:

7. Каким образом старение население и уменьшение его трудоспособной части влияет на экономику страны?

8. Как Вы понимаете сущность процесса международной миграции рабочей силы и в каких формах он протекает?

9. Какова роль трудовых мигрантов в разрешении демографической ситуации в России? Согласны ли Вы с утверждением, что единственным решением демографических проблем РФ может стать иммиграция? Какие категории въезжающих мигрантов наиболее характерны для нашей страны?

10. Какие последствия (позитивные и негативные) имеет процесс международной миграции рабочей силы для России?

11. Что понимается под миграционной политикой государства и каковы ее разновидности?

12. Охарактеризуйте применяемые виды иммиграционной и эмиграционной политики в РФ и их основные инструменты.

Вопросы для текущего контроля по всем темам курса:

1. Роль природных ресурсов в развитии МЭ и классификация их видов.

2. Демографические параметры оценки и народонаселения мира и их динамика.

3. Глобальные проблемы «человек-общество» в современной МЭ.

4. Цели и принципы экономической интеграции на уровне экономического союза. Какие группировки данного типа действуют в МЭ на современном этапе?

5. Региональные интеграционные союзы стран с переходными экономиками: цели и причины объединения.

6. Позитивные и негативные последствия деятельности ТНК в развивающихся странах.

7. Роль трудовых ресурсов в развитии МЭ и классификация их видов.

8. Глобальные проблемы демографического характера в современной МЭ.

9. НТР: сущность и последствия для МЭ.

10. Региональные интеграционные союзы развитых стран: цели и причины объединения.

11. Цели и принципы экономической интеграции на уровне зоны свободной торговли. Какие группировки данного типа действуют в МЭ на современном этапе?

12. Факторы и этапы развития международных корпораций.

13. Современные тенденции потребления природных ресурсов.

14. Экономически активное население и проблема занятости в МЭ.

15. Роль информационных ресурсов в развитии МЭ и классификация их видов.

16. Глобальные проблемы финансового характера в современной МЭ.

17. Цели и принципы экономической интеграции на уровне общего рынка. Какие группировки данного типа действуют в МЭ на современном этапе?

18. Позитивные и негативные последствия деятельности ТНК в экономиках переходного типа.

19. Роль финансово-кредитных ресурсов в развитии МЭ и классификация их видов.

20. Типы и современные особенности воспроизводства населения в разных типах стран МЭ.

21. Глобальные проблемы «человек-природа» в современной МЭ.

22. Региональные интеграционные союзы развивающихся стран: цели и причины объединения.

23. Цели и принципы экономической интеграции на уровне экономического и валютного союза. Какие группировки данного типа действуют в МЭ на современном этапе?

24. Место ТНК в МЭ, их отраслевая и территориальная структура.

25. Экономический рост и проблема ограниченности природных ресурсов.

26. Роль научно-технических ресурсов в развитии МЭ и классификация их видов.

27. Глобальные проблемы политического характера в современной МЭ.

28. Цели и принципы экономической интеграции на уровне таможенного союза. Какие группировки данного типа действуют в МЭ на современном этапе?

29. Международные корпорации: признаки, виды, критерии ООН.

30. Позитивные и негативные последствия деятельности ТНК в экономически развитых странах.

Итоговый контроль знаний

Вопросы к зачету по дисциплине «Мировая экономика и международные экономические отношения» для студентов очной и заочной формы обучения:

1. Обоснуйте сущность мировой экономики как экономической системы, выделив и охарактеризовав ее элементы, связи, цели.

2. Идентифицируйте сущность и формы международных экономических отношений.

3. Охарактеризуйте субъектов мировой экономики и МЭО и обоснуйте изменение их роли на современном этапе.

4. Обозначьте критерии классификации стран в мировой экономике и дайте характеристику общепринятых классификаторов стран с позиций ООН, МВФ.

5. Охарактеризуйте группу развитых стран и их роль в мировой экономике.

6. Обоснуйте особенности развития группы развивающихся стран.

7. Обоснуйте специфику развития стран с переходной экономикой.

8. Охарактеризуйте экономические показатели развития мировой экономики и показатели системы национальных счетов.

9. Охарактеризуйте этапы становления и развития мировой экономики.

10. Идентифицируйте современные тенденции развития мирового хозяйства.

11. Дайте содержательную характеристику процессу глобализации мировой экономики с позиций различных теоретических подходов и выделите ее противоречия.

12. Охарактеризуйте сущность и формы МРТ.

13. Определите показатели участия страны в МРТ и дайте характеристику факторам его развития.

14. Обоснуйте теоретические основы МРТ в учениях различных школ.

15. Дайте характеристику состояния природно-ресурсного потенциала мировой экономики.

16. Обоснуйте типы воспроизводства населения в мировой экономике и дайте характеристику демографических процессов.

17. Охарактеризуйте состояние трудовых ресурсов в мировой экономике и обоснуйте проблемы их использования.

18. Идентифицируйте сущность, виды и структуру мировой валютной системы

19. Охарактеризуйте этапы эволюции мировой валютной системы.

20. Обоснуйте причины и последствия мирового финансового кризиса 2008 г и пути выхода из него.

21. Дайте классификацию глобальных проблем современности и их хараткеристику.

22. Идентифицируйте международную торговлю товарами как форму МЭО и охарактеризуйте ее масштабы, товарную и географическую структуру.

23. Обоснуйте специфику ценообразования на мировых рынках товаров.

24. Идентифицируйте сущность международной торговли услугами, ее особенности, масштабы и структуру.

25. Идентифицируйте сущность и содержание международного научно-технологического обмена как формы МЭО, обоснуйте его экономическую целесообразность.

26. Дайте характеристику состояния развития мирового рынка технологий с позиций выделения его сегментов, географической структуры и современных особенностей.

27. Охарактеризуйте основные каналы и формы международной передачи научно-технических знаний.

28. Идентифицируйте международную миграцию капиталов как форму МЭО, дайте характеристику ее предпосылок, форм и тенденций развития.

29. Обоснуйте современные особенности динамики и географии потоков предпринимательского капитала.

30. Дайте характеристику масштабов, структуры и современных особенностей функционирования мирового рынка ссудных капиталов.

31. Идентифицируйте сущность и классификационные признаки международной миграции рабочей силы, дайте характеристику ее причин, масштабов и последствий для стран эмиграции и иммиграции.

32. Охарактеризуйте мировые центры международной миграции рабочей силы.

33. Идентифицируйте виды балансов международных расчетов и охарактеризуйте их назначение.

34. Дайте характеристику структуре платежного баланса страны на примере Российской Федерации и обоснуйте значение его статей.

35. Охарактеризуйте сущность, виды и инструменты внешнеторговой политики государства.

36. Охарактеризуйте инструменты государственного регулирования внешней торговли услугами.

37. Идентифицируйте инструменты инвестиционной политики государства и дайте их характеристику.

38. Охарактеризуйте виды валютно-кредитной политики государства и их инструменты.

39. Охарактеризуйте инструменты эмиграционной и иммиграционной политики государства.

40. Идентифицируйте международные корпорации как субъектов мировой экономики и охарактеризуйте их виды, масштабы деятельности и направления влияния на страну базирования и принимающую страну.

41. Дайте характеристику этапов развития международных корпораций и современных особенностей их функционирования.

42. Охарактеризуйте российские ТНК с позиций масштабов и специфики их деятельности.

43. Идентифицируйте сущность, предпосылки и цели региональной экономической интеграции в мировой экономике.

44. Дайте содержательную характеристику этапов интеграционного процесса.

45. Обоснуйте особенности развития интеграционных процессов (на примере определенной интеграционной группировки).

46. Охарактеризуйте систему международных организаций, выявив их типы и функции.

47. Дайте характеристику истории создания, целей, структуры и направлений деятельности ООН.

48. Охарактеризуйте цели создания и направления деятельности Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

49. Охарактеризуйте деятельность международных организаций в сфере международного регулирования торговли товарами и услугами (ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, ЮНСИТРАЛ).

50. Дайте характеристику принципов членства России в ВТО и выявите положительные и отрицательные последствия.

51. Охарактеризуйте деятельность международных валютно-кредитных организаций (МВФ, группа Всемирного банка, Парижский, Лондонский, Токийский клубы).

52. Дайте характеристику международных организаций в сфере регулирования миграции рабочей силы (МОТ, МОМ, УВКБ, СОПЕМИ).

53. Раскройте конкурентные преимущества и слабости России в системе мировой экономики.

54. Обоснуйте состояние участия России в международной торговле товарами и услугами с позиций масштабов и их динамики, ассортиментной и географической структуры, проблем и перспектив.

55. Охарактеризуйте Российскую Федерацию как субъект и объект международного движения капиталов.

56. Охарактеризуйте структуру эмиграционных и иммиграционных потоков в РФ, позиции страны как центра международной миграции рабочей силы.

57. Охарактеризуйте позиции России в международном научно-технологическом обмене, проблемы и возможности усиления роли страны в нем.

 

 


Сведения о ППС

№ п/п Ф.И.О. Какое образоват. учреждение профессионального образования закончил(ла), специальность по диплому Ученая степень, звание Стаж научно-педагогической работы, годы Основное место работы, должность Условия привлечения в РГЭУ «РИНХ» (штатный, внутренний, совместитель, внешний совместитель, почасовик) Повышение квалификации
1. Воронкова Оксана Николаевна РГЭА, 1996 г., Мировая экономика к.э.н., доцент       РГЭУ (РИНХ) Внутренний совместитель 2012 г., ЮФУ
2. Ефременко Иннесса Николаевна РГЭУ (РИНХ), 1999 г., финасы и кредит Д.э.н., доцент       РГЭУ (РИНХ) штатный Мастер – класс «Интеграция в мировую науку: рецензируемые методические журналы и БД», ноябрь 2013 г.
3. Шипилова Татьяна Валентиновна Ростовский государственный университет, экономическая кибернетика К.э.н., доцент       РГЭУ (РИНХ) штатный Краткосрочное повышение квалификации по программе «Система гибкого адаптивногго трехуровневого планирования и анализа деятельности предприятия, 72 часа, ФГОУ ДПО «Государственная академия инноваций», г.Москва

 








Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.