Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Бизнес-моделирование процессов стратегического управления





Функция А0 компании «Авто» (см. раздел 5) содержит подфункцию А1 стратегического и тактического управления на корпоративном уровне. Каждая из функций А2-А6 также содержит подфункции стратегического управления, в основе которого лежит понятие «Стратегия».

В настоящее время сложилась весьма разнообразная практика применения термина «стратегия» [7] и описание стратегии занимает от одного предложения до нескольких сотен страниц. В связи с многообразием возникающих ситуаций авторы дают собственные определения этого понятия и число таких определений измеряется тысячами.

Рассмотрим часто цитируемое теоретиками и практиками определение Г. Минцберга, состоящее из несколько альтернативных определений. По Г. Минцбергу в редакции [7] перевода на русский стратегия – это:

1) План (предписывает показатели деятельности на заданный период).

2) Прием, тактический ход, позволяющий обойти конкурентов (краткосрочная стратегия).

3) Правило поведения (поведенческая стратегия).

4) Позиция, занимаемая компанией по отношению к другим фирмам, либо позиция, занимаемая на рынке, (позиционная стратегия).

5) Перспектива, направленная на изменение культуры, системы взглядов и т.п. (стратегия перспектив).

Пусть «Лидерство по издержкам» – позиция, занимаемая одной компанией по отношению к конкурирующим на рынке фирмам. Тогда по альтернативному определению 4 это и есть стратегия. А, следовательно, имеет место отождествление названия стратегии со стратегией, т.е. ее описанием. Видимо, данный недостаток связан с искажением смысла при переводе.

Существует более 10 школ стратегического управления и базовые положения этих школ занимают сотни монографий, написанных преимущественно лицами, изучающими процессы управления, а не управляющие ими. Из 2000 исследованных работ, которые посвящены стратегическому планированию, только 30 работ основаны на реальных фактах работы корпораций [7].



В работе [10], основанной на реальных примерах стратегий, даются следующие определения, на которые мы будем ориентироваться:

Бизнес-стратегия или конкурентная стратегия(например, «Следования за лидером»), определена в [10] как «Схема поведения фирмы на рынке сбыта, призванная обеспечить ей желаемые объемы продаж, прибыльность и темпы роста»; Функциональная стратегия[10] -это «Схема решения фирмой на определенном рынке задач конкретного типа, возникающих при реализации ее конкурентной стратегии».

В цитируемых определениях [10] отражен важный фактор вложенности стратегий, когда разработка одной стратегии отнесена к реализации другой более общей стратегии. Но может возникать и такая ситуация, когда описание (не реализация) одной стратегии включает в себя описание другой стратегии.

Среди многочисленных определений, цитированных в [7], выберем следующее: «По своему существу стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности».

На основании приведенных определений [7,10] можно сделать выводы:

- фразу «схема поведения фирмы» одного определения, мы, видимо, можем считать эквивалентной фразе «набор правил для принятия решений» другого определения;

- термин «разработка стратегии» предполагает составление описания стратегии как набора правил для принятия решений.

Предлагается остановиться на следующем расширенном определении [4] понятия «стратегия» с отражением современной практики применения термина:
1) Стратегия типа 1 – это стратегический план компании в целом, ее подразделения, план по определенному направлению деятельности, по отдельному проекту. 2) Стратегия типа 2 – это набор правил для принятия решений на долгосрочный период в пределах выполнения компанией определенной функции (вида деятельности). 3) Стратегия (как типа 1, так и типа 2) состоит из аналитической и программной частей либо аналитическая часть может быть опущена. 4) Жизненный цикл стратегии (типа 1 и типа 2) содержит этапы (подпроцессы): - разработка стратегии (выбор стратегии для случая стратегии типа 3); - реализация стратегии; - модернизация стратегии (два последних этапа могут повторяться). 5) На практике часто используют стратегию типа 3, она состоит из названия стратегии и, возможно, целей. В таком случае этап «разработка стратегии» заменяют этапом «выбор стратегии», а затем идет этап реализации стратегии (Например, банк выбирает стратегию оказания клиентам услуг по использованию электронных платежных систем для перечисления денег с расчетного счета и на расчетный счет. После этого банк приступает к этапу реализации стратегии посредством разработки и реализации нескольких планов)

Таким образом, стратегия(типа 1, типа 2) разрабатывается, реализуется, модернизируется.

В расширенном определении приведено важнейшее основание классификации стратегий (альтернативность по Минцбергу), когда любую стратегию мы относим либо к стратегии типа 1 (стратегическому плану), либо к стратегии типа 2 (набору правил), либо к стратегии типа 3. Многие авторы не придерживаются такой классификации стратегий, что, в свою очередь, ведет к неоднозначности, размытости результатов исследований.

Введение жизненного цикла [4] стратегии, а по существу и этапов стратегического управления, не противоречит подходам [7] различных авторов (И. Ансоффа, М. Мескона, Г. Минцберга и др.) к представлению стратегического управления как процесса, а также позволяет структурировать разбиение процесса стратегического управления на подпроцессы.

Рассмотрим пример [4] описания стратегии типа 2, полученный как результат выполнения процесса «Разработка стратегии закупок медицинского оборудования». Этот процесс является подпроцессом более общего процесса «Реализация стратегии “Удержание лидирующих позиций на быстро растущем рынке платных медицинских услуг Нижегородской области”».

Стратегия закупок медицинского оборудования
1. Аналитическая часть Качество медицинских услуг, в том числе диагностика заболеваний и их лечение, во многих случаях существенно зависит от используемого медицинского оборудования. В сфере производства наблюдается весьма интенсивное инновационное развитие, а признанные мировые лидеры постоянно работают над улучшением потребительских характеристик. Перечисленные факторы приводят к быстрому устареванию оборудования лечебно-профилактических учреждений. Настоящая стратегия является вложенной в более общую стратегию «Удержание компанией лидирующих позиций на быстрорастущем рынке платных медицинских услуг Нижегородской области». В 2012 году компания израсходует более 26 млн. рублей на закупку оборудования. У компании сложились надежные доверительные партнерские отношения с определенным кругом производителей и посредников, являющихся признанными мировыми лидерами. Созданный компанией позитивный имидж позволяет ей оперативно решать вопросы с отсрочками платежей и другие вопросы. 2. Описание стратегии(программная часть) Стратегия закупок состоит в следующем: - отслеживание конкурентоспособных методик диагностики и лечения, которые появляются в связи с предложением на рынке новых или модернизированных видов медицинского оборудования; - мониторинг (наблюдение, учет, анализ, прогнозирование) рынка медицинских услуг, выявление ненасыщенных либо слабонасыщенных сегментов; - оценка возможностей компании по внедрению и эффективности внедрения конкурентоспособных методик диагностики и лечения на новом оборудовании; разработка/модернизация стратегических и тактических планов закупок нового оборудования.

В порядке реализации стратегии компания провела маркетинговые исследования, разработала и частично реализовала план закупок оборудования на 2013 и 2014 годы с объемами закупок 95 и 140 млн рублей, соответственно. В результате реализации более общей стратегии был разработан и частично внедрен проект развития услуг высокотехнологичной лучевой диагностики.

Во многих литературных источниках стратегию развития бизнеса отождествляют с маркетинговой стратегией [7, 10].

Вопросы разработки стратегии типа 1, т.е. стратегического плана, достаточно полно освещены в литературе. И его этапы можно считать подпроцессами процесса разработки/модернизации стратегического плана. При этом подходы различных авторов имеют существенные отличия, что, видимо, объясняется многообразием практически ситуаций. Например, аналитическая часть корпоративной стратегии может содержать: миссию, цели и задачи, результаты маркетинговых исследований и SWOT-анализа и т.п. Программная часть стратегии содержит план мероприятий на долгосрочный период. Разделы корпоративного плана также существенно зависят и от фактора – числа стратегических бизнес единиц. Написано немало работ, в которых понятие «разработка стратегии» (подразумевается стратегия типа 2) подменяется понятием «выбор стратегии», когда по существу выбирается лишь название стратегии. При этом сразу после выбора названия стратегии приступают к ее реализации.

 

Задание 6.1. Можем ли мы назвать стратегией приведенную ниже процедуру, разработанную в ООО «Литейный завод». Процедура описана в редакции ООО.
  Процедура определения цен на вновь производимую продукцию в ООО «Литейный завод».
Цена на вновь производимую продукцию определяется следующим образом: 1) определение затрат на производство продукции, которые рассчитываются согласно методике расчета затрат на изготовление вновь производимой продукции сверх производства действующей номенклатуры ООО «Литейный завод «РосАЛит» по дополнительным договорам и разовым заказам; 2) определение среднего уровня цен на аналогичное алюминиевое литье на российском и западноевропейском рынках; 3) сравнительный анализ затрат на производство и цен на аналогичное алюминиевое литье; 4) определение разности рыночного уровня цены и затрат на производство; 5) определение нормы прибыли. При определении цены на продукцию также принимается во внимание степень сложности отливки и предполагаемый объем заказа. Если сложность j отливки не высока, то для потребителя решающим фактором при выборе поставщика является цена, следовательно, цена назначается среднерыночная или слегка ниже (если позволяет уровень затрат). В дальнейшем возможно определение цены в зависимости от потребителя и времени работы с ним. При долговременном сотрудничестве и увеличении объемов закупок возможно предоставление скидок.

 

Задание 6.2. Какие упоминаемые выше в настоящем разделе стратегии следует отнести к конкурентным и какие к функциональным, если руководствоваться определениями из [10]?

 

Задание 6.3. Медицинская компания работает на рынке платных медицинских услуг г. Н.Новгорода. В течение ноября и декабря 2008 года компания разработала, а затем в течение 5,5 лет с 01.01.2009 реализовывала и модернизировала стратегию типа 2 (в виде набора правил) «Следования за лидером». В порядке реализации стратегии были разработаны и реализованы две стратегии типа 1 (в виде стратегических планов) - на периоды 3 года и 2,5 года. Разрабатывались ежегодные тактические планы (тактики) работы компании. Рассматриваемая стратегия трижды модернизировалась (в течение: декабря 2010 года, июня 2011 года, второй половины мая 2013 года). В процессе очередной модернизации вносились изменения и в стратегию типа 1. С 1 июля 2014 года компания отказалась от стратегии «Следования за лидером», т.к. с июля по сентябрь разработала новую стратегию позиционирования в виде набора правил. Требуется: 1) Определить период жизненного цикла (ЖЦ) стратегии «Следования за лидером». 2) Выделить этапы ЖЦ стратегии «Следования за лидером» (порядковый номер этапа, название, период). 3) Какие стратегии были вложенными в стратегию «Следования за лидером»? 4) Определить периоды жизненных циклов вложенных стратегий, если предположить, что разработка этих стратегий производилась в течение месяца, предшествовавшего периоду планирования. 5) Приведите три возможных варианта названия новой стратегии позиционирования, характеризующих позитивное и негативное развитие компании.

 

Задание 6.4. Руководствуясь фрагментом модели функций для компании “Авто” на рис. 2.1, заполните последнюю графу таблицы
Название вида стратегии Название уровня управления
1. Бизнес-стратегия» (она же – «конкурентная)  
2. Стратегия удержания лидирующих позиций на быстро растущем рынке платных медицинских услуг  
3. Стратегия определения цен на вновь производимую продукцию в ООО «Литейный завод»    
4. Стратегия закупок медицинского оборудования  
5. Стратегия следования за лидером  
6. Стратегия лидерства по издержкам  
7. Стратегия снятия сливок  
8. Стратегия диверсификации бизнесов  
9. Стратегия концентрации бизнесов  

 

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.