Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Этапы работы тематически ориентированных групп





Группа структурируется не только за счет использования тем, имею­щих характер индивидуальных или групповых «заданий» с соответству­ющими инструкциями по их выполнению, но и за счет распределения общего времени сессии на отдельные этапы:

• введение и «разогрев» (занимает примерно от 10 до 25% времени сессии);

• изобразительная работа — «исполнение» темы (от 30 до 40% об­щего времени сессии);

• обсуждение и завершение сессии (от 35 до 40% общего времени сессии).

Введение и «разогрев» предполагают знакомство и подготовку участ­ников к работе, создание атмосферы доверия и безопасности. Арт-тера­певт должен объяснить основные правила поведения в ходе сессий, ино­гда он может согласовать эти правила с группой. В частности, он просит не опаздывать и посещать все сессии, проявлять взаимное уважение, воздерживаться от разговоров и замечаний, которые могут помешать другим. Он указывает на ответственность участников за то, что будет происходить во время сессий: за чувства и поступки, выбор тем и их рас­крытие в изобразительной работе, уборку помещений после завершения сессии и т. д. Арт-терапевт объясняет основной характер арт-терапевти­ческой работы, ее цели и задачи. В частности, он может подчеркнуть, что арт-терапия не связана с созданием «произведений искусства» и исполь­зованием каких-либо изобразительных эталонов, что наибольшее значе­ние имеет искренность в выражении переживаний, индивидуальный стиль самовыражения, что участники могут вести себя совершенно ес­тественно и делать из любых материалов все, что им захочется в соот­ветствии с выбранной темой.

Последующий «разогрев» представляет собой разные виды физиче­ской активности и способы «настройки» на изобразительную работу. В нем могут использоваться некоторые упражнения из арсенала «групп встреч», упражнения на релаксацию (особенно если последующая изо­бразительная деятельность предполагает интроспективный характер и связана с активизацией фантазии или исследованием собственных чувств и воспоминаний), а также некоторые несложные изобразитель­ные приемы. В приложении приведены примеры некоторых из них.

Этап изобразительной работы предполагает выбор темы и ее по­следующую разработку с помощью изобразительных приемов. Выбор темы может осуществляться различным образом и определяться харак­тером группы. Так, арт-терапевт может предложить одну или несколько тем на выбор, ориентируясь на состав группы. В частности, при работе с пожилыми лицами, посещающими социальный центр дневного пребыва­ния, могут быть предложены темы «наиболее яркие события моей жиз­ни», «линия жизни» и другие. При работе с детьми, имеющими определенные эмоциональные или поведенческие наруше­ния, могут использоваться темы, позволяющие выражать и исследовать сильные чувства и привычные способы поведения, например, «жизнь на необитаемом острове», «подводный мир», «джунгли» и т. д. При работе со смешанными группами детей и взрослых могут использоваться такие темы, как, например, «совместный проект», «разговор» и другие.

Обычно темы распределяются по нескольким основным группам. М. Либманн для удобства выбора темы в зависимости от обстоятельств предлагает следующее деление:

• темы, связанные с освоением изобразительных материалов;

• «общие» темы, позволяющие исследовать широкий круг проблем и переживаний участников группы;

• темы, связанные с исследованием системы отношений и образа «Я»;

• темы, имеющие особую значимость при парной работе участников группы, а также темы, предназначенные для работы с семьями;

• темы, предполагающие совместную изобразительную деятель­ность участников группы, и некоторые другие группы техник (см. Приложение).

В некоторых случаях тема выбирается или предлагается самими участ­никами группы. Этому может предшествовать небольшая дискуссия, по­зволяющая выяснить наиболее актуальные и близкие большинству участ­ников проблемы. Некоторые темы могут быть продолжением или «разви­тием» предыдущих занятий. Иногда можно дать сформулировать участникам некую тему, отражающую основную проблему или потреб­ность, проявившуюся в уже выполненных работах.

Большинство тем предполагает индивидуальную деятельность, одна­ко немало и таких, которые могут быть предназначены для парной или коллективной работы.

После выбора темы участники приступают к ее «раскрытию» и «раз­работке» с помощью изобразительных средств. Эффективность работы тематически ориентированной группы зависит от степени вовлеченности в нее и искренности участников. Формальное изображение на заданную тему способно мало что дать участникам группы и не оказывает влияния на групповую динамику. Тематически ориентированные группы иногда становятся объектом критики со стороны некоторых арт-терапевтов, в особенности тех, кто работает с аналитическими группами. Они склон­ны полагать, что использование тем, особенно предложенных лидером, делает работу более поверхностной, чем в случаях ее полной не структурированности, когда она затрагивает более глубокие слои опыта, вклю­чая неосознаваемые психические процессы. Критики утверждают, что преимущественно «социальный» характер тематически ориентирован­ных групп заставляет их участников ориентироваться на шаблонные ре­акции и способы изобразительного «ответа» на предлагаемые темы.

«Раскрытие» и «разработка» темы с помощью изобразительных средств происходит, как правило, молча. Преждевременные оценки ра­бот друг друга нежелательны, поскольку могут смутить автора, вывести его из состояния погружения в творческий процесс и помешать искрен­нему выражению чувств. В то же время некоторые темы могут предпо­лагать ту или иную степень вербальной коммуникации и физического взаимодействия между участниками.

Следует учитывать разную скорость их работы. Те, кто уже завершил свой труд, могут, не мешая другим, внимательно рассмотреть свое «про­изведение», попить чаю или отдохнуть в «чистой» зоне.

Этап обсуждения и завершение сессии. Обсуждение обычно происходит в «чистой» зоне арт-терапевтического кабинета. Оно пред­ставляет собой рассказ участников о своей изобразительной работе или комментарии к ней. Пациенты не просто описывают нарисованное, но стараются раскрыть свои чувства, ассоциации, мысли, связанные с изо­бразительным продуктом и его содержанием. Иногда автор может лишь показать свою работу или ограничиться всего несколькими словами. В других случаях участники могут сопроводить свой рисунок (или иной «продукт» — пояс, фенечку, шарф и т. д.) описанием в форме рассказа или стихотворения.

Существует несколько вариантов обсуждения. В одних случаях каж­дому предоставляется возможность высказаться, в других — внимание фокусируется на одной или нескольких работах. Иногда на обсуждение выносится и ход групповой работы: каждый делится своими ощущения­ми и мыслями относительно того, что происходило во время данной сес­сии или их серии, каковы его впечатления от общей атмосферы в группе, характера вербальной и невербальной коммуникации, роли ведущего (арт-терапевта) и разных участников, их отношения к теме и т. д. Целе­сообразно устраивать ретроспективные обсуждения (например, при ре­гулярных занятиях один раз в одну или две недели) с показом и коммен­тариями серии работ того или иного участника, выполненных за опре­деленный период времени. Это может стимулировать группу к выбору очередной темы, а автора — к глубокому осмыслению своего опыта.

При рассказе участника о своей работе другие, как правило, воздер­живаются от комментариев и оценок, но могут задавать автору вопросы. Иногда, при общем согласии группы, участники переходят к более по­дробному обсуждению работ друг друга с высказыванием собственных впечатлений, чувств, мыслей.

Этот этап сессии может быть дополнен комментариями и оценками арт-терапевта, касающимися хода работы, ее результатов, поведения отдельных участников и т. д. Как правило, он избегает делать какие-либо аналитические заключения — это может лишь усилить зависимость от него участников группы и подавить их самостоятельность. Подобные заключения, может быть и уместные в диагностических целях, не отвечают основному характеру арт-терапевтической работы, которая предполагает активный «диалог» авторов со своими «произведениями». Этому «диалогу» способствуют различные приемы, которые использует арт-терапевт, в том числе на этапе обсуждения. Он может задавать автору вопросы, направленные на уточнение содержания работы, его переживаний и мыслей. Нередко используется юнгианская техника «амплификации», направленная на выявление ассоциативных связей между работами участников и различными событиями их жизни, мифологическими, эстетическими, религиозными представлениями и т. д.

Арт-терапевт может использовать технику «гештальта», побуждая участников говорить об отдельных элементах их произведений от перво­го лица, озвучивать диалоги между этими элементами, а затем составить высказывание от «лица» всего произведения в целом.

Завершение сессии может представлять собой краткое резюме, отра­жающее ее основные результаты. Арт-терапевт может суммировать об­щий итог сессии, подчеркнув те или иные ее положительные стороны, и поблагодарить участников за их работу. При более продолжительных сессиях каждый участник может кратко сказать о том, что он «получил» от работы и что ему больше всего понравилось или не понравилось.

Иногда используется некий заключительный «ритуал» или упражне­ние, призванное обозначить окончание сессии и возвратить участников в реальную жизнь. Этому же служит и самостоятельная уборка помеще­ния участниками группы.

В ходе сессии иногда могут возникать сложные моменты, связанные с замешательством или пассивностью группы, беспокойным поведением отдельных участников, мешающих работать другим, бурным проявлени­ем чувств, ощущением незавершенности работы или сохраняющимися сильными переживаниями, которые «вышли на поверхность» в процессе работы, но не нашли своего разрешения. Арт-терапевту иногда бывает сложно вести группу и в то же время эффективно решать все вопросы, связанные с этими сложными моментами. Поэтому он, как правило, ра­ботает с ассистентом.

Иногда используется иная последовательность этапов сессии. Напри­мер, изобразительному этапу может предшествовать развернутая дис­куссия, особенно тогда, когда участникам требуется больше времени и усилий для включения в изобразительную работу. В других случаях по­чти вся сессия может состоять в основном из изобразительной работы, обсуждение же переносится на следующий раз. В группах, состоящих из лиц со сниженной способностью к вербальной коммуникации, обсужде­ние может быть очень кратким или ограничиваться лишь показом работ.

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.