Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Мы, конечно, не забыли, кем еще вчера вы были.





Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход игры. Логопед, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:

цыпленок — яйцом лошадь — жеребенком корова — теленком дуб — желудем рыба — икринкой яблоня — семечком лягушка — головастиком бабочка — гусеницей хлеб — мукой шкаф — доской велосипед — железом рубашка — тканью ботинки — кожей дом — кирпичом сильный — слабый.

 

Игра с мячом

«Семья»

Кто вы мне и кто вам я, если вы — моя семья?

Цель: обучать детей разбираться в родственных отношениях, употреблять слова, обозначающие родство и родственников.

Ход игры. Логопед или ведущий, бросая мяч ребенку, задает вопрос, на который ребенок, возвращая мяч, должен ответить. Примерные вопросы:

· Кем ты доводишься маме и папе?

· Кто ты для бабушки и дедушки?

· У тебя сестра или брат?

· Назови двоюродных братьев и сестер.

· Кем являются для тебя родители твоих двоюродных братьев и сестер?

· А ты кто для них?

 

 

Игра «Объясни и исправь»

 

Цель: развитие понимания и активизация слов с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного аспекта значения слова).

Содержание. Взрослый произносит предложение, в котором родовые слова (слова с обобщающим понятием) использованы неверно:

· У Кати кукол больше, чем игрушек.

· Овощи вкуснее помидоров.

· Шкаф выше мебели.

· Оля собрала цветов больше, чем ромашек.

· У зайца уши длиннее, чем у животных.

· В вазе ягод меньше, чем клубники.

Детям дается задание заменить обобщающее слово словом конкретного значения, например: «У Кати кукол больше, чем машинок».

 

Игра «Потому что»

Цель: активизация, уточнение значения обобщающих слов (развитие понятийного аспекта значения слов).

Содержание. Ребенок заканчивает фразу, начатую взрослым, и повторяет получившееся предложение целиком.

Речевой материал:

· Бабушка сварила варенье, потому что осенью мы собирали урожай (овощей, фруктов, цветов).

· В комнате пахнет деревом, потому что вчера привезли новую (посуду, мебель, одежду).

· Дети ходят в зоопарк, потому что любят (насекомых, животных. цветы).

· Миша намочил рукава, потому что старательно вымыл (посуду, электрические приборы, мебель).

· В комнате шумно, потому что под окном большое движение (мебели, обуви, транспорта).

· Паша быстро починил стул, потому что он умеет обращаться с (животными, инструментами, продуктами).

·

Игра «Что сначала, что потом»

Цель: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения

Игровой материал: серии сюжетных картинок

 

Игра «Отгадай загадку»

Цель: развивать понимание ребенком иносказательного смысла загадок с использованием наглядной опоры

Игровой материал: Картинки

 

Игра «Назови одним словом»

Цель: учить называть обобщающее слово-существительное

Игровой материал: картинки по лексическим темам

 

 

Игра «Скажи наоборот»

Цель: обогащать словарь словами -антонимами

 

Игра «Назови части»

Цель: активизировать словарь

 

Игра «Запомни слова по рисункам»

Цель: развивать моторно-слуховую память

Игровой материал: рисунки со словами

Игра мячом

«Хорошо — плохо»

Мир не плох и не хорош — объясню, и ты поймешь.

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения ловкости.

Ход игры. Дети сидят в кругу.

Вариант 1. Логопед или ведущий задает тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях. Логопед: Дождь. Дети: Дождь — это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо — намочит нас, бывает холодным. Логопед: Город. Дети: Хорошо, что я живу в городе - можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо — не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

Вариант 2. «Нравится - не нравится» (о временах года). Логопед: Зима. Дети: Мне нравится зима. Можно кататься на санках, очень красиво, можно лепить снеговика. Зимой весело. Мне не нравится, что зимой холодно, дует сильный ветер.

 

 

 

 

 

 

Игра «Бывает – не бывает»

Цель: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, их частей, местоположении, функциях.

Содержание: Взрослый говорит предложение, содержащее в себе верное или ошибочное суждение. Дети, в случае необходимости, исправляют ошибку.

Речевой материал:

· По теме «Растения»: яблоко соленое; груши растут на деревьях; помидор красный; дуб высокий; морковь круглая; картофель гладкий; тыква тяжелая;

· По теме «Транспорт»: поезд летает по небу; автобус перевозит людей; корабль плавает по воде; у автомобиля есть кузов и кабина; самолет меньше лодки;

· По теме «Посуда»: в кастрюле жарят; а на сковороде – варят; чашка стеклянная; ложка деревянная; вилка железная; стакан резиновый; у чайника есть носик, ручка и ушко;

· По теме: «Животные»: лиса рыжая; волк злой; заяц смелый; еж пушистый; белка толстая; черепаха быстро бегает; волк живет в лесу; поросенок хрюкает; заяц летает; медведь спит в берлоге; волк спит в дупле;

· По теме «Профессии»: летчик летает; портниха варит суп; рабочий работает в школе; доктор лечит больных; милиционер рисует картины; медсестре нужна метла;

· По теме «Мебель»: кровать мягкая; диван железный; у стула есть ножки и сиденье; шкаф нужен, чтобы складывать вещи; табурет нужен, чтобы на нем лежать.

 

Игра «Лишнее слово»

Цели: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов.

Содержание: Взрослый называет слова, три из которых обозначают признак предмета (цвета, размера, качества поверхности или др), а четвертое слово – иной признак. Ребенок называет «лишнее» слово и объясняет свой выбор: «Красный, зеленый и синий – это цвета. А круглый – это форма предмета».

Речевой материал:

· Красный, зеленый, синий, круглый;

· Деревянный, широкий, длинный, высокий;

· Резиновый, новый, стеклянный, железный;

· Холодный, теплый, сладкий, горячий;

· Пушистый, шершавый, громкий, гладкий.

 

Игра с мячом

«Чья голова?»

Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова

Цель: расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных. Методическое указание. Игра проводится после обсуждения картинок. Правильность употребления в речи всех этих разнообразных окончаний достигается путем неоднократного повторения слов в игровых ситуациях.

Ход игры. Логопед, бросая мяч кому-либо из детей, говорит: «У вороны голова...», а ребенок, бросая мяч обратно логопеду, заканчивает: «...воронья». Примеры: у рыси голова рысья; у рыбы — рыбья; у кошки — кошачья; у сороки — сорочья; у зайца — заячья; у кролика — кроличья; у верблюда — верблюжья; у лошади — лошадиная; у утки — утиная; у лебедя — лебединая; у оленя — оленья; у лисы — лисья; у собаки — собачья; у птицы — птичья; у овцы — овечья; у белки — беличья; у медведя — медвежья; у тигра — тигриная; у курицы — куриная; у голубя — голубиная; у орла — орлиная. Усложнение. Составление предложений с этими прилагательными.

 

 

Игра «У кого какое?»

Цели: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи, логического мышления.

Оборудование: 2-3 пары картинок, изображающих по названию предметы: платья, бабочки, рубашки.

Содержание: Ребенку предлагают рассмотреть 2-3 пары картинок. Предметы имеют ряд отличий между собой. Взрослый берет одну картинку, ребенку дается парное изображение. Необходимо вместе по очереди рассказать о своем предмете, точно называя его признаки.

Взрослый: На моей картинке - рубашка.

Ребенок: На моей картинке тоже – рубашка.

Взрослый: У меня рубашка с длинными рукавами. Она для осени и для зимы.

Ребенок: У меня рубашка с короткими рукавами. Ее носят весной и летом.

Взрослый: Моя рубашка клетчатая.

Ребенок: А моя полосатая.

Взрослый: У меня рубашка с одним карманом, расположенным на левой стороне груди.

Ребенок: У меня рубашка с двумя карманами, расположенными внизу.

Игра с мячом

«Горячий — холодный»







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.