|
Мы, конечно, не забыли, кем еще вчера вы были. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний. Ход игры. Логопед, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект: цыпленок — яйцом лошадь — жеребенком корова — теленком дуб — желудем рыба — икринкой яблоня — семечком лягушка — головастиком бабочка — гусеницей хлеб — мукой шкаф — доской велосипед — железом рубашка — тканью ботинки — кожей дом — кирпичом сильный — слабый.
Игра с мячом «Семья» Кто вы мне и кто вам я, если вы — моя семья? Цель: обучать детей разбираться в родственных отношениях, употреблять слова, обозначающие родство и родственников. Ход игры. Логопед или ведущий, бросая мяч ребенку, задает вопрос, на который ребенок, возвращая мяч, должен ответить. Примерные вопросы: · Кем ты доводишься маме и папе? · Кто ты для бабушки и дедушки? · У тебя сестра или брат? · Назови двоюродных братьев и сестер. · Кем являются для тебя родители твоих двоюродных братьев и сестер? · А ты кто для них?
Игра «Объясни и исправь»
Цель: развитие понимания и активизация слов с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного аспекта значения слова). Содержание. Взрослый произносит предложение, в котором родовые слова (слова с обобщающим понятием) использованы неверно: · У Кати кукол больше, чем игрушек. · Овощи вкуснее помидоров. · Шкаф выше мебели. · Оля собрала цветов больше, чем ромашек. · У зайца уши длиннее, чем у животных. · В вазе ягод меньше, чем клубники. Детям дается задание заменить обобщающее слово словом конкретного значения, например: «У Кати кукол больше, чем машинок».
Игра «Потому что» Цель: активизация, уточнение значения обобщающих слов (развитие понятийного аспекта значения слов). Содержание. Ребенок заканчивает фразу, начатую взрослым, и повторяет получившееся предложение целиком. Речевой материал: · Бабушка сварила варенье, потому что осенью мы собирали урожай (овощей, фруктов, цветов). · В комнате пахнет деревом, потому что вчера привезли новую (посуду, мебель, одежду). · Дети ходят в зоопарк, потому что любят (насекомых, животных. цветы). · Миша намочил рукава, потому что старательно вымыл (посуду, электрические приборы, мебель). · В комнате шумно, потому что под окном большое движение (мебели, обуви, транспорта). · Паша быстро починил стул, потому что он умеет обращаться с (животными, инструментами, продуктами). · Игра «Что сначала, что потом» Цель: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения Игровой материал: серии сюжетных картинок
Игра «Отгадай загадку» Цель: развивать понимание ребенком иносказательного смысла загадок с использованием наглядной опоры Игровой материал: Картинки
Игра «Назови одним словом» Цель: учить называть обобщающее слово-существительное Игровой материал: картинки по лексическим темам
Игра «Скажи наоборот» Цель: обогащать словарь словами -антонимами
Игра «Назови части» Цель: активизировать словарь
Игра «Запомни слова по рисункам» Цель: развивать моторно-слуховую память Игровой материал: рисунки со словами Игра мячом «Хорошо — плохо» Мир не плох и не хорош — объясню, и ты поймешь. Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения ловкости. Ход игры. Дети сидят в кругу. Вариант 1. Логопед или ведущий задает тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях. Логопед: Дождь. Дети: Дождь — это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо — намочит нас, бывает холодным. Логопед: Город. Дети: Хорошо, что я живу в городе - можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо — не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно. Вариант 2. «Нравится - не нравится» (о временах года). Логопед: Зима. Дети: Мне нравится зима. Можно кататься на санках, очень красиво, можно лепить снеговика. Зимой весело. Мне не нравится, что зимой холодно, дует сильный ветер.
Игра «Бывает – не бывает» Цель: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, их частей, местоположении, функциях. Содержание: Взрослый говорит предложение, содержащее в себе верное или ошибочное суждение. Дети, в случае необходимости, исправляют ошибку. Речевой материал: · По теме «Растения»: яблоко соленое; груши растут на деревьях; помидор красный; дуб высокий; морковь круглая; картофель гладкий; тыква тяжелая; · По теме «Транспорт»: поезд летает по небу; автобус перевозит людей; корабль плавает по воде; у автомобиля есть кузов и кабина; самолет меньше лодки; · По теме «Посуда»: в кастрюле жарят; а на сковороде – варят; чашка стеклянная; ложка деревянная; вилка железная; стакан резиновый; у чайника есть носик, ручка и ушко; · По теме: «Животные»: лиса рыжая; волк злой; заяц смелый; еж пушистый; белка толстая; черепаха быстро бегает; волк живет в лесу; поросенок хрюкает; заяц летает; медведь спит в берлоге; волк спит в дупле; · По теме «Профессии»: летчик летает; портниха варит суп; рабочий работает в школе; доктор лечит больных; милиционер рисует картины; медсестре нужна метла; · По теме «Мебель»: кровать мягкая; диван железный; у стула есть ножки и сиденье; шкаф нужен, чтобы складывать вещи; табурет нужен, чтобы на нем лежать.
Игра «Лишнее слово» Цели: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов. Содержание: Взрослый называет слова, три из которых обозначают признак предмета (цвета, размера, качества поверхности или др), а четвертое слово – иной признак. Ребенок называет «лишнее» слово и объясняет свой выбор: «Красный, зеленый и синий – это цвета. А круглый – это форма предмета». Речевой материал: · Красный, зеленый, синий, круглый; · Деревянный, широкий, длинный, высокий; · Резиновый, новый, стеклянный, железный; · Холодный, теплый, сладкий, горячий; · Пушистый, шершавый, громкий, гладкий.
Игра с мячом «Чья голова?» Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова Цель: расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных. Методическое указание. Игра проводится после обсуждения картинок. Правильность употребления в речи всех этих разнообразных окончаний достигается путем неоднократного повторения слов в игровых ситуациях. Ход игры. Логопед, бросая мяч кому-либо из детей, говорит: «У вороны голова...», а ребенок, бросая мяч обратно логопеду, заканчивает: «...воронья». Примеры: у рыси голова рысья; у рыбы — рыбья; у кошки — кошачья; у сороки — сорочья; у зайца — заячья; у кролика — кроличья; у верблюда — верблюжья; у лошади — лошадиная; у утки — утиная; у лебедя — лебединая; у оленя — оленья; у лисы — лисья; у собаки — собачья; у птицы — птичья; у овцы — овечья; у белки — беличья; у медведя — медвежья; у тигра — тигриная; у курицы — куриная; у голубя — голубиная; у орла — орлиная. Усложнение. Составление предложений с этими прилагательными.
Игра «У кого какое?» Цели: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи, логического мышления. Оборудование: 2-3 пары картинок, изображающих по названию предметы: платья, бабочки, рубашки. Содержание: Ребенку предлагают рассмотреть 2-3 пары картинок. Предметы имеют ряд отличий между собой. Взрослый берет одну картинку, ребенку дается парное изображение. Необходимо вместе по очереди рассказать о своем предмете, точно называя его признаки. Взрослый: На моей картинке - рубашка. Ребенок: На моей картинке тоже – рубашка. Взрослый: У меня рубашка с длинными рукавами. Она для осени и для зимы. Ребенок: У меня рубашка с короткими рукавами. Ее носят весной и летом. Взрослый: Моя рубашка клетчатая. Ребенок: А моя полосатая. Взрослый: У меня рубашка с одним карманом, расположенным на левой стороне груди. Ребенок: У меня рубашка с двумя карманами, расположенными внизу. Игра с мячом «Горячий — холодный» ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|