|
Качества эффективного руководителя.Эффективный руководитель, как нам представляется, должен обладать следующими качествами: 1. Он положительно относится к новшествам и активно поощряет руководимую им организацию к целенаправленному изучению необходимости проведения преобразований и к совершенствованию. 2. Он заботится о том, чтобы руководимая им организация использовала все новейшие достижения в своей области. 3. Он поощряет персонал к откровенности и поощряет проведение эффективных групповых дискуссий. 4. Он даёт четкие задания: что делать, когда и как. 5. Он поощряет персонал за хорошую работу и критикует только тогда, когда это действительно необходимо. 6. Он всегда оказывает помощь, когда в ней нуждаются. 7. Он придерживается своей линии даже в кризисных ситуациях, не бросается из одной крайности в другую. 8. Он неукоснительно соблюдает правила, принятые организацией. 9. Он принимает решения и действует даже в самых сложных ситуациях. 10. Он требователен к себе и другим, критикует конструктивно, с целью улучшения работы. 11. Он поощряет персонал к высказыванию своего мнения и стремится использовать его для эффективного сотрудничества. 12. Он не боится риска. 13. Он умеет хорошо и активно слушать. 14. Он определяет проблемы, связанные с использованием времени в организации располагает их в порядке важности и принимает целенаправленные меры к их решению. 15. Он не переносит дела, а решает их вовремя, устанавливая для себя жесткие нормы времени. 16. Он не стремится во всем к совершенству. 17. Он человечен. 1.5. Профессиональная подготовка менеджера. Один из наиболее любопытных аспектов индивидуального развития состоит в том, что ни одно из предпринимаемых в этом направлении действий не может получить полного завершения. Ни один человек не может претендовать на заключительный акт "посвящения" в полностью развитые и зрелые личности. Саморазвитие - скорее непрерывный процесс, чем цель, которую необходимо достичь. Менеджер должен сам отвечать за свое обучение, управлять своим профессиональным развитием, оценивать свой опыт. Сдерживающими факторами здесь часто становятся: влияние семьи, в рамках которой формируется представление человека о собственных возможностях; собственная инерция или капитуляция перед успехом; разочарования, связанные с неудачами; недостаток поддержки и враждебность окружающих; недостаток ресурсов. Знание современных управленческих теорий. Понимание современных теории и практики менеджмента необходимо всем руководителям. Особенно важно это в ситуациях, когда в силу неэффективности организации менеджеру приходится создавать более совершенные подходы к управлению. При этом каждая теория должна быть оценена в отношении ее соответствия конкретной организации и конкретному времени. Хотя управление должно оставаться открытым к современным идеям, но неразборчивое экспериментирование потенциально гибельно. Умение решать проблемы, которое складывается из умений использовать информацию, эффективно планировать собственную деятельность, устанавливать четкие критерии определения успеха и неудачи, применять известные научные методики решения проблем. Способность руководить. Прежде всего, руководитель должен справляться с массой разных воздействий на него и подходить к этому творчески. Несмотря на трудности, менеджер должен: осуществлять выбор, не имея ясных указаний, как это делать, привлекать и использовать ресурсы, разрабатывать механизмы координации усилий, планировать и инициировать перемены, развивать устойчивость и способность не терять эффективность в течение длительного времени. Умение обучать подчиненных. Возрастающие масштабы изменений требуют освоения новых навыков, развития новых подходов и борьбы с возможностью собственного "устаревания". В обязанности руководителя входит создание благоприятных условий для личного роста сотрудников, а также уяснение возможностей каждого отдельного работника и поиск подходящих средств для их раскрытия и проведения постоянных консультаций. Поэтому в каком-то смысле каждый менеджер является по совместительству преподавателем. Приобретение опыта в высказывании и выслушивании мнений заметно повышает ценность руководителя как личности, как профессионального работника и как друга. Способность формировать и развивать эффективные рабочие группы. Менеджеры создают рабочие группы-команды в силу следующих причин: команда потенциально может добиться гораздо большего, чем каждый из ее членов в отдельности, решение проблемы сообща уменьшает стрессовые ситуации, что позволяет вырабатывать больше идей и увеличивает инновационную способность, группа оказывает на своих членов конформистское давление, что позволяет избежать трений в коллективе и улучшить взаимопонимание членов группы. Менеджер должен придерживаться следующих правил работы командой: ясно и четко разъяснять цели деятельности фирмы, не допускать непонятных сотрудникам тактических шагов, выделить для себя ведущие, базовые интересы подчиненных, высказывать похвалу открыто, а критику - с глазу на глаз. Менеджер, формируя группу, стремиться добиться сочетания профессиональных и человеческих качеств, которые позволяют успешно справиться с работой, т.к. команда - это больше,чем сумма индивидуальных дарований, а сбалансированный состав членов, которые могут работать вместе. Как показывает изучение кадровых проблем предприятий в республике и за рубежом, центральное место занимают вопросы профессионального развития руководящего состава предприятий, прежде всего первых лиц, а также резерва руководящих кадров, который в соответствии с нормативными документами, действующими в Республике Беларусь, должен формироваться на всех предприятиях и организациях государственной формы собственности, а также в системе государственных органов. Так, в качестве основных форм подготовки резерва руководящих кадров к планируемой к замещению должности, их профессионально-должностного развития могут быть рекомендованы: - обучение резерва; - самообразование; - участие в разработке системных предложений по совершенствованию деятельности предприятия; - привлечение к организации и участию в работе различных совещаний, семинаров, советов, к выступлениям с докладами; - подготовка аналитических обзоров по актуальным проблемам; - стажировка на должностях, аналогичных планируемой к замещению, в том числе на других предприятиях; - временное замещение руководящей должности; - привлечение лиц, состоящих в резерве, к преподавательской работе в системе повышения квалификации и переподготовки кадров; - изучение личностных качеств работника и реализация мероприятий упреждающей адаптации к планируемой должности. 1.6. Причины поражений руководителей-менеджеров на конкурсах:
недостаточная управленческая квалификация - 24.4 %, недостаточный информационный уровень - 19.3 %, недостаточные знания менеджера - 14.4 %, нерациональный стиль управления - 14.2 %, недостатки характера - 11.8 %, нет опыта - 9.3 %, другие - 6,6 %. 1.7. Сущность и содержание научной организации управленческого труда. Применительно к труду руководителей, научной организацией труда следует считать такую совокупность технических, организационных и санитарно-гигиенических мероприятий, которая основывается на использовании достижений науки и передового опыта, прогрессивных форм хозяйствования, и обеспечивает целесообразное использование рабочего времени, технических средств, производственных и управленческих навыков и творческих способностей каждого члена коллектива, и позволяет наилучшим образом устанавливать и постоянно совершенствовать взаимодействие всех работников между собой, в процессе осуществления функций управления и инженерно-технического обеспечения производства, тем самым создавая условия для эффективного как индивидуального так и коллективного труда работников при сохранении их здоровья и работоспособности для улучшения результатов деятельности всего коллектива. ТЕМА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И САМООРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА РУКОВОДИТЕЛЯ Содержание труда руководителя. Руководитель – это особая профессия, и к ней нужно иметь определенную предрасположенность и тщательно готовиться. Забвение этой простой истины дорого обходится и организациям, и рядовым сотрудникам, и самим руководителям – неудачникам. Как правило, силой никого руководителем не делают. Специфика труда руководителя состоит в том, что производственные, экономические, технические и социальные задачи он решает не сам, а, преимущественно воздействуя на людей, которые решают эти задачи. В каждом трудовом коллективе руководитель занимает особое место как лицо, несущее персональную ответственность за решение возложенных на коллектив задач, состояние и результаты его деятельности. Ответственность руководителя носит двоякий характер: с одной стороны, он отвечает перед коллективом за правильное руководство, создающее условие для эффективной работы; с другой – перед потребителями продукции и услуг за своевременное и качественное удовлетворение потребностей в них. Управленческая деятельность руководителя многогранна, многофункциональна, многопланова, весьма разнообразна, имеет в своем составе компоненты, принадлежащие к разным, подчас далеко не сходным профессиям, а поэтому весьма сложна. Руководитель выступает в ролях организатора (лидера), специалиста (инноватора), администратора, воспитателя, общественного деятеля (дипломата), человека. С переходом от командно-административных преимущественно экономическим методам хозяйствования и самоуправлению существенно возрастает роль руководителя как организатора. Несмотря на различия в целевом назначении каждого вида деятельности, общим для них является то, что деятельность руководителя складывается обычно из отдельных этапов процесса управления: 1. Составление плана деятельности, куда входит постановка задач на предстоящий период работы и программирование необходимых для их выполнения мероприятий. 2. Организация деятельности как в масштабе всего предприятия, так и в рамках его функциональных подразделений. 3. Планирование ресурсов рабочей силы, ее подбор, ознакомление с производством и обучение. 4. Руководство персоналом, его мотивирование, информирование и сотрудничество с ним. 5. Принятие решений. 6. Контроль за выполнением поставленных задач и за эффективностью работы. 7. Совершенствование деятельности организации в целом. Личная работа руководителя означает организацию проведение, участие в совещаниях, собраниях; проведение приемов и бесед личного и производственного характера; работу с корреспонденцией; телефонные разговоры. Вы заметили, что в задачи управления не включена важнейшая составная часть деятельности – выполнение запланированных мероприятий. Естественно, что выполнение этих мероприятий тоже следует планировать, но задача управления не содержит в себе функций руководителя, которые предусматривали бы его практическое участие в непосредственном осуществлении работ. Другое дело, если руководитель сам в рамках своего рабочего времени пожелает принять участие в той или иной практической работе. ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|