Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Что будем делать, товарищи медики?





 

Можно смело сказать, что в упраж­нениях заключены многие источники оздоровления... которых не дадут са­мые лучшие врачебные средства.

И. М. Саркизов-Серазини

 

В свое время доктор Вильгельм Рааб назвал сердце человека, ведущего малоподвижный образ жизни, «серд­цем деятельного бездельника». Неплохо, не правда ли? Возражая коллегам, утверждавшим, что у спортсменов ненормальное сердце, доктор Рааб заявил: ненормаль­ным, дегенерирующим, неполноценным надо называть сердце бездельника.

Разговор о том, что у спортсменов какое-то особое сердце, нет-нет да и выносится на широкое обсуждение. И какая-то бабуля обязательно скажет: «А чего удив­ляться? Их ведь гоняют, как бездомных собак». Ну как тут не вспомнить разжиревших домашних собак, изны­вающих в запертых квартирах, и их бездомных сороди­чей, торопливой рысцой без устали выискивающих пропи­тание? Хрестоматийный пример — кролик живет 4— 6 лет, а его сородич дикий заяц—10—12 лет — был дополнен специальным исследованием. Ежедневно экспе­риментаторы запускали кролика на несколько часов в крутящийся барабан. В итоге он прожил намного доль­ше.

Кстати, когда один фабрикант, весьма тучный чело­век, спросил у Сергея Петровича Боткина, как вылечить­ся от подагры, известный врач ответил: «Ежедневно жить на один рубль и самому его зарабатывать». Есть над чем задуматься.

На одном из симпозиумов, организованном на сред­ства из фонда олимпийского чемпиона Пааво Нурми, был представлен доклад о функциональных возможностях сердца и продолжительности жизни спортсменов-лыжников и людей, не занимающихся спортом. Лыжники имеют преимущество!

Сегодня врачи, сравнив сердце спортсменов (в том числе бывших), физкультурников (в том числе пенсион­ного возраста) и людей, ведущих иной образ жизни, ут­верждают: регрессирует бездеятельное сердце.

Физическое бездействие приводит к распаду белков (основного «строительного материала» для клеток), ат­рофии мышц, изменению структуры костей, ослаблению связочного аппарата, значительно ухудшает функции различных систем организма.

Вспоминаются точные слова: «Чем больше будет ста­дионов, тем меньше понадобится больниц». Стадионов значительно прибавилось, но и больниц строят еще боль­ше... И все это на фоне давних проблем: питания и отды­ха.. Согласитесь, иногда у вас не жизнь, а постоянная борьба с внутренним голосом, оспаривающим ваши бла­горазумные намерения. Стоит уступить ему: «На, съешь свою котлету, только не соси изнутри», «Ну, лягу-лягу, только не зевай». И вот вы уже не поели, а «отвалились от стола», не отдохнули в движении, а «завалились на диван». А вот бег, который вы навязываете вашему «соб­лазнителю», ему неприятен. Разве не так? А что, если с ним поговорить еще раз?

Представьте, вас пригласили на консилиум, где собра­лись знаменитости медицины. Послушади вас и обмерли. Пошептались на латыни, а потом самый главный, глядя в глаза, твердо говорит: «Будьте мужественны! Если через два года вы не пробежите марафон, то умрете. Выби­райте». Думаете, после такого ультиматума не побежали бы? Ого, еще как! А вот, если так не скажут, по-прежне­му будете себя холить, мечтая о 100 годах жизни. И во­обще, возможно такое? Наверное, да. Правда, бег этого не гарантирует. Бег забирает у вас время, но и отдает многое взамен.

Давным-давно все проблемы человек решал, находясь в движении. Сейчас он многое решает, не выходя из помещения. Разве секрет, что при социальном прогрес­се наступил двигательный (физиологический) регресс? И уже сегодня двигаться просто так (например, пере­мещаясь из пункта А в пункт В) недостаточно.

Давно ли известный ученый Вирхов утверждал: каж­дый год жизни после 60 лет является подарком природы. Сегодня 30-летние умирают от сердечной недостаточ­ности, а 80-летние бегут марафон... Обратите внимание: не играют в домино, а бегут!

В свое время наша пресса развернула кампанию под девизом «Берегите мужчин». И нас стали беречь. Хотя у мужчин гордость иная: «Вчера хорошо посидели, пив­ком побаловались...», «Вчера расписали «пульку» до утра, что-то сегодня грудина болит...» Нет, автор не хочет выглядеть ханжой, понимая бессмысленность осуждения мужских забав второй половины XX века. Только каждый мужчина еще и работник, а значит, обязан быть здоровым человеком. Но как редко услышишь в муж­ской среде: «В субботу выбежали на шоссе, спохвати­лись, а на столбах 20-й километр. Что делать? Обрат­но — сил нет, а машин — ни одной. Шли пешком, говори­ли о том о сем и не заметили, как дома оказались».

Можно ли считать пеше-беговую прогулку на 40 кило­метров в воскресный день мужским отдыхом? Пока мы думали, по маршруту Ленинград — Ульяновск — Шу­шенское — БАМ — Тында — Якутск — Магадан шел и бежал 62-летний А. Иванченко. И лично предъявил автору путевой лист с сотней штампов, удостоверяющих пребывание на трассе. Возможно, он бежал не везде, кое-где шел и пешком. Задайте себе вопрос: «А мог бы я совершить такое путешествие?»

Американец Кент Лараби в 64 года прошел 3507 ки­лометров до границы СССР под лозунгом «Поход во имя мира». Паулетта Шарантье прошла, вдоль границ Фран­ции 3820 километров и с почестями была встречена в род­ной деревне. Еще бы, в день возвращения ей исполнилось 75 лет. Клиффорд Ян в возрасте 61 года пробежал 875 километров за 134 часа, питаясь на ходу и поспав только 15 часов, сменив за это время десять пар кед. Ровно год по родной Болгарии шагал 63-летний Георгий Сергиев, пройдя 12 200 километров. Как видите, люди пенсионного возраста не боятся тратить время заслужен­ного отдыха на преодоление гигантских расстояний.

На этот счет интересно сопоставить разные мнения врачей и ученых, призванных определять направления в поисках утраченного здоровья.

«Известный ученый (по-видимому, речь идет о Лидьярде. — А.Б.) породил идею бега от инфаркта. Ею ув­леклись сотни тысяч людей. И побежали. Со временем статистика показала, что во многих случаях этот бег стал бегом к инфаркту. Мне, как врачу, грустно и тре­вожно бывает наблюдать в утренние часы, как по ули­цам, выбиваясь из сил, бегут болезненного вида немоло­дые люди, явно рискующие привести себя к последнему финишу. Бег? Да! Но в разумном и постепенном сочетании с гимнастикой, прогулками на свежем воздухе, посильным физическим трудом. А не марафон до из­неможения» (академик И. Малиновский).

«Через десять-двадцать лет работы врачом начинаешь понимать, сколь опасны могут быть твои даже, казалось бы, квалифицированные советы, попавшие чуть-чуть рядом, а не в точку. Становишься очень осмотрительным. Даже профилактические рекомендации надо делать осто­рожно, а то ведь бег от инфаркта зачастую оказывается беготней вокруг него или за ним» (врач и писатель Ю. Крелин).

«Хочется со всей определенностью подчеркнуть, что по­лезный и чрезвычайно модный в наши дни бег трусцой не единственный способ физической тренировки, а для людей немолодых — далеко не безопасный... Наш опыт подсказывает, что начинать бегать лучше в молодости, а в зрелые годы — продолжать. Менее целесообразно начинать бегать после 50-ти, тем более в пенсионном возрасте. Это небезопасно!» (профессор В. Померан­ский).

«...Настоящая статья обращена главным образом к людям 40—60 лет. Не думаю, что в таком возрасте целесообразно начинать бегать, тем более без предва­рительного обследования. Если мы, кардиологи, призы­ваем к осторожности и индивидуальному подходу в реше­нии вопроса о беге, то поверьте, у нас есть для этого веские основания» (член-корреспондент АМН СССР В. Гасилин).

Итак, некоторые ведущие специалисты отечественной медицины свое отношение к оздоровительному бегу оп­ределили. Давний совет «Не навреди» освобождает вра­чей от того, чтобы их заподозрили в непонимании воз­можностей бега.

Осторожность медиков понятна и оправдана. И не наша задача спорить с ними, опираясь на собственный энтузиазм и прекрасные ощущения от бега. Пусть каждый останется на своих позициях. Но мы, рекомен­дующие бегать, обязаны, агитируя, не утверждать, но просвещать, а они, ограничивающие, обязаны, предуп­реждая, активно изучать влияние бега на здоровье.

Мы — за бег! И нигде не говорим о том, что пожи­лые люди должны без подготовки выйти на улицу и бегать, выбиваясь из сил. Мы не призываем игнори­ровать индивидуальные и возрастные особенности и обя­зываем проходить медицинское обследование.

Да, бывают отклонения, связанные с неправильной методикой тренировки. Чаще всего это относится к лю­дям молодым — в своем тщеславии они неразумно подстегивают и превышают ту грань допустимого, за которой риск появления различных нарушений.

Но есть и другие мнения по поводу бега. Например, доктор медицинских наук. В. Дильман писал: «Третья необходимая основа — вслед за диетой и психической ги­гиеной — высокая физическая активность. В обмене ве­ществ есть «лимитирующее звено», которое не может быть преодолено ни физической активностью без соблю­дения рациональной диеты, ни рациональной диетой без определенной степени физической активности. Но степень необходимой физической нагрузки довольно велика. В идеале она примерно соответствует тренировке бегунов на средние и длинные дистанции и поэтому редко встречается в обычной практике. Поддержание физиче­ской активности — задача ежедневная (выделено мною. — А. Б). И тем не менее «бег от инфаркта» дол­жен санкционироваться опытным врачом».

Еще более десяти лет назад академик Н. Амосов утверждал: «Бег узаконил правомочность физкультуры как метода профилактики и лечения, уточнив показания при различных болезнях и состояниях, определив дози­ровку и правила безопасности применения. Сделать это не просто, но возможно, если обеспечить научный подход и определение уровня тренированности больного или здо­рового, которому даются рекомендации по физкультуре».

Прекрасные слова о беге сказал академик И. Шхвацабая, директор Института клинической кардиологии: «Когда слышу, что тот или иной человек занимается бе­гом, зарядкой, лыжами, не совсем, может быть, в соответствии со спортивными нормами и правилами, я гово­рю: пусть занимается! Любая мышечная нагрузка — это великолепно, это замечательно! Глубоко убежден: ника­кие физические перегрузки, даже больному человеку (ко­нечно, под контролем врача), не страшны, если они, во- первых, регулярны, а во-вторых, доставляют радость и делают счастливым».

Подведем предварительный итог. Даже в среде вра­чей нет единого мнения. Что же делать читателю, если он хочет бегать и опасается? Как быть: беречь себя или, наоборот, дать организму нагрузку?

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.