Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вам необходимовозненавидеть свои истерические расстройства





Рад, что Ваша нога отлично действует. Раз нам не удалось встретиться в этом месяце, постараюсь написать то, что сказал бы Вам у себя в кабинете.

Вы медсестра, так сказать, коллега, потому называю вещи своими именами: то, что случилось с Вашей ногой, называется истерическим параличом. Никаких органических изменений в ноге нет; перестаньте ходить к хирургам, невропатологам, делать рентгеновские снимки.

Вы, медик, должны понимать: неопровержимое доказательство того, что этот паралич функциональный (то есть неорганический), есть полное исчезновение его всякий раз, когда муж предлагает Вам пойти в гости или в театр.

Конечно, я ни в коем случае не склонен думать, что Вы притворяетесь. Это не сознательное притворство, а истерический механизм, и для пользы дела Вы должны понимать его существо. Механизм этот классически описан немецким врачом Эрнстом Кречмером и Иваном Петровичем Павловым[99].

Представьте, что накрыли рукой бабочку, она под рукой бьется, хлопает крыльями, ломая их. Это ее инстинктивная приспособительная реакция в виде «двигательной бури». То же самое происходит с воробьем, влетевшим в открытую форточку в комнату, с рыбой, которую удочкой вытаскивают на берег. Приспособительный смысл «двигательной бури» в том, что с помощью обилия беспорядочных движений, действительно, бывает, удается выскочить из опасности. Потому естественным отбором эта реакция и закрепилась наследственно в развивающемся животном мире. Однако инстинктивная приспособительность одновременно и глубоко ограничена, относительна: бабочка может напрасно поломать крылья, а воробей разбиться о стены и стекло.

Другая, свойственная животным, такая же универсальная приспособительная реакция, но по форме как будто противоположная «двигательной буре», — это «рефлекс мнимой смерти», или приспособительный ступор. Так, зверек обездвиживается в лапах хищника, инстинктивно мертвеет, даже холодеет, покрывается холодным потом. И верно, хищник, брезгающий падалью, нередко отходит в сторону. Но подчас, наоборот, по причине ступора (остолбенения) ему легче зверька поймать. Переверните жука на спину — и он подожмет лапки, будто мертв.

Эти инстинктивные защитные механизмы («двигательная буря» и «рефлекс мнимой смерти») остались и в человеке. Но у человека эти механизмы обычно действуют лишь при чрезвычайной, угрожающей жизни опасности, когда страшным раздражителем (событием) парализовано, выключено человеческое, мыслительное,«корковое» реагирование и человеком управляет «подкорковая», «животная половина». Так, при землетрясении, кораблекрушении, взрыве бомбы некоторые люди как бы эволюционно спускаются на уровень реагирования своих предков и мечутся в «двигательной буре» или остолбеневают в «рефлексе мнимой смерти». Но иные люди, крепкие своей человеческой «прибавкой» (И.П. Павлов), разумно действуют в этих опасных ситуациях, помогая пострадавшим.

У людей, предрасположенных к истерическим состояниям, «двигательная буря» или «рефлекс мнимой смерти» возникают и вне чрезвычайной ситуации, под влиянием обыкновенных житейских неприятностей, обиды и т. п. в виде истерического припадка или истерического ступора.

Однако чаще всего истерические состояния в наше время возникают как частицы припадка и ступора. Так, элементы (частицы) истерического припадка — это, например, истерический плач, смех, кашель, «трясучка», а элементы истерического ступора — истерическая немота, глухота, слепота, потеря болевой чувствительности, наконец, паралич ног, как у Вас. Впрочем, у Вас бывали и истерические припадки, и истерический кашель с металлическим, лающим звуком, и истерическая бесчувственность, например, щек, которую обнаруживали, умываясь, и тогда с досадой били себя по щекам, чтоб боль почувствовать, потому что неприятно, когда ничего не чувствуешь.

Важно, что все эти истерические состояния возникают у Вас в связи с каким-либо Вашим неудовольствием и тут же исчезают, если Вам это желаемое удовольствие предлагают, или при врачебном внушении в гипнотическом сне, как у меня в кабинете.

Ваш муж, чрезвычайно занятой и полезный обществу человек, должен много работать также и дома, за письменным столом, и просто не может ходить с Вами в театр или в гости так часто, как Вам хочется. Вы же воспринимаете его отказ как обиду и реагируете на это истерическим механизмом, весьма напоминающим инстинктивную реакцию бабочки или жука.

Поняв существо истерических расстройств, Вы должны возненавидеть их как примитивное, «животное», недостойное умного человека реагирование. И когда Вы будете эти расстройства презирать, как презирают их люди, понимающие всю незрелость, детскость, «животность» истерического, когда будете искренне бояться, что они возникнут, тогда благодаря этой мыслительной, чисто человеческой узде, истерическим расстройствам труднее станет «выбраться из подкорки».

Не разрешайте отключаться мыслительной коре, дабы не «упустить подкорку». Вы, медик, должны понимать, что если это будет продолжаться, то рано или поздно коллеги в поликлинике узнают, что все это истерическое, и тогда Вам будет плохо от общественного медицинского мнения Ваших коллег, я Вас уверяю. Вы же знаете медицинское отношение к истерическому. Достаточно будет потом на кого-то рассердиться,даже по делу, сразу скажут: ну, конечно, она ведь истеричка, у нее даже бывает истерический паралич.

Все это Вам необходимо как следует продумать до нашей встречи. Прежде всего решить для себя, как сделать жизнь интересной и без частого хождения в театр и в гости. Может быть, как-то технически помогать мужу в его делах или начать готовиться в институт, может быть, родить ребенка, может быть, завести собаку.

Я, конечно, ни в коем случае не предлагаю Вам все это делать, но просто ставлю перед Вами обыкновенные жизненные вопросы, решать которые — Ваше сугубо личное дело. Вы будете приходить ко мне в клинику, в кабинет, если, конечно, доверяете мне и хотите, чтобы я Вам помог, и мы подробно поговорим о Вашей жизни с самого детства, чтобы стало яснее, когда как надо было бы поступить, чтоб не возникли болезненные истерические явления. Постараюсь обучить Вас простым приемам самовнушения, которые помогут не допустить надвигающихся истерических состояний или снимать их в самом начале.

Я смогу глубоко Вас уважать, если душевно перестроитесь, собственным презрением подавите в себе истерическое, незрелое реагирование.

У Вас навязчивые страхи

Хочу описать Вам Ваши приступы, чтобы Вы сами себе отчетливей их представляли, чтобы поверили, что понял Вас правильно, что Ваше состояние хорошо известно врачам.

Итак, приступ начинается чаще всего с неприятных ощущений в сердце, от которых делается не по себе, страх подкрадывается. С тревогой следите Вы за этими ощущениями, и тогда сердце начинает колотиться, а страх соответственно усиливается и сердце колотится еще сильнее, кажется, вот разорвется, ведь так ужасно стучит, так напряглось! То есть получается «порочный круг». В панике мчитесь искать такси, и уже в такси, по дороге в поликлинику, делается легче, а когда опытный, на Ваш взгляд, врач Вас осмотрит и скажет, что «ничего нет страшного, просто невротическое», сердце успокаивается, и Вы уже как бысовсем здоровы. Приступы примерно похожи друг на друга, возникают в поезде, в метро, за городом, дома, особенно если поссоритесь с женой, — словом, чаще при таких обстоятельствах, когда врач далеко, а в человеке, который рядом с Вами, не уверены в том смысле, что он активно бросится в случае необходимости Вас спасать. Потому и мечтаете жить на одной лестничной площадке с врачом. Наконец, сколько уже раз приступ проходил в такси, по дороге к врачу, и Вы поворачивали обратно. Или даже почти проходил — только показывался в темноте улицы зеленый огонек такси. Хотя это уже не всегда так.

Приступ не возникает, если Вы отвлечены каким-то иным, сильным душевным напряжением, например, во время сильной ссоры, или если выпили вина или, помните, когда боялись, что заразились гонореей. Однако стоит немного расслабиться — и готово, приступ.

Ругаете жену за то, что она невнимательна к Вашим страхам, сердцебиениям. И в то же время боитесь ее потерять. Я познакомился с Вашей женой и советую Вам держаться за нее крепче.

Конечно, Вы не притворщик, как подозревала Ваша жена (надеюсь, после нашего с ней разговора она уже так не думает). У Вас мягко-депрессивный страх за сердце (кардиофобия). Ваши вегетативные органы, то есть органы, работа и движения которых мало зависят от нашей воли, всегда были довольно подвижны. Например, сердце по пустякам колотилось и раньше. И настроение портилось само собою. Но болезнь обнаружилась явно, когда страх по причине неприятной обстановки сильно взбудоражил сердце. Вы же тогда, уже будучи женатым, соблазнили в деревне девушку, и ее брат догонял Вас на мотоцикле и чуть не избил. Так Вы подтолкнули свою прежде затаившуюся неврозоподобную депрессию. С тех пор и стали по временам испытывать неприятные ощущения в сердце, пугались, сердце зловеще колотилось, то есть оно нервно расшаталось, начались вот эти приступы.

Прежде всего успокойтесь: Вам не грозит инфаркт. Я видел немало пациентов, подобных Вам, но инфарктом тут дело обычно не кончается, даже в старости, быть может, по причине нервной натренированности сердца. Подробные исследования терапевтов, как знаете, не обнаружили отклонений от физической нормы. Да и так ясно, что настоящий «сердечник», когда у него приступ, лежит, а кардиофобик, то есть Вы, бежит к врачу через три ступеньки.

Навязчивость Ваших страхов-приступов состоит в том, что они как бы «навязываются» Вам такой обстановкой, при которой скорая помощь врача не гарантирована. Лечиться обязательно нужно, поскольку приступы сами по себе мучительны и, кроме того, трудно ехать куда-то не в сторону медицинского учреждения, в лес же и вовсе пока невозможно. А ведь Вы журналист.

Советую лечь в нашу клинику, как только мы все соберемся после летних отпусков. Думаю, удастся Вам помочь, как помогли многим другим подобным пациентам.

Придется попринимать наши лекарства (транквилизаторы, антидепрессанты). Будет и гипнотическое лечение. Может быть, обучитесь аутогенной тренировке, смысл которой, как и лечебной йоги, — научить человека, насколько это возможно, управлять своими непроизвольными движениями — физическими (вегетативными), например, сердцебиением, и душевными, например, навязчивым страхом. Ведь йог — это, по сути дела, человек, виртуозно управляющий своей вегетатикой и душой вплоть до того, что сосуды кожи расширяются настолько, что весь красный, горячий, как бы в физиологической шубе, способен выспаться в снегу в Тибете или совершенно очищает свою голову от мыслей. К подобным вещам, понятно, не каждый способен, йоги — люди особой закваски и учатся йоге по многу часов в день с детства, но кое-что из йоги вошло в аутогенную тренировку. Аутогенная тренировка, несомненно, вместе с функциональными тренировками (то есть пробными выездами из клиники все дальше) и поможет Вам. С психоаналитической терапией я бы повременил. Из наших долгих бесед, клинического исследования предполагаю, что Ваше расстройство — все же неврозоподобная субдепрессия, а не невроз. Душевный конфликт довольно размыт. Держитесь крепче за жену. Она любит Вас. Без нее совсем худо Вам будет.

Сегодня хороший был клев, поймали с сыном дюжину крупных окуней. Учил его различать деревья. Встретили на речке ужа и внимательно рассмотрели, чтобы умел отличать ужа от гадюки.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.