Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Игры при смешении во время чтения звуков по фонетико-фонематическому сходству, при смешении низкочастотных звуков и звуков по акустико-артикуляционным свойствам





 

Следующие игры помогают ребенку различать при чтении буквы и звуки, развивают концентрацию внимания, аналитическую функцию мышления, тренируют коммуникативные навыки.

 

• РАЗЛИЧАЕМ Е-Ю •

 

Материалы:

• раздаточные карточки со словами, карточка с буквой «Ю» со знаком «+», карточка с буквой «Ё» со знаком «+», квадрат со знаком «-», квадрат со знаком «+»;

• ручки, листы бумаги, цветные карандаши или фломастеры (количество карточек, ручек, листов – по числу игроков).

Число игроков: 1–2.

Возраст: от 7 лет.

I этап. Правила игры: ведущий предлагает «озвучить» слова. Читать их и поднимать карточку с буквой «Ю», если буква в слове есть, или карточку со знаком «-», если буквы «Ю» в слове нет.

II этап. Материалы:

• карточки с буквами «Ю» и «Ё»;

• игровые карточки со словами.

Число игроков: 2.

Правила игры: ведущий дает первому игроку карточку со словами, второму – карточку с буквой «Ю». Первый игрок читает слова, а второй – поднимает карточку, если в слове есть эта буква. Слова читает первый игрок вслух, ведущий следит за ходом игры. Затем игроки меняются ролями: второй читает слова. А первый поднимает карточку с буквой «Ё», если в слове есть буква.

 

Примеры карточек

 

Ёлка, съёжился, южный, юбка, приём, каёмка, лютики, таёжный, союз, орёл, юрта, плёнка, прилёг, уютный, клюшка, плёл, клён, плюшевый, любит, цвёл, лётчик, бельё, плюс, салют.

 

III этап. Материалы: раздаточные карточки с текстами, маркеры или цветные карандаши.

Правила игры: игроки должны вставить в карточки одним цветом – букву «Ю», другим – «Ё».

Выиграет тот, кто выполнит задание правильно.

 

Пример карточки

 

У школы кл-н. Мы любим сидеть у кл-на. Вот над ним гудят пч-лы и по-т птицы. Бедный – жик – жится от холода. Туча по небу ид-т, бочка по мор– плыв-т. и Хор по-т песн-. Л-к вед-т в т-мный тр-м на корабле. Осень– ль-т сильные дожди. Весной грачи вь-т гнезда. Мы собираем спелу– кл-кву.

 

 

• РАСПОЗНАВАНИЕ О И У. •

БУКВЫ ИЗ СПИЧЕК

 

Материалы: карточки с нарисованными буквами «О» и «У», спички, карточки-задания (одна карточка – одно слово).

Правила игры: игроки сидят за столом. Ведущий выкладывает карточки с буквами «О» и «У», предлагает посмотреть на них и выложить из спичек буквы «О» и «У». Ведущий обращает внимание: буква «У» получилась из двух спичек, буква «О» из четырех. Теперь игрокам выдаются карточки, где записаны слова с пропусками букв «У» или «О». Игроки должны выкладывать по очереди спички на карточку: если пропущена буква «У» – две спички, если «О» – четыре. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

 

Слова для карточек-заданий л-ч, кл-б, с-р, с-п, с-мка, сп-рт, сл-н, л-сь, кр-г, г-сь, л-м, зв-н, зв-к, л-к, к-рт, к-бик, б-лка, б-чка, р-ст, к-ст, шн-р, с-н, гр-м, тр-н, к-рм, кр-г, п-ть, гв-здь, тр-сть, м-ст.

 

• СТОЛ ИЛИ СТУЛ? •

 

Материалы: карточки со словами, школьный толковый словарь.

Количество игроков: 1–2.

Возраст: от 7 лет.

Правила игры: ведущий раздает карточки с парами слов, игроки должны прочитать, произнести и объяснить лексическое значение каждого слова. Выигрывает тот, кто правильно причитает и объяснит значение большего количества слов.

 

Карточки для игры гол – гул сток – стук трос – трус точка – тучка стол – стул сок – сук стройка – струйка

 

• ОТЛИЧАЕМ В-Ф •

 

Материалы:

• карточки со словами,

• карточки с цифрами от 1 до 9, две ленты разных цветов (по 3–4 метра).

Количество игроков: 2.

Возраст: 7 лет.

I этап. Правила игры: игроки вместе с ведущим укладывают на полу ленты в форме букв «Ф» и «В». Ведущий говорит, что теперь каждый игрок «пройдет по маршруту», то есть по одной из лент. Тот, кто пойдет по букве В, должен взять со стола все карточки со словами, в которых есть буква «В», и разложить их на соответствующей ленте. Другой игрок должен будет выполнить то же самое с лентой – буквой «Ф». Победителем станет тот, кто уложит на своей ленте большее количество слов.

 

Слова для игры

 

Корова, свекла, футбол, волейбол, профиль, профессия, конверт, конфета, нефть, фартук, клавиши, проверка, буфет, слова, лифт, плавал, вата, жирафы, фонтан, свеча, кофта, фонарик, сова, кофе.

 

II этап. Материалы: карточки с цифрами от 1 до 9, карточки со словами.

Правила игры: игроки сидят за столом, ведущий выкладывает на стол карточки со словами. Перед игроками – таблички с цифрами. Ведущий читает слова, игроки слушают и поднимают карточку с цифрой, которая соответствует месту буквы «В» в слове. Например, сова – цифра 3, винт – цифра 1, вывел – цифры 1 и 3. Если такой буквы нет, то карточку игроки не поднимают.

 

Карточка для I тура (с буквой «В»)

 

Соловушка, голова, перевод, водовоз, водопровод, вдевал, провод, вывихнул, вывел, полевой, выплывает, выводы, завинтить, вывинтить, взрыв, выровнять, взвод, проверил, превосходно!

 

Карточка для II тура (с буквой «Ф»)

 

Филин, профессия, нефть, фуфайка, фланель, фартук, фехтование, кофейник, магнитофон, туфли, шлифует, муфта, зефир, фрукты, шкафы, шарф, шофер, платформа, кофта, фарфор, цифра, салфетка, светофор.

 

III этап. Материалы: карточки с текстами, треугольники и кружки.

Количество игроков: 2.

Правила игры: ведущий предлагает игрокам взять карточки с напечатанными предложениями и закрыть все буквы «В» треугольниками, а все буквы «Ф» – кружками. Выигрывает тот, кто выполнил задание безошибочно.

 

Тексты заданий

 

Вера варит фасоль. У Вали фиалки на фартуке. У Федора новая фарфоровая кружка. Ефим во сне видел филина. У Феди новая фуражка. Фабрика выпускает много обуви. В августе поспевают великолепные фрукты и овощи. На картофеле снова появились вредители!

Все в доме было. И печка. И кровати. И фарфоровая посуда! А на окнах занавесочки с фиалками. В углу стоял телевизор, возле него лежал телефон. Правда, телевизор был старенький. А телефон сломанный. Но дядю Федора это не встревожило. Он много вещей в доме починил и исправил, (по Э. Успенскому)

 

 

П-Б СПИЧЕЧНЫЙ ШИФР

 

Игра тренирует навыки контроля действий, развивает зрительно-моторную координацию, концентрацию внимания, аналитическую функцию мышления.

Материалы: карточки с нарисованными буквами «П» и «Б», спички, карточки-задания.

Количество игроков: 2–3.

Правила игры: игроки сидят за столом. Перед ними – карточки с буквами «П» и «Б». Ведущий предлагает игрокам выложить тремя спичками букву «П», а пятью – выложить «Б».

Игрокам выдаются карточки, где записаны слова с пропусками букв «П» или «Б». Они должны выкладывать по очереди спички на карточку: если пропущена буква «П» – три спички, если «Б» – пять. Если игроки хорошо справляются с заданиями, скорость игры можно постепенно увеличивать. Выигрывает тот, кто не допустил ошибок.

 

Слова для карточек-заданий

 

Заботливый, приборы, барабан, почта, пробка, банька, попугай, поверхность, бедро, плотник, свобода, зоопарк, брюки, пшено, корабли, собрал, спорил, трубы, сапоги, сентябрь, пастух, лопата, капли, паркет.

 

• БУСИНКИ •

Материал: карточки-задания, шарики или бусины двух цветов.

Количество игроков: 2–3.

I вариант. Правила игры: игроки сидят за столом. Ведущий раздает игрокам тексты и кладет две коробки с бусинами синего и желтого цвета. Игроки по очереди читают свои тексты. Во время чтения, увидев букву «Б», выкладывают желтую бусину, если в слове есть буква «П» – синюю. По окончании игры ведущий считает бусины и называет победителя: у кого совпало количество бусин с количеством названных букв.

 

II вариант. Шуршим и стучим. Правила игры: игроки, s сидящие за столом, получают тексты. Ведущий предлагает, вставляя букву «П», сминать лист бумаги, вставляя бук-ч ву «Б», стукнуть ручкой по столу. Выигрывает тот, кто верно выполнил задание.

 

Текст упражнения

 

У Хватайки отнять простую вещь было непросто. Полчаса кот по дому бегал за ним. Наконец отобрал бусы! Зачем они птичке?

– Что бы ты с ними делал? – спрашивал Матроскин.

Хватайка обиделся, подскочил сзади и – хвать его за хвост! Кот от ужаса до потолка подпрыгивал. И все смеялись до упаду.

(Э. Успенский)

 

 

Д-Т В КОНЦЕ ПОСТАВИЛ… ДОЧКУ

 

Правила игры: можно использовать тот же принцип, что и в предыдущей игре «Шуршим и стучим»: во время прочтения буквы «Д» игрок должен стукнуть по столу ручкой, читая «Т», сминать лист бумаги. Итак, снова шуршим и стучим.

Тексты упражнений

Дядя Федор назвал галчонка Хватайкой. Такая птица странная! Что видит, все на шкаф тащит. Увидит спички – на шкаф. Увидит ложку – на шкаф. Даже будильник на шкаф перетащил. Потом он немного подрос, поправился и стал в окно вылетать. Но к вечеру обязательно возвращался. И не с пустыми руками. То ключ от шкафа притащит, то детскую формочку. Однажды даже соску принес. (Э. Успенский)

 

Дятел на суку сидит,

Дятел дерево долбит.

День долбит, два долбит —

Носом в небо угодит.

 

 

• ВЫБЕРИ СЛОВО •

 

Игра направлена на развитие произвольного внимания, зрительного восприятия, контроля действий, дифференциации парных звуков: «Д» – «Т», «Б» – «П», «В» – «Ф» и т. д.

Правила игры: ведущий предлагает закончить игрокам предложения, выбирая подходящее слово. Выигрывает тот игрок, который успешно справился с заданием. Предлагаем материалы для дифференциации парных звуков.

 

«Д» – «Т» У Аленушки на сердце… На крыльце прибита новая… / доска, тоска Ветер… с деревьев последние листья Придвинь гостю… / сдул, стул Ура! Брат… экзамены Я… лучше учиться / стал, сдал

 

«Б» – «П» В синем небе звезды… В синем море волны… / плещут, блещут На траву выкатили… На деревьях набухают… / почки, бочки Вот уже петух… Надо устранить лишний… /пробел, пропел.

 

«Г» – «К»

Весь чердак уже в…

Бьются голуби в… / огне, окне

Раздается детский…

Золотится на солнце пшеничный… / колосок, голосок

 

• ХЛОПНИ В ЛАДОШКИ •

 

Такой вид игровых упражнений помогает ребенку овладеть навыками звукового анализа слов, способностью дифференцировать (выделять) звуки.

Ведущий предлагает игрокам хлопнуть в ладоши, как s только они услышат слово с определенным звуком (например, со звуком «С»). Выигрывает тот, кто не допустил ошибок.

 

I этап. Правила игры: ведущий: «Хлопни в ладошки, когда услышишь звук «С».

 

Сонная сорока сидела на сосне.

Снегири и сойки снились ей во сне.

«Скорей!» – сердились сойки.

«Спешим!» – снегирь свистел.

Сороку стукнул по спине,

И сон с нее слетел.

 

(И. Токмакова)

II этап. Правила игры: ведущий предлагает игрокам: «Хлопни два раза на звук «3», один раз – на звук «С».

 

Забрался снеговик

На зимние качели,

И в тот же самый миг

Качели – полетели.

Они снеговика помчали, как в ракете,

Туда, где облака

Качает в небе ветер.

Задрав морковный нос,

Смотрел он удивленно

На свет волшебных звезд

То синих, то зеленых.

 

(В. Степанов)

 

• ПРОДОЛЖИ СЛОВО •

 

Игровое упражнение способствует развитию фонематического восприятия, развивает у детей способность дифференцировать звуки на слух, тренирует моторную координацию, способствует формированию образа слова.

Материалы: мяч.

Количество игроков: 1–2.

Возраст: от 7 лет.

Правила игры: ведущий становится напротив игроков, берет мяч и называет первую часть или слог слова, затем бросает мяч игрокам по очереди. Игроки должны поймать мяч, продолжить слово, отбросить мяч ведущему. Если один из игроков долго не называет слово, то ему помогает второй игрок: ход переходит с мячом ко второму игроку. Итак, второй игрок забирает мяч и продолжает слово. Каждый ответ – балл. Игра ведется до 20 очков.

 

Словарный материал для игры

Дифференциация «Р» – «Л»

Рва-…, крыль-…, плы-…, кар-…, при-…, грел-…, пере-…, вер-…, библио-…, кастрю-…, гро-…, паро-…, ло-…, гля-…, гру-…

Дифференциация «Г» – «К» – «Х»

Го-…, ко-…, ох-…, гал-…, год-…, кад-…, ко-…, мох-…, сок-…, гре-…, кух-…, хо-…, хруп-…, гон-…, схо-…

Дифференциация «Ч» – «Т»

Поч-…, чел-…, чи-…, чу-…, точ-…, черес-…, чисто-…, пче-…, соч-…, привыч-…

 

Обратный вариант игры: ведущий, стоя напротив игроков, сообщает, что будет называть последнюю часть слова и бросать мяч. Перед броском ведущий может повернуться к игрокам спиной, «подсказав» таким образом схему слова. Игроки должны придумать начало и сказать все слово, отбросив мяч ведущему. Игра завершается, как только один из игроков набирает 10 баллов. Начали!

Дифференциация «Р» – «Л»

…– рал,…-рол,…-рыл,…-лит,…-лер,…-люр,…-рел,…-тер,…-риг,…-карь,…-тор.

Дифференциация «С» – «Ц»

…– ница,…-цепить,…-цы,…-са,…-яс,…-сы,…-сяц,…-сик,…-сит,…-лась,…-цать,…-сом,…-ец,…-ее,…-сот.

 

• УТОЧКА НЫРЯЕТ, ХВОСТИК ОСТАВЛЯЕТ •

 

Игровое упражнение развивает пространственное представление, логическое мышление, способствует формированию образа слова.

 

I вариант. Материал: фрагменты текстов для чтения (по количеству игроков).

Количество игроков: 1–3.

Возраст игроков: от 7 лет.

Правила игры: ведущий предлагает игрокам читать вслух в течение 5 минут фрагмент текста. В каждом слове нужно прочитать только последние две буквы. Если слово – предлог и в нем только одна буква – игрок тоже должен эту букву читать. В первый раз ведущий дает текст для чтения, где концовки слов выделены другим цветом или подчеркнуты. Можно ведущему заранее напечатать в текстах концовки другим шрифтом.

 

Новые заботы

 

На другое утро дядя Федор, пес и кот дом в порядок приводили. Паутину сметали, мусор выносили, печку чистили. Особенно кот старался: он чистоту любил. Он с тряпкой на все шкафы, под все диваны залезал. Дом и так был не очень грязненький, а тут совсем заблестел. (Э. Успенский)

 

II вариант. Этот вариант игры не только способствует закреплению образа слова, формированию произвольности, но и предупреждает ошибочное «угадывающее» чтение.

Правила игры: в следующем фрагменте текста ведущий дает задание игроку: выделяй концовки слов (две буквы) – обведи их маркером, а затем прочитай выделенное вслух.

 

А от Шарика пользы мало было. Он только носился, лаял от радости и чихал во все углы. Дядя Федор не выдержал и послал его в огород картошку окучивать. И пес так заработал, что только земля летела во все стороны. (Э. Успенский)

 

Игроки чаще всего говорят потом ведущему: «Получился новый язык какой-то. Интересно!»

III вариант (усложненный) направлен на развитие внимания, способствует развитию контроля действий.

Правила игры: ведущий предлагает игроку быстро прочитать вслух только последние две буквы следующих 4–5 предложений, но без «помощника» – без выделения маркером.

 

Весь день они так трудились, И морковь пропололи, и капусту. Ведь они сюда жить приехали, а не в игрушки играть.

А потом они мыться на речку отправились и, главное, Шарика купать. (Э. Успенский)

 

IV вариант. «Лось, что тебе снилось…» Правила игры: ведущий предлагает: «Попробуй понять рассказ лося Можжевельника из сказки и угадать начало каждого слова, где вместо букв (буквы) стоит черточка».

Побеждает игрок, «узнавший» наибольшее количество слов.

 

_рошло два _аса, и лось _роснулся от _ого, что у _его затекло все тело от рогов до _опыт. Обычно Можжевельник любил спать в _ругой позе – _тоя. А тут он _очему-то лежал, да еще на чем-то _вердом. Во сне ему привиделось, что он лежит на крыше музея, а _округ летают _лобные птицы с _обачьими _ордами. (Матюшкина Е., Оковитая Е.)

 

 

• «МЕЛЬКАНИЯ» И ЗРИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ •

 

Упражнения в виде игр, объединенные единым способом «мелькания», помогают формированию образа слова и одновременно направлены на повышение концентрации внимания. Один из самых распространенных примеров «мелькания» – это чтение с помощью плотного листа картона размером 5 на 10 см с прорезанным «окошком», равным по длине 2 слогам, высота которого должна быть равна примерно высоте строки. Двигая такой лист, ученик глазами «пробегает» вслед за карточкой и читает.

Правила выполнения: можно двигать линейку сверху вниз (скорость «передвигания» – примерно одна строка в секунду). Позже линейку заменяем короткой указкой, простым карандашом, палочкой. А с теми, кто очень любит рисовать, вместо палочки для чтения можно использовать кисточку и читать, а иногда мысленно раскрашивать «длинные» или малопонятные слова. Кисточка поможет и в том случае, если ребенок неверно (невнимательно) читает концовки слов: можно кисточкой закрывать на 1 секунду в каждом слове текста последние 1–2 буквы.

 

 

• ИСЧЕЗАЮЩЕЕ ПИСЬМО •

 

Материалы: доска, влажная тряпка, тетради, ручки.

Количество игроков: от 2.

Возраст: от 7 лет.

Правила игры: ведущий мокрой тряпкой (узким кусочком поролона) быстро пишет на доске печатными буквами фразу, пока запись высыхает, игроки должны прочитать ее и затем записать в тетрадях.

 

• СЛОВА НА ВЕРЕВОЧКЕ • И ПО КРУГУ

 

Материалы: тесьма, круговой каркас (маленький хула-хуп), таблички со словами – 16–25 штук, орфографический словарь (список слов в конце учебника русского языка для учеников 2-го, 3-го, 4-го классов).

Количество игроков: 1–2.

Возраст игроков: от 7 лет.

I вариант. Правила игры: на небольшом плотном листе бумаги или картона ведущий заранее пишет или печатает слово, делает маленькое отверстие близко к правому краю листа бумаги, картона, затем продевает через отверстие кусок тесьмы, веревочки или шнурок, закрепляет его с обратной стороны листа.

Ведущий протягивает за веревочку по столу получившиеся таблички со словами и предлагает игрокам прочитать, что написано на табличке. Побеждает тот, кто правильно читает слова. А тот, кто еще и быстрее всех делает это, получает дополнительный приз – выбрать для всех игру!

Сделайте столько «слов на веревочке», сколько нужно ребенку для чтения в течение 1–2 минут (16–25 слов). Слова для такой работы легко найти в любых дидактических сборниках для 1–4 классов.

II вариант. Правила игры: ведущий предлагает игрокам прочитать слова, которые он расположил «по кругу». Ведущий вращает слова, а игроки должны успеть их прочитать. Победил тот, кто прочитал больше всех слов.

 

Зрительные диктанты

 

 

• ТРОЯ – НЕ «ТРОЯН» •

 

Такие диктанты призваны расширять поле зрения ребенка, увеличивают словарный запас и, наконец, пробуждают любопытство. Выясняется, например, что Лувр имеет много общего с Эрмитажем, а Троя – это… город, а не фамилия человека, придумавшего компьютерный вирус!

Правила игры: глядя на цифры в центральных окошках, ученик должен «ухватить» глазами слог в левом и правом окошке, просмотреть слово вертикальным, а не горизонтальным движением глаз. Группы слов подбираются или по тематике (например, математические термины, лингвистические термины, фамилии полководцев, названия городов мира, устаревшие слова, названия музеев стран Европы) или в алфавитном порядке. Конечно, в 1-м классе зрительные диктанты начинаются с коротких слов (состоящих из одного-двух слогов).







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.