Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Игры, развивающие воображение





 

 

• Я НЕ ВОЛШЕБНИК, Я ТОЛЬКО УЧУСЬ! •

НАВЕРНОЕ, ПИСАТЕЛЕМ Я СТАНОВЛЮСЬ…

 

Цель игры: развитие речи, зрительной и слуховой памяти, образного мышления, расширение словарного запаса.

Материалы: одинаковые тексты стихотворений – по количеству игроков.

Количество игроков: от 2 человек.

Возраст играющих: от 7 лет.

Правила игры: ведущий раздает игрокам листы с текстом рассказа или стихотворения, предлагая игрокам задание: замени некоторые слова стихотворения так, чтобы изменилось настроение. Выигрывает тот, кто сумел сохранить рифму и действительно изменил настроение.

 

Исходный текст

 

И небо сердито, и ветер сердит,

Сердитый старик на скамейке сидит.

А с тротуара

И важен, и строг

Смотрит сердито

Сердитый бульдог.

Тащится мальчик

С портфелем в руке.

Видно, он двойки

Несет в дневнике…

Все рассердились,

И сам я сержусь,

Наверно, в писатели

Я не гожусь.

Но вот авторучку

Схватила рука,

И за строкой

Побежала строка.

 

(Э. Успенский)

Одни дети с трудом «дописывают» стихи, другие же делают это с удовольствием и достаточно быстро, оригинально. Нам очень понравился вариант «измененного настроения», который написал ученик, занимающийся в нашем Центре.

 

Хорошее настроение

И небо смеется, и ветер свистит,

Веселый старик на скамейке сидит.

А с тротуара

Важен и строг

Смотрит шутливо

Веселый бульдог.

Прыгает мальчик

С портфелем в руке.

Видно, пятерку

Несет в дневнике.

Все рассмеялись,

И сам я смеюсь,

Уж точно писателем я становлюсь!

 

(Кирилл К.)

 

• САМ СЕБЕ РЕЖИССЕР •

 

Цель игры: развитие речи, зрительной и слуховой памяти, образного мышления, расширение словарного запаса.

Материалы: игровые карты лото (6 картинок на каждой), разрезанные по отдельности картинки-«фишки».

Количество игроков: 2 человека.

Возраст играющих: от 7 лет.

I этап. Правила игры: попросите ребенка выбрать по 2 карты лото. Обычно каждая карта состоит из б картинок. Попросите положить две карты на стол и сочинить маленькую историю, опираясь на рисунки карт, составляя рассказ в той последовательности, в которой расположены картинки. Если ребенку трудно на начальном этапе составить рассказ самому, составляйте фразы поочередно.

II этап. Правила игры: переверните карты лото картинками вниз. Попросите ребенка достать картинки-«фишки» из общей массы и разложить их в той последовательности, в которой они располагались на карте. Теперь переверните карты лото лицевой стороной вверх, дайте возможность ребенку проверить себя.

Ш этап. Правила игры: опираясь на те же фишки-картинки, отработайте с детьми низкочастотные (редко употребляемые) слова. Показывая, например, на картинку с изображением дерева, вы должны показать на крону, спросив у ребенка: «Это у дерева что?» Или например, показывая на шляпку гвоздя, спросите: «Как называется эта часть гвоздя?» Если ребенок не знает того или иного слова, подскажите ему это слово, объяснив и проведя аналогии.

IV этап. Правила игры: попросите ребенка, опираясь на выбранные им фишки-картинки, повторить сочиненный совместно рассказ, включив низкочастотные слова, которые вы с ним выучили или повторили на предыдущем этапе.

Эти четыре этапа необходимо повторять в течение 3–4 занятий, постепенно увеличивая объем запоминаемых предметов до 18. После того как ребенок начнет выполнять задание без затруднений, переходите к следующему этапу, направленному на повышение объема слухоречевой памяти и развитие образного мышления.

V этап. Правила игры: скажите ребенку, что теперь он готов к тому, чтобы стать самым настоящим режиссером мультфильма! Вы ему будете называть предметы, а он должен, закрыв глаза, представлять их и составлять мультфильм «кадр за кадром». Желательно, чтобы «мультфильм» получился как можно смешнее. После «монтажа» каждого кадра ребенок должен кивнуть головой – это будет значить: кадр готов. Например, вы говорите: «человечек… солнышко…». Ребенок сочиняет: «Человечек шел под яркими лучами солнышка…» (кивает головой). Вы добавляете слово «трава». Ребенок сочиняет: «Человечек шел под яркими лучами солнышка по зеленой траве…» (кивает головой) и так далее. Максимально рекомендуемый объем предлагаемых опорных слов 12–15.

VI этап. Правила игры: попросите ребенка пересказать мультфильм. Внесите свои дополнения и коррективы, после чего попросите его написать опорные слова. После написания – проверьте грамотность, сверьтесь с «ключом» – с вашим листком. Впоследствии для формирования орфографической зоркости (грамотного письма) – предложите поработать со словарными словами, пусть ребенок нарисует их. Объясните, что на рисунке нужно обязательно изобразить «ошибкоопасное место», то есть нарисовать ту букву, которая вызывает сомнение при написании (см. рис. 6, 7 на цветной вклейке).

 

• СОЧИНЯЛКИ • [13]

 

Эта игра развивает воображение и фантазию, образное и логическое мышление, расширяет словарный запас и предметные образы слов, учит описывать предметы и составлять тексты из предложений, логически связанных между собой, улучшает навык глобального чтения. Она особенно помогает тем детям, которые затрудняются в составлении текстов, написании сочинений. Преимуществом данной игры также является возможность постепенного усложнения задания и объективизации успехов ребенка в коррекционно-развивающих занятиях.

Материал: 5 шестиугольных карточек с изображениями предметов (машина, ботинки, дом, кастрюля, дерево), набор карточек со словами, характеризующими предметы по пяти модальностям (запах, материал, звук, способ передвижения, размер – на каждую тему по 5 карточек), пустые карточки.

Количество участников: в игре принимают участие два человека: игрок и ведущий.

Возраст игроков: от 6 лет.

Отработаны несколько вариантов игры.

 

Вариант I. Правила игры: игрок выбирает одно изображение предмета, затем, используя карточки со словами, характеризует этот предмет по пяти модальностям, обкладывая большую карточку маленькими со словами. Характеристика предмета должна состоять из пяти полноценных предложений, то есть не менее чем из 3 слов: субъект, предикат, объект. Наблюдатель, выполняющий функцию ведущего в данной игре, оценивает каждое предложение соответствующим числом очков: одно очко за предложение из 3 слов (словосочетания типа «железная кастрюля» оцениваются в 0 баллов), по одному очку за каждое дополнительное слово в предложении, дополнительные очки за сложность конструкции (наличие однородных членов, придаточных предложений, сравнительных оборотов и т. д.), за оригинальность образа. Так, например, предложение «Мои ботинки скрипят, как дерево» поощряется наблюдателем 3 дополнительными очками: за 2 дополнительных слова и за сравнительный оборот, то есть ребенок получает за него 4 очка. Он суммирует и записывает баллы по 5 предложениям, сравнивает их с баллами, полученными в предыдущем сеансе игры, то есть как бы соревнуется сам с собой и наглядно видит свои достижения. Большую роль играет пустая карточка, стимулирующая ребенка придумать шестое предложение уже без опоры на данные слова и по возможности найти новый способ для характеристики данного предмета.

 

Вариант II. Правила игры: педагог или родители вместе с ребенком отбирают 5–8 картинок с предметными изображениями, одно из которых становится главным героем истории, составленной на основе тех предметов, которые изображены на других картинках. Таким образом, вербальное опосредствование (слова) заменяется только образным опосредствованием при составлении рассказа по отдельным, не связанным между собой изображениям. Ребенок должен придумать сюжет истории, логику его развертывания. Эта история записывается, она может быть продолжена или изменена на уроке или дома (в качестве домашнего задания). Скучные школьные задания по составлению фраз с заданным словом или сочинения на заданную тему заменяются фантазированием, проявлением остроумия, оригинальности суждений, что охотно делают все дети подросткового и предподросткового возраста (см. рис. 8, 9 на цветной вклейке). К системе оценок предыдущего варианта игры добавляются дополнительные баллы: смешно – 1 балл, очень смешно – 2 балла; связность предложений между собой и развитие сюжета истории – 3 балла.

 

Вариант III. Правила игры: то же самое задание предлагается ребенку, но он имеет пустые карточки без изображений предметов, то есть уменьшается степень внешней опоры и внешнего программирования высказываний. Ребенок обозначает каждую пустую карточку словом, запоминает их и придумывает с ними историю, создавая тем самым воображаемую ситуацию. Этот вариант игры эффективно способствует усилению внутреннего контроля за своей речью. Активность ребенка в этом варианте игры поощряется удвоением его баллов.

 

СОЧИНЯЕМ РАССКАЗ.

• РАССКАЖИ, О ЧЕМ РЕЧЬ •

 

Игра расширяет словарный запас, развивает мышление и связную речь. Аналогичные игры есть в книге Е. В. Шамариной.[14]

Количество участников: игрок и ведущий.

Возраст игрока: от 6 лет.

Правила игры: ведущий задумывает какой-либо предмет и называет 5–6 свойств, качеств и действий, характерных для задуманного предмета. Игрок должен угадать, о чем идет речь. Например, ведущий говорит: «Воет, свистит, дует, срывает, поднимает…». Игрок отвечает: «Ветер».

Далее ведущий предлагает игроку выбрать подходящее слово для того, чтобы охарактеризовать ветер именно сегодня.

 

• ВООБРАЗИ СЕБЕ •

 

Игра формирует умение связно высказываться, оценивать собственное высказывание, способствует развитию логико-грамматических связей, формирует умение точно и полно пересказывать прочитанное.

Количество участников: от одного игрока.

Возраст игроков: от 7 лет.

Правила игры: ведущий предлагает игроку тему, например «Как ведет себя моя кошка, когда просыпается». Дает точные указания:

1. Сочини рассказ из восьми предложений.

2. В каждом предложении должно быть не меньше четырех слов (предлоги считаются как отдельные слова).

3. В каждом предложении должны быть эти слова:

а) Сначала

б) Затем

в) Потом

г) После

д) И наконец

4. Слова из пункта 3 нельзя менять местами.

Затем сочинения оцениваются ведущим и самими игроками.

 

Тест, или подводя итоги…

 

Итак, когда ваш ребенок начнет читать бегло и с удовольствием, он и писать станет лучше. Он сможет рассказать вам о самых интересных страницах книги и даже прекрасно сочинить небольшую историю или стихи – кто знает.

Мы предлагаем небольшой фрагмент истории, написанной одним из наших учеников по серии картинок на первом занятии, и ту же историю, «пересочиненную» после ряда занятий по совершенствованию навыков чтения.

 

На первом занятии

 

Ржавая машина была в гараже вместе с хозяевами. Это гномы. Они думали, что у них не хватит денег, чтоб купить новую машину и еще что-нибудь. Они хотели купить шапки, коврик для мышки, велосипед, обувь. Идут в магазин. Мимо ползет улитка. Один гномик споткнулся об нее и уронил коврик для мышки. Он пошел в магазин и купил часы.

 

«Исправленная» история

 

Гномы открыли замок, вошли в гараж и завезли туда старую машину. Потом вышли и стали решать, что бы купить себе. Они решили купить запчасти к машине и что-нибудь еще. Они пошли в магазин и купили каждому шапку, коврик для мышки, велосипедики, летнюю обувь. По дороге они увидели улитку. Она спросила у гномов время, чтоб понять, пора домой или можно еще погулять.

Один из гномов засмотрелся на улитку и уронил коврик, и вспомнил, что хотел купить наручные часы одному гному, у которого скоро день рожденья.

(Герман С.)

 

 

В тексте было три орфографических ошибки, мы их исправили вместе с ребенком.

Здесь есть и небольшие стилистические погрешности. Думаем, вы заметили их и улыбнулись снисходительно. Наш ученик преодолел непростой путь (рискнем немного перефразировать Л. С. Выготского) от большого читателя к маленькому писателю. Герман и далее в школе будет постигать грамоту, а на уроках развития речи учитель обязательно подскажет, как правильно редактировать сочинения. Юный сочинитель обязательно советами воспользуется и…

А что будет дальше покажет время.

Может, Герман через несколько лет зайдет к нам и сам расскажет, что произошло дальше.

Вот мы хитрые какие!

Открывая вам напоследок этот очень большой секрет, мы делаем еще один небольшой подарок. Вы сделаете результат еще более эффективным, если не забудете одно волшебное средство – похвалу.

 

Рекомендуемые фразы

 

Неужели ты уже успел прочитать всю книгу?

Я бы так не смог!

Неужели ты это сам придумал?!

Ты на совесть потрудился!

Неужели кто-то еще так хорошо читает?

У тебя такое воображение! Мне кажется, ты сам можешь писать книги!

Ты поступил, как книжный герой!

Видишь, какие у тебя замечательные способности!

Посмотри, как ты быстро справился!

Это сложная книга, но ты все понял!

Я тобой горжусь!

 

Литература

 

1. Ахутина Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: Трудности обучения и коррекция. – Москва-Воронеж, 2001, с. 7–20.

2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6.

3. Выготский Л. С. Из записок-конспекта Л. С. Выготского к лекциям по психологии детей дошкольного возраста // Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978, с. 289–294.

4. Выготский Л. С. Мышление и речь. – М.: Соцэкгиз, 1934. – 323 с.

5. Глозман Ж. М. Нейропсихология детского возраста. – М.: Академия, 2009.

6. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика, 1986.

7. Зайцев В. Н. Оптимальное чтение. – М.: Дрофа, 1997.

8. Запорожец А. В. Игра и развитие ребенка // Психология и педагогика игры дошкольника. – М., 1966

9. Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе / Под ред. Ж. М. Глозман. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

10. Корнев А. Н. Нарушение чтения и письма у детей. – СПб, 1997.

11. Литературный энциклопедический словарь. – М.: Энциклопедия, 1990.

12. Лубовский В. И. Специальная психология. – М.: Академия, 2006.

13. Луков М. И. Об осознании ребенком речи в процессе игры. Канд. дисс. – Л., 1937.

14. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1962.

15. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1973.

16. Лурия А. Р. Потерянный и возвращенный мир // Романтические эссе. – М.: Педагогика-пресс, 1996.

17. Львов М. Р. Школа творческого мышления. – М.: Наука, 1998.

18. Матюшкина Е., Оковитая Е. Ага! Попался! – СПб.: «Азбука – классика», 2007.

19. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М., 1932.

20. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Жан Пиаже. Избранные труды. – М., 1969.

21. Поддьяков А. Н. Мышление дошкольника. – М., 1967.

22. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение и игра / Труды института психологии им. Л. С. Выготского. Вып. 1 – М.: РГГУ, 2001, с. 320–330.

23. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1946.

24. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: «Гуманит. изд. центр ВЛАДОС», 1997.

25. Сухин И.Г. Веселые скороговорки для «непослушных» звуков. – Ярославль, 2005.

26. Семаго Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М: Айрис-пресс, 2007.

27. Соболева А. Е. Дефицит игровой деятельности как один из механизмов трудностей обучения в начальной школе // Психология и современное российское образование. Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России. Т. 2. – М.: Изд-во Федерации психологов образования России, 2008, с. 371–373.

28. Соболева А. Е. Как пробудить в ребенке желание быть грамотным (советы специалиста по детской нейропсихологии) //Директор школы. 2006. № 3, с. 60–63.

29. Соболева А. Е. Коррекция высших психических функций младших школьников с задержкой психического развития средствами игровой деятельности. Автореферат дис… канд. психол. наук. – М., 2009.

30. Соболева А. Е. Нейропсихологические и психолого-педагогические аспекты трудностей овладения экспрессивной и импрессивной письменной речью // Сборник материалов конференции «Онтогенез речевой деятельности: норма и патология». – М., 2004.

31. Соболева А. Е., Емельянова Е. Н. Русский язык. Пишем грамотно. – М.: Эксмо, 2009.

32. Соболева А. Е., Емельянова Е. Н. Решаем школьные проблемы. Советы нейропсихолога. – М.: Изд-во Питер, 2009.

33. Соболева А. Е., Емельянова Е. Н. Школьные перегрузки. Как помочь своему ребенку. – М.: Питер, 2009.

34. Соболева А Е., Кондратьева H. H. Русский язык с улыбкой. Игровые упражнения для предупреждения и преодоления дисграфии. – М.: Творческий Центр Сфера, 2007.

35. Сунцова А., Курдюкова С. Учимся ориентироваться в пространстве. Рабочая тетрадь. – СПб.: Питер, 2008.

36. Успенский Э. Н. Дядя Федор, пес и кот. Повесть-сказка. – М.: РИО «Самовар»,1995.

37. Успенский Э. Н. Все в порядке: Стихи для детей. – М.: ЭКСМО-пресс,1999.

38. Чернаков Л. Дырка от бублика. Стихи для детей и на вырост. – М., 2007.

39. Шамарина Е. В., Чернухина Е. Е. Особенности познавательной деятельности и эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР – М.: Книголюб, 2006.

40. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.

41. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989.

42. Эльконин Д. Б. Игра // Философский энциклопедический словарь. – М., 1989.

43. Plomin R., DeFeries J., Fulker D.W. Nature and nurture during infancy and early childhood. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1988

44. Wells M.E. Preschool play activities and reading achievement//Journal of learning disabilities, 1970, v. 3, # 4.

 

Приложение 1

Учимся, играя

 

Как достичь максимального эффекта на занятиях?

Надеемся, что у вас все получится и дети, с которыми вы занимаетесь, с удовольствием сыграют во все наши игры и выполнят упражнения. А мы, авторы, перечитав свое произведение, обнаружили, что иногда игры как таковой не получается! Потому что бывает и так, что надо отработать и надо автоматизировать.

Ой, как банально звучит! Похоже на слова учителя и логопеда. Они абсолютно правы, но надо же сделать так, чтобы детям было интересно и весело. И мы придумали! Мы перенесли занятие – все целиком – в сказку. И можем сказать честно, эффект стал головокружительным! Почему?

Вы поймете это, ознакомившись с примером одного из игровых занятий.

 

Конспект игрового занятия

(Миша Б. и Оля Р., 8 лет, 22 апреля 2009 года)

 

Предварительная работа:

• чтение сказки или рассказа, направленного на создание игровой ситуации;

• распределение ролей между ребенком и психологом (при индивидуальном занятии) или психологом между детьми (при занятиях в диаде);

• согласование и совместное проговаривание общих правил занятия.

Содержание занятия: в основу занятия положен отрывок из сказки «Приключения Буратино». Оля играла роль Мальвины, Миша – Буратино.

Мальвина должна научить Буратино правилам выполнения упражнений, показать, как они выполняются, и контролировать правильность выполнения.

Вводная часть занятия: приветствие. Оля сказала: «Привет, Буратино! Ты помнишь, что тебя вырезал папа Карло из полена? Но ты совсем ничего не знаешь, и я буду тебя учить». Миша ответил: «Ну ладно, Мальвина, начинай!»

Сначала дети выполняли дыхательную гимнастику.

Оля (Мальвина) выбирает игру «Дутибол» и проговаривает правила игры, в которых обозначает параметры соревнования: она предлагает один «тайм» оценивать «за скорость», а другой – «за правильность». В первом «тайме» побеждает более быстрый, но импульсивный Буратино, набирая больше очков, а во втором – Мальвина, более собранная, но недостаточно быстрая. Оля замечает: «Правильно, у тебя дыхание сильнее. Тебе надо бегать от Карабаса-Барабаса…»

Затем Оля (Мальвина) учит Мишу (Буратино) сочинять рассказ по картинкам («Сам себе режиссер»). Правильное составление фразы приносит в их «копилку» очко, а ошибка любого члена команды добавляет очко их противникам – лисе Алисе и коту Базилио, роли которых выполняют игрушки. Кот и лиса собирают ошибки ребят, чтобы «посеять их на поле чудес». Миша, делая упражнение, ошибается, и это добавляет очков хитрым лисе и коту. Оля говорит: «Ничего, Буратино, не расстраивайся, я сейчас постараюсь, и у нас все равно будет больше очков, чем у них».

Далее дети должны скакать на мяче для отстукивания ритмов и повышения нейродинамики, при этом вводится игровой мотив: игра получает название «Убежим от Карабаса». Проговаривается правило: вовремя спрыгнуть с «коня» перед условным препятствием. Препятствие обозначается хлопком в ладоши ведущим. Таким образом, дети на непроизвольном уровне учатся управлять своими движениями.

Те же упражнения дети выполняют, проговаривая слова из сказки с делением на слоги или с подбором рифм, а затем и сочинением полезных рифмованных фраз. Психолог оценивает сочинения детей одинаковым количеством очков. Сочинение Оли – за соответствие стихов сюжету сказки, а Мишину работу – за складную рифму и знание таблицы умножения.

Во второй части коррекционного занятия Буратино уже исправился, он «хороший ученик» и теперь учит Мальвину выполнять упражнения, тщательно повторяя за ведущим правила каждого задания.

После выполнения дыхательной и ритмической гимнастики в игровой форме Мальвина и Буратино рисуют пиктограммы, чтобы запомнить слова, после чего каждый объясняет, как рисунок поможет вспомнить слово. На слово «сон» Оля рисует кровать, а Миша поправляет:

«Только кровать – это же непонятно, это не совсем то, что слово «сон». Ты потом можешь подумать, что это «ночь» или «спать».

Оля, немного подумав, добавляет к своему рисунку лежащего на кровати человечка – Буратино и дорисовывает то, что ему снится. Таким образом, на следующем занятии оба ребенка успешно вспоминают зарисованные слова – задание выполнено.

Упражнение «Корректурная проба», в соответствии с общей темой урока, названо детьми «Поймаем Карабаса». За две минуты каждому из игроков необходимо найти и вычеркнуть в тексте как можно больше заданных букв. В лесу (в тексте) спрятались Карабас, Алиса и Базилио (заданные буквы). Героям нужно отыскать и поймать (увидеть и зачеркнуть) как можно больше букв «К», «А» и «Б». В течение двух минут дети идут по волшебному лесу (просматривают текст), находя отрицательных героев (вычеркивая, подчеркивая или обводя в кружочек заданные буквы). По окончании времени дети меняются листочками и проверяют ошибки друг друга. Незамеченная ошибка записывается на проверяющего.

 

Для того чтобы занятие заканчивалось на позитивной ноте, психолог в конце занятия спрашивает: «Буратино, за что ты сегодня можешь похвалить Мальвину? Мальвина, а ты?» Миша хвалит Олю – Мальвину – за то, что она хорошо его учила, а Оля хвалит Мишу – Буратино – за то, что он ловко скакал на лошади от Карабаса. Этот прием помогает не только закончить занятие на положительных эмоциях, но и провести рефлексию занятия, сделав анализ ошибок и успехов.

Вы уже догадались, за счет чего достигается особенная результативность?

Конечно.

Во-первых, за счет полного использования всех компонентов игровой деятельности: игровой ситуации, дополнительных правил, смены ролей, использования предметов-заместителей.

Во-вторых, за счет предварительной работы – она выполняется дома, с родителями. А какая польза от того, что мама прочтет или хотя бы по дороге перескажет ребенку содержание книжки, вы понимаете сами.

 

Приложение 2

Список любимых книг детей

 

Мы приводим список любимых книг наших детей и наших сегодняшних и бывших учеников. Разумеется, возрастные рамки весьма условны, многие книги мы с удовольствием просматриваем, будучи взрослыми.

 

Для самых маленьких

 

Аким Я. Стихи для детей.

Андерсен Г. X. Сказки и истории.

Благинина Е. Стихи для детей.

Братья Гримм. Сказки.

Введенский А. Дядя Боря говорит, что…

Гаршин В. Лягушка-путешественница.

Георгиев С. Елки-палки, или Фельдмаршал Пулькин.

Дружков Ю. Приключения Карандаша и Самоделкина.

Житков Б. Рассказы о животных.

Барто А. Стихи.

Дисней Уолт. Дамбо. Бэмби.

Журавлева Е. Фунтик.

Заходер Б. Стихи для детей.

Иванов А. Приключения Хомы и Суслика.

Крылов И. Басни.

Милн А. Винни-Пух и все-все-все.

Мориц Ю. Стихи для детей. Букет котов.

Мошковская Э. Стихи для детей.

Пушкин А. С. Сказки.

Русские народные сказки: «Колобок», «Теремок», «Зимовье зверей», «Гуси-лебеди», «Кот, козел да баран», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Три медведя», «Кот и Алиса», «Курочка-ряба», «Репка».

Сутеев В. Сказки в картинках.

Токмакова И. Стихи для детей.

Усачев А. Умная собачка Соня, или Правила хорошего тона для маленьких собачек.

Чарушин Е. Рассказы.

Чуковский К. Сказки. Стихи. Английские народные песенки.

 

 

Для детей 6-9лет

 

Александрова Г. Домовенок Кузька (с продолжениями).

Баруздин С. Вежливый бычок.

Бианки В. Лесные домишки.

Братья Гримм. Сказки.

Гауф В. Маленький Мук. Карлик Нос.

Ершов П. Конек-Горбунок.

Катаев В. Цветик-семицветик.

Кинкейд Э. Лесные истории с кротенком Вили и его друзьями.

Козлов С. Трям! Здравствуйте! Ежик в тумане.

Корнилова Г. Наш знакомый Бумчик.

Крапивин В. Вниз по волшебной реке.

Линдгрен А. Три повести о Малыше и Карлсоне.

Маршак С. Хороший день.

Носов Н. Рассказы. Приключения Незнайки. Незнайка в Солнечном городе. Незнайка на Луне. Бобик в гостях у Барбоса.

Паустовский К. Кот-ворюга и другие рассказы.

Перро Ш. Сказки.

Прокофьева С. Приключения плюшевого тигра.

Пушкин А. С. Сказки.

Родари Дж. Чиполлино.

Самойлов Д. Слоненок пошел учиться. Слоненок-турист.

Степанов В. Разноцветные желания. Сказки. Стихи.

Успенский Э. Дядя Федор, пес и кот.

Толстой А. Н. Приключения Буратино, или Золотой ключик.

Хогарт Э. Мафии и его друзья.

Чернаков Л. Дырка от бублика. Стихи для детей и на вырост.

Для детей от 9 до 12 лет

Бажов П. Малахитовая шкатулка.

Велтистов Е. Приключения Электроника.

Волков А. Волшебник Изумрудного города. Урфин Джюс и его деревянные солдаты.

Голяквин В. Удивительные дети.

Грэм Кеннет. Ветер в ивах.

Драгунский В. Денискины рассказы.

Киплинг Р. Сказки.

Куприн А. Белый пудель.

Кэррол Л. Приключения Алисы в стране чудес. Алиса в Зазеркалье.

Лагерлеф С. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями.

Ларри Ян. Необыкновенные приключения Карика и Вали.

Линдгрен А. Ронни, дочь разбойника.

Лондон Дж. Белый клык.

Льюис Клайв. Хроники Нарнии. (части 1 и 2).

Матюшкина Е., Оковитая Е. Лапы вверх! Ага! Попался!

Некрасов А. Приключения Капитана Врунгеля.

Олеша Ю. Три толстяка. Стихи.

Петрушевская Л. Пуськи бятые. Сказки и рассказы для детей.

Распе Э. Приключения Барона Мюнхгаузена.

Рауд Э. Муфта, Полботинка и Моховая Борода.

Резников А. Приключения Кота Леопольда.

Родари Дж. Сказки по телефону.

Саша Черный. Дневник Фокса Микки. Детский остров.

Сетон-Томпсон Э. Рассказы о животных.

Степанов Ю. Таблетки от непогоды.

Твен М. Приключения Тома Сойера. Приключения Гекльберри Финна. Принц и нищий.

Харрис Джоэль. Сказки дядюшки Римуса.

Экхольм Ян. Тутта Карлсон.

Энде М. Бесконечная книга.

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.