Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







VII. Закрепление знаний по лексической теме.





Игра «Фотограф».

Логопед раздаёт детям изображения различных кошек (диких и домашних) очень крупным планом (видны только глаза, лоб, нос, щёки, рот).

Дети находят «фотографию» домашней кошки по форме зрачков и окрасу.

VIII. Развитие фонематического восприятия. Игра «Кошачья азбука».

Логопед читает стихи и показывает картинки с изображением котят.

Дети на слух определяют, какой звук в стихотворении встречается чаще всего.

1. Бу ква к бу кве — бу дет книга,

А за ней — на полку прыгай.

Стоит прыгнуть во весь дух,

С полки книжки врассыпную — бу х!

2. В ася — юный кот — в з в олнован:

В асю в ыз в али к доске:

«Напиши любое слово

На кошачьем языке».

В ы в ожу я ушки, нос...

Задаётся мне в опрос:

«Не рисуй, скажи нам прямо,

Что за слово?» —

«Это мама!»

3. Г онялся я за бумажкой,

Г онялся за мелкой пташкой,

Г онялся за мамой-кошкой,

Г онялся за братом (немножко),

Г онялся и перестал. Устал...

4. Д ва д руга на кухню пошли спозаранку.

Д руг серый свалился в огромную банку.

Д осадно, обидно, но плакать не стану!

Д ержись, д ружище, сейчас д остану!

5. Затихает непоседа,

Не толкается с соседом,

Если вдруг кино покажут.

Е ле- е ле дышит даже!

6. На экране — ё лка, ё ж,

Птицы, человечки...

И у зрителей вовсю

Ё кают сердечки.

7. Ж ивее прячься, мурлычь потише,

Ж у жж ит над нами у ж асный хищник!

Ж изнь так прекрасна, к чему испуг?

Ж у жж ит над нами нестрашный ж ук!

8. З ачем песочница у нас —

З аранее известно —

З ала з им вместе каждый раз,

И ничего, не тесно.

9. М ы собрались в далёкий путь,

М ы в че м одан влезае м, —

С м отри, про нас не позабудь,

Рассеянный хозяин.

10. Ф окус-покус для разинь —

Если надо в магазин,

То клубок подальше прячь:

Он для нас — ф утбольный мяч!

11. Ш евелитесь на ш и у ш ки,

На взъеро ш енной маку ш ке!

12. Я ещё маленький,

Я любимец маменькин.

Я очень хорошо живу —

Играем, ходим в гости...

Сам я, в общем, не хожу —

Пока что мама носит.

IX. Автоматизация звука [р] в самостоятельной речи.

Дети получают карточки с изображением котят и составляют их описание, используя лексику урока.

X. Письменные упражнения.

Записать в тетрадь текст о кошках (по указанию логопеда), подчеркнуть букву р.

XI. Домашнее задание.

Читать и пересказывать текст в тетради.

XII. Подведение итогов работы.

XIII. Индивидуальная работа.

Урок 19
Автоматизация звука [р] в тексте

Лексическая тема: Собаки.

Цель: автоматизировать звук [р] втексте, работать над развитием фонематического восприятия, анализа.

Оборудование: зеркала, слоговые таблицы, плакаты с шутками, предметные картинки, картинки с текстами, игра «Кроссворды», альбомы.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение цели урока.

III. Закрепление звука [р] на материале предыдущих уроков.

1. Работа со слоговыми таблицами.

2. Автоматизация звука [р] в шутках.

3. Работа с картинками в альбомах (анализ слов).

4. Работа с предложениями.

5. Пересказ текста.

I V. Работа над развитием фонематического восприятия.

Логопед читает стихи.

Дети подсчитывают количество звуков [р].

Верные лапы

В день, наве р ное, р аз по десять,

Р аз по двести каждый месяц,

Больше тыщи р аз в году

На п р огулке и в саду,

На вокзале,

На п р оспекте

Вам вст р ечались зве р и эти.

Может, даже вы видали

На ошейниках медали?

А скажите, вам известны

Их отвага, ум и честность?

Вот об этом-то сейчас

И пойдёт у нас р ассказ.

(10 раз)

V. Автоматизация звука [р] в тексте.

1. Игра «Из биологии».

Дети читают и пересказывают тексты.

а) Собаки, как и все млекопитающие, приспособлены к питанию животной пищей — мясом и дичью. Они имеют х ар акт ер ное для всех хищников ст ро ение зубов, годных для схватывания и поедания к ру пной добычи. Собаки имеют сильные мышцы, способны к быст ры м движениям, ра звивают большую ско ро сть в погоне за добычей, имеют ост ры е изогнутые когти. Их ор ганы чувств, особенно зрение, нюх и слух отлично ра звиты. Они имеют высокую способность к обучению и обычно на всё готовы ради хозяина.

б) Собаки бывают ра зные. Отличаются они по ро дой. Все по ро ды делятся на три г ру ппы: служебные, охотничьи и деко ра тивные.

В г ру ппу служебных входят овч ар ки, доб ер маны, доги и терье ры. Во время войны их используют в качестве связистов, санит ар ов, под ры вников. В м ир ное время они охраняют важные объекты, служат на г ра нице, пасут скот. На шее овч аро к-пастухов иногда можно увидеть железные ошейники с шипами. Они защищают собак от волков. Но и в м ир ное время иногда нужна помощь собак-санита ро в, связистов и спасателей. Например, на водных спасательных станциях, в горах, на пожа ра х. Водолаз хорошо плавает, помогает ры бакам вытаскивать тяжёлые сети, спасает утопающих. Сенберн ар разыскивает путников, заблудившихся в го ра х, никогда не собьётся с пути, всегда придёт на помощь. Благородна служба собак — повод ыр ей слепых.

в)

Собака-санитар

Один солдат во время боя был ра нен в ру ку и ногу. Он упал. Това ри щи не нашли его и ушли далеко. Так лежал он два дня. К концу вто ро го дня он услышал: собака близко ф ыр кает. Нашла его санит ар ная собака Гайка. Подбежала к нему, а на спине у неё сумка с к ра сным крестом; там бинты и лек ар ства. Взял солдат бинт и перевязал себе ра ны. А собака побежала к своим и привела их к ра неному. Так собака спасла ра неного бойца.

г)

Работа пограничников

День и ночь стерегут гра ницу по гра ничники. К пограничнику Пет ро ву подвели небольшую ч ёр ную овч ар ку и сказали:

— Вот тебе, Пет ро в, помощник. Береги его. Зовут собаку Г ро м.

Пет ро в выучил Г ро ма выполнять все свои приказы. Гро м стал лучшим дру гомПе тро ва.

Однажды в глухую тёмную ночь шёл Пет ро в по лесу. С ним был Гро м. Вдруг Гро м стал натягивать поводок и беспокоиться. Лаять ему запрещалось, и он только рва лся вперёд. Пет ро в ослабил поводок, скомандовал «Вперёд» и побежал за собакой. По опушке леса кра лся человек.

— Стой! — крикнул Пет ро в.

Но человек пустился бежать. Недалеко была г ра ница, и он мог ск ры ться. Пет ро в спустил Гро ма. Гро м догнал убегавшего, вскочил ему на спину и вцепился в него зубами. На ру шитель выхватил нож, но умный Г ро м схватил его за ру ку. Тут подоспел Пет ро в, связал на ру шителя и доставил его на заставу.

д) Охотничьи по р оды — легавые, гончие, б ор зые, спаниели, терь ер ы (норные), лайки. Все эти собаки требуют специальной подготовки.

Б ор зые собаки выведены в глубокой древности. Длинном ор дые, ст ро йные и поджа ры е, б ор зые славятся быст ро той. С ними охотятся без ру жья в полях, где нет деревьев, иначе собака может ра збиться. С ними охотятся на зайцев, лисиц, волков. Существуют гладкош ёр стые б ор зые, такая по ро да называется «х ор тая».

е) По ро ды охотничьих лаек созданы на ро дами таёжной зоны. Они служат для охоты на пушного зв ер я. Мелких зверьков лайки находят и облаивают на деревьях. К ру пных животных они зад ер живают до подхода охотников, иногда вступая в схватку с медведем, лосем, кабаном. Охотятся они и на п ер натую дичь.

ж) К норным собакам относятся терье ры. Слово «терь ер» п ро исходит от греческого слова «т ерр а» — «земля». Так называют собак мелкого и среднего ра змера, используемых для тра вли к ры с, хорей и д ру гих зверей, ук ры вающихся в но ра х. Это приземистые собаки. У них крепкие зубы.

з) Легавые собаки и спаниели служат для охоты за пернатой дичью. К ним относится, наприм ер, сетт ер, а к спаниелям — кокк ер, ру сский спаниель.

и) Декоративные собаки очень привязаны к человеку. Их ещё называют комнатными. Они очень к ра сивы и в основном маленького разм ер а. Декоративные собаки легко поддаются дресси ро вке. У нас ра сп ро ст ра нены пудели, болонки, пекинесы, чау-чау.

2. Игра «Из истории».

Дети читают и пересказывают тексты.

а) Древние люди выбивали силуэты собак на монетах, изоб ра жениях на мозаичных узо ра х, поэты воспевали собак в своих стихах.

Один ф ра нцузский ба ро н основал специальный О р ден Пса, кото ры м награждал самых в ер ных ры царей. На ру коятках мечей кавале ро в Ор дена Пса было изображение собаки, кото ро е означало готовность в ер но следовать за своим полководцем, как пёс за хозяином.

б) Много лет назад дикая собака подошла к жилищу п ер вобытного человека и стала его в ер ным д ру гом.

Какими качествами расположила к себе человека собака? У неё отличное чутьё, хо ро ший слух, выносливость, быст ро та и, самое главное, беско ры стная любовь к своему хозяину. Поэтому собаку и называют «четве ро ногий друг».

в) В Италии мальтийских болонок женщины содержали и носили в маленьких корзиночках. Это считалось очень модным.

Известны мальтийские болонки со времён Аристотеля. Издревле они упоминаются в литературе и изображаются в живописи. Греческий философ Теофас пишет: «Эта собака является иллю стра цией человеческого тщеславия». В Ро ссии мальтийских болонок называли «иг ру шками для дам».

3. Игра «О чём говорят сказки».

Дети читают и пересказывают отрывки из сказок.

а) «...Когда Дикий Пёс подошел к Пещ ер е, он диким носом приподнял лошадиную шку ру и стал упиваться запахом б ар аньего ж ар кого, а Женщина, услышав шо ро х, сказала, смеясь:

— Ты пришёл первый. Дикая Тварь из Дикого Леса, чего тебе надобно здесь?

И отвечал Дикий Пёс:

— Скажи мне, о В ра г мой, Жена В ра га моего, что это пахнет так нежно?

И нагнулась Женщина, и подняла с полу кость, и б ро сила Дикому Псу, и она сказала:

— Ты из Дикого Леса, Дикая Тварь, пог ры зи эту кость.

Взял Дикий Пёс кость, и она оказалась вкуснее всего, что он г ры з до той по ры, и он обратился к Женщине с такими словами:

— Б ро сь мне скорее д ру гую такую же кость.

И отвечала ему Женщина:

— Ты из Дикого Леса, Дикая Тварь, поди помоги моему Мужчине ходить за добычей, стеречь эту Пещеру по ночам, и я дам тебе столько костей, сколько тебе будет нужно.

Дикий Пёс заб ра лся в Пеще ру, положил голову Женщине на колени и сказал:

— О, мой Д ру г. Жена моего Д ру га, хо ро шо.

П ро снувшись, Мужчина сп ро сил:

— Что здесь делает Дикий Пёс? И ответила Женщина:

— Его имя уже не Дикий Пёс, а Первый Д ру г, и он будет нам д ру гом на веки веков...»

б)

Спор животных

Корова, лошадь и собака стали спорить, кого из них хозяин больше любит.

Лошадь говорит:

—Конечно, меня. Я всё доб ро хозяина вожу, и в го ро д он на мне ездит. Что бы он без меня стал делать?

Ко ро ва говорит:

— Нет, хозяин любит меня больше. Я всю его семью молоком кормлю.

Собака говорит:

— Нет, меня хозяин больше любит. Я его доб ро сторожу.

Услыхал хозяин этот спор и говорит:

— Полно вам спорить. Все вы мне нужны, и каждый из вас хо ро ш на своём месте. (Русская народная сказка).

4. Игра «Преданные друзья».

Дети читают и пересказывают тексты.

а) История сохранила много примеров преданности собаки человеку. Помпея, древнеримский го ро д, был погребён под слоем пепла после изв ер жения вулкана Везувий. Спустя столетия учёные заливали гипсом пустоты, что остались от засыпанных пеплом тел людей и животных, и восстановили облик обитателей го ро да и последние моменты их жизни.

Так был получен слепок ог ро мной собаки, заслонившей собой ребёнка от раскалённого пепла. Собака пыталась спасти его ценой собственной жизни. Сохранился и большой серебряный ошейник этой собаки с надписью: «Верной Дельте в благод ар ность за спасение своего хозяина от нападения волков».

б) Собака по ро ды скай-терь ер по кличке Бобби принадлежала бедному ст аро му пастуху. Бобби прожил у него четыре года.

Когда хозяин ум ер и был похо ро нен на кладбище для бедняков, в ер ный Бобби не захотел с ним расстаться и чет ыр надцать лет охранял его могилу. В любую погоду — в дождь, снег, п ро мозглый сы ро й ветер — всегда находился Бобби у могилы друга. Бобби знали и любили жители го ро да. Они к ор мили его. Многие пытались взять Бобби к себе, но он неизменно возв ра щался на могилу хозяина. М эр го ро да велел надеть на шею Бобби ошейник с ох ра нной надписью, чтобы собаку не сочли за б ро дячую. За в ер ность жители го ро да на свои средства соо ру дили памятник Бобби. Это памятник-фонтан. Было это в Шотландии, в городе Эдинбурге. Мультипликатор У. Дисней снял в память о Бобби мультфильм.

в)

Музгарка спас

Это было на севере, в тайге. Ст ар ик-охотник жил в лесной избушке с собакой Музг ар кой. Повадился к избушке медведь: учуял запасы у старика. Два ра за на к ры шу залезал и лапами ра згребал снег. Потом выво ро тил в избушке дверь и утащил много запасённой стариком ры бы.

Озлобился мужик на медведя, зарядил винтовку пулей и, как только медведь подошёл к избушке, вышел с Музг ар кой.

Медведь с ра зу так и прянул на старика. И наверно смял бы его под себя, прежде чем старик успел бы выстрелить. Но спас Музг ар ка. Ухватил он зверя сзади и посадил. А пуля старика била без промаха. Тут медведю и конец пришёл.

VI. Автоматизация звука [р] в самостоятельной речи.

1. Игра «Экстерьер».

Дети читают стихи Б. Заходера.

а) Собачья наружность

(говорят: «Экстерь ер»)

Сообщает:

— Я — пинч ер,

— Я —фокстерь ер.

— Я —доб ер ман.

— Я —овч ар ка.

— Я —дог,

— Я —сетт ер,

— Я — такса,

— Я —бульдог.

Чтобы никто ошибиться не мог.

б) Как хо ро ша,

Как изящна левретка!

Жаль,

Что левретки

Встречаются редко!

Т ру дно поверить,

Что у левретки

И у бульдога —

Общие предки!

Вопрос: Как ты думаешь, к какой группе пород относится левретка?

в) Бассета

Кривые лапки

К р асят.

Это подтве р дит вам

Каждый бассет!

2. Игра «Игра в слова».

Дети читают стихи Б. Заходера и разбираются в происхождении названий пород.

Легавая

Легавая — охотница,

Но, если ра зоб ра ться,

Таскать ей дичь приходится,

А вовсе не лягаться.

На самом деле: название «легавая» произошло от слова «лежать», «залегать» и отражает способ охоты этой собаки за дичью.

Доберман

В названии по ро д

Обман

(А может — п ро извол):

Не так уж добр

Доб ер ман,

(Хоть и не так уж

Зол!..)

На самом деле: своё название порода, выведенная в Германии, получила по фамилии создателя, Л: Добермана.

Лайка

— Что же ты

не лаешь,

Лайка?

— Да ведь я

Не пустолайка!

Лайки,

Честно говоря,

Очень редко

Лают зря!

На самом деле: порода получила своё название от способности этих собак облаивать добычу, тем самым подзывая хозяина.

Спаниели

Зовутся по-всякому

Спаниели;

Но две

Ра зновидности

Есть на деле:

Такие, кото ры е

СПАЛИИЕЛИ

И те, кото ры е

СУПАНЕЕЛИ!

На самом деле: порода получила своё название от страны выведения — Испании.

1. Игра «Опиши».

Дети составляют описания собак по картинкам.

 
 

VII. Закрепление знаний по лексической теме. Дети отгадывают кроссворды.

 
 

Примечание. К пунктам 2, 3, 4, 5 дети подбирают подходящие по количеству букв слова.

1. Декоративная собака. Одна из её разновидностей — мальтийская.

2. Служебная порода. Спасает тонущих.

3. Небольшая собачонка.

Похожа на медвежонка.

Её название

Напоминает прощание.

4. Охотничья порода, незаменима в тайге.

5. Порода, относящаяся к легавым.

6. Порода, относящаяся к норным.

7. Служебная порода. Спасает путников в горах.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.