Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







XII. Подведение итогов работы.





XIII. Индивидуальная работа.

Урок 14
Автоматизация звука [р] в предложениях

Цель: автоматизировать звук [р] в предложениях.

Оборудование: зеркала, слоговые таблицы, плакаты с шутками, предметные и сюжетные картинки, игра «Кляксы», карточки с предложениями, альбомы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение цели урока.

III. Закрепление звука [р] на материале предыдущих уроков.

1. Работа со слоговыми таблицами.

2. Автоматизация звука [р] в шутках.

3. Работа с картинками в альбомах (анализ слов).

IV. Работа над предложением.

1. Составление предложений по картинкам.

а) Предметная картинка «Карандаш»

Пример: Я купил карандаш.

б) Сюжетная картинка. «Мальчик в лесу».

Пример: Юра собирает ягоды.

2. Анализ предложения и слова:

а) определение количества слов в предложении;

б) выделение слов со звуком [р];

в) определение места слова со звуком [р] в предложении;

г) анализ слова.

3. Письменные упражнения:

а) запись предложения в тетрадь;

б) выделение слов со звуком [р];

в) выделение звуков [р]; в словах.

V. Закрепление.

1. Игра «Ответь на вопросы».

Как называется место, где мы родились? (Родина.)

Где сажают овощи? (На огороде.)

Что наклеивают на конверт? (Марки.)

Куда кладут носовые платки? (В карман.)

Какая самая хорошая отметка? (Пятёрка.)

Как называют того, кто следит за порядком? (Дежурный.)

Что надевают на руки? (Перчатки.)

Как называется место для стрельбы в цель? (Тир.)

Чем топят печь? (Дровами.)

В чём носят воду? (В вёдрах.)

Чем закрывают бутылки? (Пробкой.)

Что течёт, когда порежешь палец? (Кровь.)

Из чего варят кашу? (Из крупы.)

Кто охраняет наши границы? (Пограничники.)

2. Игра «Закончи предложение».

Рыбу ловит... (рыбак, рыболов).

Дворник подметает... (двор).

Маляр красит... (забор, крышу).

Мы разучили новую... (игру).

Пожарный тушит... (пожар).

Ученик решает трудный... (пример).

Дует сильный... (ветер).

Рома любит рыбий... (жир).

Провода тянет... (монтёр).

Рубанок — инструмент... (столяра).

3. Игра «Прочитай предложения» (по карточкам).

1) Унылая по ра!

Очей оча ро ванье!

2) Солнце ходит высоко над сводом

Ра скалённых от зноя небес,

Пахнет липа душистая мёдом,

И шумит полный сум ра ка лес.

3) Ры сь — хитрый хищник.

Ры жик растёт в лесу.

Жо ра и Ю ра собирают ры жики.

4) Ры сь ры чит на ветке.

Тесно ры си в клетке.

5) Ры жик — ры женький грибок

Вы ро с на пенёчке.

Ры жик — ры женький грибок

Под к ры шей из листочка.

6) Ры бу ловит ры болов.

В ды ры весь уплыл улов.

7) Всюду темень, всюду тишь.

Ры бка, ры бка, где ты спишь?

8) Над одним болотом

Как-то от жа ры

Вились хо ро водом,

Пели кома ры.

9) В к ра сной шапке мухом ор

Г ор до сел на косог ор.

Нам не нужен мухом ор.

Не пойдём на косог ор.

10) А д оро га далека,

А к ор зина нелегка...

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пи ро жок...

11) Дорога ведёт мимо ог оро дов.

Мама дала Пет ру ру чку.

К чаю подали ват ру шки.

Пет ру шка — весёлая иг ру шка.

Сто копеек составляют ру бль.

12) Зазвенела ро ща золотая,

Зазвучали птичьи голоса.

Ах ты, ро ща, ро ща золотая,

Милые, знакомые места!

13) Белая берёзка ро стом невысока.

Словно у под ро стка, косы у берёзки...

14) Артист ра ботает на эст ра де.

Инжен ер ра ботает на заводе.

Милицион ер подд ер живает порядок.

Веркин дедушка — полный кавал ер ор дена Славы.

15) Ры жая кошка ф ыр кает.

Пассаж ир забыл в т ра мвае ц ир куль.

Кеф ир — веч ер няя лёгкая пища.

Конц ер т первый ра з выходит в эф ир.

Зеф ир и инж ир — лакомства.

16) Туки-туки-туки-тук!

Ру бим, ру бим в десять ру к!

Ты, капустка, ру бись!

Ты, капустка, солись!

17) Две сестры, две ру ки

Ру бят, ст ро ят, ро ют.

Рв ут на грядки с ор няки

И д ру г д ру га моют.

18) Абаж ур обшит шн уро м.

Мус ор мы б ро сили в ур ну.

У Ш ур ки была кошка М ур ка.

Юр ка, и Н юр ка — брат и сестра.

Юр ка — юр кий малыш.

19) Д ро восек с ру бил к ед р.

Вет ры г ро мко воют в т ру бах.

П ётр бежит с д ру гом по к ру гу.

Шт ур ман п ро кладывает маршрут.

20) У гра чаподбито крыло.

По кры шам гро мко стучит гра д.

По гра ничники о хра няют гра ницу.

Педи атр рас кры л к ар точку.

21) Кру глый сна ру жи, кра сный нутром.

Когда его делят — мы все за столом! (Арбуз)

22) В небе гро м, гро за.

За кры вай глаза!

Дождь про шёл, тра ва блестит,

В небе ра дуга дро жит!

23) К нам во дв ор за бра лся кро т.

Ро ет землю у ворот,

Тонна в ро т земли войдёт,

Если кро т ра ск ро ет рот! (Экскаватор).

24) Дни и ночи на про лёт

Ро ет крот подземный ход.

Что же надо там к ро ту?

Потемнее темноту!

25) Жираф

Рва ть цветы легко и про сто

Детям маленького ро ста.

А тому, кто так высок,

Нелегко со рва ть цветок!

26) До бры й маленький бычок.

Пё стры й мягонький бочок.

Можешь с ним дру жить, пока

Он не вы ра стет в быка!

VI. Развитие фонематических представлений.

Игра «Кляксы».

На плакате написаны в столбик слова (рядом могут быть наклеены соответствующие предметные картинки). Все слова имеют общий слог, на месте которого — большая клякса.

Дети читают слова (называют картинки), определяют общий слог и его место в словах.

Например:

Во ро бышек, ко ро ва, во ро на, го ро шек, мо ро женое.

Ра ма, ра нец, ра дуга, ра кушка, ра ковина.

VII. Домашнее задание.

1. Придумать предложения к картинкам из альбома.

2. Найти в них слова со звуком [р].

3. Дать устный анализ слов со звуком [р].

VIII. Подведение итогов работы.

IX. Индивидуальная работа.

Урок 15
Автоматизация звука [р] в предложениях

Лексическая тема: Устное народное творчество.

Цель: автоматизировать звук [р] в предложениях, работать над развитием фонематического анализа, развивать мыслительные процессы.

Оборудование: зеркало, игрушки, предметные картинки, альбомы, карточки с заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение цели урока.

III. Работа над артикуляционной моторикой.

1. Упражнение «улыбка» — «трубочка» (при произнесении гласных уи).

Логопед произносит скороговорку. Дети (глядя в зеркала) повторяют её.

К у п и к и п у п и к.

2. Работа над широким раствором рта — «трубочкой» (при произнесении гласных а — у).

Логопед произносит скороговорку. Дети (глядя в зеркала) повторяют её:

Эт а д у д а и т у д а и с ю д а.

3. Работа над «улыбкой» — «коробочкой» (при произнесении гласных иы).

Логопед произносит скороговорку. Дети (глядя в зеркала) повторяют её.

На б ы л и нке п ы л и нка, п ы л и нка на б ы л и нке.

IV. Коррекция изолированного звука.

Логопед демонстрирует игрушечных домашних животных — кошку, собаку.

Дети по очереди имитируют урчание кошки и рычание собаки (меняя высоту голоса).

V. Автоматизация звука [р] в слогах.

Дети (по тетради) читают слоговые таблицы уроков № 8-10.

VI. Автоматизация звука [р] в словах.

Логопед показывает детям предметные картинки слов, которые встречаются им на уроке.

Дети произносят слова.

Топоры, каравай, перо, овраг, сорока, розы, горох, мороз.

V II. Автоматизация звука [р] в предложениях. Фонематический анализ слов.

Проверка домашнего задания.

VIII. Работа над звуком [р] в пословицах и поговорках.

1. Игра «Прочитай по карточкам».

О дружбе

Сс ора до доб ра не доведёт.

Доб ро век не забудется.

Д ру жно — не г ру зно, а в ро зь — хоть б ро сь.

О труде

Ра ньше встать — много успеть.

Кто не ра ботает — тот не ест.

На чужой ка ра вай ро т не ра зевай, а по ра ньше вставай, да свой затевай.

О Родине

Человек без Ро дины — соловей без песни.

Тот ге ро й, кто за Ро дину го ро й.

На чужой сто ро нушке ра д своей во ро нушке.

О природе

Ра стение — от ов ра гов спасение.

Без ро с и овёс не ро с.

О грамоте

Написано пе ро м — не вы ру бишь топо ро м.

Пишут не пе ро м, а умом.

2. Игра «О чём эти пословицы?».

Дети читают пословицы по карточкам и озаглавливают каждую.

а) Хо ро шую д ру жбу и топо ро м не ра з ру бишь.

М ир не без доб ры х людей.

Для д ру га семь вёрст — не околица.

б) Не сиди с ложа ру ки.

Большой гово ру н — плохой ра ботник.

Каков стол яр — таков у него и инст ру мент.

в) Г ра мота — к муд ро сти ступенька.

С г ра мотой — вскачь, без гра моты — хоть плачь.

г) Т ру д человека к ор мит, а лень — п ор тит.

Без т ру да не вынешь и ры бку из п ру да.

IX. Работа над звуком [р] в скороговорках.

Логопед (говорит и отбивает ритм): От топота копыт пыль по полю летит.

Дети учатся произносить скороговорку в медленном, среднем и быстром темпе.

1. Игра «Повтори».

Логопед: Достань, ры бак, ры бу со дна.

Ры бак ры бака видит издалека.

Со ро к со ро к в ко ро ткий с ро к съели сы ро к.

На ост ру ю косу много покосу.

Наша се ра я кошка сидела на к ры ше,

А ваша се ра я кошка сидела выше.

Дети повторяют.

2. «Дополни по картинкам».

топоры
Дети читают начало.скороговорок по доске и дополняют словом, показанным логопедом на картинке.

До поры лежали

 
 
роз


горошком
В саду рос куст

мороз
Наша дорожка усыпана

Был бы покос, да настал

X. Домашнее задание.

1. Записать в тетрадь пословицы с карточек (каждому ребёнку по карточке).

2. Найти в них слова со звуком [р].

3. Уметь дать устный анализ этих слов.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.