|
XIII. Индивидуальная работа.Урок 17 Лексическая тема: Цирк. Цель: автоматизировать звук [р] в тексте, работать над развитием фонематического восприятия, анализа. Оборудование: зеркала, слоговые таблицы, плакаты с шутками, игра «Лото» (картинки, изображающие цирковых артистов, и карточки со стихами к ним), предметные картинки, карточки с текстами, альбомы, счётные палочки. Ход урока I. Организационный момент. II. Сообщение цели урока. III. Закрепление звука [р] на материале предыдущих уроков. 1.Работа со слоговыми таблицами. 2. Автоматизация звука [ р ] в шутках. 3. Работа с картинками в альбомах (анализ слов). 4. Работа с предложениями (по тетрадям). IV. Введение в лексическую тему. Автоматизация звука [р] в предложениях. Игра «Найди и прочитай». Логопед: Найдите и прочитайте предложение, в котором есть родственные слова. Трубачи в трубу трубят. Созывают в цирк ребят! Дети выполняют. V. Работа над развитием фонематического восприятия. Логопед читает текст. Дети выкладывают счётные палочки по количеству звуков [р], затем составляют из них различные контурные изображения. Цирк В нашем городе находится под большим куполом к ра сивое здание. Это ц ир к. Здесь ра ботают люди и ра зные животные. Спектакли бывают ут ро м, веч ер ом и днём. Жонгл ёр ы, фокусники, ак ро баты, наездники, клоуны-ц ир качи — все ждут, когда в ц ир ке соберутся на спектакль дети и вз ро слые. Ра зные номе ра показывают ук ро тители. Слоны-тяжеловесы танцуют, обезьяны становятся ак ро батами, лев кувыркается и п ры гает в огненное кольцо. Всему их научили люди-ц ир качи. Здо ро во в ц ир ке! (23 раза) VI. Автоматизация звука [р] в тексте. 1. Игра «Прочитай». Дети читают по карточкам текст (сначала по одному предложению по очереди, затем — целиком). В Пет ер бурге есть к ра сивое здание. Это ц ир к. 26 декабря 1877 года здесь состоялся п ер вый спектакль. Пет ер б ур гский ц ир к до ро г петербуржцам. Ц ир к этот выст ро ен Гаэтано Чинизелли, выходцем из Италии, маст ер ом конной дресс ур ы. У Чинизелли выступали лучшие ар тисты манежа. 2. Игра «Лото». Логопед читает стихи В. Берестова из серии «Мастера манежа». Ребёнок, у которого есть картинка, изображающая соответствующий номер, поднимает руку, получает карточку со стихотворением и готовится его прочитать: Наездницы-акробатки Ехать сидя, а не стоя — дело всё-таки п ро стое. Но к ра сивее вдвойне ехать, стоя на коне! Жонглёр Эти кольца, эту вазу не у ро нит он ни ра зу. Дали мне бы эту вазу, вазы не было бы с ра зу! Гимнаст На зубах висит гимнаст, до чего же он зубаст! Вот бы этому гимнасту п ро давать зубную пасту! Клоуны Белый шут и ры жий шут ра зговор такой ведут: — Где купили вы, синь ор, этот к ра сный помид ор? — Оск ор бительный воп ро с! Это собственный мой нос! Слон Вот слон, индийский гастрол ёр, канатоходец и жонгл ёр. Подб ра сывает сразу и ловит он шутя ф ар фо ро вую вазу, бутылку и дитя. Медведи Вот по к ру гув шумном ц ир ке мы летим на мотоцикле. В ц ир ке должен и медведь Ловко техникой владеть! Укротитель змей Г ро мко как шипит удав! У него с ер дитый нрав. Не пустячная забава в ц ир ке ук ро щать удава! Попугай Я учиться попугаю помогаю со ро к дней. И по ро й не понимаю, кто из нас двоих умней. 3. Игра «Дополни по картинкам». Дети читают начала предложений, дополняя их словами, показанными на картинках логопедом.
У входа стоял клоун и продавал воздушные «В цирке нашем радостном В руках у детворы Пусть будут разноцветные
В цирке Циля видела, как кувыркаются как подбрасывает кольца
кошка, собака и коза образовали
обезьяна едет верхом на
Всё понравилось Циле в I4. Игра «Ответь на вопросы полным ответом» (вопросы на карточках). Куда папа повёл Цилю? Кто кув ыр кался на т ра пеции? Кто подб ра сывал кольца? Кто показывал д ре сс ир ованных животных? Кто стучал в ба ра бан? Кто образовал пи ра миду? На ком в ер хом ехала обезьяна? VII. Письменные упражнения. Записать в тетрадь вопросы, подчеркнуть букву р. VIII. Домашнее задание. Пересказать текст «Цирк» с опорой на вопросы. IX. Подведение итогов работы. X. Индивидуальная работа. Урок 18 Лексическая тема: Кошки. Цель: автоматизировать звук [ р ] в тексте, работать над развитием фонематических представлений. Оборудование: зеркала, слоговые таблицы, плакаты с шутками, игра «Фотограф», предметные картинки, карточки с текстами, альбомы. Ход урока I. Организационный момент. II. Сообщение цели урока. III. Закрепление звука [р] на материале предыдущих уроков: 1. Работа со слоговыми таблицами. 2. Автоматизация звука [р] в шутках. 3. Работа с картинками в альбомах. 4.Работа с предложениями (по тетради). 5. Пересказ текста. I V. Автоматизация звука [р] в тексте. 1. Игра «Из биологии». Дети читают и пересказывают тексты. а) Кошки ро дом из Африки. Древние египтяне при ру чили диких кошек. В го ро дах в то время ра звелось много мышей. Их ловили «домашние» ужи и ласки. Но они сами попадали часто к ры сам на обед. Ру чные кошки очень тогда людям помогли. Сразу мышей стало меньше. За это египтяне их и полюбили, никому не ра зрешали кошек обижать. Оттого, говорят, у кошки ха ра ктер г ор дый. У неё и лапы такие же своен ра вные: то б ар хатистые и мягкие, то когтистые, ца ра паются. б) Обожают все кошки: и львы, и тиг ры, и ры си — свои когти точить! Вытянут их — и вот ца ра пают всё, что под лапу попадётся. Сди ра ют так с когтей изношенные ро говые лезвия и острят их. Наточат когти и на охоту идут. Охотятся ночью. В темноте видят ра з в десять лучше, чем люди. У маленьких кошек з ра чки в глазах — узкие щёлочки. Это в полдень. А ночью они совсем ши ро кие. Но у кошек больших — львов, леоп ар дов, ры сей, геп ар дов — з ра чки, как у людей, к ру глые. в) Если кошка мурлычет, значит, ры чать она не умеет. Мурлычут кошки маленькие, а ры чат большие. А всего кошек на земле 35 ра зных видов. Ро дня у кошек немаленькая. Все они сильные и хит ры е хищники. И все, к ро ме львов и тиг ро в, отлично лазают по д ер евьям. 2. Игра «Из истории». Дети читают сказку Р. Киплинга «Кошка, гулявшая сама по себе». «...Это было ещё в ту далёкую по ру, когда Ру чные Животные были Дикими. Но самая дикая была Дикая Кошка. Она б ро дила, где вздумается, и гуляла сама по себе. Когда Дикий Пёс, Дикий Конь и Дикая Ко ро ва уже начали служить Человеку, Дикая Кошка всё ещё блуждала по Мок ры м и Диким Лесам. Но она вышла к Пещере, когда почуяла запах п ар ного молока. Женщина сказала: — Ступай себе в лес подоб ру -поздо ро ву. Мне больше не надо ни слуг, ни д ру зей. И ответила Дикая Кошка: — Я не д ру г и не слуга. Я Кошка, хожу, где вздумается, и вот мне вздумалось подойти к твоей Пещере. Женщина сказала: — Давай заключим договор. Если я хоть ра з похвалю тебя, ты можешь войти в Пеще ру. — А если ты дважды похвалишь меня? — сп ро сила Кошка. — Ну, этому не бывать. Но если это случится, входи и садись у огня. — А что, если ты трижды похвалишь меня? — сп ро сила Кошка. — Ну, этому не бывать. Но если это случится, приходи и получай молоко три ра за в день до скончания века. Утр о м Пёс, Человек и Конь ушли на охоту, а Женщина занялась стряпнёй. Ребёнок плакал и от ры вал её от ра боты. Она вынесла его из Пеще ры, дала камушков поиг ра ть, но он не унимался. Тогда Кошка п ро тянула пухлую лапу и погладила Ребёнка, зам ур лыкала и хвостом защекотала ему подбо ро док. — Спасибо Дикой Твари, — сказала женщина, ра згибая спину. — У меня так много ра боты, и она оказала мне большую услугу. Кошка сказала: — Ты похвалила меня — и вот я здесь и буду сидеть в Пещере во веки веков. Но всё же запомни: я Кошка, хожу, где вздумается, и гуляю сама по себе. Женщина очень ра сс ер дилась, но прикусила язык и села прясть. Вот Ребёнок заплакал опять, потому что Кошка ушла от него; Женщина не могла его унять. Тогда Кошка схватила глиняное веретёнце, и побежала с ним, и кув ыр калась, и б ро сала его себе на спину, и ловила его задними лапами, — и вот Ребёнок засмеялся ещё г ро мче, чем плакал. Он ползал с Кошкой по всей Пещере, пока не устал. Тогда он задремал вместе с Кошкой, не выпуская её из ру к. Женщина поглядела на них с улыбкой и сказала: — Это была неплохая ра бота! Что бы там ни было, ты умница, Кошка. Кошка сказала: — Ты снова похвалила меня, и вот я здесь, у тёплого очага и отсюда я не уйду во веки веков. Но всё же запомни: я Кошка, хожу, где вздумается, и гуляю сама по себе. Женщина очень ра сс ер дилась, ра спустила волосы, подб ро сила д ро в в огонь и стала колдовать, чтобы как-нибудь снова не похвалить эту Кошку. Но она колдовала без звука, без песни, — и вот в Пещере стало так тихо, что какая-то К ро шка-Мышка выскочила из угла и тихонько забегала по полу. — Ай-ай-ай! — закричала Женщина, вы ро нила кость, вскочила на скамеечку и подоб ра ла свои волосы, чтобы Мышка не взбежала по ним. — Если ты не заколдовала её, — сказала Кошка, — мне будет не вредно её съесть. — Конечно! — сказала Женщина. — Съешь её поскорей, и я век буду благод ар на тебе! В один п ры жок поймала Кошка Мышку, и Женщина воскликнула от души: — Спасибо тебе тысячу ра з! Ты, должно быть, большая умница! И засмеялась Женщина, и поставила перед Кошкой миску белого п ар ного молока...!» V. Закрепление автоматизации звука [р] в предложении. Игра «Фыркает или урчит (мурлычет)?». Дети отвечают полным предложением на вопрос «Что делает кошка, когда...». Логопед:...её гладят, гладят против шерсти, играют с ней, нападает собака и т.д. VI. Автоматизация звука [р] в тексте (продолжение). Игра «Это всё кошка». Дети читают тексты. Дикий кот Дикий кот на домашнюю кошку очень похож, но пок ру пнее её. И хвост у него поко ро че, и ноги, и уши. А на г ор ле белое пятно. Днём спит где-нибудь на солнышке, веч еро м на охоту выходит. Лисиц и б ар суков из их же н ор выгоняет. С дерева вниз п ры гает даже на косуль и молодых оленей. Птиц ра зных, мышей, белок, зайцев ловит, даже змей и ящериц ест. Водится в Африке, Азии и Европе. Ры сь Хвосты у всех ры сей ко ро ткие, словно об ру бленные, на ушах кисточки, на морде бакенб ар ды. Ры си лесные живут не только в Сибири, но попадаются и в наших широтах. Зайцы, тетерева и ку ро патки — любимая добыча ры сей, но, бывает, они и на лосей нападают. Рыси легко при ру чаются. Некоторые охотники обучают их ловить зайцев, голубей и фазанов. К ро ме Ев ро пы, рыси ра зных видов водятся в Азии, Сев ер ной Америке, Африке. Всего известно пять видов рысей. Леоп ар д Шку ра леоп ар да напоминает иг ру солнца в листве, потому в за ро слях леоп ар да не видно. Нюх у леоп ар да неважный, но видит и слышит он хо ро шо. И подк ра дываться маст ер. Потом п ры жок — и добыча в когтях. Один леоп ар д-людоед схватил женщину среди спящих людей и унёс её, никого не ра збудив. Это было в Индии. Кроме пятнистого есть ещё дымчатый леоп ар д. Живёт он, почти не слезая с деревьев, в лесах Индонезии и Вьетнама. Водятся леоп ар ды в Азии и Африке. Ти гр В за ро слях полосы ск ры вают ти гра даже от опытного охотника. У тиг ра не только шку ра, но и голос очень к ра сивый: мелодичный, гортанный, п ро тяжный. Тигр очень хитёр. Под ра жая криком оленю, ти гр приманивает его. А когда гоняет обезьян, ры чит ст ра шно. Они, пугаясь, п ры гают с дерева на дерево и часто падают от ст ра ха на землю. Тут он их и хватает. Но обычно тигр охотится на диких свиней и оленей. Голодный, он ест змей, ящериц, мышей, лягушек, даже кед ро вые орехи. Тигр очень чистоплотен: добычу пот ро шит, сди ра ет зубами шерсть. А когда поест, полощет пасть в воде. Тигр вообще воду любит. Тиг ры водятся только в Азии. Снежный б ар с Живёт б ар с в го ра х Азии, где даже летом неж ар ко. Поэтому мех у него густой и длинный, светлый. Но иногда ро дятся совсем ч ёр ные б ар сы. Б ар с часами ка ра улит где-нибудь на скале горных индеек или ба ра нов. Людей он не т ро гает, и н ра в у него более доб ро душный, чем у леоп ар да и тиг ра. Б ар сы очень любят в снегу валяться и иг ра ть. Молоко у б ар сов очень ж ир ное, чтоб детёныши, насосавшись его, не мёрзли. А мать ещё и ш ер стью гнездо утепляет, в ыр вав её у себя на животе. Д ру гие кошки так не делают. Геп ар д Геп ар д — самый быстрый зверь на земле. Сто двадцать километров в час! Геп ар дов в Индии при ру чают и охотятся с ними, как с б ор зыми на антилоп. Охота эта ста ра я: Москвы ещё не было, а ру сские князья уже гоняли с геп ар дами сайгаков по степному ра здолью. А ещё ра ньше, пять тысяч лет назад, охотились с геп ар дами в Древнем Вавилоне и Египте. Самые к ру пные геп ар ды — в Африке, поменьше — в Азии. Геп ар д — единственная кошка, кото ра я когти не может втянуть в лапу. Они у него тупые, как у собаки. Это чтобы быстро бегать. И ноги у геп ар да длинные. Вопрос: Какие дикие кошки не водятся в Европе и Азии? О каких не было речи? Ответ: Пума, лев, ягуар, пантера (иметь изображения всех животных). Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|