Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Становлення та жанрові модифікації соціального роману..





В социальном романе социальный вопрос оттесняет на задний план вопросы личного благополучия отдельных индивидуумов. Тему о любви сменяет тема о голоде, первого любовника, уверенного, что в начале был пол, салонного героя сменяет трибун угнетенной массы, ее вождь и борец. Пафос социального романа не в любовной интриге, не в тайнах алькова, а в напряженности борьбы, в подвигах самопожертвования, в колебаниях коллективной психологии, в приливах и отливах социальной стихии. Зарождение социального романа и развитие его связаны а эпохами бури и натиска, когда рушится старый порядок, когда надвигается социальная катастрофа и наступает ломка и переустройство социальных отношений. Как примеры представителей такого жанра рассмотрим Диккенса и Теккери. Диккенс как писатель-просветитель, никогда не укорял своих несчастных персонажей ни бедностью, ни невежеством, но он упрекал общество, которое отказывает в помощи и поддержке тем, кто родился небогатым и поэтому с колыбели обречен на лишения и унижения. Сила первых социальных романов Диккенса отнюдь не в их сюжетах, обнаруживающих черты мелодраматизма и сентиментальности и в известной мере традиционных. К концу 30-х годов, то есть тогда, когда завершалась публикация "Николаса Никльби", Диккенс уже вполне сложился как художник. Особенности его творческого метода выявились совершенно отчетливо, и хотя в последующие годы, в процессе идейной эволюции писателя, метод его претерпевал значительные изменения, основы его сохранялись. Художественный метод молодого Диккенса - в основе своей реалистический:сложен и противоречив; отражал те противоречия в сознании писателя, которые выявились с первых лет его литературной деятельности и не были преодолены до конца ни на одном из последующих этапов развития художника. В романе «Оливер Твист» Диккенс заявляет о своей творческой платформе и прямо говорит о своем намерении не только правдиво изображать жизнь, но и обличать пороки современной общественной жизни. В первое десятилетие своей лит-ой деятельности Т. уделял наибольшее внимание очерку, создавая целые серии бытовых и социальных зарисовок. К этим сериям относятся его очерки парижской жизни, ирландские очерки и книга о путешествии на Восток. Во второй период были написаны наиболее известные романы Т.: знаменитая «Ярмарка тщеславия- действие развертывается в эпоху последних наполеоновских войн, лишены богатства исторических связей и ситуаций.

16. В творчестве Генриха Гейне в большей степени, чем в произведениях Гофмана, Клейста, Шамиссо, отразился процесс эволюции немецкого романтизма. Со многими сложностями этого процесса связана и глубокая противоречивость творческого метода писателя, что, в частности, получило выражение в связях романтика Гейне с эстетическими принципами ранних немецких романтиков, по отношению к которым он был не только критиком и ниспровергателем, но и достойным воспреемником. Он Объявляя себя приверженцем «вольной песни романтизма», давал трезвую аналитическую оценку своему времени, в своем творчестве отражал важнейшие его закономерности. В «Книге песен» отразился процесс развития общественного сознания поэта, формирования его творческого метода, обогащения и индивидуализации его лирической палитры. Опираясь на наиболее жизненные традиции раннего романтизма, связанные с фольклорной поэзией, с лирикой, Гейне сохраняет в «Книге песен» основы романтического мировосприятия. Любовь является первоосновой бытия для автора «Книги песен», но эта первооснова трактуется им не столько в общефилософском, сколько в индивидуально-событийном, субъективно-романтическом плане. Вместе с тем Гейне внес в романтическую лирику совершенно новые элементы в расширении тематического диапазона, в трактовке традиционных тем романтиков (любовь, природа), в идейно-эстетическом осмыслении фольклора и, наконец, в самой художественной манере. Наибольшую близость к традиционному поэтическому миру романтиков Гейне обнаруживает в «Сновидениях». Он широко использует фантастику, через ее посредство выражая свое ощущение враждебной ему действительности. Но земная реальность ощутимо дает себя знать и в фантастических видениях Гейне, в которых постоянно проступает реальный поэтический образ любимой, конкретный земной идеал.

Тяготение поэта к балладе не было лишь проявлением индивидуальных особенностей его творческой манеры. Гораздо большая роль объективно-повествовательного момента как в лирике, так и в прозе для позднего немецкого романтизма вообще характернее, чем для раннего. Если в ранних циклах «Книги песен» до «Лирического интермеццо» обращение к природе отсутствует, то теперь для автора природа становится важнейшим средством видения и познания мира, раскрытия собственной души. Для романтика Гейне природа - тот необходимый аспект мироздания, роль которого определяется руссоистской концепцией единения с ним человека, противопоставления естественной простоты природы растлевающей городской цивилизации. интонаций с повествовательно-разговорными, ироническими. Ритмы свободного стиха оказались здесь наиболее соответствующими стремлению поэта передать глубокое ощущение грандиозного величия и своеобразия моря, его необузданную силу и мощь. Тема любви в этих циклах теряет свою прежнюю драматическую напряженность, она уже и не определяет идейно-смысловой характер цикла, становясь лишь одним из его периферийных мотивов.

Гейне-поэт оказал мощное и непреходящее воздействие на немецкую литературу, увлекая и задушевностью своей поэзии, и разящей силой своей сатиры, и искусством иронии, и боевым пафосом революционных стихов.

 

17. В художественном творчестве Стендаля обнаруживается совершенно новый подход к изображению человека, его сложного внутреннего мира. Особые открытия в этом направлении предстояли именно Стендалю, который, опираясь на опыт совре­менных ему естественных наук, медицины (в частности, психиатрии), внутренний мир человека представит в динамике, обусловленной активным воздействием на личность среды.

Созданный им тип романа отличается хроникально-линейной композицией, организуемой биографией героя. Он строит сюжет не на авантюрно-приключенческой основе, а на истории духовной жизни героя, становлении его характера, представленного в сложном и драматическом взаимодействии с социальной средой. Сюжет движет здесь не интрига, а действие внутреннее, перенесенное в душу и разум Жюльена Сореля, каждый раз строго анализирующего ситуацию и себя в ней прежде чем решиться на поступок, определяющий дальнейшее развитие событий. Отсюда особая значимость внутренних монологов, как бы включающих читателя в ход мыслей и чувств героя.

Жюльен Сорель личность героич–я и трагич–я. Ист. жизни, становл–е хар–ра предст–но в сложн, но драматич. взаимод–и с соц. средой. Ж. кажд. раз строго анализирует ситуацию, после реш–ся на поступок, опред–й дальнейш. развитие событий =>знач–ть внутр. монологов, включ–х чит–ля в ход мыслей и чувств героя. Ж. строит дерзк планы достиж–я славы, полагаясь на собств. волю, энергию и таланты, вдохновл–й примером Наполеона;но живет в др эпоху.В гг Реставрации люди как он предст–ся опасными, ибо их энергия таит в себе возм–ть новых соц. потрясений и бурь. Не мож. прямым и честн. путём сд. достойн. карьеру. Противореч. соед–е в натуре: начала плебейского, револ-го, независ–го и благородн. с честолюбив. устремл-ем, влекущим на путь лицемерия, мести и преступления. Путь наверх, кот проходит Ж – путь утраты им лучш. челов. качеств. Апофеоз - роковое предат–во, привод–е к преступ–ю. П/д смертью на суде 1раз является п/д нами без «маски», обличает лицемерие высш. об-ва. Гл. преступ–е – попытка восстать п/в св. жалк. участи, соц. несправед-ти. Люсьен Левен – умен, благороден и бескорыстен. Меч–ет соед–ть личн. счастье с общ. пользой, в силу происх–я (сын миллионера) лишен бунтарск. начала, силы воли и пламенн. энергии. Поним–т противозак–ть привилегий высш.об-ва,но от них не отрекается. П/д Л вст. проблема выбора жизн. пути.По воле отца отпр–ся в армию, испыт–ет глубок. отвращ-е к ней, аристократии, политике в целом.И любовь к мадам де Шастеле приносит герою т. разочарование и отчаяние.«ЛЛ» едва ли не сам. беспощадн. и остр. в обличит.пафосе ром.Ст–ля. Фабрицио дель Донго, как и его предш–ки, отпр–ся на охоту за счастьем. Беж. во Фр. сражаться вм. с кумиром, но на поле Ватерлоо поним., что есть война – 1е разочар–е избавляет от восторж–ти.Изучает теологию в Неаполе, понимает,что необх. знать много, чт. жизнь стала значительной. Ф. не особ. задум-ся о морали, мн. читает и увлек–ся археологией, но честолюбие у него отсутствует, ищет любви, долг.время ему каж,что не спос.на это чувство. Встреча с Клелией Конти по-наст. пробуждает душу.Желание добиться её любви измен–т личность: от легком–ия не ост. следа, помыслы напр.на любим. жен-у. Дел. карьеру, но это его не радует.Со смертью К. и сына жизнь тер. смысл, Ф. стан–ся монахом картезианск. монастыря, где ч/з год умирает. Отлич–ся от св. предш–ов особ. итал.эмоц-ю, непосредств–ю реакций, безразличием к обществ. положению.Не стрем. познать окруж мир, принимая его таким, как. есть. Жизн.поражение возвращает к присущ. ему созерцат–ти. Снова п/д нами талантл. личность, сн. автор прих. к убеждению, что честн. и умн. ч-ку нет места в этом мире.

 

 

19. Среди писателей позднего немецкого романтизма одной из самых ярких фигур был Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822).

Вступив в литературу в ту пору, когда иенскими и гейдельбергскими романтиками уже были сформулированы и развиты основные принципы немецкого романтизма, Гофман был художником-романтиком. Характер конфликтов, лежащий в основе его произведений, их проблематика и система образов, само художественное видение мира остаются у него в рамках романтизма. Так же как и у иенцев, в основе большинства произведений Гофмана находится конфликт художника с обществом. Изначальная романтическая антитеза художника и общества - в основе мироощущения писателя. Вслед за иенцами высшим воплощением человеческого «Я» Гофман считает творческую личность.- художника, «энтузиаста», по его терминологии, которому доступен мир искусства, мир сказочной фантастики, те единственные сферы, где он может полностью реализовать себя и найти прибежище от реальной филистерской повседневности.

Но и воплощение и разрешение романтического конфликта у Гофмана иные, нежели у ранних романтиков. Через отрицание действительности, через конфликт художника с ней иенцы поднимались к высшей ступени своего мироощущения - эстетическому монизму, когда весь мир становился для них сферой поэтической утопии, сказки, сферой гармонии, в которой художник постигает себя и Вселенную. Романтический герой Гофмана живет в реальном мире (начиная с кавалера Глюка и кончая Крейслером). При всех своих попытках вырваться за его пределы в мир искусства, в фантастическое сказочное царство Джиннистан, он остается в окружении реальной конкретно-исторической действительности. Ни сказка, ни искусство не могут привнести ему гармонию в этот реальный мир, который в конечном итоге их себе подчиняет. Отсюда постоянное трагическое противоречие между героем и его идеалами, с одной стороны, и действительностью - с другой. Отсюда дуализм, от которого страдают гофмановские герои, двоемирие в его произведениях, неразрешимость конфликта между героем и внешним миром в большинстве из них, характерная двуплановость творческой манеры писателя. Одним из существеннейших компонентов поэтики Гофмана, как и ранних романтиков, является ирония. Причем в гофмановской иронии как творческом приеме, в основе которого лежит определенная философско-эстетическая, мировоззренческая позиция, мы можем четко различить две основные функции. В одной из них он выступает как прямой последователь иенцев. Речь идет о тех его произведениях, в которых решаются чисто эстетические проблемы и где роль романтической иронии близка той, которую она выполняет у иенских романтиков. Романтическая ирония в этих произведениях Гофмана получает сатирическое звучание, но сатира эта не имеет социальной, общественной направленности.

 

20 Поетол. особливості роману Флобера „М-м Боварі. Реализм Флобера на разных уровнях настолько отличается от реализма его предшественников, что его можно назвать совершенно новым явлением в литературе франц. реализма.Его реализм другого типа, чем бальзаковский. Флоберу не нравилось, что своих скромных персонажей, в т. ч. и мещан, Бальзак наделял мощными страстями и невероятной судьбой. Они становились воплощением либо добродетели, либо пороков. В романе «Мадам Бовари» Флобер отказывается от деления героев на позитивных и негативных. Как и реальные люди, его персонажи объединяют в себе как позитивные, так и негативные черты. Банален, ограничен Шарль, муж Эммы, типичны возлюбленные главной героини Родольф и Леон, Эмму Флобер не наделил ни умом, ни образованием, ни хорошим вкусом. Она воспитывалась в пансионе при монастыре, зачитывалась романами про любовь. И под влиянием этих романов формируется ее идеал в духе тривиальной романтики. И умирает она не из-за несчастной любви, а из-за того, что у нее денег, чтобы оплатить кредит Лере. Самая колоритная фигура романа – аптекарь Омэ. На первый взгляд, он не замыкается на быте, как все обыватели, его интересы широки и разнообразны. Он занимается наукой, философией, высмеивает религию, критикует власть и по-своему даже верит в то, что провозглашает. Но под этим кроется поверхностное понимание проблем и мелкий эгоистичный расчет. Когда была возможность получить орден, Омэ примирился с правительством. Значимость образа Омэ в том, что в нем воплощен характер эпохи.

По своим жанровым признакам «Мадам Бовари» ближе всего к соц.-психолог. роману, котор. выходит на первый план в реалистической лит-ре 2-й половины XIX в. Но психологизм этого произведения своеобразный и выявляется он не в форме псих. анализа, котор. осуществляется с внешней позиции и вездесущим автором. Здесь психологизм проявляется в др. формах, здесь все, что изображается, предстает как воспринятое и пережитое кем-то из персонажей, чаще всего Эммой. Внешнее и внутреннее, физическое и психологическое сливаются в романе и текут одним потоком, вся ткань произведения пронизана психологизмом.Роман Флобера становится, таким образом, скрытой полемикой с романтизмом.САМОЕ ВАЖНОЕ: кризис романтической мечты: ничтожность мечтаний героини (мечта ее пошлая: о блестящих паркетах, зеркальных салонах, красивых платьях). Трагика романа в том, что Флобер не находит в действительности ничего, что могло бы противостоять разоблаченной им мечте. Он показывает, как эта мечта в современных условиях смешна, несостоятельна и пуста.

 

24. Новаторство Скотта – автор історичних романів. П олягає в тому, що він створив жанр історичного роману, «до нього не існуєчий»(за визначенням В,Г,Белінського). В основу світогляду і творчості Скотта ліг величезний політичний, соціальний, моральний досвід народу Шотладії, який протягом 4 століть боровся за свою національну незалежність проти економічно розвинутої Англії.Історичний роман В.Скотта став не лише продовженням літ.традицій, а невідомим до цього художнім синтезом мистецтва та історичної науки, що відкрили новий етап у розвитку анг. і світової літ.. Особливості історичного роману В.Скотта: 1.поєднання правдивого зображення минулого життя і цікавої динамічної інтриги, рушійними силами якої є великі людські пристрасті – заздрість, ревнощі, мстивість, зажерливість. 2. опис, оповідь, діалог - 3 компоненти роману – як у своєрідному співвідношені поєднується одне з одним і утворюють єдине ціле. Описи виконують роль історичного коментаря до подій і персонажів.

3. поєднуються романтичні пригоди, високі почуття й низькість окремих героїв, які керуються протилежними мотивами.4. усіх героїв можна поділити на групи: - реальні історичні персонажі; люди з народу- беруть активну роль у розгортанні сюжету, створюють узагальнюючий образ;молода людина – з нею пов’язана фабула- не має надто виразних індивідуальних рис, але відрізняється порядністю, чесністю, здоровим глуздом.

5. виховання героя шляхом важких переживань, страждань, перевірки на мужність

6. письменник далекий від ілюзій.

21. РАННИЙ ФРАНЦУЗСКИЙ РОМАНТИЗМ зачатки романтического миросозерцания во Франции сказываются уже в книгах Шатобриана («Гений христианства», «Атала», «Рене»), Жермены де Сталь («О литературе»), Сенанкура («Оберман»). Одним из важных положений трактата «Гений христианства»является сопоставление произведений поэтов-язычников и творений писателей-христиан. Шатобриан приводит множество примеров, показывая, что христианство означало новый подход к изображению человека, поскольку обратило внимание на внутренний мир личности - сложный, противоречивый. Выдвигая идею «смутности страстей», автор «Гения христианства» формулирует основополагающий принцип романтизма - субъективность. Необходимо отметить две важные мысли, которые формулирует Шатобриан: мысль о нравственном содержании страсти в новое время (гордость была в языческие времена достоинством, теперь это недостаток), а также положение о «смутности страстей», которое является основополагающим при характеристике романтического героя. Мысли о причинах глубокой меланхолии, беспредельной горечи и скрытого беспокойства человека подкрепляются многочисленными примерами из литературы, что не мешает Шатобриану создать собственные иллюстрации к тезису о «смутности страстей» в жанре повести-исповеди («Рене» и «Атала»). Все эти положения, изложенные логично, эмоционально и поэтично, позволяют говорить о романтическом мировосприятии автора. Белинский называл Шатобриана «крестным отцом», а Жермену де Сталь «повивального бабкою юного романтизма во Франции». И действительно, они вступили в литературу почти одновременно - в конце 90-х годов XVIII в., причем сразу же очень четко определилось коренное расхождение в решении каждым из них важнейшей для всякого художника проблемы - человек и его отношение к миру. Если Шатобриан утверждал необходимость смирения перед волей Бога, то Жермена де Сталь говорила об активности и независимости личности. В романе - «Дельфина» - Жермена де Сталь выступает как зачинательница одной из основных тем литературы всего XIX столетия - темы женской мансипации. Во романе («Коринна, или Италия») писательница значительно углубляет и расширяет эту тему: теперь она отстаивает права женщины на почетное положение в обществе, обусловленное личными заслугами. В начале века появились произведения, сыгравшие заметную роль в становлении и утверждении романтизма. Например, «Живописец из Зальцбурга» (1803) и «Жан Сбогар» (1812) Шарля Нодье, «Оберман» (1804) Этьена де Сенанкура, «Адольф» (1806) Бенжамена Констана. В центре всех этих произведений романтический герой, рефлектирующий, внутренне чуждый миру, его окружающему. Особо следует выделить роман «Адольф» Бенжамена Констана (1767-1830). В нем органично и последовательно сочетаются преемственность с романом XVIII в. и новый взгляд на душевный мир человека, уже свойственный романтизму.

23 Фантастика в новеллах-казках Гофмана

прежде всего Гофман-писатель прославился своими причудливыми фантастическими новеллами-сказками. Жанрэтих новелл можно определить, испо`льзуя выражение самого автора- "сказкао реальном" или "сказка из новых времен". Можно назвать эти произведенияи "фантазиями о современной Германии", кстати, свой первый новеллистический сборник Гофман так и озаглавил - "Фантазии в манере Калло". Действительно,вгофмановс-ких произведениях пересекаются два мира - реальности и фантастики.Фантастика не просто соседствует с повседневностью, но часто прячется за нею, таится в ней. Так, невероятные приключения в новелле "Золотой горшок" начинаются с того, что герой, второпях пересекая рынок, опрокидывает корзину с яблоками у одной из торговок, а фея из новеллы "Крошка Цахес" служит в обычном пансионе для благородных девиц. Романтические герои Гофмана способнывидеть в обыденном течении жизни необыкновенное, фантастическое (как Ансельмв "Золотом горшке", наблюдающий игру зеленоглазой змейки в кусте бузины),либо открывать за видимостью, иллюзией что-то настоящее, какую-то реалиюдействительности (как Бальтазар, не поддавшийся чарам феи и не давший себяослепить мнимыми достоинствами уродца Цахеса). Персонажи-обыватели (филистеры,как называли их в Германии) не умеют ни фантазировать, ни открывать длясебя мир фантазии, они боятся всего неординарного, необычного или просто не замечают его. В этом противопоставлении персонажей-романтиков - поэтов,художников, музыкантов - и пошлых, заурядных, неизменно трезво мыслящих филистеров кроется огромная сатирическая сила Гофмана-новеллиста, которого по глубине и остроте критики современного ему общества не раз сравнивали с французским писателем-реалистом Бальзаком.

 

22. Особливості реалізму Бальзака Человеческая комедия» Оноре де Бальзака – наиболее полная реализация ХІХ в., его устремленности к познанию и тех возможностей для познания, котор. представляла эпоха. Значительное место в системе «Человеческой комедии» занимает повесть «Гобсек». Гобсек – ростовщик, в эпоху, когда деньги становятся важнейшей силой в обществ. жизни, люди подобные Гобсеку, владея ими в неограниченном кол-ве, держат в своих руках коммерсантов и дельцов. Министров и аристократов, диктовать им свои условия, быть свидетелем их унижения – вот че упоен Гобсек. В образе Гобсека, быть более, чем в каком-нибудь другом из ведущих образов «Ч. Комедии». Бальзак отдает дань романтическому методу, сохраняя присущее романтикам стремление к сгущению красок. Гобсек воплощает в себе наиболее отрицательные черты буржуазного стяжательства, и все же он не лишен известной монументальности. Гобсек - личность необыкновенная при всей своей типичности, раб своей нечеловеческой страсти, ее жертва. Даже в прямо связанной с романтизмом прозе Бальзака проявлялась такая мощь обобщений, такая нацеленность на познание самой сути современного общества, такая наблюдательность и такое мастерство воссоздания психологии, что очевидным было формирование нового качества – им был реалистический метод. Бальзаку была чужда объективная манера письма, устраняющее видимое присутствие автора в созданном им мире. Персонажи романов Бальзака – характеры со своей внутр. логикой, способные существовать «самостоятельно». Пи всем этом автор не покидает своего творения, не уходит за кулисы. Он присутствует всегда, как исследователь и как равноправный участник спектакля. Во всем ощутимо присутствие сильного интеллекта писателя..

25 РОМАН В. ГЮГО «СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ» Виктор Гюго - французский писатель - прожил длинную жизнь, на протяжении которого много и плодотворно работал и оставил огромное творческое наследство. «Собор Парижской Богоматери» - один из наилучших исторических романов XIX столетие, написанный в романтическом стиле. Писатель изображает картину жизни Франции конца XV столетие. Но исторические события становятся для него лишь поводом для раздумий над современностью. Роман написан в конце XIX столетия. В это время Франция переживает разочарование в идеалах Французской буржуазной революции и в ее следствиях. Гюго обращается к историческому периоду, когда заканчивается пора Средневековья и человечество начинает новую эпоху - Возрождение. Его интересует это изменение мировоззрения человека, и он ощущает, что в современной ему Франции тоже назревают значительные мировоззренческое и общественное изменения. В этих условиях для него важно определить главные эстетичные и этические ценности. Поэтому темы добра и злая, красоты и уродливости остро заявлены в романе. Собор Парижской Богоматери - это не только место, где происходят главные события романа. Он равноправный герой этого произведения, как поэт Пьер Гренгуар, Эсмеральда, Квазимодо, Клод Фролло. За христианскими верованиями, Богоматерь отдала своего сына на мучения, чтобы спасти человечество. Собор в ее честь - это дань ее безграничной любви к людям. В романе он воплощает идею добра, справедливости, любви. Герои романа тесно связаны с собором. События, которые изображает Гюго, очень далекие от идеальных христианских отношений. Люди не знают ни сочувствия друг к другу, ни терпимости, их поступками руководят страсти, ради которых они забывают даже свою обязанность перед Богом. Архидьякон Клод Фролло влюблен в цыганку Эсмеральду, девушку, которая поражает своей красотой. Эсмеральда олицетворяет наилучшие женские черты. Она не только прекрасная внешне, но и одаренная замечательным голосом, в котором звучит ее нежная душа. Ее любовь к молодому капитану Феба де Шатопера раскрывает ее стремление и способность к сильным чувствам. Но этим чувством нет места в мире, где живое Феб. Гюго показывает, что добро и зло могут существовать рядом, что люди не хотят видеть прекрасного: никто не понял Квазимодо и его любви. А прекрасное не может исправить злой души: любовь к Эсмеральды не делает Клода лучшим духовно. Добро и зло тесно объединены, и иногда человеку очень тяжело определить границу между ними. Они всегда в борьбе, в которой гибнет немало прекрасного (именно так читатель воспринимает смерть Эсмеральды). Но Гюґо верит в победную силу добра, в человеческий прогресс. В финале романа он снова изображает собор, который становится немым свидетелем трагических событий и вместе с тем символом возможности возвращения людей к вечным ценностям.

 

 

26.Первый этап английского романтизма (90-е годы XVIII в.) представлен так называемой Озерной школой. Сам термин возник в 1800 г., когда в одном из английских литературных журналов Вордсворт был объявлен главой Озерной школы, а в 1802 г. Колридж и Саути были названы ее членами. Жизнь и творчество трех поэтов связаны с Озерным краем, северными графствами Англии, где много озер. Поэты-лейкисты (от англ. lake — озеро) великолепно воспели этот край в своих стихах. Программным стало первое совместное произведение Вордсворта и Колриджа — сборник «Лирические баллады» (1798), наметивший отказ от старых классицистских образцов и провозгласивший демократизацию проблематики, расширение тематического диапазона, ломку системы стихосложения. Предисловие к балладам (1800), написанное Вордсвортом, можно рассматривать как манифест раннего английского романтизма. Большая часть произведений сборника также принадлежала ему, но присутствие в нем Колриджа заметно хотя бы по тому, что его произведения продемонстрировали богатейшие возможности новой школы, которые содержались в теоретической декларации Вордсворта. В судьбах Вордсворта, Колриджа и Саути было много общего. Все трое сначала приветствовали Французскую революцию, потом, испугавшись якобинского террора, отступились от нее. Вордсворт и Саути стали поэтами-лауреатами. В последние годы своей жизни лейкисты заметно ослабили свою творческую активность, перестали писать стихи, обратившись либо к прозе (Саути), либо к философии и религии (Колридж), либо к осмыслению творческого сознания поэта (Вордсворт).Вместе с тем роль представителей Озерной школы в истории литературы велика: они впервые открыто осудили классицистские принципы творчества. Лейкисты требовали от поэта изображения не великих исторических событий и выдающихся личностей, а повседневного быта скромных тружеников, простых людей, тем самым явившись продолжателями традиций сентиментализма. Вордсворт, Колридж и Саути апеллировали к внутреннему миру человека, интересовались диалектикой его души. Возродив интерес англичан к Шекспиру, к поэтам английского Ренессанса, они взывали к национальному самосознанию, подчеркивали в противовес универсальным классицистским канонам самобытное, оригинальное в английской истории и культуре. Одним из главных принципов новой школы было широкое использование фольклора. Изображение народного быта, повседневного труда, расширение тематики поэзии, обогащение поэтического языка за счет введения разговорной лексики, упрощение самой поэтической конструкции приблизили поэтический стиль к обыденной речи, помогли Вордсворту, Колриджу и Саути убедительнее и правдивее отразить противоречия действительности. Выступая против законов буржуазного общества, увеличивавшего, по их мнению, страдания и бедствия народа, ломавшего веками установившиеся порядки и обычаи, лейкисты обращались к изображению английского средневековья и Англии до промышленно-аграрного переворота, как эпох, отличающихся кажущейся стабильностью, устойчивостью общественных связей и крепкими религиозными верованиями, твердым нравственным кодексом. Воссоздавая в своих произведениях картины прошлого, Колридж и Саути, хотя и не призывали к его реставрации, но все-таки подчеркивали его непреходящие ценности по сравнению со стремительным движением современности. Вордсворт и его единомышленники сумели показать трагизм судеб английского крестьянства в период промышленного переворота. Они, правда, акцентировали внимание читателя на психологических последствиях всех социальных изменений, сказавшихся на нравственном облике скромного труженика. Сформулировав эстетические принципы нового романтического искусства, введя новые категории возвышенного, чувствительного, оригинального, они решительно выступили против изжившей себя классицистической поэтики, наметили пути сближения поэзии с действительностью посредством радикальной реформы языка и следования богатейшей национальной традиции. Вслед за английскими сентименталистами Томсоном и Греем они использовали так называемое размытое, смешанное видение, рожденное не разумом, но чувством, значительно расширив диапазон поэтического видения в целом.

РАННИЙ (ИЕНСКИЙ) РОМАНТИЗМ

Основателями школы раннего - иенского романтизма были братья Шлегели - Фридрих и Август Вильгельм.

Иенский романтизм складывался в атмосфере передовых общественно-политических идей, которые выдвинула и стремилась осуществить революция конца XVIII в. во Франции, и он не мог не испытывать их плодотворного влияния. Но в новом художественном видении мира, которое утверждали иенские романтики, возникали и свои неизбежные потери по сравнению с классицизмом и Просвещением. Они заключались прежде всего в приверженности так называемому незаинтересованному искусству, не имеющему задач вне самого себя. Реализация этого принципа несла в себе не только отрицание плоского утилитаризма эпигонов Просвещения, но в конечном итоге и отказ от высокой гражданской воспитательной миссии искусства. Отрицая общественно-политическую практику развивающегося буржуазного общества, иенские романтики пришли к сознательному отрыву искусства от общественно-политической жизни вообще.

Эстетическая система венских романтиков, взятая в своем полном объеме, характеризуется прежде всего субъективным видением мира, стремлением уйти от изображения реальной конкретно-исторической действительности.

В каждой национальной литературе были свои предпосылки для возникновения и развития романтизма, но деятельность иенских романтиков во многом стоит у истоков развития европейского романтизма. Именно им принадлежит приоритет и наибольшая углубленность в разработке теории романтизма. Идеи иенской школы, в особенности благодаря деятельности А. Шлегеля, имели широкий резонанс за пределами Германии и оказали в ряде случаев огромное влияние на эстетику романтизма едва ли не во всех странах Европы и США; на деятельность иенцев откликнулась и эстетическая мысль России.

Вскоре после смерти Новалиса в 1801 г. и в результате некоторых других обстоятельств иенская группа прекращает свое существование, что не мешает бывшим ее членам сохранять свою творческую активность. Однако все наиболее значительное и конструктивное было создано ими в период существования иенской школы.

Считая романтическую литературу новым этапом литературного процесса, Ф. Шлегель как одну из ее характерных черт отмечает то, что она находится в постоянном развитии, и поэтому он называет ее прогрессивной. Другой отличительной приметой новой литературы Шлегель считает ее универсальность. Этот принцип универсализма не был характерен для последующего развития немецкой литературы, если не считать прозу Гейне.

 

30. Етапи розвитку німецького романтизму і його внесок…..

Романтизм в Німеччині пройшов 3 етапи розвитку:

1 етап – ранній(ієнський)- з 1795-1805рр., була створена естетична теорія нім.романтизму і створені твори Ф.Шлегеля і Новаліса. Засновниками школи сієнського романтизму були брати Шлегелі – Фрідріх і Аврелій Вільгельм. Німецькі романтики наділяли свого героя творчим талантом,який силою свого таланту перетворював світ, який лише віддалено нагадував реальний світ.Міф,казка,легенда складали грунт мистецтва цієї школи. Вони ідеалізували середньовіччя. І саме ця школа романтиків першими зробили вагомий внесок у розробку теорії роману і зі своїх позицій передбачали його бурхливий розвиток у літературі.

2 етап – гейдельбергський – з 1806 до 1815 рр.- центром романтичного руху в цей період став університет у м. Гейдельберг, де навчались,а потім викладали К.Брентано, Л.А.Армін, які відіграли важливу роль у романтичному русі на другому етапі. Ці романтики присвятили себе збиранню німецького фольклору. У їх творчості постають відчуття трагічності буття, що мали історичний вплив. Також входили такі письменники як брати Грімм та Гофман.

3 етап – пізній романтизм з 1815 – 1848 – центр перейшов до Берліна. З цим містом пов’язаний самий плідний період у творчості Гофмана, тут же вийшла перша поетична книжка Г.Гейне. Однач у подальшому через розповсюдження романтизму по всій країні і зі її межами Берлін втрачає провідну роль у романтичному русі, оскільки виникає ряд локальних шкіл, а головне проявляються такі яскраві індивідуальності як Бюхер,Гейне.

31.М. Шеллі «Франкенштейн» События романа Шелли описываются несколькими рассказчиками. Начинается роман с писем некоего Роберта Уолтона своей сестре Маргарет. Уолтон пишет ей из России, где он набирает команду, чтобы отправиться к Полярному кругу, раскрыть загадку компаса, прославить имя Уолтона и облагодетельствовать человечество. На этом рискованном пути Уолтона ждут две необыкновенные встречи – вначале мимо них на санях проносится загадочное чудовище, а потом они поднимаются на борт тяжело больного человека, Виктора Франкенштейна, который и рассказывает Уолтону свою примечательную историю. Франкенштейн, талантливый естествоиспытатель и химик, раскрыл величайшую тайну природы и научился создавать жизнь. Но созданное им существо оказывается настолько безобразным, что Франкенштейн в ужасе отшатывается от него. Какое-то время жизнь его течет безмятежно, но потом насильственной смертью умирает его младший брат, обвиняют в этом верную юную служанку и казнят по этому ложному обвинению, однако Франкенштейн знает, что убийца – его создание. Затем создание обращается к своему создателю и рассказывает, как его отталкивали все, кого он жаждал любить, как оно оказалось совершенно одно, как жажда любви сменилась в его сердце жаждой ненависти и мести. И теперьсоздание требует от Франкенштейна, чтобы он создал ему подругу, и тогда они удалятся от мира и он больше не будет совершать злодейств. Франкенштейн принимается было за работ







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.