Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







V. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА





 

Комментарий к разделу

 

В познавательную сферу младшего школьника мы включаем внимание (как условие, определяющее направленность и меру активности субъекта всякой, в том числе и познавательной деятельности) и все познавательные психические процессы – ощущения и восприятие, память и представления, мышление, речь и воображение. В данном разделе будут представлены некоторые конкретные методики изучения названных процессов.

Не рассматривая детально отдельные процессы и функции познавательной сферы, отметим лишь, что их специфика, роль и соотношение в период младшего школьного возраста за последние годы подверглись существенной переоценке, получив несколько новое освещение (что требуется учитывать при изучении курса).

2. Методика изучения внимания и самоконтроля младшего школьника *

* Описание методики дается по кн.: Психолого-педагогический анализ личности учащегося: Методические рекомендации. – М., 1990. С. 27-35.

 

Простейший и наиболее доступный способ изучения свойств внимания (устойчивость, переключаемость, распределение) – метод корректурной пробы.

Учащимся предлагается заранее заготовленные специальные бланки, на которых помещен машинописный текст или текст газетной статьи.

Серия I. Изучение устойчивости внимания

Ход работы. В полученных бланках по сигналу «начали» детям предлагается зачеркнуть все встречающиеся буквы «р» и «с» (пара букв выбирается произвольно). Через каждую минуту по сигналу «стоп» им нужно поставить вертикальную черту у той буквы, на которой их застал этот сигнал. Они должны быть внимательны и зачеркнуть только заданные буквы, стараясь не пропустить их.

Исследование проводится для того, чтобы узнать работоспособность каждого ученика. Продолжительность работы – 3 мин.

Обработка данных

Обозначения:

t – время работы;

S – количество просмотренных строк;

m – количество допущенных ошибок.

Вычисления:

Коэффициент устойчивости внимания (Q) рассчитывается по формуле

Q=

Целесообразно построить график устойчивости внимания для каждого ученика (рис. 5.1).

 

 

Рис. 5.1.

 

Серия II. Изучение распределения внимания

 

Ход работы. Учащимся предлагается бланк корректурной пробы, где они должны вычеркнуть определенную букву; одновременно дети должны слушать чтение рассказа, содержание которого необходимо как можно более полно и точно пересказать в письменной форме после выполнения работы по корректурной пробе. Рассказ читается в течение 10 мин. (это время отводится на выполнение задания).

Далее надо вычислить коэффициенты устойчивости внимания по формуле:

 

Q=

Q1 – для выполнения одного задания и

Q2 – для одновременного выполнения двух заданий.

Сравнивая Q1 и Q2, можно выявить особенности распределения внимания для каждого ученика.

Серия III. Изучение переключаемости внимания

Ход работы. Учащимся раздают бланки корректурной пробы. Задание: вычеркнуть на двух строчках две буквы (напр., «в» и «н»), а на третьей строке буквы («к» и «д»), затем вновь «в» и «н» на двух строках, и «к» и «д» – только на одной строке. Общая продолжительность работы 9 мин. После этого ученики должны пометить вертикальной чертой букву, на которой застал их сигнал об окончании работы.

 

Обработка результатов

Коэффициент переключаемости С (он означает количество ошибок в %, вызванных переключением внимания) вычисляется по формуле

C=

где А – количество строк, неверно обработанных (в которых допущены ошибки);

В – общее количество строк, просмотренных за определенное время.

 

3. Методика изучения сенсорно-перцептивных процессов (информационный поиск) *

 

* Описание методики дается по кн.: Романова Е. С., Усанова О. М., Потемкина О. Ф. Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии. – М., 1990. С. 26-43.

 

Задача данной методики – выявление индивидуальных особенностей сенсорно-перцептивных процессов: оценка временных параметров выполнения поиска заданного эталона в тестовой матрице с учетом точности подсчета.

Материал: тестовые матрицы, указка, секундомер, протокол.

Ход работы. В начале испытания ученику предлагается ознакомиться с матрицей, посмотреть, из каких графических изображений она составлена. Затем предлагается подсчитать, сколько раз в ней встречается заданный эталон. Опыт проводится индивидуально.

Инструкция. Детям нужно посмотреть на выбранный эталон и подсчитать, сколько раз он встречается в матрице. При подсчете следует действовать быстро и точно. Подсчет начинается по сигналу «начали» и заканчивается, когда преподаватель произнесет вслух подсчитанную сумму.

 

Протокол (образец)

 

Таблица 5.1.

После проведения опытов целесообразно переписать данные следующим образом: поставить в начале списка результаты наиболее успешно справившихся с заданием, – имеющих минимальное время и наибольшую точность подсчета эталонов, – т. е. проранжировать испытуемых по успешности выполнения задания. Необходимо также отдельно рассчитывать данные по девочкам и мальчикам. Когда ранжирование закончено, то надо выполнить следующую обработку данных:

1) подсчитать средние значения результатов выполнения задания: результаты по всей группе, а также раздельно девочек и мальчиков;

2) затем каждую группу разделить на три подгруппы следующим образом: отделить верхнюю 1/4 списка, нижнюю 1/4 списка, а в середине останется 1/2 списка, т. е. получим три подгруппы: 1/4, 1/4, 1/2 списка.

К анализу экспериментальных данных:

Первая группа (верхняя) – группа учащихся с наименьшими временными затратами. Вторая (средняя) – со средними значениями и третья (нижняя) соответственно с низшими значениями. С детьми третьей группы можно провести дополнительные занятия по этой методике до улучшения их показателей.

 

Приложение

 

Таблицы эталоны могут быть с цифровыми символами, с буквенными, знаковыми, геометрическими фигурами, цветовые и т. д. (См. рис. П5.1-П5.4).

Рис. П5.1 Рис. П5.2

 

 

Рис. П5.3 Рис.П5.4

Таблица П5.1







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.