Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Примерный сценарий педагогического консилиума





Педагогический консилиум включает 4 этапа:

1. Обобщение опыта взаимодействия учителя и практического психо­лога по заранее приготовленному образцу для каждого участника педкон-силиума.

2. Обмен информацией, анализ и оценка функций психолога и препо­давателей.

3. Ролевое общение. Разыгрывается комплект ролей: психолог, учи­тель, эксперт, ведущий; причем психолог должен занять позицию учите­ля, а учитель должен знать позицию психолога. На данном этапе основной акцент делается на вербальную коммуникацию с обсуждением положи­тельных или отрицательных аспектов наиболее интересного, актуального, ценного во взаимодействии практического психолога и учителя. При дос­таточно большом количестве участников ролевой игры происходит деле­ние на группы, причем в каждой разыгрываются сходные из перечислен­ных выше ролей.

4. Подведение итогов консилиума включает две операции: выступле­ние ведущего с заключительным словом (оценка результатов консилиума, положительные и отрицательные моменты в ходе его проведения) и раз­бор консилиума экспертом и участниками.

Как уже говорилось, каждый консилиум может решать раз­ные задачи — профилактические, развивающие, коррекционные, реабилитационные. Успешность их проведения определяется мас­терством психолога, уровнем его психологической компетентнос­ти, а также уровнем зрелости педагогического коллектива (под­робнее см.: [62, с. 7-17]).



Глава X. Практическая психология образования


Рекомендации психолого-педагогического консилиума «Взаимодействие практического психолога с педагогическим

Коллективом»

 

№ п/п Содержание Ответственный
  Рассматривать психологическую службу в школе как профессионально-грамотное взаимодействие школьного практического психолога с педагогическим коллективом Администрация психологичес­кая служба, учителя
  Достигать единства в мотивационных целях по отношению к психическому развитию школьников: а) передача им знаний; б) создание условий для развития познавательных процессов, обусловливающих успешность усвоения ими знаний Учитель, психолог
  Распределять психодиагностические функции при изучении учащихся: а) диагностика уровня знаний, умений учиться; б) диагностика их личностных, социальных особенностей, осуществление интерпретации результатов диагностики с прогнозом психического развития личности Учитель Психолог
  Создавать необходимые условия для работы с детьми различных категорий: а) осуществлять работу в классах ускоренного обучения, коррекционных, компенсирующих; б) проводить углубленную психодиагностику у детей с повышенным (опережающим) уровнем умственного развития, с задержкой психического развития, детей «группы риска»; вести групповые и индивидуальные занятия, исправляя возможные нарушения эмоционально-волевой сферы, общения, поведения; оказывать методическую помощь учителям в составлении программ для работы с учащимися разных категорий Администрация Учитель Психолог
  Изучать и создавать в школе благоприятный для развития детей психологический климат, который определяется продуктивным сотрудничеством субъектов педагогической деятельности: а) использование психотехнических упражнений и средств саморегуляции в работе учителя; б) снятие конфликтов в педагогическом коллективе; в) обогащение содержания и перестройка стиля общения, исключение случаев нарушения педагогической этики Психологичес­кая служба Психолог Психолог Учителя школы

Приложение

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования

Возрастная психология

Предмет и история психологии развития человека. Категории разви­тия. Теории психического развития. Концепция усвоения общественного опыта. Образование и развитие. Предпосылки, условия и движущие силы развития. Периодизация психического развития. Категория возраста. Раз­витие как процесс и деятельность. Социальная ситуация развития, веду­щий вид деятельности, основные новообразования. Основные ступени развития человека. Родовой кризис. Стадия новорожденности. Младенче­ство. Комплекс оживления. Раннее детство. Предметная деятельность. Сим­волизм. Кризис трех лет. Сознание и самосознание дошкольника. Кризис детства. Психологическая готовность к школе. Отрочество. Учебная дея­тельность. Теоретическое мышление. Развитие личности. Кризис отроче­ства. Подросток и взрослые. Самосознание подростков. Потребность в са­моутверждении. Юность. Осознание себя как личности. Мировоззрение. Самоопределение. Кризис юности. Определение смысла жизни. Молодость. Авторство собственного образа жизни. Кризис молодости. Стадия взрос­лости. Кризис взрослости. Зрелость. Кризис зрелости. Старость.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Концепции педагогического процесса и их психологические основа­ния. Проблемы профессиональной подготовки и личностного развития учителя. Мотивы педагогической деятельности. Педагогические способ­ности. Стили педагогического руководства. Педагогическое общение. Ин­дивидуальные стили педагогической деятельности. Психология педагоги­ческого коллектива.

Структура педагогической деятельности. Психология педагогическо­го воздействия. Приемы и техника управления учащимися на уроке. Ос­новные понятия психологии воспитания.

Психологические механизмы формирования личности. Психологи­ческие аспекты воспитательных технологий.

Основные понятия психологии обучения. Концепции обучения и их психологические основания. Учебная деятельность. Мотивы учения. Пси­хологические основы развивающего обучения. Соотношение обучения и воспитания. Проблема дифференциации и индивидуализации обучения. Психологические аспекты компьютеризации обучения.


Содержание


От авторов 29 § 1. Причины и сущность психического развития ребенка в зарубежной психологии § 2. Проблемы психологии развития в отечественной науке 54 § 3. Проблемы возрастной периодизации психического развития в отечествен­ной психологии Литература
 

63 75

План-задание для самостоятельной работы 76

Г л а в а III. ПСИХОЛОГИЯ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО Д Е Т С Т В А 78

Психология ребенка раннего возраста 78

Психологическое развитие в дошкольном возрасте 83

§ 3. Психологические вопросы готовности ребенка к обучению в школе 93

Литература 105

План-задание для самостоятельной работы 106

Глава IV. ПСИХОЛОГИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 122

§ 1. Личность младшего школьника 122
§ 2. Эмоционально-волевая сфера личности младшего школьника 127
§ 3. Особенности познавательной и учебной деятельности младшего школь­
ника 132
Литература 142
План-задание для самостоятельной работы 143

Г л а в а V. ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКА И С Т А Р Ш Е Г О ШКОЛЬНИКА 171

Социальная ситуация развития: 171

Особенности личности и межличностных отношений 178

§ 3. Особенности учебной деятельности 186
§ 4. Некоторые особенности психосексуального развития и полоролевого

Поведения школьников 191

Литература 194

План-задание для самостоятельной работы 195

Г л а в а VI. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Ч Е Л О В Е К А

В ПЕРИОДЫ ВЗРОСЛЕНИЯ, ЗРЕЛОСТИ, СТАРЕНИЯ 219







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.