Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Учитель и школьная психологическая служба







лективного метода изучения учащихся с целью их всестороннего исследования и выбора адекватного пути дальнейшей работы с ним. Для повышения эффективности педконсилиумов надо выра­ботать единую позицию всех участников его осуществления и кон­кретную задачу каждого в его реализации.

Задача ПСИХОЛОГА в педагогическом консилиуме заключа­ется в оказании помощи учителям при оценивании интеллекту­альных и личностных качеств ученика, демонстрации сложности и неоднозначности проявлений в его поведении, отношениях, адекватности самооценки, мотивации, особенностей познаватель­ных интересов, эмоционального настроя. Особенно существенным для психолога является анализ процесса школьной адаптации каж­дого конкретного класса или учащегося, выяснение фактов, при которых формируются благоприятные условия адаптации. Психо­лог должен стремиться привлекать внимание учителя к психичес­кому развитию ученика и пробиться сквозь «стену» установки учи­теля по отношению к данному ученику, классу. Важно про ">удить у педагога сомнения в целесообразности категоричной оценки уча­щегося и класса и в выборе однозначных педагогических воздей­ствий. Ученик не может быть плохим или хорошим, он такой, какой есть, и все взрослые, взаимодействующие с ним, должны его в чем-то поддержать, что-то помочь исправить.

Задачи УЧИТЕЛЯ в педагогическом консилиуме:

сообщить результаты своих наблюдений за реальным поведе­нием учащегося, а также о событиях, вызывающих тревогу;

пересмотреть свою категоричную оценку класса или ученика под влиянием психолога;

составить совместно с психологом план поэтапной работы с учащимся, классом.

На педагогическом консилиуме может рассматриваться ши­рокий круг проблем, связанных с дифференцированным обуче­нием, созданием классов с углубленным преподаванием каких-либо предметов, классов коррекции и т.д.

Возможны несколько форм организации и проведения педа­гогического консилиума с участием школьного психолога1.

Первая форма — совещание, на котором обсуждаются резуль­таты совместного конкретного исследования по выделенной ра­нее проблеме с целью определить диагноз и методы дальнейшей

1 См.: Пахальян В.Э. Работа психолога при подготовке и проведении педагогического консилиума // Вопросы психологии. 1998. № 4. С. 86—90.



Глава X. Практическая психология образования


работы. При такой форме происходит научно обоснованное опре­деление особенностей развития личности учащегося (ученическо­го коллектива), стратегии и тактики педагогической работы, кон­кретных методов педагогического воздействия (или взаи­модействия) в рамках конкретной проблематики. Чаще всего это «трудные» учащиеся, классы. Основными результатами совмест­ной работы психолога и педагога должны стать: 1) рождение на­учно обоснованного представления об изучаемом ребенке, кол­лективе; 2) изменение тех стереотипов, которые зачастую иска­жают реальное лицо ученика, класса; формирование у участников таких важных качеств, как психологическая зоркость, научный стиль мышления, диалектичность в понимании и оценке изучае­мых феноменов.

Вторая форма — совместное обсуждение конкретных программ, необходимых для осуществления воспитательной, развивающей, коррекционной работы. Эта форма теснейшим образом связана с первой. При организации и проведении такого консилиума школь­ный психолог выступает чаще всего как эксперт в таких аспектах работы, как:

а) соответствие выбранных методов работы с учащимися,
ученическим коллективом психологическим принципам и зако­
нам развития;

б) соответствие содержания коррекционной, развивающей,
воспитывающей программ возрастным и индивидуальным особен­
ностям развития личности ребенка (ученического коллектива);

в) соответствие выбора исполнителей этих программ, их пси­
хологических характеристик тем особенностям развития личности
ребенка, ученических коллективов, которые являются предметом
коррекции;

г) объективность критериев развития личности учащегося,
ученического коллектива, по которым будет определяться эффек­
тивность данной коррекционной (развивающей, воспитывающей)
программы.

Третья форма — это совместное обсуждение концепции, стра­тегии и тактики развития всего педагогического коллектива дан­ной школы или отдельных его структурных элементов в данных конкретных условиях (с учетом специфики кадрового состава, кон­тингента учащихся, материальной базы и других сторон жизни школы, которые оказывают влияние на конечный результат рабо­ты педагогического коллектива).


§ 3. Учитель и школьная психологическая служба



Литература

1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 2000.

2. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.М., Васильева И.Л. Ра­бота психолога в начальной школе. М., 2001.

3. Быков П.В., Шульга Т.И. Психологическая служба в учреждениях социально-педагогической поддержки детей и подростков: Учеб. пособие. М.,2001.

А. Вагин Ю.Р. Профилактика суицидального и аддиктивного поведе­ния у подростков. Пермь, 1999. 103 с.

5. Варначева Л.В., Гусева Т.А., Джузенова Р.Б. и др. Школьные пробле­мы глазами психолога. М., 1998.

6. Видра Д. Помощь разведенным родителям и их детям: от трагедии к надежде. М, 2000. 224 с.

7. Вильчинская Т.П. Психологические проблемы дезадаптации детей младшего школьного возраста. М., 2000.

8. Возможности практической психологии в образовании. Вып. 2 / Под ред. Н.В. Пилипко. М., 2000.

9. Гильбух Ю.З. Учитель и психологическая служба школы. Киев, 1993.

 

10. Гордеев В., Александрович Ю. Методы исследования развития ре­бенка: Качество жизни (QOL) - новый инструмент оценки развития детей. СПб., 2001.

11. Гуткина Н.И. Несколько случаев из практики школьного психо­лога. М., 1991.

 

12.Детская практическая психология: Метод, разраб. / Сост. Ю.А. Афонь-кина. Мурманск, 2000. 30 с.

13.Детская практическая психология: Учебник / Под ред. Т.Д. Мар-цинковской. М., 2001. 255 с.

 

14. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. М., 2000.

15. Красило А.И., Новгородцев А.П. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении. М., 1995.

16. Маликова В.А. Теория и практика профессионального взаимодей­ствия психолога и педагога. Монография. Оренбург, 1999.

17. Овчарова Р.В. Практический психолог в начальной школе. М., 1996.

18. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учеб. пособие. М., 2000.

19.Психолог в учреждениях сиротского типа: опыт практической ра­боты. М., 2000.

20.Психолого-педагогическое обеспечение коррекционно-развиваю-щей работы в школе: Учеб. пособие. М., 1997.

21.Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологи­ческой службы / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 2000.

22. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образо­вании. М., 1995.

23. Родионов В.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе. Метод, рек. Ярославль, 2001.

24. Самоукина И.В. Практическая психология в школе. М., 1997.



Глава X. Практическая психология образования


25. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по професси­ональной ориентации. М., 2001.

26. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду: Учеб. посо­бие. М., 1998. 253 с.

27. Я работаю психологом... Опыт, размышления, советы / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1999.

ПЛАН-ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Используя методическую процедуру (гл. I, план-задание,
п. 1), осуществите самозачет по системе психологических понятий.

Педагогический консилиум, психокоррекционная работа, психо­
логическая служба школы, психологическая диагностика, психологи­
ческая профилактика, психологическое здоровье, психологическое кон­
сультирование, психологическое просвещение, социально-психологи­
ческий тренинг (СПТ).

2. Познакомьтесь с нижеприведенным текстом инструкции о
должностных обязанностях психолога системы образования и со­
поставьте основные обязанности и права специалиста.

/. В своей профессиональной деятельности психолог обязан:

1. Руководствоваться Законом Российской Федерации «Об об­разовании», законодательством Российской Федерации, меж­дународными и российскими актами об обеспечении защиты прав и развития детей, нормативными документами Министерства об­разования РФ и региональных департаментов образования, Поло­жением о психологической службе образования.

2. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в гра­ницах своей профессиональной компетенции. Не брать на себя решение вопросов, невыполнимых с точки зрения современного состояния психологической науки и практики, а также находя­щихся в компетенции представителей других специальностей.

3. Знать новейшие достижения психологической науки в це­лом, детской и педагогической психологии, практической психо­логии. Применять современные обоснованные методы диагности­ческой, развивающей, психокоррекционной, психопрофилакти­ческой работы. Цостоянно повышать свою профессиональную ква­лификацию.

4. Препятствовать проведению психопрофилактической, пси-хокоррекционной и других видов работ некомпетентными лица­ми, не обладающими соответствующей профессиональной под­готовкой.


План-задание для самостоятельной работы



5. В решении всех вопросов исходить из интересов ребенка, задач его полноценного психического развития.

6. Оказывать необходимую и возможную помощь работникам образования региона, администрации и педагогическим коллек­тивам учебно-воспитательных учреждений в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития детей, обеспечением индивидуального подхода к детям. Оказывать необходимую и возможную помощь детям в решении их индивидуальных проблем. Оказывать помощь родителям или заменяющим их лицам в решении их проблем как воспитателей. В решении всех вопросов учитывать конкретные обстоятельства и руководствоваться принципом «не навреди», т.е. принимать реше­ние и вести работу в формах, исключающих возможность нанесе­ния вреда здоровью, чести, достоинству детей, родителей, педа­гогов или третьих лиц.

7. Хранить профессиональную тайну, не распространять све­дения, полученные в результате диагностической, консультативной и других видов работ, если ознакомление с ними не является не­обходимым для осуществления педагогического, медицинского, социального или другого аспекта психокоррекционной, развива­ющей работы и может нанести ущерб ребенку или его окруже­нию.

8. Информировать работников отделов образования, админис­трацию и педагогические коллективы учебно-воспитательных уч­реждений о задачах, содержании и результатах проводимой им работы в рамках, гарантирующих соблюдение п. 7 настоящего до­кумента.

9. Вести запись и регистрацию всех видов работ по установ­
ленной форме.

//. Ответственность работника службы социально-пси­хологической помощи:

1. Психолог несет персональную профессиональную ответствен­ность за правильность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических, развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств, обоснованность дава­емых рекомендаций.

2. Психолог несет ответственность за сохранение протоколов обследований, документации службы, оформление их в установ­ленном порядке.

III. В своей профессиональной деятельности психолог имеет право:

1. Самостоятельно определять приоритетное направление ра-









Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.