|
Учитель и школьная психологическая службалективного метода изучения учащихся с целью их всестороннего исследования и выбора адекватного пути дальнейшей работы с ним. Для повышения эффективности педконсилиумов надо выработать единую позицию всех участников его осуществления и конкретную задачу каждого в его реализации. Задача ПСИХОЛОГА в педагогическом консилиуме заключается в оказании помощи учителям при оценивании интеллектуальных и личностных качеств ученика, демонстрации сложности и неоднозначности проявлений в его поведении, отношениях, адекватности самооценки, мотивации, особенностей познавательных интересов, эмоционального настроя. Особенно существенным для психолога является анализ процесса школьной адаптации каждого конкретного класса или учащегося, выяснение фактов, при которых формируются благоприятные условия адаптации. Психолог должен стремиться привлекать внимание учителя к психическому развитию ученика и пробиться сквозь «стену» установки учителя по отношению к данному ученику, классу. Важно про ">удить у педагога сомнения в целесообразности категоричной оценки учащегося и класса и в выборе однозначных педагогических воздействий. Ученик не может быть плохим или хорошим, он такой, какой есть, и все взрослые, взаимодействующие с ним, должны его в чем-то поддержать, что-то помочь исправить. Задачи УЧИТЕЛЯ в педагогическом консилиуме: сообщить результаты своих наблюдений за реальным поведением учащегося, а также о событиях, вызывающих тревогу; пересмотреть свою категоричную оценку класса или ученика под влиянием психолога; составить совместно с психологом план поэтапной работы с учащимся, классом. На педагогическом консилиуме может рассматриваться широкий круг проблем, связанных с дифференцированным обучением, созданием классов с углубленным преподаванием каких-либо предметов, классов коррекции и т.д. Возможны несколько форм организации и проведения педагогического консилиума с участием школьного психолога1. Первая форма — совещание, на котором обсуждаются результаты совместного конкретного исследования по выделенной ранее проблеме с целью определить диагноз и методы дальнейшей 1 См.: Пахальян В.Э. Работа психолога при подготовке и проведении педагогического консилиума // Вопросы психологии. 1998. № 4. С. 86—90. Глава X. Практическая психология образования работы. При такой форме происходит научно обоснованное определение особенностей развития личности учащегося (ученического коллектива), стратегии и тактики педагогической работы, конкретных методов педагогического воздействия (или взаимодействия) в рамках конкретной проблематики. Чаще всего это «трудные» учащиеся, классы. Основными результатами совместной работы психолога и педагога должны стать: 1) рождение научно обоснованного представления об изучаемом ребенке, коллективе; 2) изменение тех стереотипов, которые зачастую искажают реальное лицо ученика, класса; формирование у участников таких важных качеств, как психологическая зоркость, научный стиль мышления, диалектичность в понимании и оценке изучаемых феноменов. Вторая форма — совместное обсуждение конкретных программ, необходимых для осуществления воспитательной, развивающей, коррекционной работы. Эта форма теснейшим образом связана с первой. При организации и проведении такого консилиума школьный психолог выступает чаще всего как эксперт в таких аспектах работы, как: а) соответствие выбранных методов работы с учащимися, б) соответствие содержания коррекционной, развивающей, в) соответствие выбора исполнителей этих программ, их пси г) объективность критериев развития личности учащегося, Третья форма — это совместное обсуждение концепции, стратегии и тактики развития всего педагогического коллектива данной школы или отдельных его структурных элементов в данных конкретных условиях (с учетом специфики кадрового состава, контингента учащихся, материальной базы и других сторон жизни школы, которые оказывают влияние на конечный результат работы педагогического коллектива). § 3. Учитель и школьная психологическая служба Литература 1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 2000. 2. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.М., Васильева И.Л. Работа психолога в начальной школе. М., 2001. 3. Быков П.В., Шульга Т.И. Психологическая служба в учреждениях социально-педагогической поддержки детей и подростков: Учеб. пособие. М.,2001. А. Вагин Ю.Р. Профилактика суицидального и аддиктивного поведения у подростков. Пермь, 1999. 103 с. 5. Варначева Л.В., Гусева Т.А., Джузенова Р.Б. и др. Школьные проблемы глазами психолога. М., 1998. 6. Видра Д. Помощь разведенным родителям и их детям: от трагедии к надежде. М, 2000. 224 с. 7. Вильчинская Т.П. Психологические проблемы дезадаптации детей младшего школьного возраста. М., 2000. 8. Возможности практической психологии в образовании. Вып. 2 / Под ред. Н.В. Пилипко. М., 2000. 9. Гильбух Ю.З. Учитель и психологическая служба школы. Киев, 1993.
10. Гордеев В., Александрович Ю. Методы исследования развития ребенка: Качество жизни (QOL) - новый инструмент оценки развития детей. СПб., 2001. 11. Гуткина Н.И. Несколько случаев из практики школьного психолога. М., 1991.
12.Детская практическая психология: Метод, разраб. / Сост. Ю.А. Афонь-кина. Мурманск, 2000. 30 с. 13.Детская практическая психология: Учебник / Под ред. Т.Д. Мар-цинковской. М., 2001. 255 с.
14. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. М., 2000. 15. Красило А.И., Новгородцев А.П. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении. М., 1995. 16. Маликова В.А. Теория и практика профессионального взаимодействия психолога и педагога. Монография. Оренбург, 1999. 17. Овчарова Р.В. Практический психолог в начальной школе. М., 1996. 18. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учеб. пособие. М., 2000. 19.Психолог в учреждениях сиротского типа: опыт практической работы. М., 2000. 20.Психолого-педагогическое обеспечение коррекционно-развиваю-щей работы в школе: Учеб. пособие. М., 1997. 21.Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 2000. 22. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995. 23. Родионов В.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе. Метод, рек. Ярославль, 2001. 24. Самоукина И.В. Практическая психология в школе. М., 1997. Глава X. Практическая психология образования 25. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М., 2001. 26. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду: Учеб. пособие. М., 1998. 253 с. 27. Я работаю психологом... Опыт, размышления, советы / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1999. ПЛАН-ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 1. Используя методическую процедуру (гл. I, план-задание, Педагогический консилиум, психокоррекционная работа, психо 2. Познакомьтесь с нижеприведенным текстом инструкции о /. В своей профессиональной деятельности психолог обязан: 1. Руководствоваться Законом Российской Федерации «Об образовании», законодательством Российской Федерации, международными и российскими актами об обеспечении защиты прав и развития детей, нормативными документами Министерства образования РФ и региональных департаментов образования, Положением о психологической службе образования. 2. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции. Не брать на себя решение вопросов, невыполнимых с точки зрения современного состояния психологической науки и практики, а также находящихся в компетенции представителей других специальностей. 3. Знать новейшие достижения психологической науки в целом, детской и педагогической психологии, практической психологии. Применять современные обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной, психопрофилактической работы. Цостоянно повышать свою профессиональную квалификацию. 4. Препятствовать проведению психопрофилактической, пси-хокоррекционной и других видов работ некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой. План-задание для самостоятельной работы 5. В решении всех вопросов исходить из интересов ребенка, задач его полноценного психического развития. 6. Оказывать необходимую и возможную помощь работникам образования региона, администрации и педагогическим коллективам учебно-воспитательных учреждений в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития детей, обеспечением индивидуального подхода к детям. Оказывать необходимую и возможную помощь детям в решении их индивидуальных проблем. Оказывать помощь родителям или заменяющим их лицам в решении их проблем как воспитателей. В решении всех вопросов учитывать конкретные обстоятельства и руководствоваться принципом «не навреди», т.е. принимать решение и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести, достоинству детей, родителей, педагогов или третьих лиц. 7. Хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической, консультативной и других видов работ, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического, медицинского, социального или другого аспекта психокоррекционной, развивающей работы и может нанести ущерб ребенку или его окружению. 8. Информировать работников отделов образования, администрацию и педагогические коллективы учебно-воспитательных учреждений о задачах, содержании и результатах проводимой им работы в рамках, гарантирующих соблюдение п. 7 настоящего документа. 9. Вести запись и регистрацию всех видов работ по установ //. Ответственность работника службы социально-психологической помощи: 1. Психолог несет персональную профессиональную ответственность за правильность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических, развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций. 2. Психолог несет ответственность за сохранение протоколов обследований, документации службы, оформление их в установленном порядке. III. В своей профессиональной деятельности психолог имеет право: 1. Самостоятельно определять приоритетное направление ра- Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|