|
Глава X. Практическая психология образованияботы с учетом конкретных условий региона, учебно-воспитательного учреждения и т. п. 2. Самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов деятельности. 3. Требовать от вышестоящих инстанций создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей. 4. Отказываться от выполнения распоряжений руководителей органов образования, администрации региона, руководителей учебно-воспитательных учреждений в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессионально-этическим принципам или задачам его работы или не могут быть выполнены на основании имеющихся у него профессиональных умений и средств. 5. Знакомиться с необходимой документацией. 6. Обращаться с запросами в медицинские, правовые и другие учреждения. 7. Участвовать с правом совещательного голоса в работе различных медико-психолого-педагогических и других комиссий, решающих дальнейшую судьбу детей. В случае несогласия с решением комиссии (оставление на второй год, перевод в другую школу и т.п.) психолог имеет право донести свое особое мнение до сведения соответствующих инстанций. 8. Участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов работ, оценки их эффективности. 9. Проводить групповые и индивидуальные психологические 10.Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах и других изданиях. 11.Вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций, выступлений и пр. 12.Иметь учебную и факультативную нагрузку в соответствии с базовым образованием и психологической квалификацией. 13.Обращаться в случае необходимости через руководство службы с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с помощью детям (изменение режима работы родителей, санаторное обеспечение и т.п.). 14.Обращаться в соответствующие учреждения и ведомства по вопросам защиты прав и интересов детей. План-задание для самостоятельной работы 3. Используя материалы главы, рекомендуемую литературу и описание модели комплексной службы практической психологии в системе образования, подготовьте реферат по одной из тем: • «Практическая психология образования в России»; • «Общие тенденции развития психологической службы образования в различных странах мира»; • «Взаимодействие науки и практики в психологической службе образования»; • «Сочетание общих и специальных задач психологической службы в учреждениях образования разного типа (например, в детском саду, школе, лицее, колледже, интернате для детей, лишенных попечения родителей, и др.)». МОДЕЛЬ Комплексной службы практической психологии Юго-Западного территориального округа г. Москвы1 КОМУ ОКАЗЫВАЕТСЯ ПОМОЩЬ Психологический аспект: 1. Дети с проблемами обучения (отставание в развитии познавательных функций, нарушение мотивации в обучении, педагогическая запущенность). 2. Гиперактивные дети и дети с нарушениями внимания. 3. Дети с нарушениями речи. 4. Дети с личностными проблемами. 5. Дети с проблемами в семье (в том числе приемные дети, 6. Дети с о г р а н и ч е н н ы м и возможностями. 1. Учащиеся, исключенные и в ы б ы в ш и е из школ. 2. Безнадзорные дети. 3. Дети и подростки, состоящие на учете в милиции. 4. Токсикоманы и наркоманы. 5. Дети в кризисной ситуации. ЦЕНТР ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ «ЮГО-ЗАПАД» Центр педагогической реабилитации «Юго-Запад» создан в 1993 г. с целью повышения психологической защищенности детей и подростков, социально-психологической компетенции педаго-1 См.: Вопросы психологии. 1995. № 5. С. 147-156. Глава X. Практическая психология образования гов и родителей, поддержки и укрепления психического здоровья подрастающего поколения. Основными задачами Центра являются следующие: 1. Работа со школами по договору: • комплексная методико-психологическая диагностика развития детей и подростков, испытывающих трудности школьной адаптации; • индивидуально ориентированная коррекционно-развиваю-щая работа; • групповая работа с детьми и подростками, направленная на развитие навыков эффективного общения; • социологические исследования по проблемам взаимоотношений в системе «учение — ученик», духовный мир подростка и взаимоотношения в семье. 2. Консультативный прием детей и подростков, направленных • углубленная диагностика психического развития ребенка; • специализированная коррекционная помощь (педагог-психолог, игротерапевт, дефектолог, психоневролог, психотерапевт). 3. Помощь окружному методическому центру образования в про СТРУКТУРА ЦЕНТРА Психологический отдел Психологический отдел организует деятельность по диагностике и коррекции нарушений у детей, испытывающих трудности школьной адаптации; оказывает помощь педагогам и родителям в выборе адекватных методов обучения и воспитания. Специалисты проводят диагностику высших психических функций, познавательной деятельности, личностной сферы ребенка. Коррекция, направленная на компенсацию дефектов психического развития, проводится как индивидуально, так и в группах специалистами отдела (психолог, игротерапевт, педагог, дефектолог). На основании полученных данных проводится индивидуальная консультативная работа с родителями, учителями по вопросам возрастных особенностей ребенка, согласования типов обучения, преодоления школьной дезадаптации. Специалист по групповой работе с педагогами проводит занятия с целью повышения их межличностной и профессиональной компетенции. В отделе работают два психолога-педагога, нейропсихолог, патопсихолог, игротерапевт, дефектолог, специалист по групповой терапии. План-задание для самостоятельной работы Отдел социальной педагогики Специалисты отдела социальной педагогики проводят профилактическую работу со школьниками младшего и подросткового возраста с целью повышения их социально-психологической компетентности. Программа работы с подростками включает в себя следующие направления: 1. Групповая работа, направленная на развитие навыков эффективного общения и эмоциональной сферы. 2.Дискуссионные группы с целью расширения познавательной мотивации и выявления интересов, а также формирования критического отношения к социально вредным веществам и явлениям (алкоголь, наркотики, сексуальные излишества). 3.Индивидуальная консультативная работа. Профессиональное ориентирование. Помощь в создании жизненной стратегии, построении образа будущего, в выборе профессии. Социологические исследования включают сбор объективных данных по проблемам «учитель — ученик», «духовный мир подростка — ценностные ориентации», «взаимоотношения подростка в семье». В отделе работают четыре социальных педагога, один педагог-психолог и один социолог. Медицинский отдел Специалисты медицинского отдела проводят диагностику функционального состояния психического здоровья школьников, профилактику и коррекцию невротических, астенических и других болезненных состояний, включая обучение детей и родителей здоровому образу жизни. В отделе работают детский психоневролог, психотерапевт, массажист, нарколог. Методическое подразделение Совместно с окружным методическим кабинетом Центр осуществляет системную подготовку педагогов, психологов, социальных работников в области компенсирующего обучения, практической психологии и педагогической реабилитации детей и подростков. По мере возможности Центр обеспечивает этих специалистов учебно-методическими материалами. В подразделении работают методист по начальному звену обучения, специалист-консультант по компенсирующему обучению, педагог начального образования. Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|