Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Повседневное управление деньгами





ТСМ – есть процесс постоянный. Но самым постоянным из всех блоков ТСМ является рутинное ежедневное управление деньгами. Это прерогатива финансового директора, который дает распоряжение бухгалтерии о переводе денег на соответствующий счет какого-либо контрагента. Важность сбалансированного повседневного управления деньгами трудно переоценить. Перекосы в одну (агрессивную) или другую (вялую, инертную) сторону могут вызвать негативные последствия для компании в целом. Приведем несколько примеров.

1. Задержка платежей поставщикам может усложнить взаимоотношение с ними, что, в свою очередь, приведет к необходимости усиления контроля закупок и закупаемой продукции.

2. Из-за слишком агрессивной системы мер по сбору денег от клиентов можно утратить доверие покупателей.

3. Несвоевременность и недостоверность информации, содержащейся в финансовых отчетах, может привести к утрате доверия к финансовому отделу и привести к управленческим ошибкам на их основе.

Если происходит что-либо из перечисленного выше совместно с другими накладками и просчетами, то эффективность ТСМ в целом существенно снижается.

Ниже приведены основные задачи и проблемные вопросы, представляющие содержание повседневного управления деньгами:

  • оперативное бюджетирование дневных платежей,
  • ежедневные отчеты по денежным средствам,
  • рациональное погашение счетов к оплате,
  • выплата заработной платы и других вознаграждений работникам,
  • возмещение расходов (командировочных, представительских и т.п.),
  • использование системы электронных переводов,
  • использование кредитных карточек.

В процессе налаживания повседневного управления деньгами важно соблюсти два принципа:

а) в начале каждого дня необходимо твердо знать, кому и за что придется платить, и в конце каждого дня не менее твердо знать, кому и за что фактически уплачены деньги,

б) постараться избегать производить операции с наличными деньгами (банкнотами и монетами).

Необходимость оперативного бюджетирования была уже обоснована в предыдущих параграфах настоящего раздела. Оперативный дневной бюджет не носит подробного и исчерпывающего характера. Это – бюджет только денежных платежей, который сопоставляет все денежные поступления и выплаты, которые планируются на текущий день. Такой повседневный план составляется на основе общего бюджета предприятия (см. параграф 6) и формируется обычно в конце предыдущего дня. Еще раз подчеркнем невозможность повседневного управления деньгами в реальном масштабе времени и ценностей без высокопроизводительной учетной системы.

Не менее важной представляется система ежедневного отчета о состоянии денежных средств предприятия с тем, чтобы сопоставить ее результаты с планом.

Говоря о системе погашения кредиторской задолженности, следует иметь в виду два обстоятельства. С одной стороны, при регулярной задержке платежей репутация компании может быть безнадежно испорчена. С другой стороны, просроченная кредиторская задолженность является дополнительным источником денежных средств предприятия. Удивительно, но даже очень крупные компании нередко затевают игру со счетами к оплате. В большинстве случаев в бизнесе руководствуются золотым правилом делового мира, которое звучит достаточно цинично: “У кого есть деньги, тот и диктует свои правила”. Автор сам не раз попадал под жернова этого правила, когда по консалтинговому контракту на сумму $2000 крупное предприятие, имеющее месячный оборот около $20 млн., задерживало платеж более чем на месяц. Очевидно, истинное искусство финансового управления кредиторской задолженностью состоит в том, чтобы отобрать “правильного” кредитора и заплатить ему, и потянуть “неправильного” кредитора какое-то время, а может быть и вовсе не заплатить ему. В этом случае наши финансовые директора говорят “развести” кредитора. Самое главное состоит в том, что такая деятельность с позиций ТСМ не является противоречащей основным его принципам. Было бы странно ожидать, что ТСМ базировалась бы на библейских принципах.

Теперь кратко остановимся на втором принципе повседневного управления деньгами – по возможности избегать использования банкнот и монет. Представляется, что этот принцип очевиден, если не иметь в виду задачи, которые ставит перед собой предприятие, хотя бы частично работающее “в тени”. Многие отечественные предприятия, особенно из разряда крупных, постепенно переходят на выплату заработной платы с помощью депозитных карточек. Для возмещения представительских и командировочных расходов банки усиленно рекомендуют корпоративные депозитные и кредитные карточки. Использование “карточной” системы расчетов позволяет существенно экономить время и усилия работников в процессе повседневного управления деньгами.

Основная цель ТСМ – выигрыш во времени получения денег. Эта цель преимущественно достигается высокоавтоматизированной системой повседневного управления деньгами. Каждый практикующий финансист знает, что использование системы “банк – клиент”, основанной на электронной “выписке” платежных поручений, так называемых “платежек”, позволяет получить деньги в “тот же день”. Если при этом клиент обслуживается в том же банке, что и фирма, то деньги придут через два часа. Все это увеличивает оборачиваемость денег для обеспечения операционной деятельности, что позволяет высокоэффективно использовать деньги в процессе инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.

Выбор банка и работа с ним

Существуют две взаимодополняющие друг друга цели в работе с банком (или банками). Первая цель – обеспечить себя необходимым качественным и квалифицированным обслуживанием. В этой связи фирма должна выбрать для себя банк, сервис которого отвечал бы ее требованиям в части удобства. Вторая цель – постоянство доступа к краткосрочным кредитам. Известна шутка: банки всегда готовы предоставить Вам деньги, за исключением тех случаев, когда они Вам действительно нужны. В современных условиях всеобщего недоверия (банка к клиенту, а клиента к банку) рассчитывать иметь постоянный кредитный источник для покрытия краткосрочного дефицита бюджета достаточно сложно. Тем не менее, как было показано выше, необходимым условием эффективного бюджетирования является возможность использования краткосрочных кредитов, лучше всего в виде кредитной линии.

Тщательно взвешенный подход, понимание того, что обе стороны этого процесса должны иметь свою выгоду при обеспечении взаимодействия, требует дисциплины при отношениях “банк – клиент” и некоторых расходов, которые поддерживают эти отношения. В реальной практике нередко бывают ситуации, когда одна из сторон перехватывает инициативу, нарушая баланс паритетов прибыли. Используя свой временный перевес, она совершает сделку, несправедливую по отношению к другой стороне. С этого момента доверие во взаимоотношениях будет подорвано. В частности, если банк, не посоветовавшись с основными клиентами, повысит ставки оплаты за обслуживание, то его клиенты могут соответственно потребовать снижения процентных ставок краткосрочного кредитования. Банк, который не прислушивается к этим требованиям, может лишиться клиентов. И наоборот, если предприятие регулярно недоплачивает банку за обслуживание своих операций, банк вряд ли будет благосклонен к предприятию в тот момент, когда последнему потребуется краткосрочная ссуда сроком даже на 1 месяц.

В системе работы с банками в рамках ТСМ могут быть рассмотрены следующие проблемные области:

  • установление критериев, по которым выбирается банк,
  • постоянный мониторинг состояния банка, с целью обнаружения возможных негативных аспектов его деятельности, например, снижения ликвидности,
  • уменьшение расходов на банковское обслуживание,
  • проведение периодической сверки банковских счетов,
  • получение кредитной линии и ее поддержание,
  • периодическое размещение временно свободных денежных средств на срочные банковские депозиты.

Несмотря на многогранность взаимоотношения фирмы и банка, основное назначение системы ТСМ состоит в обеспечение покрытия временного дефицита денег, равно как и поиск удачного размещения временно свободных денежных средств.

 


 

5. Краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное финансирование деятельности предприятия: различия в видах финансирования; виды финансирования; определение наиболее выгодных источников финансирования; хеджирование (сопоставление по срокам) как вариант финансирования; стратегии финансирования деятельности компании.

 

Долгосрочное финансирование осуществляется в результате выпуска акций, облигаций (срок 10 лет и более), получения долгосрочного кредита.

Решение о долгосрочном финансировании формируется на основе политики предприятия в области структуры капитала (см. вопрос № 2), в области уровня финансового рычага, возможностей фирмы по привлечению капитала; от долгового потенциала компании (максимальной величины долгового (и прочего финансирования, предусматривающего постоянные платежи), которую фирма в состоянии обслуживать); от возможностей обеспечения долга, от условий, указанных в контрактах.

Комплекс источников постоянного долгосрочного финансирования и осуществление финансирования за счет «внутренних резервов» - путем реинвестирования прибыли компании формируют в результате осуществления политики в области структуры капитала и дивидендных выплат (см. вопрос № 3). Привлечение средств «извне» осуществляется за счет продажи новых выпусков акций и облигаций на рынке капитала.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.