Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ: ПРИЧИНА СМЕРТИ СРЕДИ НИХ КОЛДОВСТВО





 

Новая Зеландия была открыта в 1642 году А. Тасманом, а вторично, в 1769 году– капитаном Дж. Куком. Однако европейские поселения появились на островах лишь в XIX веке.

Коренные жители Новой Зеландии – маори. Их огромная физическая выносливость поразительна, но они могут умереть от болезни, вызванной колдовством. Сами маори таким образом квалифицируют причины своих смертей: 1) от духов (нарушение табу, магия и тому подобное); 2) на войне; 3) по естественным причинам (возраст); 4) от несчастного случая или самоубийство.

Случаи смерти от магии, а также вследствие предзнаменования многочисленны. Чаще всего смерть приходит в результате «смертного греха»; примечательно, что это выражение принадлежит самим маори. Бесчисленные описания механизма смерти обычно весьма подробны и имеют множество мифологических вариантов: душа становится тяжеловесной; она связывается веревками, сетями и узлами; она исчезает; она захватывается; она не единственное духовное начало, живущее в теле; она сталкивается с животным или вещью, которые захватывают тело или ее самое.

Колдовству у маори обучают в специальных школах – домах знаний. Поскольку письменности у маори не было, знания и опыт племени передавались устно. Наиболее важными были следующие предметы:

обрядность и особо священные мифы, которые могли быть известны лишь родоплеменной знати; исторические предания племени; искусство черной магии, колдовство.

 

КУЛЬТ КАРГО: КУЛЬТ ТАРО

 

Пришедшие в Океанию европейцы принесли с собой свое вероучение. Однако процесс христианизации проходил непросто и привел к возникновению так называемых синкретических культов: с одной стороны, христианство включило в себя многие верования, с другой – традиционные верования подвергались влиянию христианизации.

Таким синкретическим культом явился, в частности, культ карго (от английского cargo – вещь). Согласно этому вероучению, духи предков, Христос или Ягве посылают местным жителям европейские товары, причем на каждой вещи написано, кому именно. Но европейцы удаляют надписи и присваивают вещи себе. Вероучение обычно проповедует «пророк», уверяющий всех, что к нему явился Христос и поведал ему истину. Таким образом, «путь к карго» – это вероучение, в котором библейские персонажи и сюжеты переосмыслены в свете традиционных верований.

Культ карго обычно охватывает небольшой район, как правило, несколько соседних деревень. В деревнях вспыхивает восстание; люди убивают местных европейских резидентов, строят пристань или посадочную площадку и ждут корабль или самолет с карго.

Совершенно очевидно, что почву для культов карго подготовил колониальный режим, и это вероучение охватило все острова Океании.

Острова Тихого и Индийского океанов – странный и удивительный мир, где каменный век и первобытные верования соседствуют с современной цивилизацией; с аэропортов взлетают рейсовые самолеты, а в нескольких метрах от взлетной полосы те же самые островитяне вверяют свою жизнь в руки колдунов, которые могут не только вылечить их, но и убить.

 

 

УДИВИТЕЛЬНАЯ АФРИКА

 

Ex Africa semper oliquid novi.

Африка всегда преподносит что–нибудь новенькое.

Изречение древних

 

Африка известна была давно. В Библии ее называли страной, «осеняющей крыльями по ту сторону рек Ефиопских» (Исайя, XVIII, I). Об Африке упоминали многие древние авторы. Еще в V веке до н. э. Геродот описал в своей «Истории» Северную Африку и Древний Египет. Однако все, что удалено от побережья, долгое время оставалось тайной за семью печатями.

Причиной тому были природно–климатические барьеры, препятствующие продвижению вглубь континента. Благодаря этому Африка веками оставалась таинственной и загадочной. Фантастические рассказы населяли эту землю племенами великанов и карликов, чудовищными животными и невиданными птицами. В глазах белых Черый континент изобиловал золотом и несметными богатствами, внутренними морями, удивительными городами, редкостными сокровищами и… разнообразными формами магии.

Необычные природно–климатические условия не могли не наложить отпечатка на культуру каждого африканского народа. Решающую роль играли два фактора. Неподвластная человеку природа породила идею могущественного «духа Земли». А природноклиматические барьеры привели к тому, что африканские народы развивались в относительной изоляции от европейских стран и друг от друга. Последнее привело, в частности, к тому, что колдовство в Африке продолжает жить. И африканцы все еще частенько ходят к колдуну за советом и помощью, а древние святыни – пещеры, скалы, деревья – так же, как и раньше, окружены мистическим поклонением. Но самое удивительное: колдовство в Африке нередко оказывается действенным. Причем чары колдунов оказывают воздействие не только на суеверных африканцев, но и на скептически настроенных белых.

Похоже, в отличие от большинства народов других континентов, африканцы с магией на «ты».

 

АФРИКАНСКИЕ КОЛДУНЫ

 

Фигура африканского колдуна и по сей день остается загадочной и таинственной. Откуда берутся эти люди? Как становятся они колдунами?

Сами африканцы утверждают, что колдовство может передаваться по наследству или быть благоприобретенным. «Мамбила в Нигерии, как и некоторые племена в Камеруне и в бассейне Конго, считают, что колдовские способности передаются тремя путями: а) человек рождается колдуном и по мере возмужания к нему приходит осознание своей власти над людьми; б) откровение может снизойти в любой момент, тогда надо подчиниться этому призыву злых сил и выпить специальный напиток, чтобы получить статус настоящего колдуна; в) как и повсюду в Тропической Африке, силу колдуна можно купить, если выдать «хозяину» – колдуну (или обществу колдунов, если оно существует) душу близкого родственника по материнской линии, которая должна быть «съедена» новообращенным во время церемонии его приема». (Оля Б. Боги Тропической Африки. М., 1976, с. 150). У некоторых племен колдовству обучали специально, и даже существовали чуть ли не школы магии. А у бете с Берега Слоновой Кости (ныне Кот–д’Ивуар) колдовство является обычным явлением, и всякий человек в той или иной степени колдун. Особенно опасаются стариков, больных и вообще людей, обиженных природой.

Способность к колдовству обычно связывают с наличием определенной субстанции. Танзанийские ваньякуса верят, что колдовство заключено в желудке определенных людей и имеет форму «питона». Этот «питон» передается по наследству как от отца, так и от матери. Ребенок может «заразиться» колдовством от другого, родители которого имеют «питона в желудке». Согласно представлениям тура из Тропической Африки, у колдунов – леме – вирус зла пронизывает весь организм, но сосредоточен в крови, которая переносит необходимую жизненную субстанцию, называемую ниама. Именно эта ниама в результате какого–то сверхъестественного вмешательства овладевает волей ее носителя и заставляет его заниматься черной магией. Кроме того, в большинстве традиционных обществ колдовство связывают с женской сущностью. Особенно устрашающее впечатление производит менструальная кровь. Поэтому колдун всегда старается раздобыть эту кровь, чтобы использовать ее в магических целях.

В представлении африканцев существует несколько типов колдунов. Наиболее распространенный из них – пожиратель душ; у него есть двойник, который способен покинуть его тело и напасть на жизненную силу других людей. Некоторые пастушеские народы Анголы считают, что колдовство может вызвать смерть близкого родственника для того, чтобы душа умершего поддерживала все деяния покорившего ее человека. В это же верят ханья, баганда, овимбунду.

Африканское общество тщательно очерчивает круг обязанностей колдуна. Поле деятельности их огромно; это и разного рода предсказания, и лечение, и нанесение ущерба врагу – порча.

«Ваньякуса различают агрессивное и оборонительное колдовство. Первое приносит людям только зло, второе помогает избавиться от злых чар. Как верят африканцы, колдун действует обычно по ночам, выбираясь из своей земной оболочки и летая по округе в одиночестве или в компании. Наметив жертву, они влетают к ней в сон и начинают душить или «есть ее изнутри». Человек этот даже может проснуться и почувствовать присутствие колдовской силы, но поделать ничего не может. Если так будет продолжаться в течение нескольких ночей, человек заболеет или умрет, если, конечно, не обратится за помощью к «доброму» колдуну…

Огромной властью пользовались колдуны ибо. Под их присмотром совершались жертвоприношения в священных местах обитания духов. В зависимости от размера подношения объявлялся приговор. Вера в потустороннюю силу была незыблема, и колдуны всеми способами старались ее поддерживать. По приказу духов они насылали смерть на преступников и тех, кто осмеливался ослушаться воли богов. До сих пор можно слышать о загадочных смертях совершенно здоровых людей, на которых пали колдовские чары.

Как объяснить подобные явления с точки зрения современной науки? Надо признать, что пока еще механизм действия чар африканских колдунов не разгадан. Кто утверждает, что смерть наступает в результате самовнушения, кто говорит, что дело не обходится без неизвестных науке ядов, которые колдуны применяют с виртуозностью профессионального фокусника» (Асоян Б. Все еще удивительная Африка. М., 1986, с. 30–31).

Для африканцев колдуны представляют собой нормальное явление повседневной жизни. По сути, общество само сформировало этих людей, ибо в обстановке, царившей во многих африканских странах, колдун был единственным, кто мог оказать какую–то помощь. К колдуну шли, когда надо было помочь родственнику, попавшему в беду, избавить от недуга, отомстить могущественному врагу или узнать будущее.

Колдовство и магия в Африке не просто продолжают жизнь, они процветают. Более того, в определенные моменты колдовство как бы получает дополнительный импульс, с новой силой просыпаясь в умах даже образованных африканцев. Так, в Уганде во времена правления диктатора Иди Амина колдунов расплодилось великое множество. У самого президента, человека неграмотного, суеверного, свято верившего в свою исключительность, имелось несколько личных колдунов, выходцев из его родного племени какво, которое издавна имело сильную «колдовскую» репутацию.

Отношение правящих вождей к колдовству отличается некоторыми особенностями. Как правило, они твердо верят в колдунов и постоянно обращаются к оракулу, чтобы найти тех, кто колдует против них. У азаиде оракул вождя считается высшим авторитетом, который выполняет приговор по всем случаям колдовства, включая убийство, он также защищает от колдовства своих людей.

Колдовству в Африке приписывается абсолютно все. Э. Эванс‑Причард в книге «Колдовство, оракулы и магия у азанде» пишет: «Колдовство вездесуще. Оно играет свою роль в каждом акте жизнедеятельности азанде: в сельском хозяйстве, рыболовстве, охоте; как в домашней, так и в общественной жизни района и королевского двора; это важная тема духовной жизни, в которой она образует основу обширной панорамы, включающей оракулов и магов; отпечаток ее влияния несут на себе законы и мораль, профессиональные обычаи и религия; ее можно заметить в технологии и языке; в культуре азанде нет такой сферы, в которую бы она не проникла. Если болезнь поражает земляной орех, это колдовство; если охотник тщетно гоняется за дичью, это колдовство; если женщина трудолюбиво вычерпывает воду из пруда, а в награду получает лишь несколько маленьких рыбок, это колдовство; если термиты не выходят на поверхность, когда им нужно родиться, и холодная ночь проходит в бесполезном ожидании их полета, это колдовство; если жена сердится и не обращает внимания на мужа, это колдовство; если магический ритуал не достигает своей цели, это колдовство…» (Магический кристалл. М., 1994, с. 61). Точно так же относятся к колдовству и другие африканские народы.

Колдуны занимают важное место в традиционном африканском мышлении. Народные верования приписывают им самые невероятные способности. Так, бауле–анья, гуро и сенуфо верят, что их колдуны непрерывно вмешиваются в жизнь человека: превращаясь в хищников, нападают на заблудившихся в лесу людей; в виде грызунов и обезьян уничтожают посевы; вызывают болезни, вводя в тела своих жертв кусочки железа, камушки, стеклянные осколки, цепочки, кости и усы леопарда; набрасываются на печень какого–нибудь человека, обрекая его на верную смерть. В народном воображении у колдуна есть пара глаз на затылке, поэтому он видит все, что происходит сзади. На берегах Черной Вольты живут колдуны, которые, согласно поверьям, передвигаются на летучих мышах и, кроме того, способны превращаться в гиену и даже в камень, чтобы скрыться под землей. Тура уверены, что колдун может одновременно находиться в двух разных местах, превращаться в животное, делаться невидимым и летать по воздуху.

Любопытно, что взгляд на колдунов мало–помалу осовременивается: в сказаниях бете, например, колдуны передвигаются на мотоциклах и самолетах и даже используют управляемые ракеты!

Зато методы колдовства остаются вполне традиционными. Так, чтобы вызвать болезнь, колдуны у эбрие, дида, авикамов, живущих в лагунах Берега Слоновой Кости, набрасываются на пораженные органы с помощью гвоздей, костей, зубов собаки, булавок, наконечников от стрел и игл дикообраза. Потом исцелители высасывают их из тел пациентов. Колдун не совершает ритуальных действий, не издает звуков и не обладает медицинскими познаниями. По сути, акт колдовства является психическим. «Душа колдуна может покинуть свою телесную оболочку в любое время дня и ночи, однако азанде считают, что колдун посылает свою душу на задание ночью, когда его жертва спит… Колдун лежит на своей постели и посылает душу своего колдовства похитить психическую часть организма своей жертвы, его мбисимо пасио, душу его плоти, которую он будет пожирать вместе со своими соратниками‑колдунами. Весь акт вампиризма является нематериальным: душа колдуна похищает душу жертвы… Человек заболевает, и вскоре он уже при смерти» (Магический кристалл, с. 39–41).

Несмотря на кажущийся вред, который наносят людям колдуны, в жизни африканцев проблема колдовства неотделима от общественного блага. В самом деле, наличие колдовства заставляет человека поверить в то, что он способен контролировать свое настоящее и будущее и влиять на ход жизни. Таким образом, колдовство становится своего рода регулятором общественной жизни: если происходит кризис морального, экономического или политического порядка, апелляция к колдовству, поиски и выявления колдуна и его наказание вносят облегчение. Иными словами, то, что европеец называет чувством общественной безопасности, у африканцев обеспечивается благодаря выявлению колдовства и уничтожению колдуна, его смерть восстанавливает общественное равновесие.

Манипулирование колдовскими силами происходит как бы в двух измерениях: в социальном и в личном.

Социальная терапия внутри одной общины происходит следующим образом: стихийные бедствия, несчастья, постигающие целые общины… народ приписывает колдовству вождей. Так, во всяком случае, мбугве объясняют несчастья экономического или массового характера. Грэй пишет: «В то же время эти верования укрепили существующую политическую структуру, так как они породили трения и вражду между группами, подчиняющимися разным вождям, тем самым сплотив каждую группу и укрепив солидарность ее членов. Весь комплекс верований находит выражение и в том, что вожди, несомненно, пытаются использовать эти верования для укрепления своей политической власти, увеличения размеров и силы находящихся под их властью групп…»

Так же многообразна была и индивидуальная терапия. Кагуру принадлежат к народам, которые считают, что никто не имеет права добиваться исключительной власти или богатства, а тот, кому это удается, несомненно, пользуется колдовством. «Зажиточных людей часто считают колдунами… Разбогатевший человек может быть опасен для других и сам окажется в опасности из–за применения колдовства, вольно или невольно он нарушает идеальное равновесие. Такие представления не только помогали улаживать противоречия, но и служили гарантией соблюдения социальных норм» (Дэвидсон Г. Африканцы. М., 1975, с. 120–123).

Итак, африканские колдуны, с одной стороны, противодействуют жизненным интересам общества, с другой – выступают гарантом того же общества.

 

ОПАСНАЯ ПРОФЕССИЯ

 

Африканцы тщательно скрывают свои контакты с колдунами. Во–первых, традиция обязывает искать совета у колдунов тайно, особенно если дело касается враждебных действий злых духов, насланных врагом. Во–вторых, к этому обязывает и принадлежность к христианской религии, хотя в большинстве своем формальная. В–третьих, в Африке столько раз устраивались гонения на колдунов, что те сами предпочитают держаться в тени. Колдун – профессия опасная. С одной стороны, без колдунов никак не обойтись, с другой – колдунов боялись, ведь они могли не только защитить, но и нанести вред. А потому с колдунами безжалостно расправлялись.

Так, в 1981 году в Зимбабве муж в сопровождении родственников и друзей закопал живьем в землю свою 60–летнюю жену. Причиной жестокой расправы послужило обвинение женщины в колдовстве. Супруг получил 16 лет тюрьмы по обвинению в ритуальном убийстве. И этот случай не единичен.

В 1982 году полиция Сьерра–Леоне сбилась с ног в поисках убийц семерых женщин. У всех жертв были вырезаны различные части тела, которые используются местными колдунами для приготовления «джуджу» – магических средств. Газеты писали, что все убийства были совершены сразу же после начала избирательной кампании по выборам в парламент. Не было сомнений, подчеркивали журналисты, что некоторые кандидаты в депутаты решили прибегнуть к испытанному веками колдовству, чтобы победить на выборах. Вспоминали, что незадолго до этого случая в Сьерра–Леоне был приговорен к смертной казни бывший министр информации и радиовещания А. Казали, который участвовал в ритуальном убийстве беременной женщины.

Вера в злых духов и ведьм еще настолько сильна среди педи, что каждый, кого коснется палец колдуна, просто не может не признаться в преступлении, тем более, что в соответствии с местными верованиями человек может и не знать, что в него вселилась злая сила. Но в любом случае он должен погибнуть. Бежать бесполезно: приговоренный к смерти должен умереть. Лишь в редких случаях жертве удается остаться в живых. В той же деревне Болатлхакгоме Макгади Кекана, мать пятерых детей, была «опознана» как ведьма. «Я и не пыталась бежать, – сказала она позже. – Тогда сожгли бы моих детей. Я решила умереть ради их жизни. Но я попросила, чтобы моя виновность была подтверждена и другими колдунами. Это спасло мне жизнь. Другие колдуны убедили тех, кто осудил меня, что я не ведьма» (Асоян Б., с. 28–29).

Даже в настоящее время подобные сообщения приходят из Африки довольно часто.

Уничтожить конкретного колдуна не сложно. Гораздо труднее «извести» колдовство как таковое. Попытки такого рода предпринимались давно и неоднократно. Сжигались идолы – маски и скульптуры, служившие как бы посредниками во многих религиозных и магических обрядах.

Но эти меры не дали желаемого результата. Колдовство оказалось неистребимым.

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.