|
ЗНАХАРЬ И ТРАДИЦИОННАЯ МЕДИЦИНА
У многих народов знахарь отождествлялся с колдуном. И в этом была своя логика, так как при лечении больного использовались и магические средства, и народная медицина. Подготовка лекарей всегда была и остается делом серьезным. В прошлом люди этой профессии делились часто на две категории: одни лечили с помощью лечебных трав, другие – с помощью религиозных ритуалов. В настоящее время эти две ветви почти слились. И как в прошлом, так и в наши дни в глубинных районах Африки знахари проходят многолетний курс психологии, ведовства и наук о природе. «В первые годы обучения в оккультных «академиях» лесных чащоб Камеруна или Кот–д’Ивуара юные «питомцы чародеев» узнают о проявлениях и обличиях духов, но гораздо больше – о названиях и особенностях деревьев, кустарников, трав, животных, скал, рек, «посещаемых» духами. К концу четвертого года, после заучивания назубок азов мифологии, астрономии, ботаники и зоологии, ученик переходит на особый пищевой рацион, пьет только разрешенные «магические» напитки, моется в предписанных отварах или настоях растений. В последние три года учеников наставляют, как изготавливать талисманы гри–гри, «привлекающие» или «отталкивающие» порошки, сулящие удачу или крушение надежд влюбленным… «Выпускные экзамены» – заключительный барьер перед самостоятельной практикой. На рассвете в день последних испытаний чародеи–неофиты пускаются на поиски трав и листьев для волшебного эликсира. Найти их нелегко – надо чувствовать природу, знать, в каких уголках, на какой почве что растет, и тогда не прозеваешь редкую травинку. «Экзаменационное» зелье включает два вида листьев, несколько корешков, лиану, оскребки со старой грязной кухонной доски, лапы паука и смесь из 49 растений. В своей хижине юный знахарь перетирает все в деревянной ступе, раскладывает по семи мешочкам, сшитым из листьев семейства марантовых, и туго затягивает их побегами лианы. По окончании ритуала без пяти минут «магистр» отсекает жертвенным ножом голову петуху. Если птица падает на правый бок, жертва принята богами. Петуха прямо в перьях жарят на огне и съедают» (Корочанцев В. Бой тамтамов будит мечту. М., 1987, с. 30–31). Учеба трудна и длится от 7 до 10 лет. Во время подготовки лекарей важную роль играет соблюдение обрядов: ведь только через соответствующие обряды и связанную с ними технику погружения в транс и «разговоры с духами» проявлялось все величие унаследованных от предков знаний и законов. По традиции ремесло лекаря переходит от отца к сыну из поколения в поколение. Преемникам передают технику и формы обучения ремеслу, накопленный опыт, а также ритуальные алтари, стоя перед которыми полагалось обращаться к духам. У знахарей существует строгая иерархия. Среди них редко встречаются специалисты «широкого профиля». Издавна принято деление по профессиям: герболисты, залинатели духов, провидцы, чародеи, костоправы, психиатры, акушеры. Если знахарь не может справиться с тем или иным заболеванием, он отсылает больного к своему «коллеге», являющемуся специалистом в данной области. Методы врачевания самые различные, включая мистические. Йенс Бьерре в книге «Затерянный мир Калахари» (М., 1964, с. 46–48) так описывает «медицинскую помощь» у бергдамов: «У тех бергдамов, которые живут в самых отдаленных уголках, сохранилось поклонение Камабу. Это бог, от которого зависит вся жизнь бергдамов, он распоряжается солнцем и дождем. От Камаба зависит, будет охота удачной или нет. Камаб – хозяин жизни и смерти. Лекаря племени приглашают к заболевшему бергдаму как человека, который представляет бога Камаба… В его честь готовят щедрое угощение. В первую очередь лекарю предстоит решить, не Камаб ли наслал болезнь. Угощение как раз и рассчитано на то, чтобы задобрить «медика». Но если, несмотря на угощение, он все‑таки приходит к выводу, что болезнь послана богом, все покидают больного, и он умирает в одиночестве… Если же лекарь сочтет, что виновники болезни – умершие родственники пациента, начинается лечение. Массируя больного, лекарь сгоняет болезнь в какую–либо часть тела, а потом выжигает ее горящей головней… Болезнь гибнет». Самое удивительное, что болезнь нередко и в самом деле излечивается. В чем тут секрет? Сами знахари говорят, что они исцеляют людей либо травами, либо обрядами, возбуждающими организм, восстанавливающими душевное равновесие больного. Ведь здоровье зависит от внутреннего состояния человека. Само понятие болезни в традиционном обществе отлично: болезнь – это не просто расстройство организма в результате недоедания или физической травмы, это нарушение жизненной гармонии, восстановить которую можно лишь специфическими традиционными методами. Что же такое традиционная медицина? Всемирная организация здравоохранения предлагает такое определение: «Совокупность всех знаний и опыта, поддающихся объяснению или нет, которые используются для диагноза, профилактики и устранения физической, умственной или социальной несбалансированности и которые опираются исключительно на практический опыт и наблюдения, передаваемые из поколения в поколение, будь то устно или в письменном виде». Таким образом, традиционная медицина неотделима от африканской культуры. Веками народы Африки, как и других континентов, изучали вопрос о жизни и смерти. Большинство не ведало причин, почему жизнь не может длиться бесконечно, и создавало методы, которые должны были ее продлить. Вера в то, что болезнь и смерть вызываются злыми духами, или богами, или черной магией, была очень сильна среди африканцев. Воображение превращало некоторые самые страшные болезни, такие как чума или оспа, в сверхъестественные существа, которые питались живыми людьми. По ночам, согласно верованиям, выходили они из своих подземных владений и хватали всех без разбору. Кроме того, согласно традиционным воззрениям, мир населен как живыми, так и умершими, связь между которыми постоянна и нерушима. Предки продолжают жить в человеке и влиять на его жизнь. В традиционных верованиях всегда есть высшее существо: оно правит судьбами всего мира, а на земле представлено различными прорицателями. Последние совершают жертвоприношения в его честь и устанавливают табу, нарушение которых карается болезнью, а иногда и внезапной смертью. Такого рода воззрения позволили африканцам выработать собственную систему предупреждения болезней из четырех основных элементов: 1) основанная на невежестве защита от болезни, несчастного случая или дурного глаза с помощью магических сил, таких как ношение священных амулетов, браслетов, поясов; 2) соблюдение табу; 3) соблюдение определенных норм гигиены; 4) иммунизация, в частности против укусов змей и насекомых. Весьма любопытна африканская фармокопея, включающая различные вещества растительного, животного и минерального происхождения. Это травы и растения, которые отпугивают насекомых, используются для приготовления противоядий, исцеляют болезни, такие как, например, ветряная оспа. Некоторые знахари удивительно профессионально лечат вывихи суставов и переломы, причем обходятся, естественно, без рентгена. Но особенно удивительны успехи в лечении некоторых видов психических заболеваний. Искусство традиционных лекарей основывается не только на прекрасном знании психологии своих пациентов. Лечение индивидуума носит «общественный», «групповой» характер. А. Дэвидсон (Африканцы. М., 1975, с. 131 –132) пишет; «Африканские методы лечения в значительной степени основаны на применении групповой терапии… являющейся лишь одним из особых аспектов их цельного образа жизни. Речь идет об образе жизни, при котором мысли, верования и действия индивидуума становятся достоянием всей общины. Страдает один человек, но его лечение носит общественный характер, хотя одновременно оно чисто индивидуально. Это становилось возможным не только потому, что общины были невелики, но и потому, что они умели превратить тревоги и беды индивидуума в объект свеобщей заботы и внимания с помощью открытых обрядов, которые обладали достаточной терапевтической силой, чтобы принести облегчение больному». Таким образом, традиционная медицина в Африке сочетает применение терапевтических средств, иногда очень эффективных, с психологическим лечением, основанном на особом мировоззрении пациента.
АФРИКАНСКИЕ ГАДАТЕЛИ
Прежде всего они – ясновидцы: «благодаря своему дару и повышенной чувствительности, благодаря поселившемуся в нем духу он может – иногда с помощью наркотиков – вступить в контакт с силами, управляющими судьбами людей, и вообще обнаруживать то, что скрыто от глаз людских. При этом гадателю часто приходится переступать границы общественной морали, но привилегия и заключается в том, что его деятельность никоим образом не подчиняется этическим правилам» (Оля Б., с. 155–156). Гадателем, колдуном и знахарем, как мы уже писали, может быть не каждый. Существуют свои методы определения гадателя. Часто это искусство передается по наследству от отца к сыну в качестве профессионального секрета. Бывает, что будущего гадателя выбирают по каким–либо особым признакам, которые трактуются как указания богов. Во многих случаях гадатель обнаруживает свой дар в состоянии транса: он выкрикивает непонятные слова, совершает безумные поступки, катается по земле, царапает лицо. Его ведут к алтарю, и если божество через оракула даст на то свое согласие, то его тут же признают прорицателем. Иногда кандидатов в гадатели подвергают страшным процедурам, чтобы проверить их моральную силу. Так, пигмеи привязывают будущего провидца лицом к трупу и помещают его в таком положении на три дня в яму. В районе Убанги будущего гадателя кладут в канаве на живот, руки привязывают к камешкам, закрывают корой и сухими листьями, а затем поджигают их; его освобождают только после того, как на теле появятся тяжелые ожоги. Однако помимо профессионалов гаданием в Африке занимаются главным образом рядовой человек и его семья; правда, им нередко бывает необходима помощь специалиста. И, пожалуй, нигде нет такого разнообразия технических средств гадания, как в Африке. Самый простой способ – делать предсказания на основе наблюдения за некоторыми явлениями природы. Рост молодых листьев баобаба, полет и крики птиц, передвижение пресмыкающихся – все это может иметь определенный смысл. Для ответа на более сложные вопросы прибегают к более совершенным методам, используя диких и домашних животных и различные хитроумные средства. Так, в охотничьих племенах будущее читается по внутренностям убитых животных. В Камеруне принято наблюдать за движением большого паука, которого считают одним из первых живых существ, появившихся в мире. Когда кто–нибудь находит в лесу нору паука, он расчищает место вокруг, обкладывает его камнями, накрывает листьями, веточками, располагая все в определенном порядке. Когда паук выходит из своей норы и начинает передвигаться, он, естественно, нарушает порядок расставленных предметов; по этим нарушениям и делают предсказания. Аналогичный метод гадания, только при помощи краба, существует у капсиков и матакамов на севере Камеруна. Некоторые гадатели специализируются в области толкования снов. Так, сенегальские мусульмане проводят ночи внутри мечетей, пользующихся славой в отношении пророческих сновидений, или поблизости от могилы святого, а наутро обращаются к прорицателю с просьбой объяснить значение того, что им приснилось. В данном случае толкование снов происходит по Корану. Зато гадатели из Северного Камеруна толкуют сны по принятым в обществе соответствиям: если беременной женщине приснилась лягушка, она родит сына, а если жаба, то дочь, и так далее. Часто гадание связано с водным обрядом по обеспечению урожая. У коно в Верхней Гвинее делают предсказания по тому, как течение священной речки уносит принесенного в жертву петуха. Широко практикуется геомантия – разбрасывание песка и других предметов на гладкой поверхности. Гадатели у тура разбрасывают ракушки каури на шкуре антилопы или барана. Но могут быть использованы и другие предметы. Так, например, в западной части Камеруна гадатели работают с помощью ракушек, зерен, косточек, бубенчиков, чешуек кожи ящериц, бус, клешней крабов, маленьких кристаллов. Гадатели у анья, бауле и в других группах народов акан часто используют маленькие кожаные шнурочки. Обычно их от 11 до 13 штук, к каждому прикреплен определенный атрибут. Гадатель бросает пучок этих шнурочков на шкуру барана и делает свое ' предсказание по тому, как они раскладываются. Ашанти в этих целях используют кнут из семи ремешков, а также магические зеркала, следят за масляными пятнами на земле, наблюдают за движениями на поверхности воды и за внутренностями принесенных в жертву животных. Их ясновидцы, употребив наркотики, пророчествуют перед могилами. Предсказывать будущее можно и по следам, которые оставляют на песке руки медиума во время транса. Нилоты используют звуковой метод гадания, прислушиваясь к звукам, которые производят зерна или камушки, помещенные в калебасу (тыквенный сосуд). Такой метод часто применяет население экваториальной Африки и Судана. Но особенно удивительны интуитивные методы гадания, связанные с культом предков и практикуемые медиумами. Так, в жизни баганда огромную роль играют духи умерших. Баганда верят, что дух человека обитает в его нижней челюсти. Если отделить ее от черепа, то дух последует за нею хоть на край света и там останется навечно при условии, что ему будут оказывать постоянное уважение. Существовали даже «фамильные» захоронения, где челюсти находились около тысячи лет. Такие останки считаются самыми дорогими в семье. Царские челюсти украшались разноцветными бусами и раковинами каури и бережно хранились с другими святынями. Духи мертвых, согласно поверьям, обладают такими же качествами, как и живые люди. Если относиться к ним с теплотой, то и они будут отвечать добром, если пренебрегать ими – жди беды. У каждого духа есть свои капризы: есть духи с хорошим характером, а есть и зловредные. Духи могут селиться в различных предметах, и поэтому надо остерегаться прикасаться к подобным вещам: во‑первых, кто знает, на какого духа наткнешься, а во–вторых, божественный предмет, как и само божество, является одновременно источником и добра, и опасности. У каждого божества имеется по одному медиуму – земному служителю. Им может быть как мужчина, так и женщина: бог сам выберет, в кого ему вселиться. Когда медиум готовится к откровению, он выкуривает священную трубку с девятью отверстиями и выпивает кружку пива, потом садится у священного огня и пристально смотрит на языки пламени, пока не впадет в транс. Тут же находится и толкователь его видений, который переводит на человеческий язык нечленораздельные звуки, издающиеся божеством, вселившимся в медиума. Примечательно, что гадания и предсказания играли важную роль в политике. Так, народ каранга, Зимбабве, поклонялся священной «птице богов». Из мыльного камня вырезались ее изображения, и от прикосновения жрецов она «оживала». После этого она могла говорить, но только жрецы понимали ее язык. И от толкования криков «птицы богов» зависели многие государственные решения. Как пишет Б. Дэвидсон (Африканцы, с. 87–88), «…мы имеем систему верований, которые носили характер обязательных законов общественной жизни, но одновременно и объясняли материальный мир и, как таковые, были основой рационального мышления. Когда жрец «жунгве» толковал крики Ширичены, то указания, которые он передавал правителю каранга, не были просто набором фраз или дикой выдумкой. Это были советы (ценность их, конечно, зависела от мудрости жреца), основанные на тщательном изучении реальной действительности. Жрец мог давать советы, только исходя из логически разработанных объяснений мира, в котором жил народ каранга. Как бы причудливы и экзотичны ни были методы, которыми жрец пользовался при составлении советов правителю, этот религиозный лидер выполнял важную задачу – охрану благосостояния и жизнеспособности общины. Поэтому его рекомендации были направлены на то, чтобы община сохранила «идеальное равновесие», установленное предками – теми, кто «научил людей, как жить» на этой земле. Хотя совет подавался в виде магических объяснений криков птицы, на самом деле он касался коренных социальных и культурных проблем данного момента». Таким образом, хотя гадание имеет свои особенности и выполняет свои функции, оно включается в общую систему традиционных религиозных верований и обрядов. А сам африканский гадатель – человек, владеющий очень разнообразными профессиями: он и фокусник, и практик–психолог, и медиум–ясновидец, а иногда ему приходится выступать и в роли политика.
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|