|
ПРИНЦИПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИЛогопедическая ритмика строится на общедидактических и специфических принципах. Рассмотрим их. Общедидактические принципы. Принцип систематичности предопределяет последовательность изложения материала всего курса логопедической ритмики, соотнесение теоретических положений и их практическую разработанность, определяет раскрытие тем курса и распределение материала внутри них. Этот принцип является обязательным и для всего логопедического и логоритмического комплекса мероприятий, используемых в отношении лиц с различной речевой патологией. Систематичность и постепенность заключается в непрерывности, регулярности, планомерности кор-рекционного процесса, определенного для развития, воспитания и перевоспитания тех или иных функций при различных речевых расстройствах (двигательной сферы, мимических мышц, тонкой произвольной моторики, слухового внимания, речевого слуха, просодических компонентов речи и т. д.). Систематическое ежедневное выполнение в определенное время различных по своему характеру логоритмических упражнений (утренняя дыхательно-голосовая зарядка с движениями, упражнения на релаксацию, пение гласных и коротких песенок, упражнения на сочетание ритма движений и речи и т. п.) приучает детей и взрослых к установленному щадяще-оздоровительному режиму. Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме и психомоторике происходит положительная перестройка различных систем, например сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, речедвигательной, сенсорной и др. Логоритмическая коррекция требует повторения вырабатываемых двигательных навыков. Только при многократных систематических повторениях образуются здоровые двигательные динамические стереотипы. Для эффективного повторения необходимо усвоенное сочетать с новым, чтобы процесс повторения носил вариативный характер: изменение упражнения, условий выполнения, разнообразие приемов, различия в содержании занятий. Вариативность упражнений вызывает ориентировочно-исследовательский рефлекс, интерес, эмоции, внимание. Включение новых раздражителей в выработанный динамический стереотип следует производить без резких изменений, при условии соблюдения постепенности. Принцип сознательности и активности опирается на сознательное и активное отношение ребенка, взрослого (в отношении заикающихся детей, начиная со школьного возраста) к своей деятельности. Самостоятельная, активная деятельность ребенка находится в зависимости от возникающего интереса к предлагаемому заданию, сознательного его восприятия, понимания цели и способа выполнения. Активность детей дошкольного возраста на логоритмических занятиях стимулируется эмоциональностью педагога, образностью музыки, различными играми или игровыми правилами и упражнениями. В школьном и взрослом возрасте, помимо этого, используются прямые инструкции по развитию активности при выполнении движения (команды, элементы соревнования, поощрение и т.п.). Принцип наглядности в логопедической ритмике осуществляется путем безукоризненного практического показа движения педагогом — непосредственной зрительной наглядности, рассчитанной на конкретное представление движения, правильное двигательное ощущение и желание воспроизведения. Это непосредственная наглядность. Опосредствованная наглядность вступает тогда, когда необходимо пояснить отдельные детали и механизмы движения, которые скрыты от непосредственного восприятия (например, использование кинофильмов, графиков движений, магнитофонных записей музыкальных произведений в работе со взрослыми заика- ющимися, больными афазией). Большое значение имеет взаимосвязь наглядности и образного слова, которое связано с двига-! тельными представлениями и вызывает конкретный образ движения, i Принцип доступности и индивидуализации предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей лиц с речевыми ] нарушениями. Оптимальная мера доступности определяется соответствием! возрастных возможностей лиц с речевыми расстройствами, их] двигательными возможностями, влиянием речевого нарушения на личность ребенка (взрослого) и степенью трудности заданий. Одним из условий доступности является преемственность и) постепенность в усложнении двигательных, речевых и музыкальных! заданий. Практически это достигается правильным распределе-i нием материала на занятиях в течение коррекционного курса. При1 постепенном усвоении больными различных словесно-музыкально-1 двигательных координации и преодоления трудностей у людей \ развивается сама способность координации и совершенствуется' вся двигательная и речедвигательная система. Повышение требований тогда приводит к положительным результатам, когда связан- j ные с ними нагрузки посильны пациенту, не превышают функцио-1 нальных возможностей организма, т. е. соответствуют возрастным и] индивидуальным особенностям. Необходимым условием для соблюдения принципа индивидуали-] зации является предварительное выяснение характера патологи- ] ческого процесса — этиопатогенетическое, симптоматическое, | диагностическое обследования, а также уточнение реабилитацион-* ного потенциала занимающегося. Индивидуальный подход предпо-] лагает также учет типа высшей нервной деятельности, возраста, 1 пола, профессии, двигательного статуса. Принцип постепенного повышения требований определяет по-; становку перед занимающимся все более трудных новых заданий: j двигательных, музыкальных, словесных. В процессе выполнения] этих упражнений расширяется и обогащается объем двигательных! умений и навыков, совершенствуются произвольная и речевая] моторика, нормализуется темп и ритм речи в соответствии с задан-] ным музыкальным темпом и ритмом. Переход к новым, более! сложным упражнениям должен происходить постепенно, по мере! закрепления формирующихся навыков. Требуется определенное время, чтобы произошли в двигательной сфере больного с речевыми расстройствами приспособительные перестройки, помогающие ему регулировать и речевую деятельность. Специфические принципы. Принцип развития предполагает развитие: личности человека с речевой патологией; самого патологического неречевого и речевого процессов; сохранных функциональных систем и те изменения, которые наступают в организме, двигательной сфере и речи человека с речевым расстройством. Принцип развития обусловливает одновременное осуществление в процессе двигательной деятельности умственного, нравственного, эстетического и сенсорного воспитания. Принцип всестороннего воздействия обусловливает общее влияние на организм. Действуя в качестве неспецифической терапии, ритмические и логоритмические средства повышают общую тренированность организма, совершенствуют общие нервнорефлек-торные механизмы регуляции, создавая новые взаимоотношения между функциональными системами организма. Этиопатогенетический принцип объясняет дифференцированное построение логоритмических занятий в зависимости от причины и патогенеза речевого расстройства. Занятия по логопедической ритмике будут разными при различных нарушениях. Так, при заикании цель логоритмических занятий — коррекция моторных нарушений, воспитание внимания, тормозных установок, произвольного поведения, связи между речевой и общей моторикой и т. д. с соответствующими специфическими средствами воздействия на речь заикающегося; а при ринолалии — воспитание слухового внимания, дифференциация ротового и носового дыхания, снятие назализации и т. д. Принцип учета симптоматики определяет физические возможности людей с речевой патологией, ослабленность детей с заиканием, с общим недоразвитием речи, наличие параличей и парезов (или иной неврологической симптоматики) при алалии, афазии, дизартрии; частичную или средней степени выраженности ограниченность движений больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Принцип комплексности предполагает связь логопедической ритмики с другими медико-психолого-педагогическими воздействиями и основными видами музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, праздники и развлечения, танцевальное творчество, игра на музыкальных инструментах, в том числе детских инструментах). Например, на логоритмических занятиях с заикающимися следует опираться на те установки, которые они получили во время сеанса психотерапии и на логопедических занятиях, или использовать приближающееся к норме состояние мышечного тонуса детей с дизартрией после лекарственной или физиотерапии и т. д. Общедидактические и специфические принципы связаны между собой и определяют единство воспитания, развития и коррекции функциональных систем людей с речевыми расстройствами. Вопросы и задание 1. В чем сущность метода Э. Жак-Далькроза? 2. Какова роль ритмической гимнастики в становлении системы 3. Назовите особенности логоритмики. 4. Какова роль основных звеньев логоритмики в коррекционно- 5. В чем особенность специфических принципов логоритмики? ЧАСТЬ ВТОРАЯ СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ ГЛАВА ПЕРВАЯ МУЗЫКА И ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|