Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПРИНЦИПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ





Логопедическая ритмика строится на общедидактических и специфических принципах. Рассмотрим их.

Общедидактические принципы. Принцип систематичности пре­допределяет последовательность изложения материала всего курса логопедической ритмики, соотнесение теоретических положений и их практическую разработанность, определяет раскрытие тем курса и распределение материала внутри них. Этот принцип явля­ется обязательным и для всего логопедического и логоритмического комплекса мероприятий, используемых в отношении лиц с раз­личной речевой патологией. Систематичность и постепенность


заключается в непрерывности, регулярности, планомерности кор-рекционного процесса, определенного для развития, воспитания и перевоспитания тех или иных функций при различных речевых расстройствах (двигательной сферы, мимических мышц, тонкой про­извольной моторики, слухового внимания, речевого слуха, просо­дических компонентов речи и т. д.).

Систематическое ежедневное выполнение в определенное время различных по своему характеру логоритмических упражнений (утренняя дыхательно-голосовая зарядка с движениями, упражне­ния на релаксацию, пение гласных и коротких песенок, упражне­ния на сочетание ритма движений и речи и т. п.) приучает детей и взрослых к установленному щадяще-оздоровительному режиму. Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме и психомоторике происходит положительная перестройка различных систем, например сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, речедвигательной, сенсорной и др.

Логоритмическая коррекция требует повторения вырабатывае­мых двигательных навыков. Только при многократных системати­ческих повторениях образуются здоровые двигательные динамиче­ские стереотипы. Для эффективного повторения необходимо усвоен­ное сочетать с новым, чтобы процесс повторения носил вариативный характер: изменение упражнения, условий выполнения, разнообра­зие приемов, различия в содержании занятий. Вариативность упражнений вызывает ориентировочно-исследовательский рефлекс, интерес, эмоции, внимание. Включение новых раздражителей в выработанный динамический стереотип следует производить без резких изменений, при условии соблюдения постепенности.

Принцип сознательности и активности опирается на сознатель­ное и активное отношение ребенка, взрослого (в отношении заика­ющихся детей, начиная со школьного возраста) к своей деятель­ности. Самостоятельная, активная деятельность ребенка находится в зависимости от возникающего интереса к предлагаемому заданию, сознательного его восприятия, понимания цели и способа выполне­ния. Активность детей дошкольного возраста на логоритмических занятиях стимулируется эмоциональностью педагога, образностью музыки, различными играми или игровыми правилами и упражне­ниями. В школьном и взрослом возрасте, помимо этого, исполь­зуются прямые инструкции по развитию активности при выполнении движения (команды, элементы соревнования, поощрение и т.п.).

Принцип наглядности в логопедической ритмике осуществля­ется путем безукоризненного практического показа движения педа­гогом — непосредственной зрительной наглядности, рассчитанной на конкретное представление движения, правильное двигательное ощущение и желание воспроизведения. Это непосредственная наг­лядность. Опосредствованная наглядность вступает тогда, когда необходимо пояснить отдельные детали и механизмы движения, которые скрыты от непосредственного восприятия (например, использование кинофильмов, графиков движений, магнитофонных записей музыкальных произведений в работе со взрослыми заика-


ющимися, больными афазией). Большое значение имеет взаимо­связь наглядности и образного слова, которое связано с двига-! тельными представлениями и вызывает конкретный образ движения, i

Принцип доступности и индивидуализации предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей лиц с речевыми ] нарушениями.

Оптимальная мера доступности определяется соответствием! возрастных возможностей лиц с речевыми расстройствами, их] двигательными возможностями, влиянием речевого нарушения на личность ребенка (взрослого) и степенью трудности заданий.

Одним из условий доступности является преемственность и) постепенность в усложнении двигательных, речевых и музыкальных! заданий. Практически это достигается правильным распределе-i нием материала на занятиях в течение коррекционного курса. При1 постепенном усвоении больными различных словесно-музыкально-1 двигательных координации и преодоления трудностей у людей \ развивается сама способность координации и совершенствуется' вся двигательная и речедвигательная система. Повышение требо­ваний тогда приводит к положительным результатам, когда связан- j ные с ними нагрузки посильны пациенту, не превышают функцио-1 нальных возможностей организма, т. е. соответствуют возрастным и] индивидуальным особенностям.

Необходимым условием для соблюдения принципа индивидуали-] зации является предварительное выяснение характера патологи- ] ческого процесса — этиопатогенетическое, симптоматическое, | диагностическое обследования, а также уточнение реабилитацион-* ного потенциала занимающегося. Индивидуальный подход предпо-] лагает также учет типа высшей нервной деятельности, возраста, 1 пола, профессии, двигательного статуса.

Принцип постепенного повышения требований определяет по-; становку перед занимающимся все более трудных новых заданий: j двигательных, музыкальных, словесных. В процессе выполнения] этих упражнений расширяется и обогащается объем двигательных! умений и навыков, совершенствуются произвольная и речевая] моторика, нормализуется темп и ритм речи в соответствии с задан-] ным музыкальным темпом и ритмом. Переход к новым, более! сложным упражнениям должен происходить постепенно, по мере! закрепления формирующихся навыков. Требуется определенное вре­мя, чтобы произошли в двигательной сфере больного с речевыми расстройствами приспособительные перестройки, помогающие ему регулировать и речевую деятельность.

Специфические принципы. Принцип развития предполагает раз­витие: личности человека с речевой патологией; самого патоло­гического неречевого и речевого процессов; сохранных функциональ­ных систем и те изменения, которые наступают в организме, двигательной сфере и речи человека с речевым расстройством. Принцип развития обусловливает одновременное осуществление в процессе двигательной деятельности умственного, нравственного, эстетического и сенсорного воспитания.


Принцип всестороннего воздействия обусловливает общее влияние на организм. Действуя в качестве неспецифической тера­пии, ритмические и логоритмические средства повышают общую тренированность организма, совершенствуют общие нервнорефлек-торные механизмы регуляции, создавая новые взаимоотношения между функциональными системами организма.

Этиопатогенетический принцип объясняет дифференцированное построение логоритмических занятий в зависимости от причины и патогенеза речевого расстройства. Занятия по логопедической ритмике будут разными при различных нарушениях. Так, при заи­кании цель логоритмических занятий — коррекция моторных нару­шений, воспитание внимания, тормозных установок, произвольного поведения, связи между речевой и общей моторикой и т. д. с соот­ветствующими специфическими средствами воздействия на речь заикающегося; а при ринолалии — воспитание слухового внимания, дифференциация ротового и носового дыхания, снятие назализации и т. д.

Принцип учета симптоматики определяет физические возмож­ности людей с речевой патологией, ослабленность детей с заика­нием, с общим недоразвитием речи, наличие параличей и парезов (или иной неврологической симптоматики) при алалии, афазии, дизартрии; частичную или средней степени выраженности ограни­ченность движений больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Принцип комплексности предполагает связь логопедической ритмики с другими медико-психолого-педагогическими воздействия­ми и основными видами музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, праздники и развлечения, танцевальное творчество, игра на музыкальных ин­струментах, в том числе детских инструментах). Например, на логоритмических занятиях с заикающимися следует опираться на те установки, которые они получили во время сеанса психотерапии и на логопедических занятиях, или использовать приближающееся к норме состояние мышечного тонуса детей с дизартрией после лекар­ственной или физиотерапии и т. д.

Общедидактические и специфические принципы связаны между собой и определяют единство воспитания, развития и коррекции функциональных систем людей с речевыми расстройствами.

Вопросы и задание

1. В чем сущность метода Э. Жак-Далькроза?

2. Какова роль ритмической гимнастики в становлении системы
логоритмического воспитания?

3. Назовите особенности логоритмики.

4. Какова роль основных звеньев логоритмики в коррекционно-
воспитательном процессе?

5. В чем особенность специфических принципов логоритмики?


ЧАСТЬ ВТОРАЯ

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ

ГЛАВА ПЕРВАЯ МУЗЫКА И ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.