Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СФЕР И ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ЗАИКАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ





У взрослых заикающихся также имеются своеобразные особен­ности в нарушении моторики:

общая напряженность мышечной системы, особенно в процессе речи, усиливающаяся при наличии логофобии;

нечеткость координации движений;

расхождение в моторике и речи: или речь запаздывает, или речь опережает движение. Речь запаздывает тогда, когда задание надо выполнить после неожиданного сигнала: заикающийся не может вовремя произнести слово. Речь опережает движение у заикающихся с чрезмерным напряжением мышц, когда движение является для них неожиданным, неавтоматизированным;

уловки, вспомогательные движения;

неровность воспроизведения ритма: часть юношей и взрослых перед началом отстукивания ритмического рисунка дает торможение в кисти руки (тонус); другая — ряд предварительных добавочных, многократных движений, не доведенных до конца и улавливаемых только зрительно (клонус); третья группа дает вводный вспомо­гательный удар, аналогичный эмболофразии. Как правило, заикаю­щиеся выявляют задержку в начале ритмической фразы. В проти­воположность заикающимся тахилалики демонстрируют большую стремительность в воспроизведении заданий и отсутствие выдержки на продолжительных длительностях.

Заикающимся и тахилаликам замедление темпа движения дается сравнительно легче, чем замедление речевого темпа, поэтому моторный темп у них устойчивее речевого. Несомненна связь между темпом речи и темпом движения, так как при помощи медленных и плавных движений можно создать атмосферу спокойствия и об-легч-ить больному переход к плавной, слитной речи.

У этих пациентов отмечаются отклонения в интеллектуальных и психических процессах, а именно: неустойчивость внимания, па­мяти, легкая отвлекаемость. Им не всегда удается выполнение заданий, состоящих из разных движений, которые нужно выпол­нить одновременно. Они не могут запомнить большого числа дви­жений.

Можно выделить следующие типы заикающихся по состоянию моторики:

I тип. С быстрыми, беспокойными движениями, соответствующи­ми быстрой, торопливой речи. Движения не доводятся до конца, отмечается неточность движения, соответствующая невнятной речи с недостаточным открыванием рта и нечеткостью выражения. Этим заикающимся нужны коллективные задания, поочередные, сдерживающие неорганизованные порывы, упражнения на тормо­жение, преодоление автоматизма, на координацию движений со словом. Необходимо следить за педантичностью, четкостью движе­ний при выполнении заикающимися заданий.


II тип. С природной склонностью к быстрым движениям, но с
внутренней волевой силой. При большом внимании к себе дают
устойчивый темп. Интеллектуально развиты, владеют собой. При
выполнении заданий чувствуется большое сосредоточение внимания.
Необходимы упражнения на координацию движений, на преодоле­
ние автоматизма, на регуляцию мышечного тонуса.

III тип. Со средним темпом движений. Им свойственны большая
выдержка и спокойствие, хорошее внимание, память, высокая
ритмическая одаренность, четкие, свободные движения. Необходимы
упражнения с речью, поскольку хорошие моторные данные и ритмич­
ность могут быть использованы как регуляторы речевых недо­
статков.

IV тип. Со средним темпом движений. Наблюдается углова­
тость, напряженность, связанность, скованность. Отсутствует
четкость в координации, особенно в координированном движении
с речью. Они неловкие, с плохим ритмом, трудно понимающие
задания. В детском и подростковом возрасте отмечается педаго­
гическая запущенность. Необходима вся система ритмических и
логоритмических движений, особенно коллективные упражнения на
внимание, память, регуляцию мышечного тонуса, ориентировку в
пространстве и коллективе.

V тип. С медленным темпом движений. Движения вялые, свя­
занные, нудные, нет интенсивности выполнения, решительности,
наступательности. Для них нужны разнообразные контрастные
движения, а также чисто физкультурные упражнения — активизи­
рующие, подстегивающие, тонизирующие.

VI тип. С медленными, вялыми движениями в периоде ярко
выраженного депрессивного состояния. Походка замедленная, го­
лова опущена вниз, движения связанные или неестественно рас­
слабленные, внимание неустойчивое, память ослаблена. Необходимы
упражнения с музыкальным сопровождением, характер музыки
бодрый, мажорный, поднимающий эмоциональный тонус. Занятия
обязательно коллективные, чтобы коллектив увлекал за собой
больного.

У некоторых заикающихся подростков нарушения моторики свя­заны с отношением к речевому расстройству. У подростков с отсут­ствием фиксации на своем дефекте наблюдается преимущественно моторная недостаточность речевой функции без заметного влия­ния на личность в целом. У подростков, заметно реагирующих на речевой дефект, отклонения в психомоторике более выраженные. У заикающихся с целым рядом особенностей личности (мнитель­ность, подозрительность, преобладание угнетенного состояния, навязчивый страх, неверие в возможность излечения) отмечаются значительные расстройства психомоторики.

У взрослых заикающихся при различных нервно-психических расстройствах также имеются особенности нарушения речевой, общей моторики и поведения. Так, у больных при гиперстенической форме неврастении (без тахилалии) еще до возникновения заикания отмечаются быстрый темп произношения и своеобразные артику-


ляционные нарушения (частые остановки в речи, «захлебывания», повторения звуковых комплексов и слов). С появлением заикания отклонения в психомоторике усиливаются: заикающиеся стреми­тельно включаются в речь, при общении у них возникает чрезмерное возбуждение, двигательная расторможенность, убыстрение темпа произношения, нарушения просодии, обилие защитных приемов — эмболофразии в сочетании с быстрыми сопутствующими движе­ниями.

У заикающихся с тахилалией выявляются повышенные раздра­жительность, возбудимость, гиперактивность в поведении. Чрезмер­но быстрая речь, протекая на фоне общего возбуждения, преры­вается частыми непродолжительными судорогами и сопровождается двигательным беспокойством, множеством стремительных и некоор­динированных движений.

У заикающихся с гипостенической формой неврастении наблю­даются общая слабость, сниженная инициативность, робость, за­стенчивость, которые сочетаются со стойкими логофобиями и доми­нирующими мыслями о заикании. Для преодоления коммуникатив­ных затруднений заикающиеся используют своеобразные по форме выражения защитные приемы: медленные и вялые движения, чрез­мерное расслабление во время речи, сгорбленную осанку, одно­образные, невыразительные позы. Темп речи у большинства мед­ленный, сила голоса слабая, артикуляция вялая, произношение невнятное.

У заикающихся с органо-невротическим синдромом задержка в психомоторном и речевом развитии обусловлена органической недостаточностью мозга. Особенности заикания связаны и со стой­кими личностными изменениями: эмоциональной слабостью, эффек­тивностью, с инертностью нервно-психических процессов. Во время речи отмечается чрезмерное напряжение в общемоторной сфере.

Особенности в нарушении психомоторики у взрослых заикаю­щихся имеются и при других нервно-психических расстройствах: психастении, при неврозе навязчивых состояний, истерии.

У взрослых заикающихся с невротическим заиканием мышечный тонус слегка снижен по невротическому типу, движения координи­рованы и плавны. Выполнение тонких проб при исследовании ораль­ного праксиса не вызывает выраженных затруднений. Жесты, мимика и пантомимика эмоционально окрашены. Заикающиеся понимают словесные инструкции по выполнению двигательного задания с первого предъявления и хорошо их удерживают. Отме­чаются самостоятельное исправление ошибок при выполнении двигательной программы и хорошая двигательная обучаемость. Музыкально-ритмические способности развиты достаточно высоко. Органы артикуляции обнаруживают полную сохранность и доста­точную подвижность при нормальном звукопроизношении. Одно­временно с этим выявляется недостаточный уровень статической выносливости, недоведение элементов движений до конца, некото­рая вялость и повышенная утомляемость, а также вялость и сни­жение диапазона движений органов артикуляции. В целом в мо-


торной сфере пациентов с невротическим заиканием нет диссо­циации: все компоненты связаны между собой и развиты пропор­ционально, расстройства в двигательной сфере функциональны.

Картина двигательной недостаточности при неврозоподобном заикании полиморфна. Она отражает как недоразвитие, так и раз­ные степени зрелости церебральных уровней организации движений. У больных с неврозоподобным заиканием мышечный тонус неустой­чив, движения характеризуются напряженностью и несоразмер­ностью, наблюдаются нарушения согласованной координации дви­жений рук и ног, обилие синкинезий. У многих выявляются неточ­ности при воспроизведении двигательной программы и низкое качество выполнения проб на динамический праксис, особенно в артикуляционной и мимической моторике. Помимо затруднений при запоминании серий последовательных движений отмечается инерт­ность двигательных актов, не позволяющая больным быстро пере­ходить от одной серии движений к другой. У большинства заикаю­щихся имеются нарушения при воспроизведении и удержании темпа и ритма, низкий уровень развития музыкального слуха. Только у части больных выявляется полная сохранность музыкаль­но-ритмических способностей. Все заикающиеся не могут само­стоятельно исправить ошибки, словесная инструкция для них не­достаточна и опорой в обучении являются наглядные примеры. В наиболее тяжелых случаях больные испытывают трудность в разноименной координации верхних и нижних конечностей, спонтан­но переходя на одноименную координацию. Положительная дина­мика у заикающихся этой группы существенно ниже, особенно в состоянии мимической моторики и музыкально-ритмических способ­ностей. В целом при неврозоподобном заикании имеется диссо­циация развития разных компонентов моторики.

Своеобразные нарушения моторики у заикающихся любого воз­растного диапазона требуют для своей коррекции комплексного воздействия, в состав которого обязательно должны входить сред­ства логоритмики и музыкально-ритмического воспитания.

СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ЗАИКАЮЩИМИСЯ

На логоритмических занятиях с заикающимися целесообразно проводить следующие упражнения и игры:

вводные упражнения;

упражнения и игры для развития мимики лица и орального праксиса;

упражнения и игры для развития слухового внимания и памяти, зрительного внимания и памяти;

упражнения и игры для развития ориентировки в пространстве и чувства ритма;

упражнения и игры для развития подражательности;

творческие, сюжетно-ролевые, подвижные игры, творческие этюды для развития волевых качеств, активности, самостоятель­ности, инициативы;


упражнения, подвижные игры с правилами для развития общей моторики, моторики рук, кисти, пальцев;

упражнения и игры с пением, хороводы, игры-драматизации с музыкальным сопровождением для развития просодии речи;

упражнения, игры, этюды для развития воображения, творческих способностей;

• упражнения и игры для развития музыкальной памяти и музы­кального творчества;

заключительные упражнения;

инсценировки, утренники, развлечения, праздничные выступле­ния (для детей), вечера юмора, пантомимы, концерты и т.п. (для взрослых).

Средства логопедической ритмики в коррекционной работе с заикающимися способствуют, и даже в большей степени, чем чисто логопедическая работа, нормализации темпа и ритма общих и речевых движений, просодии речи. Двигательные, музыкально-двигательные, музыкально-речевые, ритмические, речевые без му­зыкального сопровождения, двигательно-речевые упражнения и игры воспитывают статическую и динамическую координацию дви­жений, способность управления мышечным тонусом, продолжитель­ность выдоха, мягкую атаку голоса и другие компоненты просодии. Нормализация двигательной сферы заикающегося помогает ему перестроить отношение к общению, к участнику коммуникации, к окружающей среде и к своему речевому нарушению. Эта пере­стройка обусловлена теми положительными чертами характера и поведения, которые появляются у заикающегося в процессе кор­рекции психомоторики, а именно: уверенность в движениях, управ­ляемость ими, инициатива в общении, самостоятельность в раз­решении двигательных и речевых трудностей, активность в деятель­ности, переориентация в значимости жизненных ситуаций в связи с перестройкой отношения к речевому дефекту и т. п.

Занятия логопедической ритмикой следует увязывать с работой логопеда и располагать логоритмический материал в течение учебно­го года сообразно выполнению логопедической программы. Так, в периоды обследования, ограничения речи (режим молчания, ше­потной речи) на занятиях логоритмикой отрабатываются слитность, плавность, переключаемость движений. Предлагаются упражнения в ходьбе, на координацию, на развитие памяти, внимания и т. п. С периода воспитания сопряженного произношения даются зада­ния с речью, в которых также отрабатывается плавность и слитность произношения, темп движений, выразительность, эмоциональность.

Логоритмические занятия проводятся с заикающимися детьми, начиная с 2—3 лет. Им предлагаются несложные роли в сюжетно-ролевых играх: роли мамы, зайчика, птички и т. д. В подвижные игры не включаются большие коллективные построения. С воз­растом игры усложняются. Дети строятся в маленькие круги, затем в большой круг. В работе с маленькими заикающимися следует избегать муштровки, не требовать от них точного выполнения под музыку ритмичных движений Для детей 2—3 лет нужно подбирать


стихотворения, песни, четкие по ритму движений. Чтобы сделать занятия интересными, надо большинство упражнений предлагать в игровой форме. Педагог должен учитывать, что дети по-разному включаются в игровые ситуации, например заикающиеся младшие дошкольники с заторможенной, скованной моторикой с трудом переходят к новому упражнению или игре, им легче даются усвоен­ные стереотипы движений, поэтому у педагога должны быть ва­рианты каждой игры. Необходимо вводить в занятие момент сво­бодной, увлекательной, веселой беготни, лазанья, смешной забавный эпизод.

В логоритмической работе с заикающимися детьми, подростка­ми и взрослыми можно выделить следующие разделы:

I раздел. «Воспитание медленного темпа и плавных движений».
Упражнения на расслабление и напряжение мышечного тонуса;
воспитание объема внимания и памяти; одновременность и коорди­
нацию движений; торможение; на реакцию с выбором и преодо­
ление автоматизма, например, заикающиеся маршируют по кругу:
на «раз» останавливаются, на «два» идут спиной назад, на «три»
поворачиваются и идут в обратную сторону, на «четыре» идут к
центру и назад. Сигналы даются вразбивку: слуховые и зрительные.

Упражнения в спокойном темпе с ярко выраженным моментом коллективизма, например, по очереди придумывают движения для рук. Все фиксируют внимание на движении соседа справа и по сигналу перенимают все движения своего соседа справа. Продол­жают и дальше, выполняя свое движение, фиксировать внимание на движении соседа справа, по сигналу повторяют его. Так про­должается до тех пор, пока первоначальное движение не вернется к занимающемуся.

II раздел. «Связь речи с движением и музыкальным ритмом».
Упражнения с речью, связанные с координацией движения, напри­
мер бросают мяч со словами: «вверх — себе», «вверх — соседу»
и т. д.

Упражнения со счетом и речью, связанные с торможением, на­пример маршируют и считают под левую ногу. По сигналу оста­навливаются и считают, затем возобновляют ходьбу и счет.

Упражнения со счетом и речью, связанные с преодолением авто­матизма, например считают под левую ногу по порядку. По сигналу маршируют спиной назад и считают в обратном порядке до сле­дующего сигнала.

Упражнения с речью, связанные с реакцией выбора, например перебрасывают мяч друг другу, произнося любое существительное, получивший мяч присоединяет к нему прилагательное, затем наобо­рот.

В заключении этого раздела даются задания на проверку устой­чивости речевого темпа, координации речи с движением.

III раздел. «Связь движения и речи с характером ритма». По­
казать forte и piano в движении и речи. Например, считают громко
и потом произносят фразы громко и шепотом.

Crescendo и diminuendo в движениях и речи в связи с усили-


вающимся или утихающим музыкальным ритмом. Например, посте­пенный подъем рук вверх со счетом и усилением звука и постепенное опускание с обратным счетом и понижением звука.

Акцент, т. е. ударение на определенном слове в связи с логи­ческим смыслом речи и адекватным движением рук: «Дай мне мяч. Дай мне мяч. Дай мне мяч».

Воспитание активной, насыщенной содержанием паузы. Заикаю­щиеся маршируют и произносят громко текст, по сигналу останавли­ваются и мысленно продолжают текст в том же темпе до следующего сигнала, по которому вновь маршируют и громко говорят с того сло­ва, на котором их застал сигнал.

Упражнения в дирижировании размерами * как средство

нюансировки.

В дирижировании размером первая доля такта показывается прямым движением вниз (или с некоторым наклоном влево), вто­рая — дугообразным движением вправо, третья — небольшим дуго­образным движением влево с направлением вверх. Структура схемы тактирования на 3 обеспечивает естественные соотношения долей в такте как сильной, более слабой и самой слабой. При дирижи-

2 4

ровании размерами (если темп исполнения медленный), приме­няется четырехдольная схема тактирования. Суть ее та же, что и предыдущей, то, что говорилось о второй и третьей долях трехдоль­ной схемы, соответственно касается последних двух долей четырех­дольной. Один дирижирует, выражая своими движениями усиление и ослабление звука, а другие считают громче, тише.

IV раздел. «Практика наступательности, решительности, смело­сти в двигательно-речевых заданиях». Предлагаются два вида заданий: 1) задания, связанные с музыкой, на умение распределить слова во времени, например маршировка влево, вправо, поворот в обратную сторону, хлопки на месте. Заикающийся сам руководит группой, давая сигналы словами для перемены движения и на­правления; 2) задания, не связанные с музыкой, дающие возмож­ность проявить себя в речевом отношении.

Своеобразие логоритмических занятий со взрослыми заикающи­мися заключается в повышении степени осознанности необходимо­сти занятий, в повышении самостоятельности выполнения движения. Большое значение приобретают самостоятельные занятия взрослых заикающихся под музыку дома (запись на магнитофоне, использо­вание проигрывателя и др.). Осуществляется постоянный контроль за пластикой движений, осанкой, набором адекватных пантомими­ческих движений для выражения мысли. Полезно выполнять движе­ния с речью перед зеркалом; движения, связанные с воображаемой ситуацией, в которых взрослые заикающиеся разыгрывают сцени­ческие этюды с музыкальным сопровождением и без него. Отрабо­танные дома этюды показываются на коллективных занятиях. Происходит коллективный обмен мнением по поводу увиденного или показ и последующее обсуждение происходит попарно.

В работе с заикающимися любого возраста рекомендуется ши-


роко использовать пение. Дети выразительно передают содержание песни: бодрое, радостное настроение праздничного марша или задумчивые, тихие звуки осенней песенки, веселье скачущего зайца или размеренный ритм поезда. Чем разнообразнее песни по содер­жанию, тем богаче будет запас музыкальных восприятий ребенка. Важную роль играет текст песни. Если у заикающихся имеются нарушения звукопроизношения и на логопедических занятиях ве­дется работа по постановке и автоматизации звуков, то тексты песен не должны включать звуков, не усвоенных детьми.

Песни исполняются, как правило, хором. Логопед обращает внимание на возможность индивидуального исполнения. Индиви­дуальное исполнение требует большей собранности, ответственности и самостоятельности в поведении и речи. Не все заикающиеся справляются с этим заданием. Поэтому индивидуальное исполнение песни воспитывается постепенно: сначала ребенок поет в хоре, в подгруппе, затем логопед подбирает песню в форме своеобразного диалога: один поет вопрос и двое или трое пропевают ответ, и на­конец диалог поют двое заикающихся, причем тот, у которого появляются судороги в индивидуальном пении, сначала поет ответ на заданный вопрос и лишь потом выступает инициатором диалога.

Исполнение песни зависит от этапа коррекционной работы. В периоды молчания, шепотной речи дети лишь слушают песню, исполняемую педагогом, или мелодию этой песни. В период сопря­женной и отраженной речи, благодаря совместному исполнению ее с педагогом, дети усваивают содержание, заучивают текст. На этапах воспитания вопросо-ответной речи дети исполняют песни в форме диалога. В этот же период дуэтом, индивидуально или хором логопед проводит инсценировки песен, текст которых подби­рает в вопросо-ответной форме. Когда ребенок научится пользовать­ся самостоятельной речью, исполнение песни также изменяют. Дети поют самостоятельно, сначала хором, затем индивидуально. Запев песни может исполнять один ребенок, а припев поют все. Также самостоятельно происходит и инсценирование песни.

В начале и в конце курса после прослушивания музыки заикаю­щимся предлагают рассказать, что они услышали в музыке, какие чувства она у них пробудила.

Музыкальное восприятие является сложным поэтическим про­цессом, наполненным глубокими внутренними переживаниями. В нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные реакции на них.

Во время пения у заикающихся вырабатывается напевность. Для укрепления певческого диапазона вначале даются небольшие упраж­нения, попевки, которые каждый раз поются в более высокой тональности, т. е. транспонируются (изменяется тональность дан­ного произведения в сторону повышения или понижения). Исполь­зуются различные регистровые упражнения (один и тот же человек поет то высоко, то низко).

hi


В работе над дикцией логопед привлекает внимание детей к вы­разительным речевым интонациям в песне и их соотношению с му­зыкальными интонациями. Заикающиеся учатся выделять голосом обращение («Эй, с дороги, берегись!»), вопрос («Где ж мои ребятки, серые котятки?»), характерные признаки образа («Трусишка — зайка серенький...»).

Приведем различные упражнения.

Для развития звуковысотного слуха:

определить, когда закончилось звучание последнего звука мелодий (держать его на педали),

услышать различные окончания двух почти одинаковых музыкальных фраз;

различать высокие и низкие звуки направления движения мелодии вверх-вниз, правильно и неправильно поющих

Для развития координации голоса и слуха:

уметь «настраиваться» по заданному звуку,

произвольно по заданию педагога и с его помощью повышать или понижать звучание мелодии в нужной тональности,

«подравнивать» высоту и характер звучания своего голоса к голосам других, исполняющих мелодию по указанию педагога;

точно начинать песню после музыкального вступления и каждую музыкальную фразу отдельно.

Полезно обучать заикающихся умению петь песни без музыкаль­ного сопровождения. Такое пение способствует развитию слухового внимания, чистоте дикции и звука голоса.

Сначала заикающиеся поют в сопровождении фортепиано (ме­лодия чуть подыгрывается), затем поют вместе с педагогом и, на­конец, самостоятельно, без музыкального сопровождения.

С заикающимися любого возраста можно использовать мело­декламацию. Отбор стихотворных и прозаических текстов произво­дится с учетом возраста пациентов, состояния их речи, развития музыкальных способностей, этапа коррекционной работы. Музыка, сопровождающая чтение, выразительное рассказывание, диалог или хоровое декламирование — все должно соответствовать содержа­нию текста, помогать раскрытию сюжета, образа, персонажей про­изведения.

Построение логоритмического занятия зависит от целей кор­рекционной работы, от насыщенности занятия речевым матери­алом.

Примерное занятие с заикающимися дошкольниками, младшими школьниками, направленное на тренировку речи и других психи­ческих функций, может иметь такую схему:

1) вводные упражнения. Различные виды ходьбы в колонне для
воспитания ориентировки в пространстве, в коллективе, умения
планировать движения, ходить в определенном темпе;

2) распевание. Воспитание речевого дыхания, напевности, авто­
матизации звуков в ударных слогах, сочетания пения с тактирова­
нием, координации пения с движениями рук;

3) пение. Автоматизация звуков, воспитание координации пения
с ходьбой, с маршировкой на месте; ритмического слуха, слухового
внимания, памяти, понимания характера музыки;


4) упражнения на воспитание произвольного внимания: специ­
альное стимулирование внимания, быстрая и точная реакция на
зрительные раздражители, развитие волевой сферы заикающегося;

5) упражнения на воспитание координации напевной речи с
различными движениями с целью произвольного управления своими
мышцами;

6) слушание музыки с последующими упражнениями на разви­
тие музыкальной памяти;

7) игра-драматизация для воспитания яркой образности, эмо­
циональности;

8) заключительное упражнение: спокойная ходьба в колонне.
На занятиях с заикающимися школьниками V—VIII классов

рекомендуется тренировать включаемость, или «запуск», общих и речевых движений '.

Средствами для развития быстроты включаемости движений являются строевые упражнения, в которых движение выполняется по определенной команде; игры на речевую и моторную реакцию; расчет в строю по порядку номеров на первый — второй, на пер­вый — третий и т. д.; упражнения на одновременную автоматизацию речевого дыхания и быстроту включаемости, координирование деятельности всех трех отделов речевого аппарата. В эти упражне­ния входит произнесение на выдохе различного речевого материала, начиная с изолированных гласных звуков, их сочетаний и слогов до предложений разной сложности и длины. Включение в речевую деятельность осуществляется только со счета «два»; используется элемент неожиданности: занимающиеся узнают о том, кто из них будет говорить речевой материал непосредственно в момент вклю­чения в речь; при выполнении двигательных комплексов сигналом для включения в речь является первое слово фразы, сказанное дежурным по группе. Упражнения, направленные на автоматизацию речевого дыхания, оказывают существенную помощь при исправле­нии речи заикающегося.

Логоритмическое занятие целесообразнее строить в три этапа:

I этап — вводный. Построение, рапорт дежурного, привет­
ствие, знакомство с темой занятия, строевые упражнения, различные
виды ходьбы, легкий бег.

II этап — основной. Комплекс ЛФК (состоит из пяти упраж­
нений), подвижная игра, успокаивающие упражнения, пение.

III этап — заключительный. Обсуждение и оценка речи
дежурного, подведение итогов занятия, индивидуальные задания.

В период курса лечения выполняется шесть комплексов ЛФК. Замена комплексов производится через б—7 занятий, т. е. через две недели. Эти занятия насыщены речью. В вводной части осу­ществляется расчет по порядку номеров, а через каждые 2—3 за­нятия производится опрос детей на знание строевых команд и упражнений, разученных на предыдущих занятиях. Через 6—8 за-

'ДресвянниковВ И К вопросу о направленности логоритмических за­нятий в работе с заикающимися среднего школьного возраста — Дефектология, 1978, № 1, с 51—56

Зак 966.Г А Волкова цд


нятий вводится рапорт дежурного по той форме, которая принята на уроках физкультуры в массовой школе. Особенно богата речью основная часть занятия — комплекс ЛФК, упражнения на автома­тизацию речевого дыхания, упражнения на произвольное расслабле­ние и координацию движений, выполняемые под счет или ритми­зированную форму речи. С четвертого комплекса ЛФК вводятся упражнения на регуляцию тонуса мышц артикуляторного аппарата, которые используются для проработки так называемых трудных звуков, слогов, слов и коротких фраз с этими звуками.

Сначала трудные звуки произносятся при полной релаксации мышц артикуляторного аппарата в изолированном положении, в слогах и коротких фразах легко, свободно; затем на этих звуках мышцы языка или губ постепенно напрягаются все более и более до полной невозможности воспроизведения этих звуков, после чего также постепенно следует перейти к легкому, непринужденному их произнесению. Речевой материал произносится сразу всеми зани­мающимися согласованно, по движению руки педагога. Самая большая речевая нагрузка у дежурного по группе. Первый речевой экзамен его — это рапорт. После того как три комплекса ЛФК уже проработаны, дежурному поручается придумать и разучить с груп­пой упражнение на координацию движений. Чуть позже в упражне­ния на автоматизацию речевого дыхания включаются предложения на определенную тему, которые заранее придумывает дежурный. Предложения произносятся на выдохе. Перед выполнением упраж­нения дежурный зачитывает вначале четыре предложения, а дети повторяют их за ним отраженно, чтобы лучше запомнить. При выполнении упражнения на счет «раз» дежурный называет первое слово из этих предложений, а на счет «два-три-четыре» тот ребенок, на которого указывает педагог, произносит все предложение пол­ностью. В конце курса лечения дежурный проводит занятие само­стоятельно, педагог только аккомпанирует.

В работе по ритмике со взрослыми заикающимися можно ис­пользовать приемы, разработанные Е В. Оганесяном. Для больных с невротическим заиканием желательно включать в логоритмику элементы лечебной физкультуры, направленные на нормализацию мышечного тонуса, развитие физической силы и выносливости. Этим больным не требуется длительной моторной тренировки для перехода от чисто двигательных заданий к двигательноречевым, а затем к собственно речевым упражнениям с музыкальной под­держкой и без нее. Высокое развитие у них музыкально-ритмических способностей позволяет быстро усложнять задачи, вводить разно­образные смены темпа и ритма. Сохранность речедвигательного стереотипа при невротическом заикании требует, чтобы занятия логопедической ритмикой были направлены на переключение вни­мания заикающихся с собственно речевого процесса на ритми­ческие движения в сменяющемся темпе и ритме. При этом стано­вится возможным достаточно скоро вводить различные комбинации речевых и двигательных реакций.

Своеобразные особенности двигательной функции при невро-


зоподобном заикании требуют введения специальных приемов в систему логопедической ритмики. Поскольку при неврозоподобном заикании затронуты все уровни организации движений, то у этих больных необходимо формировать отсутствующие или нарушенные функции движения, связанные с центральной нервной системой. При этом восстановительный процесс необходимо строить с опорой на сохранные движения. Необходимо выработать у этих детей четкость координированных и ритмичных движений в темпе и ритме музыки, организовать общую моторную деятельность, развить музыкально-ритмические способности. Тренировку можно начинать с элемен­тарных ритмов и упражнений с постепенным переходом к другому виду упражнений только после полного усвоения предыдущего материала. В процессе обучения необходимо как можно больше использовать наглядные примеры и повторение инструкций до полного усвоения. После отработки курса ритмических двигательных упражнений постепенно вводятся речевые реакции, вначале элемен­тарные: проговаривание фонем, односложных слов, под музыку, в сочетании с простейшими движениями, с максимальным привле­чением активного внимания к процессу произнесения слова. Это способствует упрочению программы действия в речевой функцио­нальной системе, ее стабилизации. Только после успешного осуще­ствления этих координированных упражнений (т. е. проговаривания под музыку в сочетании с элементарными движениями) можно переходить к введению упражнений с сочетанием более сложных движений и речи под музыку. Поначалу они должны осуществляться в наиболее простых формах, и лишь постепенно следует пере­ходить к тренировке переключения в различном темпе и ритме. Слабое развитие музыкально-ритмических способностей у части заикающихся данной группы требует максимального включения в занятия логопедической ритмикой музыкально-ритмических упраж­нений.

Логоритмические занятия со взрослыми заикающимися в усло­виях речевого стационара можно проводить по следующей схеме:

1. Вводная часть—10—15 минут. Организация внимания заи­
кающихся, улучшение осанки, развитие координации движений со
словом в ходьбе, повторение старых и вновь предложенных
несложных упражнений, выполнение несложных элементов танце­
вальных движений (амплитуду движений и темп выполнения уве­
личивать постепенно).

2. Основная часть —30—45 минут. Упражнения на регулиро­
вание мышечного тонуса, на развитие внимания, памяти, коорди­
нации движений со словом и стихотворным текстом.

3. Заключительная часть—10—15 минут. Упражнения на раз­
витие мимической гимнастики, спокойная ходьба, фигурная марши­
ровка, расслабление1.

Занятия со взрослыми заикающимися желательно проводить ежедневно или через день, но не менее трех раз в неделю, про-

1 Эта схема занятий рекомендована В А Эркман


должительность занятия от 45 минут до 1 часа 20 минут. Коли­чество занятий зависит от продолжительности курса лечения. Ритмический материал располагается по схеме и тесно связан с логопедическим планом занятий. Для логоритмических занятий отводятся специальные часы, или они могут входить в логопеди­ческое занятие. Количество человек не должно превышать 8—10.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.