Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ДОШКОЛЬНОГО, МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА





Общая моторика и речь имеют разнообразные отношения. За­поздалое развитие речи может быть частичным проявлением общего недоразвития моторики. Поскольку развитие моторики и экспрес­сивной речи происходит у ребенка в тесном единстве, то под влияни­ем коррекционной работы моторика и речь могут изменяться почти параллельно друг другу.


Поскольку речь онтогенетически, анатомически и функционально связана с двигательной функциональной системой, то одним из основных принципов логопедической работы, в частности с детьми, страдающими церебральными параличами, является принцип двигательно-кинестетической стимуляции'.

При заикании отмечается различное состояние моторной функции.

У части заикающихся наблюдается опережение моторного развития, у других — отставание в развитии моторных функций. Нарушения касаются не только общей, но и мимической моторики и орального праксиса.

При общей моторной одаренности у заикающихся детей обна­руживается недостаточность в мимической моторике. Она не всегда связана с речью и может быть отнесена к «малым органическим симптомам», так как в основе некоторых форм заикания лежит «повреждение афферентной системы кинестетических речевых клеток головного мозга». Это вызывает нарушение статики и дина­мики речевых органов. Органические нарушения моторной функции проявляются как:

симптомы выпадения — невозможность производить простые упражнения;

гиперкинезы, тремор, фибриллярные и фасцикулярные сокраще­ния в языке;

атактические расстройства — невозможность сразу выполнить то или иное движение (выполнение удается только при зрительном контроле);

апраксические расстройства (в единичных случаях).

Если у заикающихся имеется некоторая слабость мышц лица, тогда будет необходима лечебная гимнастика.

Развитие моторики у заикающихся детей может идти впереди речевого развития, может отставать от речи, и могут встречаться заикающиеся дети с особой моторной одаренностью.

По состоянию моторики можно выделить четыре группы до­школьников.

Первая группа. Нарушения темпа, ритма, мышечного тонуса, ориентировки и коллективного взаимоотношения. При этом внима­ние и активность не нарушены. Недочеты моторики быстро изжи­ваются.

Вторая группа. Отсутствие ловкости, быстроты, точности. Темп замедленный, внимание вялое, активность пробуждается постепен­но, инициативы почти никакой. Усвоение заданий требует длитель­ной проработки. Работа над растормаживанием мышечного напря­жения и улучшением координации движений не дает хороших результатов. Могут быть случаи легкой моторной отсталости.

1 Мастюкова Е. М. Медицинское обоснование логопедической работы в доречевом периоде у детей с церебральным параличом.— В кн.: Расстройства речи и методы их устранения. М, 1975, с. 148—151.


Третья группа. Сильная мышечная заторможенность. Вытянутое палкообразное положение рук, растопыренные или сжатые в кулаки пальцы, отсутствие сгибания при движении рук и минимальное сгибание одной руки или качание неестественно вытянутых рук, выталкиваемых вперёд и некоординированных с движением ног. Особенно сильна заторможенность шеи и плеч. Работа с этими детьми требуется большая: коллективная и индивидуальная. Дети часто отказываются от коллективных игр, предпочитают играть в одиночку, играют с серьезным лицом, не проявляя никаких эмоций, отказываются от активных ролей. Сроки работы длительные.

Четвертая группа. Моторно возбудимые, с обилием бесцельных движений, производимых в быстром темпе. Спокойное положение для них трудно выполнимо. В коллективной игре не ждут своей очереди, стремятся к беспрерывным движениям. Мышечный тонус несколько напряжен, наблюдается повышенное эмоциональное отношение к игре. Подвижные игры действуют крайне возбуждаю­ще. Активность чрезвычайно повышена: готовы все сделать за других, вмешиваются в чужую игру, проявляют агрессивные дей­ствия, стремятся получить руководящую роль. Работа требуется длительная, результаты не всегда положительные.

У части заикающихся детей отмечаются ограниченность движе­ний языка, нарушения мышечного тонуса, мелкой моторики, пере­ключения, координации движений, темпа движений, статической и динамической координации движений. Нарушения могут быть свя­заны с состоянием эмоционально-волевой сферы, подверженной у заикающихся большим колебаниям, и с неустойчивым тонусом, что отражается на характере темпа движений, в большинстве случаев имеющего тенденцию к ускорению.

У 40% заикающихся детей 4—7 лет моторика не нарушена, у остальных преобладают расстройства моторной функции в форме общего моторного напряжения, скованности, замедленной пере-ключаемости движений, имеются нарушения и в форме двигатель­ного беспокойства, расторможенности, некоординированности, хао­тичности движений, с наличием гиперкинезов, с широкой ампли­тудой выполнения движений.

Дети с моторной напряженностью не сразу реагируют на заме­чания и просьбы логопеда и товарищей что-либо принести, подать. Медленно переходят от одних движений к другим, роняют мяч, обруч и другие предметы в подвижных играх, больше времени тратят на игры с разборным материалом — строительным, башен­ками, бочонками, матрешками. У детей 4—5 лет моторная скован­ность проявляется в неловкости, неуклюжести, в неумении быстро и правильно выполнить то или иное движение. У детей 5—6, 6—7 лет моторное напряжение более четко связывается с заиканием и про­является при попытках комментировать свои действия. Невозмож­ность свободно говорить по поводу совершаемых действий еще больше сковывает движения ребенка: исчезает легкость, непри­нужденность в поведении, замедляется темп движений, не выполня­ется до конца действие. Заторможенность особенно ярко проявля-

102


ется в играх при ходьбе и беге: дети напряженно сгибают руки в локтевых суставах, с усилием прижимают их к туловищу, бегают на прямых ногах, не сгибая их в коленных суставах. Скованность мышц шеи и плеч выявляется в поворотах детей всем туловищем, в моторной неловкости. Преобладание моторной напряженности прослеживается по всем возрастным группам заикающихся: 4—5, 5—6, 6—7 лет.

Двигательная расторможенность заикающихся детей сказыва­ется в том, что они легко возбуждаются, суетятся во время игр, подпрыгивают, приседают, взмахивают руками, выражая таким об­разом свое возбуждение. Движения детей порывистые, недостаточно целенаправленные, некоординированные, тонкие произвольные двигательные акты формируются с задержкой, амплитуда движений имеет большие размахи. После игры дети, пытаясь обсудить ее течение и результаты, воспроизводят ее ход в многочисленных некоординированных движениях. Половине заикающихся детей 4—7 лет свойственны самые разнообразные сопутствующие дви­жения1.

Довольно часто моторные отклонения у заикающихся находятся в прямой зависимости от таких психических процессов, как неустой­чивость внимания, недостаточная гибкость переключения, повы­шенная возбудимость ребенка или его заторможенность2.

У заикающихся среднего школьного возраста степень заикания обусловливает нарушения моторики.

У школьников с легкой степенью заикания в большей мере страдает координация движений и в гораздо меньшей степени — чувство ритма и переключаемость движений. При средней степени заикания значительно понижается чувство ритма и переключаемость движений. У детей с тяжелой степенью заикания больше всего страдает переключаемость движений, а нарушения чувства ритма уравниваются с нарушениями координации движений.

Основной процент нарушений в области моторики падает на заикающихся с тоническим типом судорог. У мальчиков больше страдает чувство ритма и координация движений, у девочек — переключаемость движений. Таким образом, степень нарушения моторики прямо пропорциональна степени тяжести заикания. При­чем у мальчиков и девочек эти нарушения различны. В процессе логоритмических занятий улучшение состояния моторики и речи происходит почти параллельно друг другу. Если успешно корриги­руются моторные нарушения, то это является положительным про­гнозом в перевоспитании речи3.

1 Волкова Г. А. Коррекционная работа с заикающимися детьми дошколь­
ного возраста по системе игр.— В сб.: Педагогические пути устранения речевых
нарушений у детей. Л., 1976, с. 26—58.

2 Тугова Н. А. Воспитание внимания у заикающихся детей на уроках ритми­
ки.— Дефектология, 1970, № 6, с. 60—64.

3Дресвянников В. И. Особенности моторики заикающихся школьников 6—8 классов.— В сб.: Расстройства речи и методы их устранения. М., 1975, с. 157.








Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.