Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ И МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ





Педагогическое, логопедическое и симптоматическое лечение дизартрии и других сопутствующих нарушений (зрения, слуха, эпилептиформенных спазмов и др.) включает также комплекс логоритмического воздействия, лечебной физкультуры, музыкально-ритмического воспитания. Задачи здесь будут следующие:

1. Подавить патологические двигательные реакции ребенка и
урегулировать безусловнорефлекторную деятельность.

2. Улучшить координацию движений — элементы основной дви­
гательной деятельности.

3. Улучшить общую двигательную активность ребенка.

Зак 966. Г А Волкова 129


4. Содействовать развитию психических функций детей: внима­
ния, памяти, саморегуляции психической деятельности и др.

5. Содействовать нормализации речевой функции.

6. Оказать воспитательное влияние на ребенка и выровнять
его поведенческие реакции.

Для детей с дизартрией любого генеза в данном комплексе большое значение имеет лечебная физкультура.

Полнота и быстрота восстановления движений зависит от давно­сти поражения, характера процесса локализации и распространен­ности поражения, состояния мозгового кровообращения, активно­сти больного и эффективности комплекса восстановительного ле­чения.

Из методов лечебной физкультуры для детей с дизартрией наи­большее значение приобретает лечебная гимнастика с ее обще­оздоровительным и общеукрепляющим влиянием. Она облегчает перевоспитание нервно-мышечного аппарата, избирательно воздей­ствует на отдельные мышечные группы, разнообразит мышечную деятельность (расслабление, степень напряжения и др.), позволяет постепенно усложнять движения, развивать их точность и, таким образом, устранять лишние движения и восстанавливать более полноценные.

Занятия лечебной гимнастикой следует проводить интересно, живо, в игровой форме: это игры с мячом, эстафетные игры, лепка из пластилина, раскрашивание картинок, вырезание ножницами разных фигур, выпиливание лобзиком и др. Под играми в лечебной физкультуре понимают комплекс специально организованных синтетических движений и физических упражнений прикладного характера со значительным общим воздействием на организм, при которых ставится состязательная цель и которые в каждом отдель­ном случае обусловлены определенными правилами.

Игры следует включать в занятие осторожно, поскольку может наступить передозирование нагрузки из-за того, что играющие эмоционально возбуждаются и не чувствуют наступающей уста­лости. С детьми с дизартрией полезно проводить подвижные игры с незначительной и умеренной психофизической нагрузкой обще­физиологического воздействия на организм под мелодичную, рит­мичную, негромкую музыку в медленном и среднем темпе.

Поскольку при дизартриях наблюдаются различной выразитель­ности парезы лицевой мускулатуры, то в лечебной гимнастике выделяются специальные упражнения для восстановления и раз­вития мимических движений. Мимическая гимнастика строится на следующих положениях:

необходимо сочетать общие физические упражнения со специ­альными мимическими;

естественные мимические движения использовать как основу физических упражнений для тренировки мимической мускулатуры;

целесообразно одновременное выполнение упражнений одно­именными мышцами лица;

менять активность выполнения в зависимости от пареза мими-


ческих мышц: пассивные движения, активные движения, активные движения с помощью и сопротивлением;

целесообразно применение отдельных приемов артикуляторной гимнастики;

проводить лечебную гимнастику по развитию мимических мышц лица индивидуально, 3—4 раза в день. Старшие дети и взрослые занимаются самостоятельно по нескольку раз в день. Длительность процедуры лечебной гимнастики для детей 12—15 минут.

В процессе всей лечебной гимнастики рекомендуется использо­вать следующие специальные упражнения: поднимать брови вверх; наморщивать брови («хмуриться»); закрывать глаза в последо­вательности: посмотреть вниз, закрыть глаза, придерживая веко пальцем на стороне поражения, и держать глаза закрытыми в течение одной минуты; открыть и закрыть глаза три раза подряд; улыбаться с закрытым ртом; щуриться; опустив голову вниз, сделать выдох и в момент выдоха «фыркать» и вибрировать губами; сви­стеть; расширять ноздри; поднимать верхнюю губу, обнажив верх­ние зубы; опускать нижнюю губу, обнажив нижние зубы; улыбаться с открытым ртом; произносить звуки ои; гасить спичку; набрав в рот воду, полоскать закрытый рот, стараясь не выливать воду; надувать щеки, передавать воздух из одной половины рта в другую попеременно; опускать углы рта вниз при закрытом рте; произносить звуки п, в, ф, р; высунуть язык и сделать его узким; открыв рот, выдвигать язык вперед и назад; открыв рот, двигать языком вправо и влево; выпячивать вперед губы; следить глазами за двигающимся по кругу пальцем; втягивать щеки при закрытом рте; опускать верхнюю губу на нижнюю; кончиком языка водить по деснам попеременно в обе стороны при закрытом рте.

Логоритмическая работа с дизартриками включает в занятия лечебную гимнастику. Она строится в зависимости от логопеди­ческого коррекционного курса. Ее можно разделить на три периода. Задачи первого периода: воспитание статики движений; развитие общих движений рук, ног, туловища с постепенным введением упражнений с предметами; развитие мелкой моторики пальцев рук; мимических мышц лица; различных видов внимания: слухового, зрительного, и памяти; коррекция просодии речи; постепенное формирование нормального двигательного навыка.

Упражнения и игры на воспитание статики движений включа­ются в середину логоритмического занятия или перед его окончани­ем. Обращается внимание детей на осанку, правильность выдержи­ваемой позы.

«Стоп, хоп, раз». Дети идут под музыку друг за другом. На сигнал «стоп» оста­навливаются и стоят в течение 3 секунд, затем 5 секунд, 10 секунд; на сигнал «хоп» подпрыгивают; на сигнал «раз» поворачиваются кругом и идут в обратном направле­нии. Из игры выходит тот, кто ошибется и кто шевелился при сигнале «стоп».

Для развития общих движений рук, ног, туловища проводятся безречевые дидактические игры: собрать-разобрать пирамидку по кольцу, соблюдая величину колец, сначала под замедленную музы-

9* 131


ку, затем в более ускоренном темпе: разобрать-собрать матрешку, бочонки, игры со строительным материалом и т. п.

Помимо дидактических игр, полезно проводить игры на внима­ние с психотерапевтической направленностью (начиная с 2 лет).

«Ласковые слова*. Поставить ребенка между колен, ласково смотреть на него, гладить по голове, побуждая его внимательно слушать: «Я на Коленьку, на моего милого погляжу, про хорошего расскажу. Посмотрите, у Коленьки ясные глазки Посмотрите, какой наш Коленька добрый, ласковый. А какой наш Коленька сильный и ловкий. А как мой дорогой замечательно поет: ля-ля-ля». Педагог побуждает ребенка вместе с ним спеть «ля-ля-ля» и похлопать в ладоши.

В процессе развития общих движений ребенка следует в игровой форме проводить пассивную гимнастику. Например, в игре «Птичка

машет крылышками» развивается внимание, ритм I I I, дви­жения рук, продолжительность выдоха, звукоподражание: а) встаньте позади ребенка, расставьте ему ноги на ширину ступни («лапки у птички»), прижмите его руки ладонями к туловищу («птичка прижала крылышки»); б) поднимите руки ребенка и от­ведите их немного назад («птичка подняла крылышки»); в) возь­мите ребенка за кисти и, помахивая ими, опустите его руки вниз.

«Кви-кви-кви» Опуская руки ребенка вниз, говорите в» о

Затем постепенно перейдите от пассивных движений к активным; г) встаньте перед ребенком, выполняйте перед ним знакомое зада­ние, тем самым побуждая его к самостоятельному повторению движений и слов «кви-кви-кви».

Постепенно вводятся упражнения и игры с предметами (обручами, мячами, шарами, булавами) для развития общей моторики. Вначале предлагаются движения с воображаемыми предметами. Например, игра «Мячик прыгает и упал». Игра с воображаемым мячом, кото­рый подбрасывают вверх: «Прыг, прыг, прыг и хоп — «упал», руки свободно падают вдоль туловища. Ритм музыки меняется.

Затем детям предлагаются игры с настоящими предметами, например палочки-лошадки в игре «Чья лошадка быстрее?». Двое детей сидят на стуле и держат в руках палочки длиной 20 см, к которым за шнурочки привязаны игрушечные маленькие лошадки на колесиках. Дети находятся на расстоянии 15—20 шагов от обеих игрушек. Под задорную музыку шнурок наматывается на палочку, лошадки приближаются к детям. Чья лошадка придет первой, тот победит.

В первый период проводятся игры и упражнения в положении сидя. Они предназначены для развития движений строго опреде­ленных частей тела.

«Веселые ножки». (Музыка: русская плясовая мелодия «Полянка». Автор С Руднева.)

Дети сидят на стульчиках, упершись руками в бедра, локти в стороны. Такты 1—4: на «раз» каждого такта дети выставляют правую ногу на пятку, сильно согнув ее в подъеме, носок смотрит вверх, пальцы свободны На «два» выпрямляют подъем и касаются пола концами пальцев, на «два» четвертого такта приставляют


ногу к ноге. Такты 1—4 (повторение): то же, левой ногой Такты 5—8 и их повто­рение: те же движения сначала правой, потом левой ногой.

Педагог следит за тем, чтобы при выставлении ноги на носок дети не поворачи­вали ступню внутрь (не косолапили) и сидели на стульях спокойно, держа прямо спину и голову Упражнение развивает четкость движений голеностопного сустава, необходимую для исполнения плясовых и танцевальных движений. Когда упражнение исполняется легко и правильно, можно на 5—8-й такты дать движение обеими ногами сразу. Позднее это упражнение можно исполнять стоя.

Развитие мелкой моторики проводится в играх типа «Пальчик о пальчик». Дети сидят перед педагогом, поют с ним и выполняют движения: «Пальчик о пальчик тук да тук (повторить два раза), хлопай, хлопай, хлопай (хлопают в ладоши). Ножками топай, топай (повторить два раза). Спрятались, спрятались (закрыть лицо руками), пальчик о пальчик тук да тук (повторить два раза)».

«Кулак — ладонь». Под энергичную музыку дети сжимают левую кисть в кулак, пальцами к себе. Вытянутые пальцы правой руки упираются в кулак левой. Затем кисть правой руки сжимается, а пальцы левой руки вытягиваются и упираются в кулак правой. Движения должны быть быстрыми и точными.

Развитие мимических мышц полезно проводить во время созда­ния определенных ситуаций (помимо перечисленных ранее специаль­ных упражнений), таких, как: «Мы удивились (удивляемся)», «Мы огорчились», «Вкусное варенье», «Горький лук», «Мы веселимся», «Разбилась кукла», «Мама пришла» и т.д. Эти ситуации готовятся с детьми постепенно: тренируются движения отдельных лицевых мышц, затем мышцы объединяются в комплексы, отражающие такие сложные чувства, как радость, огорчение, обиду, ликование и т. д. Полезно использовать наглядный материал — картинки с изображением людей, лица которых выражают различные чувства. Сначала дети по слову педагога («Покажи лицо сердитого челове­ка») находят соответствующие картинки, рассматривают их, затем, сидя перед зеркалом, придают своему лицу то или иное выражение. Педагог помогает как пассивными движениями (раздвигает паль­цами губы ребенка в улыбку или сдвигает к переносице брови, чтобы помочь ребенку нахмуриться, и т. д.) так и словесными объяснениями, вызывая у детей необходимые представления.

Для закрепления умения придавать лицу нужное выражение на занятиях проводятся инсценировки песен, игры-драматизации, разыгрываются этюды.

Развитие внимания на занятиях логоритмикой осуществляется в нескольких направлениях: а) специальная стимуляция; б) быст­рая и точная реакция на зрительные и слуховые раздражители; в) укрепление зрительной, слуховой и моторной памяти; г) раз­витие волевой сферы через способность к сосредоточению.

Из логоритмических средств в первую очередь используется слушание музыки. Сидя на стульчиках, дети слушают музыкальные отрывки разнообразного содержания, темпа и характера, например «Гопак» М. Мусоргского, «Колыбельную» В. Моцарта. Педагог беседует с детьми: «Что ты хочешь делать, когда слушаешь эту музыку («Гопак»)?» — «Кружиться. Хлопать». Этот же вопрос задается к музыке В. Моцарта. Можно дать для слушания «Птичку»


Э. Грига и «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского; «Игру в лошадки» П. Чайковского и «Маленький вальс» А. Лядова; «Бульбу» — белорусский танец и «Марш» Р. Шумана; «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского и «Петрушку» В. Косенко; украинскую народную мелодию «Коло» и «Медведя» Е. Ребикова; «Итальянскую польку» С. Рахманинова и «Дождик» В. Косенко. Слушание музыки педагог сопровождает словесными пояснениями с использованием наглядности. Полезны музыкальные и литературные цитаты, направленные на подчеркивание каких-либо характерных особенностей музыки; иллюстрации, художественные игрушки, пособия. Игрушки «двигаются», «разговаривают» с деть­ми, получаются маленькие театрализованные представления, в процессе которых дети слушают музыку. Используются книжные иллюстрации, эстампы с изображениями картин природы, труда людей, общественных событий, которые дополняют детские пред­ставления; а также небольшие карточки, на которых изображены танцующие и марширующие дети, бегущий мальчик и медленно идущий человек. Слушая музыку, дети показывают соответствую­щую музыке и их представлению карточку. Для развития внимания можно использовать мышечно-двигательные ощущения. Слушая музыку веселого или спокойного характера, можно производить движения с палочками, флажками, кубиками. Для различения частей, фраз произведения, высокого, низкого, среднего регистра, ритмических особенностей можно использовать различные двига­тельные элементы: постукивание, хлопки, поднимание, опускание рук.

Помимо слушания музыки, для развития различных параметров внимания даются специальные упражнения и игры, например «Зе­вака», с музыкальным сопровождением. Играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Если будет дано подряд несколько сигналов, то направление меняется после каждого сигнала. Не выполнившие задания выходят из игры.

Для активизации просодических компонентов речи используется прежде всего пение. Методика обучения та же, что и при заикании.

Проводятся специальные упражнения типа «Живая гамма», «Сирена». Например, восемь детей объявляются «живой гаммой». Слева направо, как на клавиатуре, участвующие получают по одному звуку. Педагог как бы играет на этой «живой гамме» не­большие попевки, взмахом руки показывая вступление каждому.

Полезны инсценировки песни, при исполнении которых надо менять силу, высоту, тембр голоса.

Например:

«На лесной полянке». (Слова П. Кагановой, музыка Б. Кравченко.) По ходу песни дети изображают персонажей и выполняют их движения. Каждый персонаж обозначается своим голосом.

Утром рано на лесной поляне Звонко, звонко зайчик барабанит-Тра-та-та (3 раза).


Из берлоги вылез медвежонок, Топать, топать начал он спросонок: Топ-топ-топ (3 раза).

• Лягушата делают зарядку,

Пляшут, пляшут весело вприсядку: Ква-ква-ква (3 раза) и т. д.

Для нормализации голосовой функции у детей с дизартрией необходимо проводить артикуляторные, дыхательные упражнения и движения для мышц шеи, головы. Например: «Головой качает слон, умный слон. Он слонихе шлет поклон, свой поклон». Под мелодекла­мацию педагога дети наклоняют голову к левому плечу, поднима­ют, наклоняют к правому плечу, поднимают, наклоняют голову вперед, на грудь, поднимают.

В первом периоде важно обращать внимание на постепенное формирование двигательного навыка. Сначала педагог сам эмо­ционально, в надлежащем темпе выполняет движение от начала до конца, чтобы дети восприняли целостный образ движения в его динамике. Затем дает расчлененный показ действия в более мед­ленном темпе с пояснением всех элементов, составляющих движение. После этого дети сами воспроизводят действие, слушая указания педагога. Он обращает внимание детей на правильность выполня­емых ими действий и поощряет их. Постепенно вводится музыкаль­ное сопровождение, сначала с пояснением педагога, а затем дети самостоятельно выполняют движение под музыку.

Во втором периоде логопедической работы с детьми, страдаю­щими дизартрией, средства логоритмики используются для разви­тия: моторики артикуляционного аппарата, общих двигательных навыков, тонких, слухопроизносительных дифференцировок.

Так, для развития моторики артикуляторного аппарата исполь­зуются безречевые игры (показать удивление, огорчение, испуг и др.) и речевые игры со звукоподражанием.

Например:

«Погладь мишку». Мишку ставят на высокий кубик. Из длинной доски, положен­ной на гимнастическую скамейку, делают горку. Дети идут и говорят: «Много нашей детворы ходит к мишеньке с горы». Дети по очереди входят на горку, сбегают (темп музыки различный), гладят мишку и садятся на стулья Затем все подходят к медведю и говорят: «Мы к медведю побежим, зарычит — мы убежим» Один из детей подает сигнал — ррр, дети разбегаются. Далее дается задание: подойти к медведю очень тихо, так, чтобы он не услышал.

Для развития общих движений рекомендуются игры с движени­ями для верхних конечностей, кисти, пальцев; для нижних конечно­стей; упражнения с палкой, мячом, на преодоление сопротивления; упражнения для туловища. Широко используется ходьба под музыку по следам на полу с препятствиями между ними в виде дощечек; по нарисованным дорожкам; ходьба на носочках, пятках, на полной ступне.

«Увидели флажок». Дети идут по кругу. Педагог: «Олечка, возьми флажок, поведи ребят в кружок, выше флаг наш поднимай, стройно круг свой прошагай». Ребенок с флажком ведет колонну по кругу, через центр на носочках и т. д Смена


способа ходьбы зависит от смены музыки Педагог предупреждает, что с флажком надо ходить красиво, не горбиться, не опускать головы.

Для развития слухопроизносительных дифференцировок важно связать контрастные звуки, например с — ш, с определенными музыкальными образами: с — водичка бежит, капель (и музыкаль­ный образ капели), ш— пузырь лопнул или змея шипит (и тоже музыкальный образ). То же самое с другими звуками: з — комар звенит, ж — жук жужжит, ц — белочка цокает, ч — чик-чирик — чи­рикает воробушек. В зависимости от музыкального образа, воспри­нимаемого детьми, в движениях изображается персонаж. Движение сопровождается звукоподражанием. Одна группа детей изображает под музыку летающего жука и жужжит — ж-ж-ж, другая — кома­ра и звенит — з-з-з.

В третьем периоде логопедической работы с детьми, страдающи­ми дизартрией, осуществляется закрепление речевых навыков, двигательных способностей и коллективных взаимоотношений, умения коллективного общения. С этой целью проводятся игры с пением, подвижные игры с правилами (несюжетные, сюжетные, с элементами спортивных игр), игры-драматизации.

Например:

Несюжетная подвижная игра с правилами «Круг за кругом>. Дети берутся за длинный шнур, конец шнура у водящего. Он ведет детей, и все говорят: «Друг за другом, круг за кругом мы идем за шагом шаг>. По сигналу — прекращение му­зыки — все останавливаются, поворачиваются в круг лицом и говорят: «Стой на месте, дружно вместе сделаем вот так». Педагог (впоследствии дежурный, водя­щий) показывает одно любое движение, например поднимает руки со шнуром вверх и смотрит на него Дети повторяют. Дальше звучит музыка, дети идут со словами: «Друг за другом> и т. д. После остановки педагог показывает новое движе­ние, например наклон туловища вперед и выпрямление; поднимание ноги, согнутой в колене, до шнура; приседание с выставлением ноги вперед и т. д. Каждое упражне­ние повторяется от 3 до 6 раз В одной игре допускается 5—6 разных движений.

Сюжетная подвижная игра с правилами «Пчелы и медведь». Пчелы сидят за стульчиками и жужжат, медведь прячется тут же. Педагог подает сигнал: «Пчелы за медом! > Дети «летают> по поляне от цветка к цветку. В это время медведь на четвереньках подходит к улью-стульчику, рычит — pp. Педагог: «Медведь на пасеке». Пчелы летят и жужжат жжж, а медведь на четвереньках бежит к своему дереву-стульчику, пчелы садятся на стульчики. Кто до медведя дотронется, тот становится медведем. Игра повторяется. Помимо сигналов педагога, образы медведя и пчел создаются музыкальным сопровождением.

В работе с детьми, страдающими дизартрией, надо соблюдать требования к подбору музыкально-ритмического материала в зави­симости от характера речедвигательного и общедвигательного нарушений. Группы детей для логоритмических занятий целесо­образно комплектовать по сходству нарушений. Так, в одну группу берутся дети с явлениями парезов, неловкие, дискоординированные. Музыкальное сопровождение занятий с этими детьми должно быть бодрым, ритмичным, стимулирующим их движения (марш, полька, галоп, музыкальные произведения с короткими, но четко выражен­ными ритмическими фразами). Для детей с гиперкинезами, тиками, миоклонусами следует подбирать музыкальные произведения с плавным, спокойным рисунком, с акцентирующими движение фра­зами; песни обязательно с оитмичным припевом и плавным запевом.


Для детей со спастическими явлениями музыка подбирается мело­дичная, спокойная, способствующая расслаблению: вальс, колы­бельная, музыка, иллюстрирующая явления природы: журчание воды, шум ветерка в листве, шум дождя и т. д.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.