Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава III. Физическое воспитание и гигиена мальчика, подростка, юноши





У человека, как и у любого живого существа, есть врожденная потребность в движении. В зависимости от того, как она удовлетворяется, эта потребность может или развиваться, или постепенно в определенной степени угасать. Существуют разнообразные способы ее удовлетворения - бег, ходьба на значительные расстояния, занятия определенным видом спорта и т. д. При этом закрепившиеся, ставшие привычными способы удовлетворения потребности в движении (например, утренняя зарядка) сами постепенно становятся потребностями - вторичными по отношению к ней.

Движения - важный естественный стимул жизнедеятельности организма, тренировка различных его органов и систем. Благодаря движениям повышается общий жизненный тонус, возрастает работоспособность и способность человека переносить нагрузку, устойчивость к болезням. Дело в том, что движение требует определенного энергетического обеспечения, а также координации функций различных органов и систем. Благодаря движениям происходит развитие способности организма к изменению уровня активности протекания различных обменных процессов, накопление резервов энергии и пластических веществ для обеспечения последующих движений, возрастает экономичность деятельности органов и систем. Благодаря движениям возрастает синтез белка, а следовательно, и усиление процессов роста, увеличение мышечной массы и силы мышц. При этом следует иметь в виду, что умеренные динамические нагрузки (бег, спортивные игры) способствуют увеличению роста в длину, а силовые (борьба, штанга), замедляя рост костей в длину, увеличивают их поперечные размеры, массивность. Все это самым непосредственным образом и весьма благоприятно сказывается на общем состоянии, самочувствии, внешнем виде и функциональных возможностях человека (силе, ловкости, подвижности, выносливости). Поэтому достаточное количество движений совершенно необходимо для нормального развития и здоровья мальчика, подростка, юноши.

Благодаря движениям возрастает жизненная емкость легких, увеличивается окружность и подвижность грудной клетки. Поэтому легкие лучше расправляются, кровоток во всех их отделах становится равномерным. Это очень важно, так как застой крови в каком-либо участке легких способствует развитию пневмонии (воспаления легких). Существует даже особая разновидность пневмонии - застойная; она развивается у ослабленных людей (чаще у грудных детей и стариков), вынужденных в связи с каким-либо заболеванием лежать неподвижно. Хорошая вентиляция легких необходима для достаточного снабжения организма кислородом; при недостаточности этого процесса наблюдаются различные неблагоприятные явления: сниженная работоспособность, малая устойчивость к заболеваниям, головные боли или ощущение тяжести в голове и т. д.

Благодаря движениям происходит полноценное развитие сердечно-сосудистой системы. Особенно благоприятным является увеличение мощности сердечных сокращений, что находит выражение в увеличении так называемого ударного объема сердца (т. е. количества крови, выталкиваемого сердцем в аорту при каждом кращении). Благодаря этому тренированное сердце при меньшем числе сокращений за единицу времени способно лучше, чем нетренированное, обеспечить потребности организма в переносимых кровь кислороде и питательных веществах. Вместе с тем это позволяет сердцу и больше отдыхать: увеличение интервала между последующими сокращениями означает удлинение периода, когда сердце находится в расслабленном состоянии.

Сравнительно менее известны, но весьма важны и благ приятны изменения, возникающие благодаря активным движениям в центральной нервной системе. Под влиянием физической нагрузки уменьшается раздражительность человека; сон становится глубже, засыпание - легче и скорее. Не случайно вынужденное ограничение двигательной активности, а тем более полное обездвиживание (например, в экспериментальных условиях) весьма неблагоприятно сказываются на общем состоянии и самочувствии, причем на первом плане оказываются именно отклонения нервно-психического характера. Так, в специальных экспериментах было установлено, что у людей, вынужденных лежать неподвижно, быстро ухудшается настроение, появляется раздражительность, исчезает желание заниматься умственной работой, пропадает желание читать, слушать радио, смотреть телевизор. Их начинает раздражать смех, музыка, даже то, что раньше радовало. Возникает необъяснимое чувство тревоги, страха; сон становится неглубоким; несмотря на ощущение усталости и нервного утомления заснуть трудно.

Между психическим развитием и характером движений существует прямая связь, которую легко проследить даже у грудного ребенка. Особенности его психического развития можно довольно точно оценить по тому, подвижен он или инертен в своих движениях, хаотичны или целенаправленны эти движения, совершается какое-либо действие экономно и рационально или же со множеством лишних движений, уверенно или неуверенно.

Известно, что равномерное движение, особенно ходьба, помогает сосредоточиться; во время ходьбы мысль становится живее, и когда нужно принять какое-либо решение, а оно сразу не дается, лучше не сидеть за столом неподвижно, а ходить по комнате. Как отмечал Л. Н. Толстой, "при усидчивой умственной работе, без движения сущее горе. Не походи я, не поработай руками, и ногами в течение хотя бы одного дня, вечером я уже никуда не гожусь: ни читать, ни писать, ни даже внимательно слушать других, голова кружится, а в глазах звезды какие-то, и ночь проводится без сна".

Хотя движения являются врожденной органической потребностью, в развитии этой потребности определяющими являются не безусловные двигательные рефлексы, а условные рефлексы, приобретенные в течение жизни. Те движения, которые имеются у взрослого человека, формируются постепенно, в процессе его развития. Как подчеркивал физиолог Н. М. Щелованов, "не отрицая для развития тех или иных движений соответствующей степени морфологической готовности и зрелости нервной системы, необходимо учитывать, что возникновение и оформление движений у ребенка определяется прежде всего внешними раздражителями, воздействующими на рецепторы, в основном зрительный, слуховой и тактильный, которые выполняют роль стимуляторов, побуждающих ребенка к тому или иному движению". Следовательно, своевременное и правильное развитие движений ребенка, со всеми сопутствующими этому благоприятными процессами и явлениями, возможно лишь при определенных условиях и требует целенаправленных усилий, система которых получила название физического воспитания. Физическое воспитание, а также гигиена являются важнейшими факторами, благоприятствующими полноценному развитию организма мальчика, подростка, юноши, сохранению их здоровья, поддержанию высокой работоспособности. Не случайно, по данным педагога В. К. Шурухиной, среди школьников с низким или ниже среднего физическим развитием неуспевающие составляют до 40%, среди школьников со средним физическим развитием - только около 10% и среди школьников с хорошим физическим развитием - только 4 - 5%.

Физическое воспитание

Физическое воспитание представляет собой систему мероприятий развивающего, совершенствующего и корригирующего (исправляющего) характера, призванных содействовать физическому развитию мальчика, подростка, юноши (соответственно, девочки, подростка, девушки), укреплять их здоровье, обеспечивать овладение ими жизненно важными двигательными навыками и умениями, высокую умственную и физическую работоспособность, подготавливать к трудовой деятельности. Наряду с этим физическое воспитание способствует также развитию настойчивости, воли, целеустремленности. Средствами физического воспитания являются разнообразные и выполняемые в различных условиях физические упражнения, подвижные игры, спорт (следует подчеркнуть, что занятия спортом должны подчиняться основным задачам физического воспитания), а также закаливание. Организационными формами физического воспитания являются утренняя гимнастика (зарядка), уроки физической культуры в школе, занятия в спортивных секциях и детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ). Сущность физического воспитания сводится к трем основным моментам. Во-первых, это регулярное упражнение различных групп мышц, суставов и связок, что способствует наилучшему развитию их функции, а также координированности. Во-вторых, это определенная нагрузка, оказывающая тренирующее влияние на системы обеспечения движения - дыхательную, сердечно-сосудистую, на обмен веществ и энергии. В-третьих, регулярное выполнение определенного количества разнообразных упражнений, выработка стремления и способности делать их правильно и в заранее намечаемом объеме, помимо совершенствования процессов регуляции движений, способствуют и формированию таких важных черт характера, как настойчивость, воля, целеустремленность, решительность, самообладание, способность к самооценке и самоконтролю, привычки, а затем и потребности твердо соблюдать определенные правила поведения. Как отмечал основоположник учения о физическом воспитании П. Ф. Лесгафт, "нередко приходится видеть сочетание развитой умственной деятельности с весьма слабым телом. Но такое нарушение гармонии в постройке и отправлениях организма не остается безнаказанным, - оно неизбежно влечет за собой бессилие внешних проявлений: мысль и понимание могут быть, но не будет надлежащей энергии для последовательной проверки идей и настойчивого проведения и применения их на практике". Поэтому физическое воспитание является важным разделом всего процесса воспитания подрастающего поколения.

В повседневной жизни ребенка имеется много способов удовлетворения его потребности в движении. Прежде всего, следует создать ребенку условия для самостоятельной деятельности - достаточное место, свободную одежду, не стесняющую движения, игрушки, побуждающие к движению. Необходимо также организовывать совместную игру ребенка со взрослым или другими детьми, во время которой он мог бы активно двигаться, согласовывать свои действия с окружающими, выполнять наиболее простые инструкции, связывая слово с действием: "иди", "стой", "сядь". В детских дошкольных учреждениях для развития двигательной активности детей используются музыкальные занятия, способствующие развитию чувства ритма, способности распределять свои движения во времени. Наконец, с маленькими детьми целесообразно заниматься зарядкой и гимнастикой. Задачами последней являются выработка у ребенка правильной походки и чувства равновесия. При правильном стоянии и ходьбе линия опоры проходит через пятку и второй палец ноги; в таком положении большой палец ноги несколько приподнят. Для выработки правильных навыков используются упражнения в ходьбе, требующие точных движений; например, по нарисованной прямой линии, по скамейкам различной ширины и высоты с перешагиванием при этом через какие-либо лежащие на них предметы.

Задачей физического воспитания мальчиков более старшего возраста - дошкольного и младшего школьного - является совершенствование мышечного чувства - способности различать темп и амплитуду движений, степень напряжения и расслабления мышц, а также развитие способности правильно оценивать пространственно-временные отношения (т. е. способности одновременно воспринимать многое и целесообразно реагировать на воспринимаемое). Как отмечал И. М. Сеченов, в представлении о времени большую роль, чем слуховые, зрительные и осязательные ощущения, имеют ощущения двигательные.Способность оценивать маленькие промежутки времени связана главным образом с движением, например, ходьбой различной степени сложности. Мальчикам этого возраста рекомендуются подвижные игры, вовлекающие в динамическую работу большие мышечные группы (мышцы живота, спины), а также бросание, ловля, метание на дальность и в цель различных по форме легких предметов (волейбольных мячей, маленьких прыгающих и тряпичных мячиков и т. д.). Для развития координации целесообразно сочетание постепенно усложняемых движений рук и ног, танцевальные упражнения (подскоки, переменный шаг, приставной шаг, шаг галопа и др.); при этом важна законченность и простота танцевальной формы.Целесообразны чередование ходьбы и бега в различных сочетаниях, прыжки со скакалкой; для развития равновесия - ходьба по скамейке или бревну разными способами. Важным моментом физического воспитания в этом возрасте является контроль за правильным выполнением упражнений и двигательных действий (по направлению и амплитуде, по напряжению мышц, по ритму и темпу). Это необходимо для обучения правильной технике движения, что в свою очередь важно в связи с большим прикладным значением многих движений (в труде, спорте, военном деле). Следует иметь в виду, что иногда мальчики, правильно освоив основные элементы техники прыжков, метаний и других движений, в играх выполняют их небрежно, не доводя движение до конца, не следя за полным его осуществлением. Поэтому нужно заинтересовывать их в качественном выполнении движений, так чтобы от этого зависели результаты игры: следует показывать необходимость правильного, качественного выполнения изученных приемов техники движения для выигрыша в игре.

Значительную часть упражнений мальчики должны проводить в положении, благоприятствующем разгрузке позвоночника, - на четвереньках, лежа на животе или на спине. Необходимо чередование нагрузки с перерывами для отдыха. Следует остерегаться интенсивных нагрузок, так как в этом возрасте они могут тормозить рост и развитие организма.

У подростков задачи физического воспитания усложняются. Помимо закрепления всего того, что было достигнуто раньше, необходимо обучать подростков основным видам движений, выполняемых в различных по сложности условиях (преодоление полосы препятствий, игры, соревнования), дать основы спортивной техники по лыжам, конькам, легкой атлетике, играм с мячом, а также закрепить привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями.В целом нагрузка у подростков может быть большей, чем у мальчиков, однако чрезмерных нагрузок следует избегать, так как в этом возрасте ресурсы организма в значительной степени используются на пластические процессы (увеличение длины тела, массы), и лишь с 11 - 12 лет можно постепенно увеличивать удельный вес силовых упражнений. Ориентиром для определения нагрузки могут служить следующие возрастные показатели приема подростков в ДЮСШ: для занятий лыжами, коньками, легкой атлетикой, хоккеем - с 9 - 12 лет, плаванием - с 7 - 8 лет (научить немного плавать и хорошо держаться на воде следует примерно к 4 - 5 годам), для занятий борьбой - с 12 - 13 лет, тяжелой атлетикой - с 14 - 15 лет.

При осуществлении физического воспитания подростков следует учитывать такую их особенность: они нередко склонны переоценивать свои возможности в двигательной деятельности, а неудачи, срывы, низкие результаты в различных видах физических упражнений могут вызывать у них неприятные переживания, возникновение отрицательного отношения к занятиям физическими упражнениями.

Задачами физического воспитания юношей являются: совершенствование основных видов движений и двигательных действий, приобретенных ранее; развитие силовой, статической и скоростной выносливости; сообщение определенных сведений по основам спортивной тренировки, методике самостоятельных занятий физическими упражнениями; формирование умения самостоятельно подбирать и выполнять физические упражнения с целью личного совершенствования и проведения занятий с группой своих товарищей; выработка способности самостоятельно вести наблюдения за качеством выполнения движений с анализом отдельных их элементов, биомеханической структуры и движения в целом - как своих собственных, так и других людей.

Известно, что закрепление знаний о себе, о своем теле, о своей внешности, об организме в целом тесно связано у подростка, юноши с развитием важных свойств личности - уверенности в себе, жизнерадостности или, напротив, замкнутости, стеснительности, порою и подавленности. Физическое состояние, особенности своего телосложения многих из них не устраивают. Многие стесняются узких плеч, впалой груди, недостаточно развитой мускулатуры. К счастью, недостатки фигуры можно исправить с помощью специальных упражнений, были бы желание и настойчивость в осуществлении этой цели. Следует внушать подростку, юноше уверенность в своих силах, в возможности воздействовать на особенности своей фигуры в желаемом направлении. Для этого существуют специально разработанные комплексы так называемой атлетической гимнастики, которые можно найти в журналах по физической культуре.

Занятия по улучшению физического состояния способствуют формированию таких важных качеств личности, как настойчивость в достижении цели, упорство; положительные результаты этих занятий самым непосредственным образом и весьма благоприятно сказываются на психическом состоянии подростка, юноши. Помимо этого, такие занятия - важный способ полезного использования избытка энергии, которая в противном случае может не найти достойного выхода. Известно, что занимающиеся спортом подростки и юноши опережают сверстников в физическом развитии. Вместе с тем у них позже начинаются поллюции и соответствующая возрасту активация полового влечения. Интересно, что нервно-психическое состояние спортсменов связано с характером спортивной специализации: согласно наблюдениям Г. С. Васильченко и В. И. Кацевмана, уравновешенное состояние нервной системы свойственно примерно 87% тяжелоатлетов (у 13%, соответственно, наблюдается раздражительность, колебания настроения), 67% лыжников, 65% конькобежцев, 45% футболистов. Физические упражнения благоприятно влияют на состояние подростков и юношей, отвлекают их внимание и энергию от половых переживаний. Вместе с тем, как отмечают Г. С. Васильченко и В. И. Кацевман, спортсмены, обгоняя сверстников в физическом развитии, привлекают больше внимания представительниц женского пола, а зрелищный характер спорта создает им определенный престиж и облегчает установление интимных контактов. Занятия спортом способствуют развитию самостоятельности, активности, целенаправленности подростков и юношей. При правильном половом воспитании все это способствует более гармоничному построению отношений с женским полом, в хорошем смысле облегчает эти отношения.

В возрасте 15 - 18 лет нагрузка по сравнению с подростками может быть увеличена: могут быть использованы упражнения на развитие не только скорости, но также выносливости и силы. В этом возрасте развитие мышц уже не отстает от роста костей, происходит равномерно и быстро. Однако большую нагрузку не всегда выдерживает сердечно-сосудистая система; признаками ее перегрузки являются: общая слабость, учащение и перебои пульса, боли в области сердца. При этих явлениях нагрузку следует снизить, а занятия временно прекратить. При большой физической нагрузке важно следить за глубиной и ритмичностью дыхания; при ходьбе рекомендуется делать на каждые 4 шага вдох и каждые 4 шага - выдох.

Следует отметить, что, хотя в сравнении с подростками физические возможности юношей возрастают, у многих из них могут наблюдаться ухудшение координации, точности и быстроты движений, падать результаты в беге на короткие и длинные дистанции, в прыжках в длину и высоту. Связано это с уменьшением двигательной активности вследствие большой учебной нагрузки в сочетании с недостаточным умением соблюдать правильный режим труда и отдыха. Вместе с тем следует учитывать, что у людей, ведущих малоподвижный образ жизни, в юношеском возрасте начинают обнаруживаться признаки нарушений сердечно-сосудистой системы (уменьшение ударного объема сердца, излишнее учащение пульса даже при сравнительно небольшой нагрузке, повышение артериального давления). Следует учитывать также вред резкого снижения интенсивностифизической нагрузки: перестройка организма, привыкшего к интенсивной нагрузке, к малоподвижному режиму всегда происходит довольно болезненно, нередко сопровождается нарушениями в состоянии сердечной мышцы. Прекращение физической нагрузки детренирует организм, и сердце в первую очередь, и поэтому, когда мужчина по старой памяти после значительного перерыва вновь возвращается к прежней по интенсивности нагрузке, может наступить срыв сердечной деятельности, вплоть до явлений стенокардии и инфаркта миокарда.

С целью физического совершенствования юноши нередко прибегают к занятиям с отягощениями (штанга, гантели, эластический бинт). Следует учитывать, что для развития мышц необходимы динамические упражнения, при которых сокращение мышц сочетается с их напряжением. Упражнения, при которых в мышце развивается напряжение, а сокращения не происходит (так называемые изометрические упражнения, широко применяемые в культуризме), не обеспечивают полноценного развития мышц. Преобладание изометрических упражнений ограничивает развитие точности, ловкости, быстроты движений, не содействует приспособляемости их к изменяющимся условиям среды. Увлечение изометрическими упражнениями, помогая наращивать силумышц и их объем, отрицательно влияет на координационные возможности, быстроту; такие "накачанные" мышцы хуже расслабляются. Поэтому изометрические упражнения не должны по объему превышать трети от общего количества упражнений, а должны являться лишь дополнением к динамическим. Следует учитывать также, что интенсивные изометрические упражнения затрудняют дыхание, требуют больших нервных усилий.

В процессе трудового воспитания подростков и юношей следует постоянно учитывать их стремление к большим нагрузкам и склонность к переоценке своих физических возможностей. В сочетании с недостатком жизненного опыта, трудовых навыков это может приводить к травматизму. Например, по уровню своего умственного и физического развития они вполне способны успешно справляться с работами на сельскохозяйственных машинах. Но вследствие недостаточно развитого самосознания не способны одновременно охватить широкий круг факторов, обстоятельств, они менее осторожны, менее предусмотрительны, более склонны к рискованным действиям. Поэтому во всех таких случаях подростков и юношей следует особенно тщательно инструктировать в вопросах техники безопасности.

Если в процессе труда юноша постоянно занят переноской грузов, то в 14 лет максимальный при этом груз не должен превышать 6 кг, в 16 лет - 12 кг, в 17 - 18 лет - 16,5 кг. При легких и средних по нагрузке работах учащихся 16 - 17 лет задания для них составляют около 60% нормы взрослого.

Важной задачей физического воспитания является воспитание правильной осанки. Осанка - это умение без особого напряжения удерживать свое тело, сохраняя правильную позу в различных положениях: сидя, при ходьбе, во время игр и т. д. Вместе с тем осанка - эта и сама правильная поза во всех этих условиях. При правильной осанке голова и туловище находятся на одной вертикальной линии, плечи развернуты, слегка опущены и находятся (правое и левое) на одном уровне, лопатки прижаты; грудь слегка выпукла, живот втянут, изгибы позвоночника выражены нормально, ноги выпрямлены в коленных и тазобедренных суставах. Правильная осанка ценна по двум основным причинам: во-первых, для нормального функционирования всех внутренних органов, во-вторых, движения человека наиболее естественны, экономичны и результативны. Напротив, неправильная осанка вредна: для здоровья, для работоспособности, для внешнего вида. Например, сутулость, впалая грудь затрудняют работу сердца и легких, что приводит к недостаточному снабжению организма кислородом, вызывает повышенную утомляемость, раздражительность и т. д. Расслабленность (а затем и слабость) мышц живота приводит к смещению органов брюшной полости, атонии желудка, застойным явлениям в желчном пузыре и кишечнике.

Существуют различные по содержанию и степени нарушения осанки. Наиболее известно нарушение, которое называется сутулостью. При ней шейный изгиб позвоночника увеличен, а поясничный сглажен, плечи опущены и несколько сведены вперед, лопатки разведены, грудь впалая; голова опущена; ноги нередко согнуты в коленях, руки висят вдоль туловища. Многие дефекты осанки связаны с нарушениями формы позвоночника. При так называемой лордотической осанке резко усилен поясничный изгиб позвоночника, живот выпячен, мышцы его расслаблены. При кифотической осанке, кроме этого, наблюдается и усиление шейного изгиба. При выпрямленной осанке изгибы позвоночника выражены недостаточно, что предрасполагает к образованию боковых его искривлений. Бывают отдельные нарушения в различных частях тела: так называемые "крыловидные" (т. е. слишком отстающие от туловища) лопатки, уплощение грудной клетки, асимметрия плеч (одно выше другого) или же чрезмерная их сведенность вперед и т. д.

Различаются три степени нарушения осанки. При первой наблюдаются лишь нестойкие изменения осанки - неправильные позы тела, исчезающие в положении прямой стойки. При второй степени наблюдаются устойчивые функциональные нарушения, не исчезающие при изменениях положения тела. При третьей степени наблюдаются фиксированные нарушения, связанные с изменениями не только в мышечной, но и в костно-связочной системе; для исправления последних требуются длительные и систематические занятия лечебной гимнастикой.

Средствами воспитания правильной осанки являются физические упражнения и постоянный контроль за соблюдением правильной позы по время еды, сна, на уроке и дома в процессе приготовления занятий, при чтении книг (некоторые подростки, юноши любят читать полулежа, что вредно), во время трудовой деятельности, на прогулке и т. д.

Важнейшим условием правильной осанки является нормальное развитие позвоночника. Первым в возрасте одного-полутора месяцев появляется шейный его изгиб; это связано с началом держания ребенком головы. Нередко мальчики способны держать голову в течение нескольких секунд уже в двухнедельном возрасте, и с этого возраста их следует чаще и на постепенно возрастающее время класть на живот, разумеется, когда они не спят. Однако в вертикальном положении ребенка на руках держать еще нельзя до 3 - 4 месяцев. Когда говорят, что ребенок держит голову, имеют в виду ее уверенное поднимание в положении на животе. Держать ее уверенно в вертикальном положении ребенок не может до 3 - 4 месяцев: мышцы шеи сначала способны удерживать голову лишь в одном направлении - передне-заднем; в боковом направлении они становятся способны держать голову лишь через месяц-полтора, и то не у всех детей.

Последующие изгибы позвоночника связаны с началом сидения и стояния ребенка. Следует различать способность ребенка сидеть, после того как его посадили, и садиться самостоятельно: последнее становится для него возможным нередко лишь после того, как он уверенно стоит. Сажать же ребенка можно лишь тогда, когда в позе сидения он способен уверенно поддерживать вертикальное положение верхней части туловища и не сгибается вперед или в сторону, в противном случае происходят нежелательные искривления позвоночника. Несмотря на то что все физиологические изгибы позвоночника формируются полностью к началу ходьбы, они долгое время остаются незакрепленными и до 11 - 12 лет поддерживаются лишь за счет активной работы мышц. Лишь у подростков после 11 - 12 лет происходит фиксация изгибов позвоночника за счет определенного соотношения его костных и хрящевых элементов.

Следует подчеркнуть большую важность для здоровья нормального состояния позвоночника. Через межпозвоночные отверстия проходят многочисленные нервы, регулирующие различные функции организма, в первую очередь движение и различные виды чувствительности. Ущемление этих нервов вследствие нарушений межпозвоночных отверстий (а последнее может быть связано с нарушениями самих позвонков и межпозвоночных хрящевых дисков) влечет за собой различные неприятные последствия, начиная от радикулита и кончая расстройством функции внутренних органов.

Для предупреждения нарушений позвоночника уже с раннего возраста следует предупреждать возможность прыжков ребенка с высоты, даже небольшой, избегать в подвижных играх позиций, связанных с расстановкой ног шире плеч, и т. д. Для воспитания правильной осанки у малышей следует использовать упражнения, связанные с прогибанием позвоночника (подлезание через различные предметы).

Мальчики еще не способны самостоятельно следить за своей позой - они не обладают достаточной способностью к самоконтролю, легко отвлекаются. Поэтому задачей взрослых является активный контроль за позой и непосредственное ее исправление во время различных занятий. Следует постоянно следить, чтобы во время письменных работ (а готовить уроки необходимо в специально оборудованном месте) край стула, на котором сидит мальчик, заходил под крышку стола на 2 - 4 см, ноги стояли свободно на полу, голени были под прямым углом к бедрам, предплечья лежали на крышке стола, плечи находились на одном уровне, спина была прямой, голова была лишь немного наклонена вперед.

Главными нарушениями правильной позы являются: опускание головы и наклоны ее вбок, свисание локтя левой руки со стола, вследствие чего левое плечо опускается ниже правого, а позвоночник искривляется влево, упор грудью в передний край стола. При чтении и заучивании уроков поза может быть более свободной и разнообразной, но следует запрещать сидеть боком к столу, подкладывать под себя ногу, сидеть согнувшись с опущенным локтем. Задачей учителя является и контроль за позой во время ответа: мальчик должен стоять прямо, тяжесть тела должна равномерно распределяться на обе ноги, которые должны быть слегка расставлены; нельзя при ответе опираться о парту или доску. Недопустимо длительное ношение школьником портфеля в одной руке; нужно носить необходимые для занятий предметы в ранце за спиной.

Задачей воспитания правильной осанки у подростков является закрепление правильных ее навыков при статических позах и при передвижениях, выработка ощущения правильной осанки. Для последнего полезна ходьба с предметом на голове с сохранением правильного положения тела; упражнение может выполняться с открытыми и закрытыми глазами. Полезны также упражнения с мячом такого типа: взять два небольших мяча, подбросить один вверх, другой мяч поднимать с пола и стараться не дать упасть на пол первому.

Подростки уже способны к определенному самоконтролю. Поэтому им следует сообщать знания о признаках правильной и неправильной осанки, о мерах предупреждения нарушений осанки. Если мальчикам приходится непосредственно поправлять позу, то подросткам чаще можно ограничиться напоминанием о необходимости соблюдения правильной позы. При воспитании осанки у подростков следует учитывать тот факт, что вследствие интенсивного увеличения длины нижних конечностей происходит перемещение центра тяжести тела вверх. Это может неблагоприятно сказываться на развитии плечевого пояса, изгибов позвоночника, манеры держать свое тело. Следует иметь в виду, что подростки вследствие переоценки своих физических возможностей склонны поднимать чрезмерные для них тяжести, что неблагоприятно сказывается на состоянии позвоночника, который в этом возрасте полностью все еще не сформирован.

Подростков следует приучить после каждых 40 - 50 мин работы за письменным столом делать так называемую физкультминутку - перерыв на 2 - 3 мин, во время которого нужно походить по комнате, потянуться, глубоко подышать. Привычка к таким паузам позволяет делать их не отвлекаясь от существа выполняемого задания.

При выполнении занятий по труду, связанных с положением стоя (например, работа по выпиливанию, строганию и т. д.), следует следить за тем, чтобы ступни ног были расставлены с небольшим разворотом наружу, вес тела перенесен с пяток на переднюю часть стоп, колени были выпрямлены, живот подтянут, кисти рук во время работы развернуты. Необходимо соблюдать прямое положение корпуса, а если характер работы этого не позволяет, то чаще менять позу, чтобы нагрузка была равномерной на обе половины тела, будь это одновременно или попеременно в течение определенного промежутка времени.

Задачей воспитания осанки у юношей является улучшение телосложения и внешнего вида. Лучший способ этого - продуманная система самостоятельных домашних занятий. Основная причина развития нарушений осанки у юношей - гиподинамия (о ней мы уже говорили ранее), а также более отчетливо выявляющееся в этом возрасте различие в нарастании силы мышц правой и левой половины тела. Поэтому важной задачей является контроль за равномерностью развития мышц с использованием таких средств, как гантели небольшого веса (1 - 1,5 кг), эспандер, резиновый бинт. Во время работы юношам, как и подросткам, необходимо делать паузы, во время которых следует делать такие движения: поднимание и отведение плеч, круговые движения руками, плечами, движения плечами вперед и назад в положении рук вдоль туловища. Как и подросткам, юношам полезен дневной отдых лежа в течение 30 - 40 мин: это позволяет расслабить мышцы, разгрузить позвоночник. Во всех возрастах необходимо следить за положением во время сна; матрац должен быть жесткий и обязательно ровный, чтобы в середине его не образовывалось провала; недопустимо спать на перине, подкладывать под голову высокую подушку, иначе происходит сдавливание грудной клетки и затруднение дыхания.

К сожалению, порой плохая осанка оказывается результатом сознательных усилий подростка или юноши. Некоторым из них кажется, что широко расставленные ноги, общее напряженное положение тела есть признак силы и мужества. Многие вырабатывают такую манеру держаться после того, как они начали посещать какую-либо спортивную секцию, особенно секцию борьбы. Конечно, эта манера лучше, чем манера гнуться и сутулиться, но она производит комическое впечатление. Следует внушить подростку, юноше, что правильная осанка та, которая сочетает в себе полную свободу и ненапряженность с подтянутостью и гибкостью; движения должны быть не размашистыми, а экономными. Другим недостатком является нарочито небрежная манера двигаться, общая расслабленность и как бы вялость. Это тоже способ "приобщения" к более взрослому возрасту. Только здесь предполагаются не взрослые сила и мужество, образ которых "заимствован" из кинофильма или с какой-либо картинки, а видимо, умудренность жизненным опытом, некая небрежность в поведении, свойственная взрослым и уже несколько утомленным жизнью людям, в противовес непосредственности и острому интересу к окружающему, характерным для нормального ребенка, подростка, юноши. Следует внушать подростку, юноше, что никого он этим не удивит и что такие манеры свойственны отнюдь не лучшим из взрослых и действительно умудренных жизнью людей.

С воспитанием правильной осанки смыкается и предупреждение плоскостопия. Как уже говорилось, следует запрещать детям прыгать с высоты, так как это может приводить к распластыванию стопы и толчкам в суставы вследствие недостаточности пружинящих ее свойств. Напротив, небольшие подпрыгивания полезны, так как тренируют стопу. При занятиях легкой атлетикой, а также с тяжестями может наблюдаться уплощение стопы; замечено, что нормальная высота ее свода порою восстанавливается лишь в течение 1 - 2 суток после интенсивной тренировки. Для нормального формирования и развития стоп важна правильная обувь. Тесная обувь нарушает развитие и функцию свода стопы, способствует появлению мозолей, вросших ногтей, воспалению тех мест, где на ногу давят швы и рубцы. Если обувь велика, необходимо надевать дополнительную пару носков, чтобы обувь достаточно плотно прилегала к ноге.

Важным средством физического воспитания является закаливание. Оно представляет собою систему мероприятий, развивающих способность организма быстро приспосабливаться к неблагоприятным воздействиям внешней среды и переносить без вреда для здоровья как резкие ее колебания (перепады температуры и влажности окру







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.