|
Методика констатирующего экспериментаНа этапе констатирующего эксперимента моей целью было: 1. Выявить и уточнить на каком уровне развития находится пассивный и активный глагольный словарь. 2. Определить понимание близких по значению глаголов и употребление глагола в переносном значении. 3.Выявить умение изменять и образовывать грамматические формы глагола. Методика исследования основывалась на методических разработках Жуковой Н.С., Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Бессоновой Т.П.. Грибовой О.Е., Архиповой Е.Ф., Иншаковой О.Б. Из методики Жуковой Н.С [46] берется материал по обследованию различения единственного и множественного числа глаголов, различения мужского и женского рода глаголов прошедшего времени, префиксальных изменений глагольных форм. При обследовании словаря действий использовать следующие приемы предложенные Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.[60]:показ по называнию, а затем называние действий; добавление в предложение недостающего слова в нужной форме, подходящего по смыслу; подбор слов-синонимов, антонимов. Используется материал по выявлению следующих грамматических категорий глагола: число глаголов;выявляется понимание глаголов близких по значению (красит, выкрасит, раскрасил); категории числа и рода глаголов. Применялись рекомендации Шашкиной Г. Р.[68] - обследование речи детей рекомендует проводить с помощью наглядного материала, предлагаемого О. Е. Грибовой и Т П Бессоновой (1994); О.Б.Иншаковой (1993); В.В.Коноваленко и С. В. Коноваленко (2000). Изучение грамматической стороны речипредполагает выявление у детей уровня сформированности словообразования и словоизменения (морфология) и уровня владения различными типами структуры предложения (синтаксис). Некоторые приемы исследования пассивного и активного словаря глаголов взяты из методики Архиповой Е.Ф[6]:объяснение значения глаголов, дополнение к глаголу. Ребенок должен как можно больше слов подобрать к глаголу (идет – человек, поезд, дождь, снег).При исследовании словообразования глаголов, смотрят умеет ли ребенок дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида, глаголы с одной основой, но разными приставками. Речевой и наглядный материал предлагает О.Б. Иншакова[4] Материал предназначен для детей старшего и младшего дошкольного возраста и состоит из шести частей. Из предложенной методики взято обследование грамматического строя речи (понимание обращенной речи словоизменение, словообразование).
Использавался наглядный материал Бессоновой Т.П.. Грибовой О.Е. [7]. Основываясь на приведенные выше методики по обследованию речи детей с нарушениями речи, я составила свою методику исследования развития глагольного словаря. Программа исследования состоит из следующих этапов: IОбследование словаря: 1.Исследование пассивного глагольного словаря. 2.Исследование активного глагольного словаря. 3.Называние близких по значению слов-действий. 4.Дополнение к глаголу. II Исследование грамматических форм глаголов. Словоизменение: 1.Исследование преобразования грамматических форм глаголов изъявительного наклонения 3-го лица ед. числа настоящего времени в форму повелительного наклонения 2-го лица единственного числа. 2.Изменение глаголов по лицам. 3.Изменение глаголов прошедшего времени по родам. 4.Изменение глаголов по временам. Словообразование: 1.Образование возвратных глаголов. Уточнение понимания залоговых отношений 2.Образование глаголов единственного и множественного числа. 3.Дифференциация и образование глаголов совершенного и несовершенного вида. 4.Дифференциация и образование приставочных глаголов. 5.Образование глаголов с противоположным значением. 6. Образование глаголов от других частей речи. При оценке ответов использовались следующие критерии оценок: Высокий уровень – правильное, самостоятельное выполнение задания, без дополнительных разъяснений исполняет предложенную экспериментальную программу. Средний уровень – ребенок выполняет больше половины предложенных заданий самостоятельно, без дополнительных наводящих вопрсов со стороны экспериментатора. Низкий уровень – ребенок выполняет правильно меньше половины предложенных заданий самостоятельно без помощи со стороны экспериментатора. Исследование пассивного глагольного словаря: Для данного исследования использовался материал из книги Цель: Установить уровень сформированности глагольного словаря 1. Инструкция: «Покажи, кто...?» скачет, прыгает, ползает, летает, стирает, вяжет, причесывается, рубит, моется, моет, подметает, режет. Примечание: предлагают сюжетные картинки с изображением действий (Приложение 1 лист№1, №2). 2. Инструкция: «Покажи, кто...?» 3. Инструкция: «Покажи, кто...?» варит (повар) пашет (тракторист) учит (учитель) летает (летчик) работает (рабочий) лечит (врач) шьет (портниха) продает (продавец) Примечание: предлагают сюжетные картинки с изображением профессий (Приложение 1 лист№4, №5). 4. Инструкция: «Покажи, чем...?» пилят вытираются подметают шьют рубят причесывают гладят рисуют прибивают режут красят копают Примечание: предлагают предметные картинки с изображением соответствующих предметов (Приложение1 лист №6, №7). Например: пила, иголка с ниткой, утюг, полотенце, нож, топор, карандаш, кисть, веник, расческа, молоток, лопата. Исследование активного словаря: 1. Инструкция: « Скажи, кто что делает?» Лошадь - (скачет) Гусеница - (ползает) Птица - (летает) Рыба - (плавает) Собака - (бегает) Повар - (варит) Рыбак - (ловит рыбу) Строитель - (строит) Врач – (лечит) Продавец _(продает) Солдат – (служит) Спортсмен – (соревнуется) Учитель – (учит) Примечание: предлагают предметные картинки с изображением соответствующих предметов (Приложение 1 лист №8, №9). 2. Инструкция: «Скажи, кто как подает голос?» Голубь - (воркует) Лягушка - (квакает) Медведь - (рычит) Ворона - (каркает) Мышка - (пищит) Собака - (лает) Курица - (кудахчет) Воробей - (чирикает) Кукушка - (кукует) Волк - (воет) Петух – (кукарекает) Соловей - (поет) Примечание: предлагают предметные картинки с изображением соответствующих предметов (Приложение 1 лист №3). 3. Инструкция: «Скажи, что делают...?» Пилой - Иглой – Ручкой – Краской – Утюгом – Ножницами – Топором – Карандашами – Молотком – Ложкой – Ножом – Расческой – Примечание: предлагают предметные картинки с изображением соответствующих предметов (Приложение 1 лист №6, №10). Исследование понимания близких по значению глаголов. Цель: Уточнить понимание близких по значению глаголов. Материал для исследования: сюжетные картинки с изображением действий (Приложение 1 лист №11). Сюжетные картинки. Девочка шьет – Бабушка вяжет - Девочка вышивает. Мама варит - Бабушка жарит – Бабушка печет. Инструкция: Скажи, что ты видишь на картинке? Дополнение к глаголу. Цель: Выявить умение употреблять глагол в переносном значении. Материал для исследования: глаголы: «стучит, летит, плывет, бежит, сидит, растет, светит, умывается, идет, лежит». Инструкция: «Назови как можно больше слов к слову. Например, «идет»: «идет человек, идет поезд, идет снег, идет дождь» и т.п. сидит - светит - стучит - растет - умывается - летит - лежит - бежит - плывет - Словоизменение: 1.Исследование преобразования грамматических форм глаголов изъявительного наклонения 3-го лица ед. числа настоящего времени в форму повелительного наклонения 2-го лица ед.числа. Цель: Выявить умение преобразовывать глаголповелительного наклонения 2-го лица ед.числа в форму изъявительного наклонения 3-го лица ед. числа настоящего времени. Материал для исследования: сюжетные картинки с изображением действий (Приложение1 лист №12, №13). Сюжетные картинки. Девочка спит. Мальчик пьет. Мальчик идет. Девочка сидит. Девочка пишет. Девочка несет. Мальчик стоит. Девочка бежит. Инструкция: 1.Скажи, что ты видишь на картинке? 2.Скажи, как ты строго скажешь малышу, если он не спит? Например: На сюжетной картинке: Скажи строго малышу: Девочка спит. Спи. ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|