Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глагольного словаря у детей дошкольного возраста





Глагольного словаря у детей дошкольного возраста

с общим недоразвитием речи»

 

Москва, 2009 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………... стр.3-4

Глава I. Изучение особенностей развития глагольного словаря у детей.

1.1. Формирование у детей глагольного словаря в норме……….стр.5-12

1.2. Характеристика глагольного словаря детей с ОНР………...стр.13-18

 

Глава II. Исследование глагольного словаря у детей с ОНР III уровня.

2.1. Цель и задачи экспериментального исследования……………..стр.19

2.2. Характеристика детей экспериментальной группы……….. стр.19-23

2.3. Методика констатирующего эксперимента………………...стр. 23-32

2.4. Методика формирующего эксперимента……………………стр.33-42

 

Глава III. Анализ результатов исследования

3.1. Анализ результатов констатирующего эксперимента……..стр. 43-50

3.2. Анализ результатов контрольного эксперимента…………..стр.51-53

 

Заключение……………………………………………………………стр.54

 

Список литературы……………………………………………….. стр.55-59

 

Приложение………………………………………………………стр.59-118

 

 

Введение

Актуальность

На сегодняшний день количество детей с нарушениями речи резко увеличивается, в частности с общим недоразвитием речи III уровня.

По данным Р.Е. Левиной дети с третьим уровнем речевого развития характеризуются наличием фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В частности лексико-грамматическое недоразвитие касается глагольного словаря.

Жукова Н.С., Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская, Л.Ф. Спирова в своих работах указывают на ограниченность глагольного словаря в активном и пассивном плане, а так же на неумение правильно использовать в речи грамматические формы глаголов, что приводит к многочисленным аграмматизмам.

Г.А. Волкова считает, что при формировании лек­сического строя речи у детей с тяжелой патологией должное внимание следует уделять развитию предикативного словаря, так как предикат отражает отно­шение объекта к действительности: «Предикат — это основа фразы и основа внутренней речи». Для того, чтобы сформировать навыки правильного употребления глаголов в речи, необходимо проводить с детьми коррекционную работу.

Проблема изучения и формирования глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи III уровня, является актуальной, так как требует уточнения и пополнения по данной проблеме.

Объектом исследования являлось состояние пассивного и активного глагольного словаря, а так же словообразование и словоизменение грамматических форм глагола у дошкольников с ОНР III уровня.

Предметом исследования выступают специально подобранные методы и приемы коррекционно-логопедической работы направленные на развитие глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи III уровня.

Цель отражает проведение коррекционно - логопедической работы по формированию глагольного словаря.

Гипотеза исследования заключается - в предположении о необходимости и эффективности проведения коррекции и развития глагольного словаря детей с общим недоразвитием речи III уровня.

Задачи:

1. Изучить литературу по проблеме исследования разработать комплекс методических приемов коррекционно-логопедической работы, направленных на развитие и формирование глагольного словаря у детей с ОНР.

2. Разработать комплекс методических приемов коррекционно-логопедической работы, направленных на развитие и формирование глагольного словаря у детей с ОНР.

3. Анализ эффективности предложенной методики работы.

Методы исследования: опрос педагогов, экспериментального исследования, наблюдение, статистический метод, беседа, количественный и качественный анализ.

При исследовании параметров развития глагольного словаря у детей экспериментальной группы, после проведенной коррекционно - логопедической работы, было выявлено, что дети со среднего уровня перешли на высокий уровень развития, по сравнению с детьми контрольной группы, которые не обучались по предложенной методике и остались на среднем уровне развития. Следовательно, предложенная мной методика работы оказалась эффективной.

 

Глава I. Изучение особенностей развития глагольного словаря у детей

Глава II. Исследование глагольного словаря у детей с ОНР III уровня

Цель и задачи экспериментальной части исследования

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что у детей имеются нарушения связанные c формированием глагольного словаря и его грамматических категорий на уровне дошкольного возраста. Это вызывает необходимость поиска направлений и приемов коррекционно-логопедической работы по предупреждению у детей дошкольного возраста возможных лексико-грамматических нарушений на уровне глагольной лексики.

Целью моего исследования является поиск наиболее эффективных путей и приемов коррекционно- логопедической работы по формированию глагольного словаря у дошкольников с ОНР III уровня.

Специально организованная коррекционно-логопедическая работа направленная на обогащение и активизацию глагольного словаря, а так же умение правильно образовывать и употреблять в речи грамматические формы глаголов может способствовать своевременному и эффективному формированию правильной речи у детей с ОНР III уровня.

В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой были определены следующие задачи исследования:

• изучить теоретическую и методическую литературу по проблеме исследования;

• разработать комплекс методических приемов коррекционно-логопедической работы, направленных на развитие и формирование глагольного словаря у детей с ОНР.

Исследование понимания близких по значению глаголов.

Цель: Уточнить понимание близких по значению глаголов.

Материал для исследования: сюжетные картинки с изображением действий (Приложение 1 лист №11).

Сюжетные картинки.

Девочка шьет – Бабушка вяжет - Девочка вышивает.

Мама варит - Бабушка жарит – Бабушка печет.

Инструкция: Скажи, что ты видишь на картинке?

Дополнение к глаголу.

Цель: Выявить умение употреблять глагол в переносном значении.

Материал для исследования: глаголы: «стучит, летит, плывет, бежит, сидит, растет, светит, умывается, идет, лежит».

Инструкция: «Назови как можно больше слов к сло­ву. Например, «идет»: «идет человек, идет поезд, идет снег, идет дождь» и т.п.

сидит - светит - стучит -

растет - умывается - летит -

лежит - бежит - плывет -

Словоизменение:

1.Исследование преобразования грамматических форм глаголов изъявительного наклонения 3-го лица ед. числа настоящего времени в форму повелительного наклонения 2-го лица ед.числа.

Цель: Выявить умение преобразовывать глаголповелительного наклонения 2-го лица ед.числа в форму изъявительного наклонения 3-го лица ед. числа настоящего времени.

Материал для исследования: сюжетные картинки с изображением действий (Приложение1 лист №12, №13).

Сюжетные картинки.

Девочка спит.

Мальчик пьет.

Мальчик идет.

Девочка сидит.

Девочка пишет.

Девочка несет.

Мальчик стоит.

Девочка бежит.

Инструкция:

1.Скажи, что ты видишь на картинке?

2.Скажи, как ты строго скажешь малышу, если он не спит?

Например:

На сюжетной картинке: Скажи строго малышу:

Девочка спит. Спи.

Девочка Мальчик

Подметала пол -……..

Убирала игрушки - …….

Надевала пальто - ……….

4. Изменение глаголов по временам. ( из кн.О.Б. Иншаковой «Альбом для логопеда»)

Цель: Установить образует ли ребенок глаголы настоящего и прошедшего времени.

Материал для исследования: серии сюжетных картинок с изображением действий в настоящем, прошедшем времени (Приложение 1листы № 14, №15,№16).

Сюжетные картинки:

Девочка поливает цветы – Девочка полила цветы

Девочка рисует – Девочка нарисовала

Девочка моет посуду – Девочка вымыла посуду

Мальчик делает стул – Мальчик сделал стул.

Девочка пишет – Девочка написала.

Девочка спит – Девочка проснулась.

Девочка шьет – Девочка сшила.

Инструкция:

1 .Логопед спрашивает: Ребенок отвечает

Что делает девочка? Девочка поливает цветок. (настоящее время)

Что делала девочка? Девочка поливала цветок. (прошедшее время)

Что будет делать девочка? Девочка будет поливать цветок. (будущее время)

2. Ребенок самостоятельно по картинке выполняет задание.

Словообразование:

Логопед. Ребенок.

Поднимать – опускать

Включать – выключать

Застегивать – расстегивать

Задвинуть – отодвинуть

Приклеить – отклеить

Приехал – уехал

Открыл – закрыл

Ушел – пришел

Дополнение к глаголу.

Многие дети усвоили переносное значение глагола и имеют высокий уровень развития.

5. Исследование преобразования грамматических форм глаголов изъявительного наклонения 3-го лица ед. числа настоящего времени в форму повелительного наклонения 2-го лица единственного числа.

Все дети находятся на высоком уровне развития по образованию данной формы глагола.

Заключение

Таким образом, данные результатов контрольного эксперимента позволяют нам считать эффективной приведенную нами коррекционно-логопедическую работу, в процессе которой мы начали развитие и формирование глагольного словаря детей и значительно улучшили их устную речь.

Результаты исследования подтвердили научную гипотезу и показали, что предложенные пути и приемы развития и формирования глагольного словаря способствуют в целом оптимизации процесса коррекционно-логопедической помощи детям дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и могут быть использованы в учебно-воспитательной работе с детьми в дальнейшем.

 

 

Список используемой литературы

1. Агранович 3.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР - СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2003.- 128 с.

2. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

3. Алифанова Е.А., Егорова Н.Б. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов и воспитателей Лого - групп. -М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 1999. - 80 с.

4. Альбом логопеда/О.Б. Иншакова.- М.: Гуманитар.изд. центр Владос, 2005.- 279с.

5. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада.- М.: Мозаика - Синтез, 1999. - 272 с.

6. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007. - 319 с.

7. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Ч.II: Словарный запас и грамматический строй.- М.: АРКТИ, 1997. – 64с.

8. Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед, 2004 - № 1. - С.34-40.

9. Возможности обучающих игр// Обществоведение в школе.-1998.-N2.-С.46-47.

10. Глава 1. Основные этапы нормального речевого развития ребенка// Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. - 2-е изд., испр.- М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.

11. Главы I, II, III, VIII // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967. - 173 с.

12. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология - № 2 - 1994 - С. 56-73.

13. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.

14. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит: Книга для тех, кому это интересно. - М.: Айрис - пресс, 2004. - 48с.

15. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного учреждения. Сборник методических рекомендаций, - С-Пб.: «Детство-Пресс», 2000. – 222 с.

16. Доронина М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, 2007 № 4 – С. 5-15.

17. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. - 2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1985. - 112 с.

18. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод.пособие. - М.: Соц.-полит, журн., 1994. - 96 с.

19. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1985. - 207 с.

20. Кобзарева Л. Г. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения:[Практ. пособие] / Л. Г. Кобзарева, М. П. Резунова, Г. Н. Юшина. - Воронеж: Учитель, 2001. - 80 с.

21. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. 3-й уровень. III период. Пособие для логопедов. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. - 104 с.

22. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. Сценарии занятий. - М.:ТЦ СФЕРА, 2004. - 96 с.

23. Кроткова А.В., Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед, 2004 - № 1. - С. 26-34.

24. Лагутина А. О работе воспитателя в группе для детей с ОНР // Дошкольное воспитание, 2006-№11- С. 76-80.

25. Лисина М.И. Потребность в общении//Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения.- М.: Педагогика, 1986. - С.31–57.

26. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.

27. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений./ сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. - М.: Академия, 2000. – 9 с.

28. Малетина Н., Пономарева Л. Моделирование в описательной речи детей с ОНР // Дошкольное воспитание, 2004 - №6. - С.64-68.

29. Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология, 2001 - № 2. – С.17-34.

30. Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи. – М.: А.П.О., 1993г. – С.36 – 43.

31. Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с.

32. Наглядно-дидактический материал для работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи (ФФН и ОНР)/ Сост. В.П. Глухов, В.Б. Атрепьева, Т.И. Контрактова. — М.: АРКТИ, 2003. — 48 с.

33. Наши дети учатся сочинять и рассказывать: Методическое пособие к Наглядно-дидактическому материалу по развитию воображения и речи детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи/Авт.-сост.: В.П. Глухов, Ю.А. Труханова. — М: АРКТИ, 2003. — 24 с.

34. Никитин Б.П. Развивающие игры. - М.: Педагогика, 1981.- 103 с.

35. Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие-конспект. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002 год. – 47 c.

36. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.

37. Поваляева М.А. Справочник логопеда - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 448 с.

38. Пигасова А. Г. Работа логопеда с родителями. // Журнал «Дефектология». – 1985 - №5 – С.17-45.

39. Правдина О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М., "Просвещение", 1973. - 272 с.

40. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие /Под общ. Ред.Т.В. Волосовец. – М: Инст. общегуманитарных исследований, В Секачев, 2002.- 256с.

41. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. Для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова. Т.Б. Филичева. – М.: Просвещение, 1990.- 239с.

42. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 320 с.

43. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1979. - 223 с.

44. Самсонов Ф. А., Крапухин А. В. Наследственный фактор в патологии речи// Речевые расстройства у детей и методы их устранения: сб. научных трудов. - М.: МГПИ, 1978 – С. 16-23.

45. Сдельникова Г. Элементы психотерапии в работе логопеда// Дошкольное воспитание, 1998 -№ 5- С. 56-58.

46. Сербина Е. Развивающие игры для детей. - Москва: Ространсфер, 1999.- 64 с.

47. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004.- 116 с.

48. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду: Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез, 2006 - 77 с.

49. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) / Е.Ф. Соботович. – М.: Классикс стиль, 2003. – 160 с.

50. Тимонен Е. И. Формирование лексико-грамматических навыков на занятиях по подготовке к обучению грамоте в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (подготовительная группа): Методика планирования и содержание занятий (из опыта работы). - СПб.: «Детство-пресс», 2004. - 64 с.

51. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.: Просвещение, 198. – 124 с.

52. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет. – М: Гном и Д. – 2001.-107 с.

53. Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений: Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. – М.: Гном и Д, 2003. – 47с.

54. Ильякова Н.Е.Логопедические тренинги по формированию связной речи у детей с ОНР 5-6 лет. От глаголов к предложениям.- М:Гном и Д, 2004.- 32с.

55. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, 1993.- 103 с.

56. Филичева Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи// Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 1999. – С. 87-98, С. 137-250.

57. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Изучение детей с общим недоразвитием речи в специальном детском саду. // Журнал «Дефектология». - 1985г. - №6. – С54-63.

58. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991. - 44 с.

59. Хватцев М.Е. Логопедия: уч. для пед. институтов. – М, 1937.- 156с.

60. Черкасова Е. Воспитание речевого слуха у детей с общим недоразвитием речи //Дошкольное воспитание, 2006-№11-С.65-75.

61. ЧистяковаИ.А. 33 игры для формирования глагольного словаря дошкольников6 Книга для логопедов. Воспитателей и родителей.- СПб.: КАРО, 2005.- 96с.

62. Шаховская С. Н., Шостак Б. И. Обследование детей с нарушениями речи в условиях медико-педагогических комиссий//Речевые расстройства у детей и методы их устранения: сб. научных трудов. - М.: МГПИ, 1978. –С.4-16.

63. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.

64. Шохор-Троцкая М. Как будет говорить ваш ребенок, зависит от вас // Наука и жизнь, 2006-№8-С.39-43.

65. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. / Изд. 2-е. - М.: АРКТИ, 1997. - 131 с.

 

 

Приложение 1.

Занятие № 1

Тема «Понятие действие».

Цель:

1. Выделение слов-действий в речевом потоке.

2.Соотнесение предметов с вопросами Кто? Что? действий с вопросом Что делает?

3.Составление простых нераспространенных предложений по демонстрации действий и по простым 1-фигурным сюжетным картинкам.

Оборудование:

Умывальные принадлежности: полотенце, зубная щетка, мыльница. Сюжетные картинки:

Мальчик умывается. Лебедь плавает. Девочка умывается. Лодка плавает. Мальчик вытирается. Утка стоит. Девочка вытирается. Автомобиль стоит.

Индивидуальный раздаточный материал (предметные картинки).

Ход занятия:

Организационный момент:

Логопед предлагает сесть тем детям, кто выполнит следующие движения (топать, хлопать, приседать, прыгать, нагнуться, крикнуть..).

1. Логопед: Объясняет детям, что они выполняли действия.

Потом логопед вызывает двух детей, называет им действие на ушко, а они должны выполнить его. Один ребенок приседает, другой- хлопает. Логопед спрашивает остальных детей: -Кто был внимательный?.-Кто скажет, что делает Наташа?(Она прыгает) – Что делает Саша?(Он хлопает)

2.Мини экскурсия в умывальную комнату, где помощник воспитателя моет руки,
на вешалке висит полотенце, на мойке стоит мыльница (шампунь), на полочке
лежит зубная щетка (зубная паста).

а) Логопед показывает выделенные предметы и задает вопрос Кто это? или Что
это?

б) После ответов детей объясняет, что помощник воспитателя, полотенце,
мыльница, зубная щетка... — это предметы. Они отвечают на вопрос Кто?
Что?

в) Знакомство с действиями этих предметов путем соотнесения с вопросом что
делает?

Что делает помощник воспитателя? - Моет руки.

Что делает мыльница? - Стоит.

Что делает зубная щетка? - Лежит.

3.Динамическая пауза.

Игра «Летает – не летает».

Дети встают в круг. Логопед называет названия предметов и обьектов (стол, бабочка, муха, тарелка, шкаф, перышко). Если они летают – дети машут руками, если нет – приседают.

4.Составление простых нераспространенных предложений по индивидуальным про­стым 1-фигурным сюжетным картинкам по образцу.

Элементарный анализ предложений: выделение предметов и действий.

Логопед предлагает внимательно посмотреть на картинки, которые получили дети и предлагает составить предложение по своей картинке. Логопед предлагает образец высказывания.

Образец: Мальчик умывается.

После этого спрашивает индивидуально нескольких детей. Дети встают показывают картинку и называют, то что у них нарисовано.

Потом логопед предлагает поставить вопросы к этим картинкам по образцу:
Кто это? Что делает (мальчик)?

Далее предлагает поставить вопросы к своим картинкам 2-3 детям, потом это же задание дети выполняют в парах, т.е. задают друг другу вопросы.

5.Итог.Как различить слова-предметы и слова-действия? Придумывание слов-
предметов и слов-действий.

Закрепление вне занятия

1.Игра «Найди лишний предмет» (умывальные принадлежности — белье — бытовые приборы).

2.Игра «Дружные слова»:

а)выделение хлопками подходящих действий к предметам: утка — плавает, ходит, бегает, летает, танцует, клюет, поет, крякает, говорит, лает; машина— едет, стоит, спит, гудит, тормозит, кричит, поет;

б) выделение хлопками подходящих предметов к действиям: летает — утка, самолет, свинья, автобус, ракета, лебедь, медведь, вертолет; поетсиница, человек, корова, петух, артист, соловей, ветер, заяц, корабль.

3.Игра «Летает, плавает, бегает».

Запоминание и выполнение детьми сложной инструкции:

а) «Топай — хлопай — прыгай!»

б) «Приседай — наклоняйся — поворачивайся!»

 

3. Игра «Подбери предмет к действию».

4. Игра «Подбери действие к предмету».

5. Рисование 2 руками одновременно «Светит солнышко».

6. Выделение предметов и действий из стихотворения К.И. Чуковского «Мойдодыр».

 

Занятие №2

Тема. «Образование глаголов единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени».

Цель. 1.Учить образовывать глаголы единственного и множественного числа настоящего времени.

2. Учить образовывать глаголы единственног о числа настоящего и прошедшего времени.

Материал: небольшие стихотворения. Сюжетные картинки.

Ход занятия:

Организационный момент:

Логопед называет действия, если ребенок услышит слово-действие, то садиться.

1.Детям объясняется, что за­ученный стишок можно рассказать по-разному. Можно рассказать так, как будто все происходит сейчас, например: «Мы руки поднимаем, опускаем». А можно рас­сказать так, как будто все это было давно, вчера, например: «Мы руки поднимали, мы руки опускали».

Логопед читает стишок в настоящем времени

«Лена по лесу гуляет и тихонько напевает.»

Дети произносят стишок в прошедшем времени

«Лена по лесу гуляла и тихонько напевала»

Вова по лесу гуляет, громко песни напевает.

Вова по лесу гулял, громко песни напевал.

Котик по двору идет, маму Васька-кот нашел.

Котик по двору пошел, ищет маму Васька-кот.

Ходит, бродит по лужку Рыжая корова.

Ходила, бродила по лужку Рыжая корова.

И дает нам к вечерку Молока парного.

И давала к вечерку Молока парного.

Мы ручки поднимаем. Мы ручки опускаем,

Мы ручки подаем и бегаем кругом.

Мы ручки поднимали. Мы ручки опускали,

Мы ручки подавали и бегали кругом.

Динамическая пауза. Логопед дает задание запомнить действия, которые он сейчас назовет и выполнить эти действия друг за другом.

Например: сесть-хлопнуть-топнуть.

2.Логопед показывает детям предметы, которые изображены в единственном и множественном числе, а дети подбирают к слову нужный глагол в настоящем времени.

Например:

Стол стоит-столы стоят.

Книга лежит-книги лежат.

Мальчик идет-мальчики идут.

Итог: Логопед называет слова-действия в настоящем времени и предлагает назвать это действие, если оно произошло, т.е. в прошедшем времени.

Закрепление вне занятий

1. Игра «Один-много» на образование глаголов ед. и мн. числа настоящего времени.

2. Игра «Выполни действие». На выполнение детьми сложной инструкции.(топай-хлопай-прыгай).

3. «Угадай действие, которое происходило давно». Логопед называет два действия в настоящее и прошедшем времени, а дети называют глагол в прошедшем времени (сидит- сидел, рисует-рисовал, поет-пел)

 

Занятие №3

Тема. «Глаголы прошедшего времени единственного числа мужского и женского рода».

Цель

1. Практическое усвоение (понимание) прошедшего времени глаголов.

2.Согласование глаголов прошедшего времени единственного числас существительными в роде (мужском и женском).

3. Развитие диалогической речи.

4.Подготовка к выделению слова из предложения и схематическомуобозначению слов в предложении.

Оборудование:

Парные сюжетные картинки на настоящее и прошедшее время глаголов (совершенный и несовершенный вид) из пособия Т.Б. Филичевой «Дидактический материал...».

Сюжетные картинки: Самолет летит, Утка летит, Девочка идет, Дождь идет, Девочка стоит около стола, Стакан стоит на столе, Кошка лежит на диване, Мяч лежит под диваном.

Предметные картинки: Гном, мальчик Ваня и девочка Таня, хлеб, конфеты, пряники, бублик.

Полоски для схематического обозначения слов.

План занятия

Организационный момент. Логопед предлагает ребенку назвать слово-действие (топать, хлопать, прыгать) и сесть на стул.

1.Игра «Сейчас или раньше» — упражнение в различении глаголов настоящего и прошедшего времени (вид глагола не принимается во внимание):

Парные картинки из пособия Т.Б. Филичевой в конвертах на столах у детей (у каждого пара).

Сначала отбираются и выставляются на левое панно картинки, к которым подходит слово сейчас с обязательным проговариванием картинок со словом сей­час.

Затем проговариваются и выставляются на правое панно картинки, к которым подходит слово раньше (вчера).

Упражнение в постановке вопросов к картинкам на левом и правом панно. Со­поставление вопросов.

2.Игра с картинками на правом панно «Скажем про Таню и Ваню» — упражнение в различении и употребление в речи глаголов мужского и женского рода единствен­ного числа прошедшего времени. Дети делятся на 2 команды: Танину и Ванину. Танина команда отбирает и проговаривает картинки и вопросы к ним про Таню:

Таня подметала пол. Что делала Таня?

Ванинакоманда отбирает и проговаривает картинки и вопросы к ним про Ваню: Ваня делал Что делал Ваня? И т.д.

Динамическая пауза: Дети встают в круг. Логопед бросает мяч ребенку и называет глагол в настоящем времени, а ребенок должен его назвать в прошедшем и бросить мяч обратно логопеду.

Например: Если говорит мальчик: Умывается – Умывался; если говорит девочка: спит- спала.

3.Игра « Исправим ошибки Гнома» — упражнение в запоминании и исправлении пяти действий (глаголов прошедшего времени единственного числа):

Ваня проснулась, сделала зарядку, умылась, выпила чай и пошла в школу.

Таня встал, после зарядки и завтрака пошел в магазин за продуктами, купил хлеб, масло, сыр, вернулся домой, убрал в квартире.

4.Составление предложений с глаголами прошедшего времени единственного числа по 2 опорным предметным картинкам и элементам схемы (обычные прямоугольники).

Опорные картинки;

Таня (схема) конфеты. Таня купила конфеты.

Ваня (схема) конфеты. Ваня ел конфеты.

Итог

Закрепление вне занятия

1. Игра «Сейчас или вчера».

2. Игра «Эхо» — преобразование настоящего времени глагола в прошедшее по сюжетным картинкам.

Мальчик умывается. — Вчера мальчик умывался.

Девочка умывается. — Вчера девочка умывалась.

3.Игра «Запомни, повтори».

летал — плавал — ехал — стоял

стояла — летала - плавала — ехала

4.Нарисовать обеими руками одновременно геометрические фигуры.

 

Занятие №4

Тема «Преобразование глаголов повелительного наклонения 1л.ед. числа в изъявительное наклонение 3л.ед.числа настоящего времени».

Цель. Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения 1л.ед. числа в изъявительное наклонение 3л.ед.числа настоящего времени.

Материал. Сюжетные картинки.

Ход занятия.

Организационный момент. Логопед называет глаголы в настоящем и прошедшем времени. Дети садяться, когда услышат глагол в прошедшем времени.

1. Игра «Выполни приказ»

Логопед вызывает ребенка и называет действие и ребенок показывает это загаданное действие. Другие дети отгадывают.Логопед спрашивает: «Что выполнял Коля?» Дети отвечают: «Коля прыгал». Сейчас я буду командиром и буду отдавать приказ послушайте «Коля прыгай». А сейчас вы будете отдавать приказ, а кто-то из вас будет их выполнять.

Дети называют глагол в повелительном наклонении, а ребенок выполняет это действие. Другие же дети, называют это действие.

Например: Ребенок говорит: «иди», а дети констатируют факт «Маша идет» и т.д.

Динамическая пауза.

Игра «Мама-дочка».

Дети деляться на пары, кто-то из них мама, а кто-то дочка. Мама говорит «ешь», а ребенок «дочка» отвечает «я ем».

2.У каждого ребенка сюжетная картинка. Они называют действие, которое выполняет предмет. А потом отдают приказ (спи, иди, прыгай)

Итог занятия. Логопед припоминает, что они сегодня выполняли.

Занятие №5

Тема. «Изменение формы глаголов 3л.ед. числа в форму 1л.ед. и множ. числа».

Цель:

1.Учить изменению формы глаголов 3л.ед. числа в форму 1л.ед. и множ. числа.

2. Образование предложений с местоимениями: я, он, мы, они, ты.

Материал: Сюжетные картинки с изображением действий.

Ход занятия:

Организационный момент. Логопед произносит предметы, если ребенок услышит предмет, который прыгает, то садиться.

1. Игра «Он, я, мы».

Все дети встают в круг. Логопед говорит, что мы будем играть в интересную игру. Логопед произносит слово-действие и показывает на ребенка, тот начинает это действие выполнять. Дети говорят. Что этот ребенок выполняет, если дети угадали, ребенок произносит свое выполняемое действие. Потом это действие начинают выполнять все дети и произносят, что они выполняют.

Дети: «Он идет» - Ребенок: «Я иду» - Дети: «Мы идем».

2. Игра «Скажи про себя». Логопед показывает сюжетные картинки, где предмет выполняет действие. Ребенок должен ответить какое действие выполняется на картинке.

Например: «Змея ползет».

А потом ребенок говорит про себя: «Я ползу».

Динамическая пауза.

Игра «Питер»

Логопед читает стихи, а дети выполняют движения.

Питер играет с одним молотком, с одним молотком (ударять кулаком по столу)

Питер играет с 2-мя молотками, с 2-мя молотками (ударять двумя кулаками)

Питер играет с 3-мя молотками, с 3-мя молотками (ударять двумя кулаками и топать одной ногой)

Питер играет с 4-мя молотками, с 4-мя молотками (ударять 2-мя кулаками и топать обеими ногами)

Питер играет 5-ю молотками (ударять 2-мя кулаками, топать двумя ногами, и кивать головой)

2. Ребенок говорит про себя «Я прыгаю». Дети говорят про всех «Мы прыгаем».

Занятие №6

Тема: «Изменение глаголов по временам».

Цель: Учить детей образовывать глаголы настоящего прошедшего и будущего времени.

Ход.

Организационный момент. Логопед произносит слово-действие. Дети называют предметы которые могут выполнять это действие. После этого дети садяться.

1. Логопед выполняет действие и говорит, что сейчас он «приседает». Логопед объясняет, что действие происходит в настоящее время.

После этого несколько детей выполняют действие и говорят, какое действие выполняется.

После того как действия будут выполнены логопед просит вспомнить, что делали дети (прыгали, хлопали, кивали, наклонялись) и объясняет, что действия уже совершились. То есть время, в которое выполнялись действия прошло, поэтому действия называются прошедшего времени.

Логопед так же рассказывает детям, что некоторые действия еще будут совершаться. Например: «Маша будет смеяться», Паша будет прыгать» и просит эти действия детей выполнить.

Динамическая пауза.

Игра «Питер»

2. Логопед раздает детям картинки, они называют действие, которое они выполняют. После этого логопед дает образец выполнения задания.

Сейчас: Я иду

Что делал: Я шел

Что буду делать: Буду идти

Итог: Логопед напоминает, что дети образовывали слова настоящего времени. Дети называют глаголы настоящего времени. Потом глаголы прошедшего и будущего времени.

Занятие №6

Тема: Приставочные глаголы.

Цель:

Выделение приставочных глаголов в речевом потоке.

Практическое использование приставочных глаголов в речи.

Запоминание и выполнение сложных инструкций с приставочными глаголами.

Оборудование: Мяч, сачок. Сюжетные картинки на приставочные глаголы из пособия Т.Б. Филичевой «Дидактический материал...» (на столах у де







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.