Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Наглядный материал используемый для обследования глагольного словаря детей





 

 

 

Приложение 2.

Конспекты, фронтальные занятий по развитию глагольного словаря

Занятие № 1

Тема «Понятие действие».

Цель:

1. Выделение слов-действий в речевом потоке.

2.Соотнесение предметов с вопросами Кто? Что? действий с вопросом Что делает?

3.Составление простых нераспространенных предложений по демонстрации действий и по простым 1-фигурным сюжетным картинкам.

Оборудование:

Умывальные принадлежности: полотенце, зубная щетка, мыльница. Сюжетные картинки:

Мальчик умывается. Лебедь плавает. Девочка умывается. Лодка плавает. Мальчик вытирается. Утка стоит. Девочка вытирается. Автомобиль стоит.

Индивидуальный раздаточный материал (предметные картинки).

Ход занятия:

Организационный момент:

Логопед предлагает сесть тем детям, кто выполнит следующие движения (топать, хлопать, приседать, прыгать, нагнуться, крикнуть..).

1. Логопед: Объясняет детям, что они выполняли действия.

Потом логопед вызывает двух детей, называет им действие на ушко, а они должны выполнить его. Один ребенок приседает, другой- хлопает. Логопед спрашивает остальных детей: -Кто был внимательный?.-Кто скажет, что делает Наташа?(Она прыгает) – Что делает Саша?(Он хлопает)

2.Мини экскурсия в умывальную комнату, где помощник воспитателя моет руки,
на вешалке висит полотенце, на мойке стоит мыльница (шампунь), на полочке
лежит зубная щетка (зубная паста).

а) Логопед показывает выделенные предметы и задает вопрос Кто это? или Что
это?

б) После ответов детей объясняет, что помощник воспитателя, полотенце,
мыльница, зубная щетка... — это предметы. Они отвечают на вопрос Кто?
Что?

в) Знакомство с действиями этих предметов путем соотнесения с вопросом что
делает?

Что делает помощник воспитателя? - Моет руки.

Что делает мыльница? - Стоит.

Что делает зубная щетка? - Лежит.

3.Динамическая пауза.

Игра «Летает – не летает».

Дети встают в круг. Логопед называет названия предметов и обьектов (стол, бабочка, муха, тарелка, шкаф, перышко). Если они летают – дети машут руками, если нет – приседают.

4.Составление простых нераспространенных предложений по индивидуальным про­стым 1-фигурным сюжетным картинкам по образцу.

Элементарный анализ предложений: выделение предметов и действий.

Логопед предлагает внимательно посмотреть на картинки, которые получили дети и предлагает составить предложение по своей картинке. Логопед предлагает образец высказывания.

Образец: Мальчик умывается.

После этого спрашивает индивидуально нескольких детей. Дети встают показывают картинку и называют, то что у них нарисовано.

Потом логопед предлагает поставить вопросы к этим картинкам по образцу:
Кто это? Что делает (мальчик)?

Далее предлагает поставить вопросы к своим картинкам 2-3 детям, потом это же задание дети выполняют в парах, т.е. задают друг другу вопросы.

5.Итог.Как различить слова-предметы и слова-действия? Придумывание слов-
предметов и слов-действий.

Закрепление вне занятия

1.Игра «Найди лишний предмет» (умывальные принадлежности — белье — бытовые приборы).

2.Игра «Дружные слова»:

а)выделение хлопками подходящих действий к предметам: утка — плавает, ходит, бегает, летает, танцует, клюет, поет, крякает, говорит, лает; машина— едет, стоит, спит, гудит, тормозит, кричит, поет;

б) выделение хлопками подходящих предметов к действиям: летает — утка, самолет, свинья, автобус, ракета, лебедь, медведь, вертолет; поетсиница, человек, корова, петух, артист, соловей, ветер, заяц, корабль.

3.Игра «Летает, плавает, бегает».

Запоминание и выполнение детьми сложной инструкции:

а) «Топай — хлопай — прыгай!»

б) «Приседай — наклоняйся — поворачивайся!»

 

3. Игра «Подбери предмет к действию».

4. Игра «Подбери действие к предмету».

5. Рисование 2 руками одновременно «Светит солнышко».

6. Выделение предметов и действий из стихотворения К.И. Чуковского «Мойдодыр».

 

Занятие №2

Тема. «Образование глаголов единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени».

Цель. 1.Учить образовывать глаголы единственного и множественного числа настоящего времени.

2. Учить образовывать глаголы единственног о числа настоящего и прошедшего времени.

Материал: небольшие стихотворения. Сюжетные картинки.

Ход занятия:

Организационный момент:

Логопед называет действия, если ребенок услышит слово-действие, то садиться.

1.Детям объясняется, что за­ученный стишок можно рассказать по-разному. Можно рассказать так, как будто все происходит сейчас, например: «Мы руки поднимаем, опускаем». А можно рас­сказать так, как будто все это было давно, вчера, например: «Мы руки поднимали, мы руки опускали».

Логопед читает стишок в настоящем времени

«Лена по лесу гуляет и тихонько напевает.»

Дети произносят стишок в прошедшем времени

«Лена по лесу гуляла и тихонько напевала»

Вова по лесу гуляет, громко песни напевает.

Вова по лесу гулял, громко песни напевал.

Котик по двору идет, маму Васька-кот нашел.

Котик по двору пошел, ищет маму Васька-кот.

Ходит, бродит по лужку Рыжая корова.

Ходила, бродила по лужку Рыжая корова.

И дает нам к вечерку Молока парного.

И давала к вечерку Молока парного.

Мы ручки поднимаем. Мы ручки опускаем,

Мы ручки подаем и бегаем кругом.

Мы ручки поднимали. Мы ручки опускали,

Мы ручки подавали и бегали кругом.

Динамическая пауза. Логопед дает задание запомнить действия, которые он сейчас назовет и выполнить эти действия друг за другом.

Например: сесть-хлопнуть-топнуть.

2.Логопед показывает детям предметы, которые изображены в единственном и множественном числе, а дети подбирают к слову нужный глагол в настоящем времени.

Например:

Стол стоит-столы стоят.

Книга лежит-книги лежат.

Мальчик идет-мальчики идут.

Итог: Логопед называет слова-действия в настоящем времени и предлагает назвать это действие, если оно произошло, т.е. в прошедшем времени.

Закрепление вне занятий

1. Игра «Один-много» на образование глаголов ед. и мн. числа настоящего времени.

2. Игра «Выполни действие». На выполнение детьми сложной инструкции.(топай-хлопай-прыгай).

3. «Угадай действие, которое происходило давно». Логопед называет два действия в настоящее и прошедшем времени, а дети называют глагол в прошедшем времени (сидит- сидел, рисует-рисовал, поет-пел)

 

Занятие №3

Тема. «Глаголы прошедшего времени единственного числа мужского и женского рода».

Цель

1. Практическое усвоение (понимание) прошедшего времени глаголов.

2.Согласование глаголов прошедшего времени единственного числас существительными в роде (мужском и женском).

3. Развитие диалогической речи.

4.Подготовка к выделению слова из предложения и схематическомуобозначению слов в предложении.

Оборудование:

Парные сюжетные картинки на настоящее и прошедшее время глаголов (совершенный и несовершенный вид) из пособия Т.Б. Филичевой «Дидактический материал...».

Сюжетные картинки: Самолет летит, Утка летит, Девочка идет, Дождь идет, Девочка стоит около стола, Стакан стоит на столе, Кошка лежит на диване, Мяч лежит под диваном.

Предметные картинки: Гном, мальчик Ваня и девочка Таня, хлеб, конфеты, пряники, бублик.

Полоски для схематического обозначения слов.

План занятия

Организационный момент. Логопед предлагает ребенку назвать слово-действие (топать, хлопать, прыгать) и сесть на стул.

1.Игра «Сейчас или раньше» — упражнение в различении глаголов настоящего и прошедшего времени (вид глагола не принимается во внимание):

Парные картинки из пособия Т.Б. Филичевой в конвертах на столах у детей (у каждого пара).

Сначала отбираются и выставляются на левое панно картинки, к которым подходит слово сейчас с обязательным проговариванием картинок со словом сей­час.

Затем проговариваются и выставляются на правое панно картинки, к которым подходит слово раньше (вчера).

Упражнение в постановке вопросов к картинкам на левом и правом панно. Со­поставление вопросов.

2.Игра с картинками на правом панно «Скажем про Таню и Ваню» — упражнение в различении и употребление в речи глаголов мужского и женского рода единствен­ного числа прошедшего времени. Дети делятся на 2 команды: Танину и Ванину. Танина команда отбирает и проговаривает картинки и вопросы к ним про Таню:

Таня подметала пол. Что делала Таня?

Ванинакоманда отбирает и проговаривает картинки и вопросы к ним про Ваню: Ваня делал Что делал Ваня? И т.д.

Динамическая пауза: Дети встают в круг. Логопед бросает мяч ребенку и называет глагол в настоящем времени, а ребенок должен его назвать в прошедшем и бросить мяч обратно логопеду.

Например: Если говорит мальчик: Умывается – Умывался; если говорит девочка: спит- спала.

3.Игра « Исправим ошибки Гнома» — упражнение в запоминании и исправлении пяти действий (глаголов прошедшего времени единственного числа):

Ваня проснулась, сделала зарядку, умылась, выпила чай и пошла в школу.

Таня встал, после зарядки и завтрака пошел в магазин за продуктами, купил хлеб, масло, сыр, вернулся домой, убрал в квартире.

4.Составление предложений с глаголами прошедшего времени единственного числа по 2 опорным предметным картинкам и элементам схемы (обычные прямоугольники).

Опорные картинки;

Таня (схема) конфеты. Таня купила конфеты.

Ваня (схема) конфеты. Ваня ел конфеты.

Итог

Закрепление вне занятия

1. Игра «Сейчас или вчера».

2. Игра «Эхо» — преобразование настоящего времени глагола в прошедшее по сюжетным картинкам.

Мальчик умывается. — Вчера мальчик умывался.

Девочка умывается. — Вчера девочка умывалась.

3.Игра «Запомни, повтори».

летал — плавал — ехал — стоял

стояла — летала - плавала — ехала

4.Нарисовать обеими руками одновременно геометрические фигуры.

 

Занятие №4

Тема «Преобразование глаголов повелительного наклонения 1л.ед. числа в изъявительное наклонение 3л.ед.числа настоящего времени».

Цель. Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения 1л.ед. числа в изъявительное наклонение 3л.ед.числа настоящего времени.

Материал. Сюжетные картинки.

Ход занятия.

Организационный момент. Логопед называет глаголы в настоящем и прошедшем времени. Дети садяться, когда услышат глагол в прошедшем времени.

1. Игра «Выполни приказ»

Логопед вызывает ребенка и называет действие и ребенок показывает это загаданное действие. Другие дети отгадывают.Логопед спрашивает: «Что выполнял Коля?» Дети отвечают: «Коля прыгал». Сейчас я буду командиром и буду отдавать приказ послушайте «Коля прыгай». А сейчас вы будете отдавать приказ, а кто-то из вас будет их выполнять.

Дети называют глагол в повелительном наклонении, а ребенок выполняет это действие. Другие же дети, называют это действие.

Например: Ребенок говорит: «иди», а дети констатируют факт «Маша идет» и т.д.

Динамическая пауза.

Игра «Мама-дочка».

Дети деляться на пары, кто-то из них мама, а кто-то дочка. Мама говорит «ешь», а ребенок «дочка» отвечает «я ем».

2.У каждого ребенка сюжетная картинка. Они называют действие, которое выполняет предмет. А потом отдают приказ (спи, иди, прыгай)

Итог занятия. Логопед припоминает, что они сегодня выполняли.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.