|
Наглядный материал используемый для обследования глагольного словаря детей
Приложение 2. Конспекты, фронтальные занятий по развитию глагольного словаря Занятие № 1 Тема «Понятие действие». Цель: 1. Выделение слов-действий в речевом потоке. 2.Соотнесение предметов с вопросами Кто? Что? действий с вопросом Что делает? 3.Составление простых нераспространенных предложений по демонстрации действий и по простым 1-фигурным сюжетным картинкам. Оборудование: Умывальные принадлежности: полотенце, зубная щетка, мыльница. Сюжетные картинки: Мальчик умывается. Лебедь плавает. Девочка умывается. Лодка плавает. Мальчик вытирается. Утка стоит. Девочка вытирается. Автомобиль стоит. Индивидуальный раздаточный материал (предметные картинки). Ход занятия: Организационный момент: Логопед предлагает сесть тем детям, кто выполнит следующие движения (топать, хлопать, приседать, прыгать, нагнуться, крикнуть..). 1. Логопед: Объясняет детям, что они выполняли действия. Потом логопед вызывает двух детей, называет им действие на ушко, а они должны выполнить его. Один ребенок приседает, другой- хлопает. Логопед спрашивает остальных детей: -Кто был внимательный?.-Кто скажет, что делает Наташа?(Она прыгает) – Что делает Саша?(Он хлопает) 2.Мини экскурсия в умывальную комнату, где помощник воспитателя моет руки, а) Логопед показывает выделенные предметы и задает вопрос Кто это? или Что б) После ответов детей объясняет, что помощник воспитателя, полотенце, в) Знакомство с действиями этих предметов путем соотнесения с вопросом что Что делает помощник воспитателя? - Моет руки. Что делает мыльница? - Стоит. Что делает зубная щетка? - Лежит. 3.Динамическая пауза. Игра «Летает – не летает». Дети встают в круг. Логопед называет названия предметов и обьектов (стол, бабочка, муха, тарелка, шкаф, перышко). Если они летают – дети машут руками, если нет – приседают. 4.Составление простых нераспространенных предложений по индивидуальным простым 1-фигурным сюжетным картинкам по образцу. Элементарный анализ предложений: выделение предметов и действий. Логопед предлагает внимательно посмотреть на картинки, которые получили дети и предлагает составить предложение по своей картинке. Логопед предлагает образец высказывания. Образец: Мальчик умывается. После этого спрашивает индивидуально нескольких детей. Дети встают показывают картинку и называют, то что у них нарисовано. Потом логопед предлагает поставить вопросы к этим картинкам по образцу: Далее предлагает поставить вопросы к своим картинкам 2-3 детям, потом это же задание дети выполняют в парах, т.е. задают друг другу вопросы. 5.Итог.Как различить слова-предметы и слова-действия? Придумывание слов- Закрепление вне занятия 1.Игра «Найди лишний предмет» (умывальные принадлежности — белье — бытовые приборы). 2.Игра «Дружные слова»: а)выделение хлопками подходящих действий к предметам: утка — плавает, ходит, бегает, летает, танцует, клюет, поет, крякает, говорит, лает; машина— едет, стоит, спит, гудит, тормозит, кричит, поет; б) выделение хлопками подходящих предметов к действиям: летает — утка, самолет, свинья, автобус, ракета, лебедь, медведь, вертолет; поет — синица, человек, корова, петух, артист, соловей, ветер, заяц, корабль. 3.Игра «Летает, плавает, бегает». Запоминание и выполнение детьми сложной инструкции: а) «Топай — хлопай — прыгай!» б) «Приседай — наклоняйся — поворачивайся!»
3. Игра «Подбери предмет к действию». 4. Игра «Подбери действие к предмету». 5. Рисование 2 руками одновременно «Светит солнышко». 6. Выделение предметов и действий из стихотворения К.И. Чуковского «Мойдодыр».
Занятие №2 Тема. «Образование глаголов единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени». Цель. 1.Учить образовывать глаголы единственного и множественного числа настоящего времени. 2. Учить образовывать глаголы единственног о числа настоящего и прошедшего времени. Материал: небольшие стихотворения. Сюжетные картинки. Ход занятия: Организационный момент: Логопед называет действия, если ребенок услышит слово-действие, то садиться. 1.Детям объясняется, что заученный стишок можно рассказать по-разному. Можно рассказать так, как будто все происходит сейчас, например: «Мы руки поднимаем, опускаем». А можно рассказать так, как будто все это было давно, вчера, например: «Мы руки поднимали, мы руки опускали». Логопед читает стишок в настоящем времени «Лена по лесу гуляет и тихонько напевает.» Дети произносят стишок в прошедшем времени «Лена по лесу гуляла и тихонько напевала» Вова по лесу гуляет, громко песни напевает. Вова по лесу гулял, громко песни напевал. Котик по двору идет, маму Васька-кот нашел. Котик по двору пошел, ищет маму Васька-кот. Ходит, бродит по лужку Рыжая корова. Ходила, бродила по лужку Рыжая корова. И дает нам к вечерку Молока парного. И давала к вечерку Молока парного. Мы ручки поднимаем. Мы ручки опускаем, Мы ручки подаем и бегаем кругом. Мы ручки поднимали. Мы ручки опускали, Мы ручки подавали и бегали кругом. Динамическая пауза. Логопед дает задание запомнить действия, которые он сейчас назовет и выполнить эти действия друг за другом. Например: сесть-хлопнуть-топнуть. 2.Логопед показывает детям предметы, которые изображены в единственном и множественном числе, а дети подбирают к слову нужный глагол в настоящем времени. Например: Стол стоит-столы стоят. Книга лежит-книги лежат. Мальчик идет-мальчики идут. Итог: Логопед называет слова-действия в настоящем времени и предлагает назвать это действие, если оно произошло, т.е. в прошедшем времени. Закрепление вне занятий 1. Игра «Один-много» на образование глаголов ед. и мн. числа настоящего времени. 2. Игра «Выполни действие». На выполнение детьми сложной инструкции.(топай-хлопай-прыгай). 3. «Угадай действие, которое происходило давно». Логопед называет два действия в настоящее и прошедшем времени, а дети называют глагол в прошедшем времени (сидит- сидел, рисует-рисовал, поет-пел)
Занятие №3 Тема. «Глаголы прошедшего времени единственного числа мужского и женского рода». Цель 1. Практическое усвоение (понимание) прошедшего времени глаголов. 2.Согласование глаголов прошедшего времени единственного числас существительными в роде (мужском и женском). 3. Развитие диалогической речи. 4.Подготовка к выделению слова из предложения и схематическомуобозначению слов в предложении. Оборудование: Парные сюжетные картинки на настоящее и прошедшее время глаголов (совершенный и несовершенный вид) из пособия Т.Б. Филичевой «Дидактический материал...». Сюжетные картинки: Самолет летит, Утка летит, Девочка идет, Дождь идет, Девочка стоит около стола, Стакан стоит на столе, Кошка лежит на диване, Мяч лежит под диваном. Предметные картинки: Гном, мальчик Ваня и девочка Таня, хлеб, конфеты, пряники, бублик. Полоски для схематического обозначения слов. План занятия Организационный момент. Логопед предлагает ребенку назвать слово-действие (топать, хлопать, прыгать) и сесть на стул. 1.Игра «Сейчас или раньше» — упражнение в различении глаголов настоящего и прошедшего времени (вид глагола не принимается во внимание): Парные картинки из пособия Т.Б. Филичевой в конвертах на столах у детей (у каждого пара). Сначала отбираются и выставляются на левое панно картинки, к которым подходит слово сейчас с обязательным проговариванием картинок со словом сейчас. Затем проговариваются и выставляются на правое панно картинки, к которым подходит слово раньше (вчера). Упражнение в постановке вопросов к картинкам на левом и правом панно. Сопоставление вопросов. 2.Игра с картинками на правом панно «Скажем про Таню и Ваню» — упражнение в различении и употребление в речи глаголов мужского и женского рода единственного числа прошедшего времени. Дети делятся на 2 команды: Танину и Ванину. Танина команда отбирает и проговаривает картинки и вопросы к ним про Таню: Таня подметала пол. Что делала Таня? Ванинакоманда отбирает и проговаривает картинки и вопросы к ним про Ваню: Ваня делал Что делал Ваня? И т.д. Динамическая пауза: Дети встают в круг. Логопед бросает мяч ребенку и называет глагол в настоящем времени, а ребенок должен его назвать в прошедшем и бросить мяч обратно логопеду. Например: Если говорит мальчик: Умывается – Умывался; если говорит девочка: спит- спала. 3.Игра « Исправим ошибки Гнома» — упражнение в запоминании и исправлении пяти действий (глаголов прошедшего времени единственного числа): Ваня проснулась, сделала зарядку, умылась, выпила чай и пошла в школу. Таня встал, после зарядки и завтрака пошел в магазин за продуктами, купил хлеб, масло, сыр, вернулся домой, убрал в квартире. 4.Составление предложений с глаголами прошедшего времени единственного числа по 2 опорным предметным картинкам и элементам схемы (обычные прямоугольники). Опорные картинки; Таня (схема) конфеты. Таня купила конфеты. Ваня (схема) конфеты. Ваня ел конфеты. Итог Закрепление вне занятия 1. Игра «Сейчас или вчера». 2. Игра «Эхо» — преобразование настоящего времени глагола в прошедшее по сюжетным картинкам. Мальчик умывается. — Вчера мальчик умывался. Девочка умывается. — Вчера девочка умывалась. 3.Игра «Запомни, повтори». летал — плавал — ехал — стоял стояла — летала - плавала — ехала 4.Нарисовать обеими руками одновременно геометрические фигуры.
Занятие №4 Тема «Преобразование глаголов повелительного наклонения 1л.ед. числа в изъявительное наклонение 3л.ед.числа настоящего времени». Цель. Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения 1л.ед. числа в изъявительное наклонение 3л.ед.числа настоящего времени. Материал. Сюжетные картинки. Ход занятия. Организационный момент. Логопед называет глаголы в настоящем и прошедшем времени. Дети садяться, когда услышат глагол в прошедшем времени. 1. Игра «Выполни приказ» Логопед вызывает ребенка и называет действие и ребенок показывает это загаданное действие. Другие дети отгадывают.Логопед спрашивает: «Что выполнял Коля?» Дети отвечают: «Коля прыгал». Сейчас я буду командиром и буду отдавать приказ послушайте «Коля прыгай». А сейчас вы будете отдавать приказ, а кто-то из вас будет их выполнять. Дети называют глагол в повелительном наклонении, а ребенок выполняет это действие. Другие же дети, называют это действие. Например: Ребенок говорит: «иди», а дети констатируют факт «Маша идет» и т.д. Динамическая пауза. Игра «Мама-дочка». Дети деляться на пары, кто-то из них мама, а кто-то дочка. Мама говорит «ешь», а ребенок «дочка» отвечает «я ем». 2.У каждого ребенка сюжетная картинка. Они называют действие, которое выполняет предмет. А потом отдают приказ (спи, иди, прыгай) Итог занятия. Логопед припоминает, что они сегодня выполняли. Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|