Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬКАКПОКАЗАТЕЛЬТЕМПЕРАМЕНТАДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА





ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬКАКПОКАЗАТЕЛЬТЕМПЕРАМЕНТАДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА

студентки3курса,2группы

специальность "Дошкольноеобразование.

Физическаякультура"

факультетаДиНО

АнтоненкоЛюдмилы

Научныйруководитель: И.Д. Стельченко

 

Мозырь - 2010


Содержание

 

Введение

Глава 1. Изучение темперамента дошкольников

1.1 Определение, понятие, компоненты темперамента

1.2 Эмоциональность как параметр темперамента

1.3 Проявление темперамента у детей дошкольного возраста

Глава 2. Исследование проявлений темперамента у дошкольников

2.1 Изучение индивидуально-типологических особенностей дошкольника

2.2 Определение уровня зрелости нервных процессов: теппинг-тест

Заключение

Библиографический список


Введение

 

Детствопредставляетсобойособыйпериод,сущностьюкоторогоявляетсяпроцесс - взросленияребёнка,вхожденияеговсоциальныймирвзрослых,чтопредусматриваетприобретениесвойствикачеств,зрелойличности. Дошкольныйвозрастхарактеризуетсямаксимальнойролевойидентификациейребёнкасовзрослымиисверстниками,стремлениемсоответствоватьобразцамадекватногоповедения,чтобыбытьпринятымвобществеичувствоватьсебядостаточнокомпетентнымиувереннымвобщении.

Слово "темперамент" впереводеслатинскогоязыкаозначает "надлежащеесоотношениечастей". Именнотемпераментпроявляетсяуребенкаввидеобщейпсихическойактивности. Оттемпераментазависитсамаяперваяреакциянанекоесобытиеилиситуацию.

УжедревнегреческийфилософАристотельвыделил4типатемперамента: сангвинический,холерический,меланхолический,флегматический. "Чистыетипы" вжизнивстречаютсяоченьредко,чащевкаждомребенкеможновстретитьсочетаниеразныххарактеристикспреобладаниемопределенныхчерт.

Когдаговорятотемпераменте,тоимеютввидумногиепсихическиеразличиямеждулюдьми - различияпоглубине,интенсивности,устойчивостиэмоций,эмоциональнойвпечатлительности,темпу,энергичностидействийидругиединамические,индивидуально-устойчивыеособенностипсихическойжизни,поведенияидеятельности. Темнеменее,темпераментисегодняостаетсявомногомспорнойинерешеннойпроблемой. Однакопривсеммногообразииподходовкпроблеме,ученыеипрактикипризнают,чтотемперамент - биологическийфундамент,накоторомформируетсяличностькаксоциальноесущество.Р.С. Немов "Общиеосновыпсихологии",Москва,1994

Мысчитаем,чтоработапедагоганеможетбытьуспешнойбезглубокогознанияимсвойствличности,аименнотемперамента. Знаяэтиособенностипедагогбудетграмотноуправлятьпроцессамивоспитанияиразвитияличности,избегаявпроцессевоспитаниямногихошибок.

Вопросыотемпераментеволновалидосихпорпродолжаетпривлекатьвниманиемногихисследователей,такихкакР.С. Немов,М.К. Тутушкина,В.П. Ильин,С.Л. Рубинштейн,А.В. Барташев,В.С.Мерлин,Е.Н. Рогов,Д.Б. Эльконин,Я.Л. Коломинскийидругие. Разныеподходыкизучениютемпераментаотраженывомногихработах. Средиэтихподходовможновыделитьобъяснениесущноститемпераментакаксоотношениепроцессоввозбужденияиторможения (И.П. Павлов), либоизучениечастныхпроявленийтемперамента (В.С.Мерлин).

Цельисследования - теоретическираскрытьиобосноватьзначениеэмоциональностикакпараметратемпераментадошкольников.

Задачиисследования:

1. Изучитьспециальнойлитературыподаннойтеме;

2. Изучитьтеоретическиеосновытемпераментадетейдошкольноговозраста;

3. Установитьзначениеэмоциональностикакпараметратемпераментадошкольников;

4. Определитьметодыисследованиятемпераментадошкольников.

Объектисследования - темпераментдетейдошкольноговозраста.

Предметисследования - эмоциональностькакзначимыйпараметртемпераментадетейдошкольноговозраста.

Исходяизэтогоможносформулироватьследующуюгипотезу: внешниепроявлениятемперамента,значительновыражаютсявэмоциональностидетейдошкольноговозраста.

Висследованиииспользовалисьследующиеметоды:

· Наблюдение;

· Тестирование;

· Теппинг-тест.

Базаисследования: воспитанникисреднейгруппыДУ№29г. Мозыря.


Глава 1. Изучениетемпераментадошкольников

 

Глава 2. Исследованиепроявленийтемпераментаудошкольников

 

Средииндивидуальныхособенностейличности,которыеяркохарактеризуютдинамическиеособенностиееповедения,деятельности,общения,психическихпроцессов,особоеместопринадлежиттемпераменту.

Физиологическойосновойтемпераментаявляетсятипвысшейнервнойдеятельности,такиееесвойства,каксила,подвижность,уравновешенность.

Изменчивостьтемпераментавдошкольномвозрастеразнообразнапосвоимформамиимеетспецифическиедляданноговозрастачерты. Впроцессеизучениядетейдошкольноговозрастазамеченыследующиеизменениятемперамента: а) изменениеотдельныхсвойствтемперамента; б) усложнениеструктурытемперамента; в) изменениетипатемпераментавцелом (удетейраннеговозраста).

Физиологическойпредпосылкойизменчивоститемпераментаудошкольниковявляетсявысокаяпластичностьнервнойсистемыдетей. Типвысшейнервнойдеятельностивэтомвозрастепродолжаетформироваться,нервныепроцессыещенеукрепились,недостаточновыраженасиланервныхпроцессови,вособенности,активноекорковоеторможение. Этоиопределяетподатливостьтипанервнойсистемыразличнымвлияниям.

Психологическойпредпосылкойизменчивоститемпераментаможносчитатьповышеннуювпечатлительностьдетей,ихсклонностькподражанию,слабуюопосредованностьтемпераментасложившимисячертамиличности,находящимисяудетейдошкольноговозраставпроцессестановления.

Весьмаважнымявляетсявопрососоотношениинаследственногоиприобретенноговпроисхождениитемперамента. Врядеисследований,направленныхнаизучениеролинаследственностивформированиивысшейнервнойдеятельностиживотных,полученымногочисленныефакты,прямоиликосвенноуказывающиенаучастиенаследственногофакторавпроисхождениисилыиинертностинервныхпроцессов,атакжеихподвижности.

Наиболеераспространеннымиметодамиизучениятемпераментаявляютсяметоднаблюдения,эксперимент,тесты,атакжеметодики "Наконечник",теппинг-тест. Дляисследованиятемпераментадошкольниковмыиспользовалиметоднаблюденияитеппинг-тест.

 

Заключение

 

Такимобразомврядлиможноговоритьо "хороших" или "плохих" темпераментах. Неверносчитать,чтотакиесвойстванервнойсистемы,какслабостьилиинертность,отрицательные,ачертытемпераментов,которыескладываютсянаихоснове,подлежатскорейшейпеределке. Конечныйрезультатзависитотвоспитания. Принеправильномподходехорошееможетобернутьсяплохим,априумеломвоздействиивлияниеотрицательныхчертможетбытьперекрыто. Поэтому,говоряоправильномподходеродителейивоспитателейкдетям,имеетсяввидулишьнеобходимостьсбалансироватьдействиетехилииныхсвойствтемперамента,авовсенеискоренятьих.

Ниродители,нипедагогиневыбираютдетей,нотемпераменту,воспитыватьнужновсех,нопо-разному. Вдошкольномвозрастетемпераментвыраженещенеярко. Кспецифическимособенностямэтоговозрастаотносятся: слабостьвозбудительногоитормозногопроцессов; ихнеуравновешенность; высокаячувствительность; быстроевосстановление. Желаяправильновоспитатьребенка,родителиивоспитателиучтутжизненнуюсилунервногопроцесса: сохранениеработоспособностипридлительнойнапряженностиработы,устойчивыйидостаточновысокийположительныйэмоциональныйтонус,смелостьвнепривычныхусловиях,устойчивоевнимание,каквспокойной,такившумнойобстановке.

Такимобразом,вовсехсвоихпроявленияхтемпераментопосредованиобусловленреальнымиусловиямииконкретнымсодержаниежизничеловека.

Поэтомуследуетпомнить,чтоделениелюдейначетыревидатемпераментаоченьусловно. Существуютпереходные,смешанные,промежуточныетипытемперамента; частовтемпераментечеловекасоединяютсячертыразныхтемпераментов. Темпераментможеттакжеизменятьсяиврезультатесамовоспитания. Дажевзрослыйчеловекможетизменитьвопределеннуюсторонусвойтемперамент.

Следуетпомнить,чтонестоитсваливатьнатемпераментневоспитанность,безответственностьипрочиенедостаткивоспитания. Темпераментхарактеризуеттольковрожденныеособенностихарактера: эмоциональность,чувствительность,активность,энергичность. Отнегонезависятувлечения,взгляды,воспитанностьисоциальнаяориентациячеловека. Типтемпераментаопределяетманеруповеденияиобраздействийчеловекавокружающейсреде.

Вчистомвидетемпераментыпрактическиневстречаются. Укаждогочеловекапреобладаютчертыкакого-тоодноготемпераментавсочетаниитемпераментадругого. Приведенныехарактеристикинепретендуютнакатегоричность,таккакделениетемпераментавсехлюдейначетырегруппывесьмаусловно. Болееширокоможноговоритьлишьотом,чтотемпераментопределяетглавнымобразомтечениепсихическойжизничеловека,динамикупсихическойдеятельности. "Течениепсихическойжизниподобноводномупотоку. Уодних,каквгорнойреке,образыимысли,чувстваинастроениястремительноибыстросменяютдругдруга. Удругих,подобноширокой,многоводнойреке,психическаяжизньтечетмедленно,сбольшимвнутреннимнапором". Вэтомпланевосновномиможноговоритьобиндивидуальныхразличияхлюдейпосвойствамтемперамента.

Важностьучетаввоспитаниииобучениииндивидуально-типологическихособенностейребенкаочевидна. Игнорированиесвойствтемпераментаприводиткразвитиюотрицательныхчертудошкольников,напримеру:

сангвиника - распыленности,разбросанностиинтересов;

холерика - несдержанности,резкости,неуживчивости,легкомыслия;

флегматика - безынициативности,безучастности,лености,вялости,апатии;

меланхолика-застенчивости,замкнутости,неуверенности,обидчивости.

Нужнонаправлятьдеятельностьдетей,чтобыспособствоватьформированиюположительныхиизбегатьпоявленияотрицательныхчертудошкольников. Ввоспитаниидетейвсехтиповтемпераментаважноезначениеимеетследованиепостоянномучеткомурежимудня. Онооблегчаетвыполнениедействийизаданий,способствуетвыработкеположительныхпривычекповедения. Вработесдетьмиразноготемпераментавоспитательможетиспользоватьсвоеобразныйспособучетатемперамента,когдавоздействиенакакое-либосвойствоосуществляетсявзнакомыхипривлекательныхдляребенкавидахдеятельности. Например,влияниенасвойстватемпераментавучебнойдеятельностиудетейвпериодадаптациикшколенеприноситуспеха. Наиболееэффективнооновобщенииребенкасосверстниками.

Неумениеучитыватьособенноститемпераментапоройприводитксерьезнымошибкамввоспитании. Этобывает,например,тогда,когдародителиивоспитателипринимаютособенноститемпераментадетейзахорошиеилидурныечертыхарактера. Поэтомуважновладетьспособамираспознаваниятемпераментаиучетаихввоспитательнойработесдетьми.


Библиографическийсписок

 

1. Барташев,А.В. Диагностикатемпераментаихарактера/А.В. Барташев. - 2еизд., перераб. - Спб.: Питер,2007.

2. Довгая,Н. Обособенностяхразвитияэмоциональнойсферыребенка/Н. Довгая,О. Перелыгина // Дошкольноевоспитание,2007,№12. С.12-17.

3. Выготский,Л.С. Эмоциииихразвитиевдетскомвозрасте // Л.С. Выготский/Собр. соч., т.2. - М., 1982.

4. Детскаяпсихология: Учеб. пособие/Я.Л. Коломинский,Е.А. Панько,А.Н. Белоусидр.; /Подред. Я.Л. Коломинского,Е.А. Панько. - Мн.: Университетское,1988. - с.354-365.

5. Ершова,У.В. Эмоциональноевоспитаниевсемье/У.В. Ершова // Практическаяпсихологияилогопедия,2008, - №6. - С.25-31.

6. Изотова,Е. ИЭмоциональнаясфераребенка/Е.И. Изотова,Е.В. Никифорова. - М.: Издательскийцентр "Академия",2004.

7. Ильин,Е.П. Дифференциальнаяпсихология. - Спб.: Питер,2001. - 464с.: ил. - (серия "Учебникновоговека")

8. Каменская,В.Г. Эмоциональноеимотивационноеразвитиедетейраннеговозраста // В.Г. КаменскаяДетскаяпсихологиясэлементамипсихофизиологии: Учебноепособие. /В.Г. Каменская. - М.: ФОРУМ,2005.

9. Коломинский,Я.Л. Диагностикаикоррекцияпсихическогоразвитиядошкольника/Я.Л. Коломинский,Е.А. Панько,А.Н. Белоус. - Минск: "Университетское",1997. - С.88-102.

10. Мерлин,В.С. Очерктеориитемперамента/В.С. Мерлин. - М.: Издательскийцентр "Академия",2001.

11. Мухина,В.С. Детскаяпсихология/Под. ред. Л.А. Венгера. - 2-еизд., перераб. идоп. - М.: Просвещение. 1985. - С.106-114.

12. Немов,Р.С. Психология: Учеб. длястуд. высш. пед. учеб. заведений: В3кн. - 4-еизд. /Р.С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центрВЛАДОС,2001. - Кн.1: Общиеосновыпсихологии. - 688с.

13. Немов,Р.С. Практическаяпсихология: Познаниесебя: Влияниеналюдей: Пособиедляуч-ся. /Р.С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центрВЛАДОС,2001. - 320с.

14. Осипова,М.П. Педагогикаиметодикасемейноговоспитания/М.П. Осипова [идр.]; подред. М.П. Осиповой. - Минск: ИВЦМинфина,2008. - 360с.

15. Рубинштейн,С.Л. Основыобщейпсихологии. /С.Л. Рубинштейн. - Спб.: Питер,2002. - 720с.

16. Степаненкова,Э.Я. Теорияиметодикафизическоговоспитанияребенка: Учеб. пособиедлястуд. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательскийцентр "Академия",2001. - 368с.

17. ТутушкинаМ.К. Современнаяпрактическаяпсихология: Учеб. пособиедлястуд. высш. пед. учеб. заведений/М.К. Тутушкина,Е. АСоловьева,О.Б. Годлиникидр.; Подред. М.К. Тутушкиной. - М.: Издательскийцентр "Академия",2005. - 432с.

18. Урунтаева,Г.А. Дошкольнаяпсихология: Учеб. пособиедлястуд. сред. пед. учуб. заведений. - 5-еизд., стереотип. - М.: Издательскийцентр "Академия",2001. - с.249-254.

19. Урунтаева,Г.А., Афонькина,Ю.А. Практикумподетскойпсихологии/Г.А. Урунтаева - М.: Издательскийцентр "Академия",1995.

20. Шостак,В.И. Психофизиология. Учеб. пособие/В.И. Шостак,С.А. Лытаев,М.С. Березанцева. - СПб.: ЭЛБИ - СПб,2007. - 352с.

21. http://www.psychology-online.net/articles/doc-709.html

22. http://referat. pusk. by/r-4074.html

 

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬКАКПОКАЗАТЕЛЬТЕМПЕРАМЕНТАДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА

студентки3курса,2группы

специальность "Дошкольноеобразование.

Физическаякультура"

факультетаДиНО

АнтоненкоЛюдмилы

Научныйруководитель: И.Д. Стельченко

 

Мозырь - 2010


Содержание

 

Введение

Глава 1. Изучение темперамента дошкольников

1.1 Определение, понятие, компоненты темперамента

1.2 Эмоциональность как параметр темперамента

1.3 Проявление темперамента у детей дошкольного возраста

Глава 2. Исследование проявлений темперамента у дошкольников

2.1 Изучение индивидуально-типологических особенностей дошкольника

2.2 Определение уровня зрелости нервных процессов: теппинг-тест

Заключение

Библиографический список


Введение

 

Детствопредставляетсобойособыйпериод,сущностьюкоторогоявляетсяпроцесс - взросленияребёнка,вхожденияеговсоциальныймирвзрослых,чтопредусматриваетприобретениесвойствикачеств,зрелойличности. Дошкольныйвозрастхарактеризуетсямаксимальнойролевойидентификациейребёнкасовзрослымиисверстниками,стремлениемсоответствоватьобразцамадекватногоповедения,чтобыбытьпринятымвобществеичувствоватьсебядостаточнокомпетентнымиувереннымвобщении.

Слово "темперамент" впереводеслатинскогоязыкаозначает "надлежащеесоотношениечастей". Именнотемпераментпроявляетсяуребенкаввидеобщейпсихическойактивности. Оттемпераментазависитсамаяперваяреакциянанекоесобытиеилиситуацию.

УжедревнегреческийфилософАристотельвыделил4типатемперамента: сангвинический,холерический,меланхолический,флегматический. "Чистыетипы" вжизнивстречаютсяоченьредко,чащевкаждомребенкеможновстретитьсочетаниеразныххарактеристикспреобладаниемопределенныхчерт.

Когдаговорятотемпераменте,тоимеютввидумногиепсихическиеразличиямеждулюдьми - различияпоглубине,интенсивности,устойчивостиэмоций,эмоциональнойвпечатлительности,темпу,энергичностидействийидругиединамические,индивидуально-устойчивыеособенностипсихическойжизни,поведенияидеятельности. Темнеменее,темпераментисегодняостаетсявомногомспорнойинерешеннойпроблемой. Однакопривсеммногообразииподходовкпроблеме,ученыеипрактикипризнают,чтотемперамент - биологическийфундамент,накоторомформируетсяличностькаксоциальноесущество.Р.С. Немов "Общиеосновыпсихологии",Москва,1994

Мысчитаем,чтоработапедагоганеможетбытьуспешнойбезглубокогознанияимсвойствличности,аименнотемперамента. Знаяэтиособенностипедагогбудетграмотноуправлятьпроцессамивоспитанияиразвитияличности,избегаявпроцессевоспитаниямногихошибок.

Вопросыотемпераментеволновалидосихпорпродолжаетпривлекатьвниманиемногихисследователей,такихкакР.С. Немов,М.К. Тутушкина,В.П. Ильин,С.Л. Рубинштейн,А.В. Барташев,В.С.Мерлин,Е.Н. Рогов,Д.Б. Эльконин,Я.Л. Коломинскийидругие. Разныеподходыкизучениютемпераментаотраженывомногихработах. Средиэтихподходовможновыделитьобъяснениесущноститемпераментакаксоотношениепроцессоввозбужденияиторможения (И.П. Павлов), либоизучениечастныхпроявленийтемперамента (В.С.Мерлин).

Цельисследования - теоретическираскрытьиобосноватьзначениеэмоциональностикакпараметратемпераментадошкольников.

Задачиисследования:

1. Изучитьспециальнойлитературыподаннойтеме;

2. Изучитьтеоретическиеосновытемпераментадетейдошкольноговозраста;

3. Установитьзначениеэмоциональностикакпараметратемпераментадошкольников;

4. Определитьметодыисследованиятемпераментадошкольников.

Объектисследования - темпераментдетейдошкольноговозраста.

Предметисследования - эмоциональностькакзначимыйпараметртемпераментадетейдошкольноговозраста.

Исходяизэтогоможносформулироватьследующуюгипотезу: внешниепроявлениятемперамента,значительновыражаютсявэмоциональностидетейдошкольноговозраста.

Висследованиииспользовалисьследующиеметоды:

· Наблюдение;

· Тестирование;

· Теппинг-тест.

Базаисследования: воспитанникисреднейгруппыДУ№29г. Мозыря.








ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.