|
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬКАКПОКАЗАТЕЛЬТЕМПЕРАМЕНТАДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТАСтр 1 из 4Следующая ⇒ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬКАКПОКАЗАТЕЛЬТЕМПЕРАМЕНТАДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА студентки3курса,2группы специальность "Дошкольноеобразование. Физическаякультура" факультетаДиНО АнтоненкоЛюдмилы Научныйруководитель: И.Д. Стельченко
Мозырь - 2010 Содержание
Введение Глава 1. Изучение темперамента дошкольников 1.1 Определение, понятие, компоненты темперамента 1.2 Эмоциональность как параметр темперамента 1.3 Проявление темперамента у детей дошкольного возраста Глава 2. Исследование проявлений темперамента у дошкольников 2.1 Изучение индивидуально-типологических особенностей дошкольника 2.2 Определение уровня зрелости нервных процессов: теппинг-тест Заключение Библиографический список
Детствопредставляетсобойособыйпериод,сущностьюкоторогоявляетсяпроцесс - взросленияребёнка,вхожденияеговсоциальныймирвзрослых,чтопредусматриваетприобретениесвойствикачеств,зрелойличности. Дошкольныйвозрастхарактеризуетсямаксимальнойролевойидентификациейребёнкасовзрослымиисверстниками,стремлениемсоответствоватьобразцамадекватногоповедения,чтобыбытьпринятымвобществеичувствоватьсебядостаточнокомпетентнымиувереннымвобщении. Слово "темперамент" впереводеслатинскогоязыкаозначает "надлежащеесоотношениечастей". Именнотемпераментпроявляетсяуребенкаввидеобщейпсихическойактивности. Оттемпераментазависитсамаяперваяреакциянанекоесобытиеилиситуацию. УжедревнегреческийфилософАристотельвыделил4типатемперамента: сангвинический,холерический,меланхолический,флегматический. "Чистыетипы" вжизнивстречаютсяоченьредко,чащевкаждомребенкеможновстретитьсочетаниеразныххарактеристикспреобладаниемопределенныхчерт. Когдаговорятотемпераменте,тоимеютввидумногиепсихическиеразличиямеждулюдьми - различияпоглубине,интенсивности,устойчивостиэмоций,эмоциональнойвпечатлительности,темпу,энергичностидействийидругиединамические,индивидуально-устойчивыеособенностипсихическойжизни,поведенияидеятельности. Темнеменее,темпераментисегодняостаетсявомногомспорнойинерешеннойпроблемой. Однакопривсеммногообразииподходовкпроблеме,ученыеипрактикипризнают,чтотемперамент - биологическийфундамент,накоторомформируетсяличностькаксоциальноесущество.Р.С. Немов "Общиеосновыпсихологии",Москва,1994 Мысчитаем,чтоработапедагоганеможетбытьуспешнойбезглубокогознанияимсвойствличности,аименнотемперамента. Знаяэтиособенностипедагогбудетграмотноуправлятьпроцессамивоспитанияиразвитияличности,избегаявпроцессевоспитаниямногихошибок. Вопросыотемпераментеволновалидосихпорпродолжаетпривлекатьвниманиемногихисследователей,такихкакР.С. Немов,М.К. Тутушкина,В.П. Ильин,С.Л. Рубинштейн,А.В. Барташев,В.С.Мерлин,Е.Н. Рогов,Д.Б. Эльконин,Я.Л. Коломинскийидругие. Разныеподходыкизучениютемпераментаотраженывомногихработах. Средиэтихподходовможновыделитьобъяснениесущноститемпераментакаксоотношениепроцессоввозбужденияиторможения (И.П. Павлов), либоизучениечастныхпроявленийтемперамента (В.С.Мерлин). Цельисследования - теоретическираскрытьиобосноватьзначениеэмоциональностикакпараметратемпераментадошкольников. Задачиисследования: 1. Изучитьспециальнойлитературыподаннойтеме; 2. Изучитьтеоретическиеосновытемпераментадетейдошкольноговозраста; 3. Установитьзначениеэмоциональностикакпараметратемпераментадошкольников; 4. Определитьметодыисследованиятемпераментадошкольников. Объектисследования - темпераментдетейдошкольноговозраста. Предметисследования - эмоциональностькакзначимыйпараметртемпераментадетейдошкольноговозраста. Исходяизэтогоможносформулироватьследующуюгипотезу: внешниепроявлениятемперамента,значительновыражаютсявэмоциональностидетейдошкольноговозраста. Висследованиииспользовалисьследующиеметоды: · Наблюдение; · Тестирование; · Теппинг-тест. Базаисследования: воспитанникисреднейгруппыДУ№29г. Мозыря. Глава 1. Изучениетемпераментадошкольников
Глава 2. Исследованиепроявленийтемпераментаудошкольников
Средииндивидуальныхособенностейличности,которыеяркохарактеризуютдинамическиеособенностиееповедения,деятельности,общения,психическихпроцессов,особоеместопринадлежиттемпераменту. Физиологическойосновойтемпераментаявляетсятипвысшейнервнойдеятельности,такиееесвойства,каксила,подвижность,уравновешенность. Изменчивостьтемпераментавдошкольномвозрастеразнообразнапосвоимформамиимеетспецифическиедляданноговозрастачерты. Впроцессеизучениядетейдошкольноговозрастазамеченыследующиеизменениятемперамента: а) изменениеотдельныхсвойствтемперамента; б) усложнениеструктурытемперамента; в) изменениетипатемпераментавцелом (удетейраннеговозраста). Физиологическойпредпосылкойизменчивоститемпераментаудошкольниковявляетсявысокаяпластичностьнервнойсистемыдетей. Типвысшейнервнойдеятельностивэтомвозрастепродолжаетформироваться,нервныепроцессыещенеукрепились,недостаточновыраженасиланервныхпроцессови,вособенности,активноекорковоеторможение. Этоиопределяетподатливостьтипанервнойсистемыразличнымвлияниям. Психологическойпредпосылкойизменчивоститемпераментаможносчитатьповышеннуювпечатлительностьдетей,ихсклонностькподражанию,слабуюопосредованностьтемпераментасложившимисячертамиличности,находящимисяудетейдошкольноговозраставпроцессестановления. Весьмаважнымявляетсявопрососоотношениинаследственногоиприобретенноговпроисхождениитемперамента. Врядеисследований,направленныхнаизучениеролинаследственностивформированиивысшейнервнойдеятельностиживотных,полученымногочисленныефакты,прямоиликосвенноуказывающиенаучастиенаследственногофакторавпроисхождениисилыиинертностинервныхпроцессов,атакжеихподвижности. Наиболеераспространеннымиметодамиизучениятемпераментаявляютсяметоднаблюдения,эксперимент,тесты,атакжеметодики "Наконечник",теппинг-тест. Дляисследованиятемпераментадошкольниковмыиспользовалиметоднаблюденияитеппинг-тест.
Заключение
Такимобразомврядлиможноговоритьо "хороших" или "плохих" темпераментах. Неверносчитать,чтотакиесвойстванервнойсистемы,какслабостьилиинертность,отрицательные,ачертытемпераментов,которыескладываютсянаихоснове,подлежатскорейшейпеределке. Конечныйрезультатзависитотвоспитания. Принеправильномподходехорошееможетобернутьсяплохим,априумеломвоздействиивлияниеотрицательныхчертможетбытьперекрыто. Поэтому,говоряоправильномподходеродителейивоспитателейкдетям,имеетсяввидулишьнеобходимостьсбалансироватьдействиетехилииныхсвойствтемперамента,авовсенеискоренятьих. Ниродители,нипедагогиневыбираютдетей,нотемпераменту,воспитыватьнужновсех,нопо-разному. Вдошкольномвозрастетемпераментвыраженещенеярко. Кспецифическимособенностямэтоговозрастаотносятся: слабостьвозбудительногоитормозногопроцессов; ихнеуравновешенность; высокаячувствительность; быстроевосстановление. Желаяправильновоспитатьребенка,родителиивоспитателиучтутжизненнуюсилунервногопроцесса: сохранениеработоспособностипридлительнойнапряженностиработы,устойчивыйидостаточновысокийположительныйэмоциональныйтонус,смелостьвнепривычныхусловиях,устойчивоевнимание,каквспокойной,такившумнойобстановке. Такимобразом,вовсехсвоихпроявленияхтемпераментопосредованиобусловленреальнымиусловиямииконкретнымсодержаниежизничеловека. Поэтомуследуетпомнить,чтоделениелюдейначетыревидатемпераментаоченьусловно. Существуютпереходные,смешанные,промежуточныетипытемперамента; частовтемпераментечеловекасоединяютсячертыразныхтемпераментов. Темпераментможеттакжеизменятьсяиврезультатесамовоспитания. Дажевзрослыйчеловекможетизменитьвопределеннуюсторонусвойтемперамент. Следуетпомнить,чтонестоитсваливатьнатемпераментневоспитанность,безответственностьипрочиенедостаткивоспитания. Темпераментхарактеризуеттольковрожденныеособенностихарактера: эмоциональность,чувствительность,активность,энергичность. Отнегонезависятувлечения,взгляды,воспитанностьисоциальнаяориентациячеловека. Типтемпераментаопределяетманеруповеденияиобраздействийчеловекавокружающейсреде. Вчистомвидетемпераментыпрактическиневстречаются. Укаждогочеловекапреобладаютчертыкакого-тоодноготемпераментавсочетаниитемпераментадругого. Приведенныехарактеристикинепретендуютнакатегоричность,таккакделениетемпераментавсехлюдейначетырегруппывесьмаусловно. Болееширокоможноговоритьлишьотом,чтотемпераментопределяетглавнымобразомтечениепсихическойжизничеловека,динамикупсихическойдеятельности. "Течениепсихическойжизниподобноводномупотоку. Уодних,каквгорнойреке,образыимысли,чувстваинастроениястремительноибыстросменяютдругдруга. Удругих,подобноширокой,многоводнойреке,психическаяжизньтечетмедленно,сбольшимвнутреннимнапором". Вэтомпланевосновномиможноговоритьобиндивидуальныхразличияхлюдейпосвойствамтемперамента. Важностьучетаввоспитаниииобучениииндивидуально-типологическихособенностейребенкаочевидна. Игнорированиесвойствтемпераментаприводиткразвитиюотрицательныхчертудошкольников,напримеру: сангвиника - распыленности,разбросанностиинтересов; холерика - несдержанности,резкости,неуживчивости,легкомыслия; флегматика - безынициативности,безучастности,лености,вялости,апатии; меланхолика-застенчивости,замкнутости,неуверенности,обидчивости. Нужнонаправлятьдеятельностьдетей,чтобыспособствоватьформированиюположительныхиизбегатьпоявленияотрицательныхчертудошкольников. Ввоспитаниидетейвсехтиповтемпераментаважноезначениеимеетследованиепостоянномучеткомурежимудня. Онооблегчаетвыполнениедействийизаданий,способствуетвыработкеположительныхпривычекповедения. Вработесдетьмиразноготемпераментавоспитательможетиспользоватьсвоеобразныйспособучетатемперамента,когдавоздействиенакакое-либосвойствоосуществляетсявзнакомыхипривлекательныхдляребенкавидахдеятельности. Например,влияниенасвойстватемпераментавучебнойдеятельностиудетейвпериодадаптациикшколенеприноситуспеха. Наиболееэффективнооновобщенииребенкасосверстниками. Неумениеучитыватьособенноститемпераментапоройприводитксерьезнымошибкамввоспитании. Этобывает,например,тогда,когдародителиивоспитателипринимаютособенноститемпераментадетейзахорошиеилидурныечертыхарактера. Поэтомуважновладетьспособамираспознаваниятемпераментаиучетаихввоспитательнойработесдетьми. Библиографическийсписок
1. Барташев,А.В. Диагностикатемпераментаихарактера/А.В. Барташев. - 2еизд., перераб. - Спб.: Питер,2007. 2. Довгая,Н. Обособенностяхразвитияэмоциональнойсферыребенка/Н. Довгая,О. Перелыгина // Дошкольноевоспитание,2007,№12. С.12-17. 3. Выготский,Л.С. Эмоциииихразвитиевдетскомвозрасте // Л.С. Выготский/Собр. соч., т.2. - М., 1982. 4. Детскаяпсихология: Учеб. пособие/Я.Л. Коломинский,Е.А. Панько,А.Н. Белоусидр.; /Подред. Я.Л. Коломинского,Е.А. Панько. - Мн.: Университетское,1988. - с.354-365. 5. Ершова,У.В. Эмоциональноевоспитаниевсемье/У.В. Ершова // Практическаяпсихологияилогопедия,2008, - №6. - С.25-31. 6. Изотова,Е. ИЭмоциональнаясфераребенка/Е.И. Изотова,Е.В. Никифорова. - М.: Издательскийцентр "Академия",2004. 7. Ильин,Е.П. Дифференциальнаяпсихология. - Спб.: Питер,2001. - 464с.: ил. - (серия "Учебникновоговека") 8. Каменская,В.Г. Эмоциональноеимотивационноеразвитиедетейраннеговозраста // В.Г. КаменскаяДетскаяпсихологиясэлементамипсихофизиологии: Учебноепособие. /В.Г. Каменская. - М.: ФОРУМ,2005. 9. Коломинский,Я.Л. Диагностикаикоррекцияпсихическогоразвитиядошкольника/Я.Л. Коломинский,Е.А. Панько,А.Н. Белоус. - Минск: "Университетское",1997. - С.88-102. 10. Мерлин,В.С. Очерктеориитемперамента/В.С. Мерлин. - М.: Издательскийцентр "Академия",2001. 11. Мухина,В.С. Детскаяпсихология/Под. ред. Л.А. Венгера. - 2-еизд., перераб. идоп. - М.: Просвещение. 1985. - С.106-114. 12. Немов,Р.С. Психология: Учеб. длястуд. высш. пед. учеб. заведений: В3кн. - 4-еизд. /Р.С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центрВЛАДОС,2001. - Кн.1: Общиеосновыпсихологии. - 688с. 13. Немов,Р.С. Практическаяпсихология: Познаниесебя: Влияниеналюдей: Пособиедляуч-ся. /Р.С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центрВЛАДОС,2001. - 320с. 14. Осипова,М.П. Педагогикаиметодикасемейноговоспитания/М.П. Осипова [идр.]; подред. М.П. Осиповой. - Минск: ИВЦМинфина,2008. - 360с. 15. Рубинштейн,С.Л. Основыобщейпсихологии. /С.Л. Рубинштейн. - Спб.: Питер,2002. - 720с. 16. Степаненкова,Э.Я. Теорияиметодикафизическоговоспитанияребенка: Учеб. пособиедлястуд. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательскийцентр "Академия",2001. - 368с. 17. ТутушкинаМ.К. Современнаяпрактическаяпсихология: Учеб. пособиедлястуд. высш. пед. учеб. заведений/М.К. Тутушкина,Е. АСоловьева,О.Б. Годлиникидр.; Подред. М.К. Тутушкиной. - М.: Издательскийцентр "Академия",2005. - 432с. 18. Урунтаева,Г.А. Дошкольнаяпсихология: Учеб. пособиедлястуд. сред. пед. учуб. заведений. - 5-еизд., стереотип. - М.: Издательскийцентр "Академия",2001. - с.249-254. 19. Урунтаева,Г.А., Афонькина,Ю.А. Практикумподетскойпсихологии/Г.А. Урунтаева - М.: Издательскийцентр "Академия",1995. 20. Шостак,В.И. Психофизиология. Учеб. пособие/В.И. Шостак,С.А. Лытаев,М.С. Березанцева. - СПб.: ЭЛБИ - СПб,2007. - 352с. 21. http://www.psychology-online.net/articles/doc-709.html 22. http://referat. pusk. by/r-4074.html
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬКАКПОКАЗАТЕЛЬТЕМПЕРАМЕНТАДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА студентки3курса,2группы специальность "Дошкольноеобразование. Физическаякультура" факультетаДиНО АнтоненкоЛюдмилы Научныйруководитель: И.Д. Стельченко
Мозырь - 2010 Содержание
Введение Глава 1. Изучение темперамента дошкольников 1.1 Определение, понятие, компоненты темперамента 1.2 Эмоциональность как параметр темперамента 1.3 Проявление темперамента у детей дошкольного возраста Глава 2. Исследование проявлений темперамента у дошкольников 2.1 Изучение индивидуально-типологических особенностей дошкольника 2.2 Определение уровня зрелости нервных процессов: теппинг-тест Заключение Библиографический список
Детствопредставляетсобойособыйпериод,сущностьюкоторогоявляетсяпроцесс - взросленияребёнка,вхожденияеговсоциальныймирвзрослых,чтопредусматриваетприобретениесвойствикачеств,зрелойличности. Дошкольныйвозрастхарактеризуетсямаксимальнойролевойидентификациейребёнкасовзрослымиисверстниками,стремлениемсоответствоватьобразцамадекватногоповедения,чтобыбытьпринятымвобществеичувствоватьсебядостаточнокомпетентнымиувереннымвобщении. Слово "темперамент" впереводеслатинскогоязыкаозначает "надлежащеесоотношениечастей". Именнотемпераментпроявляетсяуребенкаввидеобщейпсихическойактивности. Оттемпераментазависитсамаяперваяреакциянанекоесобытиеилиситуацию. УжедревнегреческийфилософАристотельвыделил4типатемперамента: сангвинический,холерический,меланхолический,флегматический. "Чистыетипы" вжизнивстречаютсяоченьредко,чащевкаждомребенкеможновстретитьсочетаниеразныххарактеристикспреобладаниемопределенныхчерт. Когдаговорятотемпераменте,тоимеютввидумногиепсихическиеразличиямеждулюдьми - различияпоглубине,интенсивности,устойчивостиэмоций,эмоциональнойвпечатлительности,темпу,энергичностидействийидругиединамические,индивидуально-устойчивыеособенностипсихическойжизни,поведенияидеятельности. Темнеменее,темпераментисегодняостаетсявомногомспорнойинерешеннойпроблемой. Однакопривсеммногообразииподходовкпроблеме,ученыеипрактикипризнают,чтотемперамент - биологическийфундамент,накоторомформируетсяличностькаксоциальноесущество.Р.С. Немов "Общиеосновыпсихологии",Москва,1994 Мысчитаем,чтоработапедагоганеможетбытьуспешнойбезглубокогознанияимсвойствличности,аименнотемперамента. Знаяэтиособенностипедагогбудетграмотноуправлятьпроцессамивоспитанияиразвитияличности,избегаявпроцессевоспитаниямногихошибок. Вопросыотемпераментеволновалидосихпорпродолжаетпривлекатьвниманиемногихисследователей,такихкакР.С. Немов,М.К. Тутушкина,В.П. Ильин,С.Л. Рубинштейн,А.В. Барташев,В.С.Мерлин,Е.Н. Рогов,Д.Б. Эльконин,Я.Л. Коломинскийидругие. Разныеподходыкизучениютемпераментаотраженывомногихработах. Средиэтихподходовможновыделитьобъяснениесущноститемпераментакаксоотношениепроцессоввозбужденияиторможения (И.П. Павлов), либоизучениечастныхпроявленийтемперамента (В.С.Мерлин). Цельисследования - теоретическираскрытьиобосноватьзначениеэмоциональностикакпараметратемпераментадошкольников. Задачиисследования: 1. Изучитьспециальнойлитературыподаннойтеме; 2. Изучитьтеоретическиеосновытемпераментадетейдошкольноговозраста; 3. Установитьзначениеэмоциональностикакпараметратемпераментадошкольников; 4. Определитьметодыисследованиятемпераментадошкольников. Объектисследования - темпераментдетейдошкольноговозраста. Предметисследования - эмоциональностькакзначимыйпараметртемпераментадетейдошкольноговозраста. Исходяизэтогоможносформулироватьследующуюгипотезу: внешниепроявлениятемперамента,значительновыражаютсявэмоциональностидетейдошкольноговозраста. Висследованиииспользовалисьследующиеметоды: · Наблюдение; · Тестирование; · Теппинг-тест. Базаисследования: воспитанникисреднейгруппыДУ№29г. Мозыря. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|