|
Определениеуровнязрелостинервныхпроцессов: теппинг-тест ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Вдиагностическойработемывоспользовалисьтеппинг-тестомО. Черниковой (вмодификацииА.И. Вайнштейна,В.П. Жура,Л.В. Кармановой). [16,с.355] Налистебумагивоспитателем (психологом) рисуются6квадратов. Нумеруютсяониследующимобразом:
(Этоделаетсядлятого,чтобыребенокнетерялвременивпроцессевыполнениятестовогозаданияприпереходекработес3-гов4-йквадрат.) Передпроведениемтестадетямнесколькораздаютпоигратьвигру "Насыпемптичкамвклеткизернышек" стем,чтобыунихобразовалсянавыкпроставленияточеквмаксимальнобыстромтемпе. Затемпроводитсясамтест. Укаждогоребенкалистсквадратамиикарандаш. Посигналувоспитателядетиначинаютвмаксимальномтемпеставитьточкив1квадрат ("сыпатьзернышкиптичке"). Повторомусигналуребенокбезостановкипереходиткработевовторомквадратеи т.д. Продолжительностьпроставленияточеквкаждомквадратепо10секунд. Вцеломтестированиедлится1минуту. Тествыявляетдинамикуработоспособностиребенка. Воспитательанализируетполученныеданныепокаждомуребенку. Ксильномутипунервнойсистемыотносятдетей,укоторыхразницамежду1-ми6-мквадратомотсутствуетилиженаблюдаетсяувеличениеточекв6-мквадрате. Сильныйтипнервнойсистемыхарактеризуетсяотсутствиемпиков. Пикомсчитаетсяувеличениеболеечемна10%числаточекводномквадратепоотношениюксреднемупоказателюточек. Среднийпоказательвычисляетсяпутемсложениячислаточеквовсех6квадратахиделениемначислоквадратов, т.е. на6. Этипоказателиговорятотом,чтоуребенкасохраняетсявысокаяработоспособностьбеззначительныхколебанийвтечениезаданноговремени. Слабыйтипнервнойсистемыхарактеризуетсязначительнымснижениемколичестваточеквпоследнихквадратахиналичиемнесколькихпиков. Этоявляетсяпоказателемтого,чтопериодработоспособностиребенканепродолжителенихарактеризуетсяперепадами. Анализрезультатов МирославаЕ.,4года УМирославысильныйтипнервнойсистемы, т.к. числоточекв6-мквадратепревысилочислов1-мквадрате. Такжепоказателемсильноготипанервнойсистемыявляетсяотсутствиепиков, т.е. увеличенияболеечемна10%числаточекводномквадратепоотношениюксреднемупоказателюточек. Этипоказателиговорятотом,чтоуМирославысохраняетсявысокаяработоспособностьбеззначительныхколебанийвтечениезаданноговремени. ДашаГ.,4года Дашаобладаетсильнымтипомнервнойсистемы. Числоточекв1-мив6-мквадратеодинаковое. Такжепоказателемсильноготипанервнойсистемыявляетсяотсутствиепиков, т.е. увеличенияболеечемна10%числаточекводномквадратепоотношениюксреднемупоказателюточек. Этипоказателиговорятотом,чтоуДашисохраняетсявысокаяработоспособностьбеззначительныхколебанийвтечениезаданноговремени. НикитаФ.,3,5года Врезультатетеппинг-тестамыпришликвыводу,чтоуНикитыслабыйтипнервнойсистемы. Онхарактеризуетсязначительнымснижениемколичестваточеквпоследнихквадратахиналичиемнесколькихпиков. Этоявляетсяпоказателемтого,чтопериодработоспособностинепродолжителенихарактеризуетсяперепадами. ВдеятельностиНикитауравновешен,инертен. СашаМ.,4года Сашаявляетсяобладателемслабоготипанервнойсистемы. Впоследнихквадратахколичествоточекзначительноменьшепосравнениюс1-мквадратом. Такжепоказателемслабоготипанервнойсистемыявляетсяналичиепиков. Сашахарактеризуетсянизкойработоспособностьюибыстройутомляемостью. ТЕСТдляродителей "КакойтиптемпераментапреобладаетуВашегоребенка?" (ПанфиловаМ.А. Игротерапияобщения: Тестыикоррекционныеигры. Практическоепособиедляпсихологов,педагоговиродителей. - М.: ИздательствоГНОМиД,2000г.) Мыпровелитестированиесродителями,котороепомоглоглубжеизучитьтемпераментдетей, т.к. поведениевдетскомсадуивсемьеможетбытьнеодинаковым. Изучиврезультатытестамыпришликвыводу: УМирославысангвиническийтиптемперамента, т.к. практическивовсехвопросахродителиМирославыотметиливарианта).Этоговоритотом,чтоМирославаодинаковолегковступаетвобщениекаксознакомымилюдьми,такинезнакомыми. Охотновключаетсявигры,рветсявыполнятьзаданиявчислепервых. Какдома,такивдетскомсадуведетсебяактивно,энергично,преобладаетвеселоенастроение. ДашаГ. Дашавспыльчивая,несдержанная,быстроуспокаивается,еслиейидутнавстречу,уступают. Еедвиженияпорывисты,нонепродолжительны. Настроениечастоменяется,незаканчиваетначатое. Пользуетсяавторитетомсредисверстников. Холерикберетсясострастьюзалюбоедело,страшноинициатив. Вобщениивспыльчива,резка,несдерживаетэмоции. Данныепоказателисвидетельствуютотом,чтоуДашихолерическийтиптемперамента. НикитаФ. Исследованиепоказало,чтоНикитаобладаетмалойреактивностью. Этопроявляетсявтом,чтоеготруднорассмешитьилирассердить. Высокаяактивностьзначительнопреобладаетнадмалойреактивностью,чтоиопределяеттерпеливость,выдержку,самообладание. Психическийтемпзамедленный - движениянеторопливы,медленнаяпоходка,навопросыотвечаетнесразу. Онмедлителениспокоен,проявляетвовсемосновательность,склоненкпорядку,негоустойчивоенастроение,уклоняетсяотссор. Неудачиинеприятностиневыводятегоизсебя. Такимобразом,проанализировавответыродителей,мывыявили,чтотемпераментНикитыотноситсякфлегматическомутипу. СашаМ. Сашаобидчив,редкосмеется,неуверенвсебе,частоилегкотеряется,недоводитработудоконца. Отличаетсямедленнымпсихическимтемпом - егодвижениявялые,слабые,говоритмедленно. Быстроутомляетсяотлюдейиновойобстановки,чувствамедленновозникают,нопроявляетсяглубиной,легкоуязвим,хотявнешнеэтогонепоказывает. Тактичный,мягкий,стеснительный. Емуприсущамнительностьипессимизм. УСашислабыйтипнервнойсистемы,онобладаетмеланхолическимтипомтемперамента. Такимобразом,врезультатеисследованиянамибыливыявленыспецифическиечертыкаждоготипатемперамента,которыеотличаютихдруготдруга. Такжемызафиксировалиразличиявповедениидетейвразличныхситуациях,ихреакциинаявленияокружающейдействительности,отношениясосверстникамиивзрослыми. Вчистомвидетемпераментыпрактическиневстречаются. Укаждогочеловекапреобладаютчертыкакого-тоодноготемпераментавсочетаниитемпераментадругого. Приведенныехарактеристикинепретендуютнакатегоричность,таккакделениетемпераментавсехлюдейначетырегруппывесьмаусловно. Болееширокоможноговоритьлишьотом,чтотемпераментопределяетглавнымобразомтечениепсихическойжизничеловека,динамикупсихическойдеятельности. "Течениепсихическойжизниподобноводномупотоку. Уодних,каквгорнойреке,образыимысли,чувстваинастроениястремительноибыстросменяютдругдруга. Удругих,подобноширокой,многоводнойреке,психическаяжизньтечетмедленно,сбольшимвнутреннимнапором". Вэтомпланевосновномиможноговоритьобиндивидуальныхразличияхлюдейпосвойствамтемперамента. Важностьучетаввоспитаниииобучениииндивидуально-типологическихособенностейребенкаочевидна. Игнорированиесвойствтемпераментаприводиткразвитиюотрицательныхчертудошкольников,напримеру: сангвиника - распыленности,разбросанностиинтересов; холерика - несдержанности,резкости,неуживчивости,легкомыслия; флегматика - безынициативности,безучастности,лености,вялости,апатии; меланхолика-застенчивости,замкнутости,неуверенности,обидчивости. Нужнонаправлятьдеятельностьдетей,чтобыспособствоватьформированиюположительныхиизбегатьпоявленияотрицательныхчертудошкольников. Ввоспитаниидетейвсехтиповтемпераментаважноезначениеимеетследованиепостоянномучеткомурежимудня. Онооблегчаетвыполнениедействийизаданий,способствуетвыработкеположительныхпривычекповедения. Вработесдетьмиразноготемпераментавоспитательможетиспользоватьсвоеобразныйспособучетатемперамента,когдавоздействиенакакое-либосвойствоосуществляетсявзнакомыхипривлекательныхдляребенкавидахдеятельности. Например,влияниенасвойстватемпераментавучебнойдеятельностиудетейвпериодадаптациикшколенеприноситуспеха. Наиболееэффективнооновобщенииребенкасосверстниками. Неумениеучитыватьособенноститемпераментапоройприводитксерьезнымошибкамввоспитании. Этобывает,например,тогда,когдародителиивоспитателипринимаютособенноститемпераментадетейзахорошиеилидурныечертыхарактера. Поэтомуважновладетьспособамираспознаваниятемпераментаиучетаихввоспитательнойработесдетьми. Заключение
Такимобразомврядлиможноговоритьо "хороших" или "плохих" темпераментах. Неверносчитать,чтотакиесвойстванервнойсистемы,какслабостьилиинертность,отрицательные,ачертытемпераментов,которыескладываютсянаихоснове,подлежатскорейшейпеределке. Конечныйрезультатзависитотвоспитания. Принеправильномподходехорошееможетобернутьсяплохим,априумеломвоздействиивлияниеотрицательныхчертможетбытьперекрыто. Поэтому,говоряоправильномподходеродителейивоспитателейкдетям,имеетсяввидулишьнеобходимостьсбалансироватьдействиетехилииныхсвойствтемперамента,авовсенеискоренятьих. Ниродители,нипедагогиневыбираютдетей,нотемпераменту,воспитыватьнужновсех,нопо-разному. Вдошкольномвозрастетемпераментвыраженещенеярко. Кспецифическимособенностямэтоговозрастаотносятся: слабостьвозбудительногоитормозногопроцессов; ихнеуравновешенность; высокаячувствительность; быстроевосстановление. Желаяправильновоспитатьребенка,родителиивоспитателиучтутжизненнуюсилунервногопроцесса: сохранениеработоспособностипридлительнойнапряженностиработы,устойчивыйидостаточновысокийположительныйэмоциональныйтонус,смелостьвнепривычныхусловиях,устойчивоевнимание,каквспокойной,такившумнойобстановке. Такимобразом,вовсехсвоихпроявленияхтемпераментопосредованиобусловленреальнымиусловиямииконкретнымсодержаниежизничеловека. Поэтомуследуетпомнить,чтоделениелюдейначетыревидатемпераментаоченьусловно. Существуютпереходные,смешанные,промежуточныетипытемперамента; частовтемпераментечеловекасоединяютсячертыразныхтемпераментов. Темпераментможеттакжеизменятьсяиврезультатесамовоспитания. Дажевзрослыйчеловекможетизменитьвопределеннуюсторонусвойтемперамент. Следуетпомнить,чтонестоитсваливатьнатемпераментневоспитанность,безответственностьипрочиенедостаткивоспитания. Темпераментхарактеризуеттольковрожденныеособенностихарактера: эмоциональность,чувствительность,активность,энергичность. Отнегонезависятувлечения,взгляды,воспитанностьисоциальнаяориентациячеловека. Типтемпераментаопределяетманеруповеденияиобраздействийчеловекавокружающейсреде. Вчистомвидетемпераментыпрактическиневстречаются. Укаждогочеловекапреобладаютчертыкакого-тоодноготемпераментавсочетаниитемпераментадругого. Приведенныехарактеристикинепретендуютнакатегоричность,таккакделениетемпераментавсехлюдейначетырегруппывесьмаусловно. Болееширокоможноговоритьлишьотом,чтотемпераментопределяетглавнымобразомтечениепсихическойжизничеловека,динамикупсихическойдеятельности. "Течениепсихическойжизниподобноводномупотоку. Уодних,каквгорнойреке,образыимысли,чувстваинастроениястремительноибыстросменяютдругдруга. Удругих,подобноширокой,многоводнойреке,психическаяжизньтечетмедленно,сбольшимвнутреннимнапором". Вэтомпланевосновномиможноговоритьобиндивидуальныхразличияхлюдейпосвойствамтемперамента. Важностьучетаввоспитаниииобучениииндивидуально-типологическихособенностейребенкаочевидна. Игнорированиесвойствтемпераментаприводиткразвитиюотрицательныхчертудошкольников,напримеру: сангвиника - распыленности,разбросанностиинтересов; холерика - несдержанности,резкости,неуживчивости,легкомыслия; флегматика - безынициативности,безучастности,лености,вялости,апатии; меланхолика-застенчивости,замкнутости,неуверенности,обидчивости. Нужнонаправлятьдеятельностьдетей,чтобыспособствоватьформированиюположительныхиизбегатьпоявленияотрицательныхчертудошкольников. Ввоспитаниидетейвсехтиповтемпераментаважноезначениеимеетследованиепостоянномучеткомурежимудня. Онооблегчаетвыполнениедействийизаданий,способствуетвыработкеположительныхпривычекповедения. Вработесдетьмиразноготемпераментавоспитательможетиспользоватьсвоеобразныйспособучетатемперамента,когдавоздействиенакакое-либосвойствоосуществляетсявзнакомыхипривлекательныхдляребенкавидахдеятельности. Например,влияниенасвойстватемпераментавучебнойдеятельностиудетейвпериодадаптациикшколенеприноситуспеха. Наиболееэффективнооновобщенииребенкасосверстниками. Неумениеучитыватьособенноститемпераментапоройприводитксерьезнымошибкамввоспитании. Этобывает,например,тогда,когдародителиивоспитателипринимаютособенноститемпераментадетейзахорошиеилидурныечертыхарактера. Поэтомуважновладетьспособамираспознаваниятемпераментаиучетаихввоспитательнойработесдетьми. Библиографическийсписок
1. Барташев,А.В. Диагностикатемпераментаихарактера/А.В. Барташев. - 2еизд., перераб. - Спб.: Питер,2007. 2. Довгая,Н. Обособенностяхразвитияэмоциональнойсферыребенка/Н. Довгая,О. Перелыгина // Дошкольноевоспитание,2007,№12. С.12-17. 3. Выготский,Л.С. Эмоциииихразвитиевдетскомвозрасте // Л.С. Выготский/Собр. соч., т.2. - М., 1982. 4. Детскаяпсихология: Учеб. пособие/Я.Л. Коломинский,Е.А. Панько,А.Н. Белоусидр.; /Подред. Я.Л. Коломинского,Е.А. Панько. - Мн.: Университетское,1988. - с.354-365. 5. Ершова,У.В. Эмоциональноевоспитаниевсемье/У.В. Ершова // Практическаяпсихологияилогопедия,2008, - №6. - С.25-31. 6. Изотова,Е. ИЭмоциональнаясфераребенка/Е.И. Изотова,Е.В. Никифорова. - М.: Издательскийцентр "Академия",2004. 7. Ильин,Е.П. Дифференциальнаяпсихология. - Спб.: Питер,2001. - 464с.: ил. - (серия "Учебникновоговека") 8. Каменская,В.Г. Эмоциональноеимотивационноеразвитиедетейраннеговозраста // В.Г. КаменскаяДетскаяпсихологиясэлементамипсихофизиологии: Учебноепособие. /В.Г. Каменская. - М.: ФОРУМ,2005. 9. Коломинский,Я.Л. Диагностикаикоррекцияпсихическогоразвитиядошкольника/Я.Л. Коломинский,Е.А. Панько,А.Н. Белоус. - Минск: "Университетское",1997. - С.88-102. 10. Мерлин,В.С. Очерктеориитемперамента/В.С. Мерлин. - М.: Издательскийцентр "Академия",2001. 11. Мухина,В.С. Детскаяпсихология/Под. ред. Л.А. Венгера. - 2-еизд., перераб. идоп. - М.: Просвещение. 1985. - С.106-114. 12. Немов,Р.С. Психология: Учеб. длястуд. высш. пед. учеб. заведений: В3кн. - 4-еизд. /Р.С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центрВЛАДОС,2001. - Кн.1: Общиеосновыпсихологии. - 688с. 13. Немов,Р.С. Практическаяпсихология: Познаниесебя: Влияниеналюдей: Пособиедляуч-ся. /Р.С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центрВЛАДОС,2001. - 320с. 14. Осипова,М.П. Педагогикаиметодикасемейноговоспитания/М.П. Осипова [идр.]; подред. М.П. Осиповой. - Минск: ИВЦМинфина,2008. - 360с. 15. Рубинштейн,С.Л. Основыобщейпсихологии. /С.Л. Рубинштейн. - Спб.: Питер,2002. - 720с. 16. Степаненкова,Э.Я. Теорияиметодикафизическоговоспитанияребенка: Учеб. пособиедлястуд. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательскийцентр "Академия",2001. - 368с. 17. ТутушкинаМ.К. Современнаяпрактическаяпсихология: Учеб. пособиедлястуд. высш. пед. учеб. заведений/М.К. Тутушкина,Е. АСоловьева,О.Б. Годлиникидр.; Подред. М.К. Тутушкиной. - М.: Издательскийцентр "Академия",2005. - 432с. 18. Урунтаева,Г.А. Дошкольнаяпсихология: Учеб. пособиедлястуд. сред. пед. учуб. заведений. - 5-еизд., стереотип. - М.: Издательскийцентр "Академия",2001. - с.249-254. 19. Урунтаева,Г.А., Афонькина,Ю.А. Практикумподетскойпсихологии/Г.А. Урунтаева - М.: Издательскийцентр "Академия",1995. 20. Шостак,В.И. Психофизиология. Учеб. пособие/В.И. Шостак,С.А. Лытаев,М.С. Березанцева. - СПб.: ЭЛБИ - СПб,2007. - 352с. 21. http://www.psychology-online.net/articles/doc-709.html 22. http://referat. pusk. by/r-4074.html
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|