Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Проявление темперамента у детей дошкольного возраста





 

Восновеиндивидуальностиребенкалежатегоприродныеособенности,обусловленныевсевозможнымикомбинациямичеловеческихгенов,некоторымианатомо-физиологическимиособенностямиорганизма,головногомозга,органовчувств,атакжетипологическимисвойстваминервнойсистемы,т.е.типомвысшейнервнойдеятельности. Типвысшейнервнойдеятельностивпсихологиирассматриваетсякакфизиологическаяосноватемперамента.

Темперамент - этохарактеристикаиндивидасостороныегодинамическихособенностей: интенсивности,скороститемпа,ритмапсихическихпроцессовисостояний.

Различиявтемпераменте - эторазличиянепоуровнювозможностейпсихики,апосвоеобразиюеепроявлений. Темпераментпроявляетсявпсихическойактивностииэмоциональности. Общаяактивностьличностискладываетсявинтенсивностииобъемевзаимодействиясосредой; моторная - втемпереакций,быстроте,ритмеиобщемколичестведвижений; речевая - втемперечиисилеголоса; эмоциональность - вособенностяхвозникновения,протеканияиразрешенияэмоциональныхсостояний,атакжевпреобладающемзнакеэмоций.

Психологическаяхарактеристикатиповтемпераментаопределяютсяследующимиосновнымиегосвойствами.

Сенситивность - наименьшаясилавнешнихвоздействий,необходимаядлявозникновениякакой-либопсихическойреакциичеловека,искоростьвозникновенияэтойреакции (повышеннаячувствительность). Еслиуодногочеловекаопределенныеусловиядеятельностиневызываютраздражения,тодлядругогоонистановятсясильнымсбивающимфактором. Однаитажестепеньнеудовлетворенностипотребностейоднимчеловекомпочтинезамечается,аудругоговызываетстрадание. Вданномслучае,второйимеетболеевысокуюсенситивность.

Реактивность - степеньнепроизвольностиреакцийнавнешниеиливнутренниевоздействияодинаковойсилы (критическоезамечание,обидноеслово,угроза,резкийинеожиданнейзвук).

Активность - то,скакойстепеньюактивности (энергичности) человеквоздействуетнавнешниймирипреодолеваетпрепятствияприосуществлениицели. Сюдаотносятсяцеленаправленностьинастойчивостьвдостижениицели,сосредоточенностьвниманиянадлительнойработеит.д.

Соотношениереактивностииактивность - то,отчеговбольшейстепенизависитдеятельностьчеловека: отслучайныхвнешнихивнутреннихобстоятельств (отнастроения,желания,случайныхсобытий) илиотцели,намерений,стремлений,убежденийчеловека.

Темпреакции - скоростьпротеканияразличныхпсихическихреакцийипроцессов: скоростьдвижения,находчивость,скоростьзапоминания,быстротаума.

Пластичностьипротивоположноеейкачество - ригидность. Этолегкостьигибкостьприспособлениячеловекаквнешнимвоздействиям (пластичность) илиинертностьикосностьегоповедения (ригидность).

Экстраверсияипротивоположноеейкачество - интроверсия. Этото,отчегопреимущественнозависятреакцииидеятельностьчеловека - отвнешнихвпечатлений,возникшихвданныймомент (экстравертированность) илиотобразов,представленийимыслей,связанныхспрошлымибудущим (интровертность). Поэтомуспортсмен-экстравертсклонен "уходитьвсебя",особенновнапряженнойобстановке.

Эмоциональнаявозбудимость - насколькослабоевоздействиенеобходимодлявозникновенияэмоциональнойреакции,искакойскоростьюонавозникает. Онавыражаетсявэмоциональнойвпечатлительности,импульсивности,эмоциональнойподвижности (быстротасменыэмоциональныхсостояний,началоипрекращенияих).

Судитьотом,ккакомутипутемпераментапринадлежитребенок,можнонаосновеанализаегодеятельности,внешнегоповедения,егореакцийнаразличныевоздействия. Причемчеммладшеребенок,темлегчеинадежнеебудетэтаклассификация. Типвысшейнервнойдеятельности (ВНД) неопределяетсодержаниеегодеятельности (строит,наблюдаетзарыбками,ссорится). НатипВНДукажетто,каконстроит - спокойноилисуетливо,можетличасамисмотретьнаплавающихрыбилисрываетсясместа,неуспевприсестьуаквариума,пускаетливходкулаки,кричитилимолчаотходитотобидчика.

Ужевпервыеднижизнимладенцызаметноотличаютсядруготдруга.Н.И. Касаткинутверждает,чтоза25летработыпоизучениюобразованияраннихусловныхрефлексовумладенцев (отрождениядоодногомесяца) онневстретилдвухдетейсабсолютноодинаковымисвойстваминервнойсистемы. Существенныеразличияпроявляютсявтом,какдетизасыпаютикакпереходятотснакбодрствованию. Удетейболеестаршеговозрастатипологическиеразличияособенноярковыступаютвиграх,вобщениисдругимидетьмиивзрослыми. Одинпостоянновесел,другойбезвсякойнатопричинызаливаетсяслезами; одиннеможетинежелаетигратьводиночку,другоготруднозаставитьприсоединитьсяксверстникам; кто-тоохотноуступаетсвоиигрушки,акто-топроявляетнастойчивоестремлениезабратьвсесебе. Различнареакциядетейнанарушенияпривычногорежима. Запоздалыйобед,затянувшеесявремябодрствования,присутствиепостороннихлюдейпочтинеизменяетповеденияоднихдетейирезкоповлияютпаповедениедругих. Темпераментпроявляетсяивтом,какребенокрадуется,какондвигаетсяилииграет,какреагируетнаразныесобытия. [4,с.355]

Врожденныетипологическиесвойстванеопределяют,какимбудетчеловек: добрымилизлым,замкнутымилиобщительным,ленивымилитрудолюбивым,т.е.типнервнойдеятельностинепредопределяетниотдельныхчертхарактера,нихарактеравцелом,нообеспечиваетразличныеусловиядляформированиясистемвременныхсвязей (динамическихстереотипов), влияетнахарактер,благоприятствуяилипротиводействуяформированиюегоопределенныхчерт. Воспитаниепредполагаетнеборьбусврожденнымисвойствами,аучет,опорунаних.

Ребенок-сангвиникобладаетсильнойподвижной,уравновешеннойнервнойсистемой. Поведениесангвиникаотличаетсяживостью,жизнерадостностью. Этоактивные,общительныедетисживоймимикой,бодрым,постояннымнастроением. Вотличиеотнапористыххолериковэтодетипокладистые. Ихособенностьюявляетсялегкаяприспособляемостькновымусловиям. Детиэтоготипалегковступаютвконтактысдругимидетьми,быстронаходяттоварищейвлюбойобстановке,причеммогутируководить,иподчиняться. Детизакороткоевремяосваиваютсявясляхивдетскомсаду,онисразучувствуютсебятам,какдома. Онибыстрозасыпаютилегкопросыпаются,безособыхсложностейпереходятотподвижныхигркзанятияминаоборот. Общительностьдетей-сангвиниковрасполагаеткнимвзрослых,поэтомуиногдазавнешнейформойповедениямогутмаскироватьсянеоченьпривлекательныечертыхарактера.

Сангвиникбыстроустаетотоднообразия. Кактолькодеятельностьтеряетсвоюпривлекательность,онстремитсяеепрекратить,переключаетсянадругую. Нарисовалствол,ветки,нескольколисточков,исталоскучно: "Хватит,будурисоватьпароход". Вовсехподобныхситуацияхобязательнонужнодобиться,чтобыначатоеделобылозаконченосхорошимрезультатом,напримернеразрешатьначинатьвторойрисунок,поканезаконченпервый. Чтобыдетинепрекращалидеятельность,неотвлекались,следуетприменятьиодобряющиестимулы. Небрежновыполненнуюработуполезнопредложитьсделатьзаново. Неследуетдопускатьчастойсменыдеятельности - привычказавсебратьсяиничегонедобиватьсяможетстатьсвойствомхарактера.

Ребеноквозбудимоготипа – холерик-имеетсильную,подвижную,нонеуравновешеннуюнервнуюсистемуспреобладаниемпроцессавозбуждениянадпроцессомторможения. Удетейэтоготипавыразительнаямимика,порывистыежесты,быстраягромкаяречь,бурныереакцииналюбоенеудобство,запрет. Переживанияоченьсильны,ярковыражены (оннеплачет - рыдает,иногдабьетсявистерике,оннепростосмеется - хохочетдослез). Оноченьимпульсивен (дажевбольшейстепени,чемэтосвойственнодошкольнику). Ребенокэтоготипасклоненкчастойперемененастроения. Дети-холерикилюбятподвижныеигрыизанятия,вкоторыхможнопроявитьсебя,стремятсявыполнятьглавнуюрольвигре,организуютсверстников,руководятими,пытаютсяруководитьвзрослыми. Ситуации,вкоторыхнадосдержатьсебя,вызываютунихчувствопротеста. Вколлективеониизлишнеподвижны,шумливы,импульсивны,вспыльчивы,драчливы (агрессивны), струдомподчиняютсяустановленнымправилам,конфликтуютиз-заигрушек,правилигры,есличто-тозадеваеттакихдетейслишкомсильно,онитеряютконтрольнадсобой.

Сложностьвоспитаниявозбудимогоребенкаусугубляетсяиз-занеправильногоотношениякнемутехвзрослых,которыелюбойценойпытаютсяпрепятствоватьактивностиребенка,сдержатьегоподвижность.

Свозбудимымребенкомследуетговоритьспокойно,нотребовательно,безуговоров. Надопомнитьотом,чтоудетейотприродыслабыйтормознойпроцесс. Поэтомуважнонекоритьихзачрезмерноевозбуждение,апомочьегообуздать.

Ребенок-флегматикимеетсильную,уравновешенную,номалоподвижнуюнервнуюсистему. Враннемдетствеэтоспокойныймалыш,которыйредкоплачет,многоспит,нетребуетксебевнимания ("удобныйребенок"). Всереакциитакихдетейимеютнечеткийхарактер: смеютсянегромко,плачутмалоитихо,нетлишнихдвиженийижестов. Этидети - "тихони". Малаяподвижностьнервныхпроцессовсказываетсянатемперечи,вовсехреакцияхнаокружающее,надеятельности. Говоритспаузами,навопросотвечаетнесразу,заделоневозьмется,поканеподтолкнешь (будетсидетьсполнойтарелкой,счистымлистомбумаги). Дляфлегматиканеобходимпериодвхождениявдеятельность,внешнеевоздействие. Поведениеребенка-флегматикаотличаетсяустойчивостью. Все,кчемуонпривык,становитсяпостоянным. Любоеновшествовоспринимаетсянесразу. Этимдетямтруднопривыкнутькдетскомусаду,ведьнадоприспособитьсякновомурежиму,новымтребованиям,расстатьсясродителями,познакомитьсясдетьми. Новпривычнойобстановкеребенокбезпринуждения,спокойновыполняетправилаповедения (норедкобываетпервым,вотличиеотсангвиника), справляетсясознакомойработой,аккуратноистарательновыполняеткропотливуюработу. Этиособенностиможноотнестикположительным. Номешаетфлегматикувялость,замедленныйтемпдействия,пониженнаяактивность.

Детисослабойнервнойсистемой - меланхолики,отличаютсяповышеннойранимостьюичувствительностью. Слабостьнервныхпроцессовнеозначаетихнеполноценность. Простоуэтихдетейслишкомбыстрыеисильныереакциинаслабыераздражители,быстронаступаетутомление,слабый,кактормозной,такивозбудительныйпроцесс. Всереакциимеланхоликасглажены,егоневидноинеслышно. Онневключаетсявразговор,небудетдемонстрироватьсвоиумения,онмалоактивен,предпочитаетспокойнуюдеятельность,нетребующуюдвижений. Играетводиночку,инициативывобщениинепроявляетинеотвечаетнаинициативудругих,шумныесверстникиегоутомляют,онихсторонится. Чувствамеланхоликаглубокие,сильные,нобезвнешнеговыражения. [4,с.359-367]

Посколькунервнаясистеманевыдерживаетдлительныхнапряжений,детибыстроустаютотшума,отновыхлюдей,отзамечаний. Всякийнажимещеболееусиливаетусталость,резкийтонподавляетибезтогомалуюактивностьмеланхолика.

Пассивность,утомляемость,замкнутость,медлительность,легкаяранимость - основныеуязвимыечертымеланхолика. Однакодетисослабымтипомимеютирядоченьценныхсвойств,такихкакчуткость,способностьксопереживанию,устойчивостьинтересов,привязанностей,привычек.

Важностьучетаввоспитаниииобучениииндивидуально-типологическихособенностейребенкаочевидна. Игнорированиесвойствтемпераментаприводиткразвитиюотрицательныхчертудошкольников,напримерусангвиника - распыленности,разбросанностиинтересов; холерика - несдержанности,резкости,неуживчивости,легкомыслия; флегматика - безынициативности,безучастности,лености,вялости,апатии; меланхолика-застенчивости,замкнутости,неуверенности,обидчивости.

Воспитательможетнаправлятьдеятельностьдетей,чтобыспособствоватьформированиюположительныхиизбегатьпоявленияотрицательныхчертудошкольников.

Такимобразом,ужеиизэтихкраткиххарактеристиквидно,чтоврядлиможноговоритьо "хороших" или "плохих" темпераментах. Неверносчитать,чтотакиесвойстванервнойсистемы,какслабостьилиинертность,отрицательные,ачертытемпераментов,которыескладываютсянаихоснове,подлежатскорейшейпеределке. Конечныйрезультатзависитотвоспитания. Принеправильномподходехорошееможетобернутьсяплохим,априумеломвоздействиивлияниеотрицательныхчертможетбытьперекрыто. Поэтому,говоряоправильномподходеродителейивоспитателейкдетям,имеетсяввидулишьнеобходимостьсбалансироватьдействиетехилииныхсвойствтемперамента,авовсенеискоренятьих.

Ниродители,нипедагогиневыбираютдетей,нотемпераменту,воспитыватьнужновсех,нопо-разному. Вдошкольномвозрастетемпераментвыраженещенеярко. Кспецифическимособенностямэтоговозрастаотносятся: слабостьвозбудительногоитормозногопроцессов; ихнеуравновешенность; высокаячувствительность; быстроевосстановление. Желаяправильновоспитатьребенка,родителиивоспитателиучтутжизненнуюсилунервногопроцесса: сохранениеработоспособностипридлительнойнапряженностиработы,устойчивыйидостаточновысокийположительныйэмоциональныйтонус,смелостьвнепривычныхусловиях,устойчивоевнимание,каквспокойной,такившумнойобстановке.

Такимобразом,вовсехсвоихпроявленияхтемпераментопосредованиобусловленреальнымиусловиямииконкретнымсодержаниемжизничеловека.

Поэтомуследуетпомнить,чтоделениелюдейначетыревидатемпераментаоченьусловно. Существуютпереходные,смешанные,промежуточныетипытемперамента; частовтемпераментечеловекасоединяютсячертыразныхтемпераментов. Темпераментможеттакжеизменятьсяиврезультатесамовоспитания. Дажевзрослыйчеловекможетизменитьвопределеннуюсторонусвойтемперамент.








ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.