Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Искусство оригами как средство развития





Творческих способностей детей.

Одной из первых стран, использовавших возможности оригами в образовании, была, естественно, Япония. В конце периода Мейджи (1868–1912) и начале периода Тайшё оригами использовали как способ обучения в детских садах и в начальной школе, в особенности с того момента, когда цветная бумага получила широкое распространение. В начале периода Шёва (с 1926), когда в японском образовании упор делался на развитие творчества и изобразительности, оригами стали критиковать, так как считалось, что дети складывают листы по стандартным линиям, что не способствует развитию воображения.

Однако вскоре оригами снова получило высокую оценку в качестве образовательного метода. Особенно использовали оригами для обучения таким понятиям, как “плоскость”, “геометрическое тело” и их взаимоотношения.

Впервые оригами как фактор полезного воздействия на ребенка выделил основатель детских садов Фридрих Фребель, включивший в обучение воспитанников знакомство с техникой складывания фигурок из бумаги.

Современные педагоги не без оснований применяют оригами в работе с детьми, ведь замечено, что оно воздействует на развитие мелкой моторики и таких психических процессов ребенка, как внимание, память, мышление, воображение, а следовательно, на развитие интеллекта в целом. Но развитие умственных способностей — не единственное назначение оригами в работе с детьми младшего школьного возраста. В процессе занятий и при использовании полученных фигурок заботливый педагог может решить многие задачи обучающего и воспитательного характера.

Оригами способствует воспитанию усидчивости, аккуратности, целеустремленности, активности, самостоятельности детей.

Складывание фигурок можно сопровождать познавательными рассказами различной направленности.

Создавая бумажные модели, ребенок постоянно работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигуры — квадрата (прямоугольника); в процессе складывания в руках ребенка одна геометрическаяфигура преобразуется в другую (иногда на это стоит специально обратить его внимание, например при появлении трапеций, ромбов).

Работая с геометрическими фигурами, дети закрепляют сведения об их строении (стороны, углы, вершины, соотношение сторон и т. д.), признаки их сходства и различия.

Кроме того, дети знакомятся с традициями Японии — Родины оригами, — осваивая азы техники складывания, которая считается традиционной в Стране восходящего солнца. При изготовлении некоторых классических фигурок они узнают о конкретных обычаях, существующих в Японии. Таким образом, занятия оригами несут в себе и культурологические сведения.

При выполнении поделок оригами у детей развивается наглядно-образное мышление, творческое воображение, память, внимание, точность движения пальцев рук. Дети, занимающиеся оригами, приобретают такие качества, как усидчивость, целеустремленность, развивают собственный творческий потенциал, для младших школьников характерно желание творить и быстро получать результат своих действий. В ходе работы ребенку необходимо запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания – все это стимулирует, совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда. В познавательном плане: расширяется круг знаний, умений, навыков в технике оригами; расширяется кругозор; углубляются знания детей об истории бумагоделания и экологии; ребята получают дополнительную информацию о животном мире, среде их обитания в ходе складывания и обыгрывания их в игровых ситуациях.

 

Заключение.

Оригами – сложенная бумага, а также искусство складывания бумаги, создание различных фигурок и декоративных вещей. Диапазон возможностей оригами велик: от простой детской игры до целого искусства. Оригами используется в определенных японских ритуалах и церемониях, в реабилитационный период после некоторых болезней. Значительное место оригами занимает в образовании и развитии ребенка:

· Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

· Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.

· Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.

· Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

· Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.

· Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.

· Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.

·Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.

· Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Происхождение искусства складывания бумаги не известно, но возможно, это было обычным делом во многих странах, где использовалась бумага. При написании работы было изучено двадцать источников литературы, посвященных типам и формам изготовления оригами, открытию и распространению оригами. Наиболее ценной литературой были учебные пособия под редакцией Выгонова В.В. “Практикум по трудовому обучению” изд. Москва, 1999 год; Давыдова В.Н. “Уроки труда в начальной школе” изд. Москва 1999 год; журналы «Оригами» за 1998 – 2002. Был подобран иллюстративный материал с интернет сайтов: www.origami-do.ru; ru.wikipedia.org/wiki/Оригами; yourorigami.info.

Мы считаем, что уроки оригами в начальной школе – идеальный способ всестороннего развития ребенка и увлекательный способ досуга. Исследование возможностей оригами для творческого развития детей мы продолжим вдальнейшей выпускной квалификационной работе.

 

 

 

Библиография

 

1. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.

2. Бунеев Р.Н.,Бунеева Е.В.В одном счастливом детстве. В 2-х ч.: Кн. для чт. в 3-м кл.Ч.2.-3-е изд., перераб.-М.:БАЛАСС,2001.-224с.:ил.-СВОБОДНЫЙУМ).

3. Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению:Уч. пос. для студ.-М.: Академия, 1999.-256с:

4. Геронимус Т. Урок труда. 3 класс:Учебный комплект для начальной школы.-М.:АСТ-ПРЕСС,1998.-120с.

5. Геронимус Т.М.. Урок труда. Сборник маленького мастера:Учеб.-тетр. №4 по трудовому обучению для уч-ся 1-4-х кл. четырехлет. нач. шк.-М.:АСТ-ПРЕСС,1998.

6. Гомырина Т.А. Развитие творческих способностей первоклассников на уроках художественного труда. - М.: ВЧГК "Русский Центр". – 2003

7. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. - М.Мир, 1992. стр. 435.

8. Дуганов Р.В.. Природа творчества.-М.:Сов.писатель, 1990.-352с

9. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базеТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ.

10.КонышеваН,М.Конструированиекаксредстворазвитиямладшихшкольниковнаурокахручноготруда: Пос. для учит, и студ.педвузов/Н.М.Конышева.-М, 2000. -88с.

10.Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнобразования. Уч. пос. для студ. сред. пед. учеб. заведений.-М.:Академия,1999.-192с.

11.. Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. -1995 № 9 стр. 52-59, № 10 стр. 62-69.

12.Левин В.А.Воспитание творчества.-Томск:Пеленг, 1992.-56с.

13.Левина М. 365 весёлых уроков труда/Беляков Е.А.-М.:Рольф, Айриспресс, 1999.-256с.

14.Лук А. И, Мышление и творчество. М., Политиздат, 1976

15.Лук А. Н. Психология творчества. М, Наука, 1978. – 125 с.

16.Лысенкова С. Н. Когда легко учиться: из опыта работы учителя начальных классов школы № 587 г. Москвы. М., 1982.

17.Трегубенко Б.Н. Трудовое обучение: 1-4 классы.-М.: Владос,2001.-176с.

18. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. – М.:Изд. Дом «Карапуз», 1999. – 240 с.

19.Соколова С.В. Оригами для старших дошкольников. СПб.:»Детство-Пресс», 2004. – 48 с., цв. вкл.

20.Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества: Учеб. для 2-го кл.- Самара:Фёдоров,2000.-111с.

Интернет сайты:

Ø1.Оригами. - ru.wikipedia.org/wiki/Оригами – 14 Кб

ØПуть оригами. Оригами, знакомое с детства: 948 схем.

ØИскусствооригамиwww.sunhome.ru/foto/1830 – 27 Кб

ØИскусствооригамиhome.damotvet.ru/hobbies/862245.htm – 5 Кб

ØПуть оригами. Сайты оригами www.origami-do.ru/LINKS/links.htm – 17 Кб

ØОригами. 337 схем моделей от простых фигурок до сложных моделей оригами... detskie-igry.ru/detskoe-tvorchestvo/konstruirovanie-iz-bumagi/or...

 

 

Приложение №1

Классическое оригами — «Журавлик»

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

 

 

 

 

 

Приложение № 3

Приложение №4

 

 

 

 

 

Приложение №5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №6

 

 

 

 

Олень и его развёртка, созданные Робертом Лэнгом при помощи программы Treemaker

 

Приложение №7

 

 

 

 

Приложение № 8.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.