Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Суть, цель, классификация и принципы педагогического сопровождения





 

Задачаформированиясамостоятельной,ответственной и социально мобильнойличности,способнойкуспешной социализации в обществе и активнойадаптациина рынке труда, определяет необходимость широкого использованиявсистемесопровождениясоответствующихпрограмм развития социальных навыков, способности к личностному самоопределению и саморазвитию.

Притакомподходеобъектомсопровождениявыступает образовательный(учебно-воспитательный) процесс,предметом деятельностиявляется ситуация развития ребенка как система отношений ребенка:смиром,с окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой.

В этой связи педагогическоесопровождениеразвитияребенкаможет рассматриватьсякаксопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление[9].

Цельюпедагогическогосопровожденияребенкав учебно-воспитательномпроцессеявляетсяобеспечениенормального развитияребенка(в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

Данная цель определяет основные задачи педагогического сопровождения:

· предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

· помощь(содействие)ребенкуврешенииактуальныхзадач развития,обучения,социализации:учебныетрудности,проблемыс выборомобразовательногоипрофессиональногомаршрута,нарушения эмоционально-волевойсферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

· психологическое обеспечение образовательных программ;

· развитиепедагогическойкомпетентности учащихся, родителей, педагогов[10].

В настоящее время различают следующие виды работпопедагогическому сопровождению:

· профилактика;

· диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг));

· консультирование (индивидуальное и групповое);

· развивающая работа (индивидуальная и групповая);

· коррекционная работа (индивидуальная и групповая);

· психологическоепросвещениеиобразование:формирование психологическойкультуры,развитиепедагогической компетентностиучащихся,администрацииобразовательных учреждений, педагогов, родителей;

· экспертиза(образовательныхиучебныхпрограмм,проектов, пособий,образовательнойсреды,профессиональнойдеятельности специалистов образовательных учреждений).

Основные общепринятые принципами педагогического сопровождения детей и подростков представлены на рис.2.1.

Детализация основных принципов педагогического сопровождения имеет следующую формулировку:

· "на стороне ребенка": во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников учебно-воспитательного процесса;

· автономность: специалист системы сопровождения должен иметь возможность организовать свою деятельность как особую практику, со своими ценностями и целями, которая при этом является неотъемлемым элементом образовательной системы; специалист системы сопровождения не подменяет деятельности других субъектов учебно-воспитательного процесса, но координирует свою работу с ними в решении приоритетных задач развития ребенка.

· независимость: в системе образования необходимым становится разделение линий административного и методического (содержательного) подчинения специалиста системы сопровождения,

· непрерывность и преемственность: обеспечение сопровождения ребенка на всем периоде его обучения в образовательном учреждении, и преемственность в решении задач сопровождения с учетом специфики задач развития в соответствующем возрасте, а также задач обучения и воспитания на определенной ступени образования; организация преемственности в работе специалистов дошкольного, общего, начального профессионального образования, специализированных центров и служб по сопровождению ребенка,

· комплексность: соорганизация различных специалистов в решении задач сопровождения: классных руководителей, учителей, педагогов-психологов, социальных педагогов, медицинских специалистов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов.

· активная позиция ребенка: главным становится не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать условия для становления способности ребенка к саморазвитию;

· превентивность: необходимо обеспечить переход от принципа "скорой помощи" (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.

 


Рис.2.1 Принципы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков

 

Следует отметить, что впоследнеедесятилетиевсистеме образования России усилиями ученыхипрактиковпроисходит становлениеособой культуры поддержки и помощи ребенкувучебно-воспитательномпроцессе - педагогическое сопровождение, разрабатываютсявариативныемоделисопровождения, формируетсяегоинфраструктура (рис.2.2). Заметныпозитивныетенденции в решении сложных вопросовнормативногоиправовогообеспечениядеятельности службы практическойпсихологииМинобразованияРоссии:принятоТиповое положениеобобразовательномучреждениидлядетей,нуждающихся в психолого-педагогическойимедико-социальнойпомощи[11], Положениеослужбепрактическойпсихологиив системе Министерства образованияРоссийскойФедерации, инструктивное письмо"Обиспользованиирабочеговременипедагога-психолога", разработаны проекты отчетной документации педагога-психолога и др.).

 


Рис.2.2. Инфраструктура психолого-педагогического сопровождения

 

Однако, несмотря на наличие позитивных тенденций,насегодняшнийденьресурсысистемы психолого-педагогическогосопровождениянедостаточно задействованы в решении актуальных задач воспитания.

В этом направлении необходимо:

· обеспечить активное участие педагогов-психологов в разработке и сопровождении программ воспитания;

· осуществлять поиск и апробацию форм эффективного взаимодействияклассных руководителей, классных воспитателей и учителей-предметников,социальных педагогов и педагогов-психологов, педагогов дополнительногообразования,педагогов-организатороввобразовательныхучрежденияхвсех типов и видов;

· расширитьиспользованиеввоспитательномпроцессеметодовработысценностно-смысловымиориентациямиучащихся;тренинговличностногороста,межличностногообщения,бесконфликтноговзаимодействия,ассертивности,самостоятельности;методовразвитиякритическогомышления,противостояния негативным социальным влияниям(СМИ, реклама), групповому давлению и манипуляциям[12].







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.