|
Суть, цель, классификация и принципы педагогического сопровождения
Задачаформированиясамостоятельной,ответственной и социально мобильнойличности,способнойкуспешной социализации в обществе и активнойадаптациина рынке труда, определяет необходимость широкого использованиявсистемесопровождениясоответствующихпрограмм развития социальных навыков, способности к личностному самоопределению и саморазвитию. Притакомподходеобъектомсопровождениявыступает образовательный(учебно-воспитательный) процесс,предметом деятельностиявляется ситуация развития ребенка как система отношений ребенка:смиром,с окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой. В этой связи педагогическоесопровождениеразвитияребенкаможет рассматриватьсякаксопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление[9]. Цельюпедагогическогосопровожденияребенкав учебно-воспитательномпроцессеявляетсяобеспечениенормального развитияребенка(в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте). Данная цель определяет основные задачи педагогического сопровождения: · предупреждение возникновения проблем развития ребенка; · помощь(содействие)ребенкуврешенииактуальныхзадач развития,обучения,социализации:учебныетрудности,проблемыс выборомобразовательногоипрофессиональногомаршрута,нарушения эмоционально-волевойсферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; · психологическое обеспечение образовательных программ; · развитиепедагогическойкомпетентности учащихся, родителей, педагогов[10]. В настоящее время различают следующие виды работпопедагогическому сопровождению: · профилактика; · диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг)); · консультирование (индивидуальное и групповое); · развивающая работа (индивидуальная и групповая); · коррекционная работа (индивидуальная и групповая); · психологическоепросвещениеиобразование:формирование психологическойкультуры,развитиепедагогической компетентностиучащихся,администрацииобразовательных учреждений, педагогов, родителей; · экспертиза(образовательныхиучебныхпрограмм,проектов, пособий,образовательнойсреды,профессиональнойдеятельности специалистов образовательных учреждений). Основные общепринятые принципами педагогического сопровождения детей и подростков представлены на рис.2.1. Детализация основных принципов педагогического сопровождения имеет следующую формулировку: · "на стороне ребенка": во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников учебно-воспитательного процесса; · автономность: специалист системы сопровождения должен иметь возможность организовать свою деятельность как особую практику, со своими ценностями и целями, которая при этом является неотъемлемым элементом образовательной системы; специалист системы сопровождения не подменяет деятельности других субъектов учебно-воспитательного процесса, но координирует свою работу с ними в решении приоритетных задач развития ребенка. · независимость: в системе образования необходимым становится разделение линий административного и методического (содержательного) подчинения специалиста системы сопровождения, · непрерывность и преемственность: обеспечение сопровождения ребенка на всем периоде его обучения в образовательном учреждении, и преемственность в решении задач сопровождения с учетом специфики задач развития в соответствующем возрасте, а также задач обучения и воспитания на определенной ступени образования; организация преемственности в работе специалистов дошкольного, общего, начального профессионального образования, специализированных центров и служб по сопровождению ребенка, · комплексность: соорганизация различных специалистов в решении задач сопровождения: классных руководителей, учителей, педагогов-психологов, социальных педагогов, медицинских специалистов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов. · активная позиция ребенка: главным становится не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать условия для становления способности ребенка к саморазвитию; · превентивность: необходимо обеспечить переход от принципа "скорой помощи" (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.
Рис.2.1 Принципы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков
Следует отметить, что впоследнеедесятилетиевсистеме образования России усилиями ученыхипрактиковпроисходит становлениеособой культуры поддержки и помощи ребенкувучебно-воспитательномпроцессе - педагогическое сопровождение, разрабатываютсявариативныемоделисопровождения, формируетсяегоинфраструктура (рис.2.2). Заметныпозитивныетенденции в решении сложных вопросовнормативногоиправовогообеспечениядеятельности службы практическойпсихологииМинобразованияРоссии:принятоТиповое положениеобобразовательномучреждениидлядетей,нуждающихся в психолого-педагогическойимедико-социальнойпомощи[11], Положениеослужбепрактическойпсихологиив системе Министерства образованияРоссийскойФедерации, инструктивное письмо"Обиспользованиирабочеговременипедагога-психолога", разработаны проекты отчетной документации педагога-психолога и др.).
Рис.2.2. Инфраструктура психолого-педагогического сопровождения
Однако, несмотря на наличие позитивных тенденций,насегодняшнийденьресурсысистемы психолого-педагогическогосопровождениянедостаточно задействованы в решении актуальных задач воспитания. В этом направлении необходимо: · обеспечить активное участие педагогов-психологов в разработке и сопровождении программ воспитания; · осуществлять поиск и апробацию форм эффективного взаимодействияклассных руководителей, классных воспитателей и учителей-предметников,социальных педагогов и педагогов-психологов, педагогов дополнительногообразования,педагогов-организатороввобразовательныхучрежденияхвсех типов и видов; · расширитьиспользованиеввоспитательномпроцессеметодовработысценностно-смысловымиориентациямиучащихся;тренинговличностногороста,межличностногообщения,бесконфликтноговзаимодействия,ассертивности,самостоятельности;методовразвитиякритическогомышления,противостояния негативным социальным влияниям(СМИ, реклама), групповому давлению и манипуляциям[12]. Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|