Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГЛУХИХ ПРОИЗНОШЕНИЮ





К. А. Волкова

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГЛУХИХ ПРОИЗНОШЕНИЮ

 

 

Утверждено кафедрой специальной

педагогики и психологии

Московского государственного заочного

педагогического института

 

Редактор В. К. Медведева

 

 

Ксения Александровна Волкова

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГЛУХИХ ПРОИЗНОШЕНИЮ

Редактор И. В. Жуков

Художественный редактор Т. А. Алябьева

Технический редактор Н. Д. Стерина

Корректоры Л. П. Михеева, Н. И. Новикова

 

Сдано в набор 02.11.79. Подписано к печати 24.04.80. 60x901/16.

Бум. типографск. № 2. Гарн. литер. Печать высокая.

Усл. печ. л. 8. Уч.-изд. л. 7,70. Тираж 5000 экз. Заказ 8416.

СОДЕРЖАНИЕ:

Предисловие…………………………………………………………………...…3

Периоды обучения глухих школьников произношению……………………...5

Обучение глухих учащихся произношению звуков…………………………..11

Построение системы упражнений для закрепления правильного произношения гласных звуков ……………………………………………….–

Построение системы упражнений для закрепления правильного произношения согласных звуков...………………………………………..…...24

Обучение нормам орфоэпии русского языка………………………………....38

Работа над словесным ударением…..………………………………………....67

Работа над темпом речи…..…………………………………………………....85

Формы организации работы над произношением…………………………..105

Урок по технике речи ………………………………………………………..–

Индивидуальные занятия по обучению произношению…….…………...110

Самостоятельная работа учащихся…….………………………………….116

Речевая зарядка………………………………………………………..........124

Внеклассная работа над устной речью……………………………………135

Работа в классном уголке по технике речи……………………………….141

Учет произносительных навыков…………………………………………….147

Обследование устной речи …………………………………………………..–

Контрольные уроки…………………………………………………………156

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Глухие дети овладевают устной речью в процессе специального обучения. Успех усвоения речи в существенной мере зависит от используемой учителем методики. Будущие сурдопедагоги знакомится с ней во время изучения специального курса «Методика обучения глухих устной речи (произношению)».

В предназначенном для студентов-дефектологов пособии излагается содержание этого курса. При этом особое внимание уделяется нами тем вопросам, которые не освещены или почти не затронуты в специальной литературе. В книге раскрываются особенности обучения глухих учащихся в разные периоды, на разных этапах. Наиболее подробно мы останавливаемся на характеристике основного периода, поскольку он мало освещен в литературе по дефектологии. Недостаточное раскрытие этого вопроса порождает на практике две тенденции. Некоторые учителя школ глухих неправомерно используют во время основного этапа методику обучения устной речи, которая разработана применительно к предшествующему ему периоду. Другая часть учителей сознает необходимость применения на основном этапе адекватной ему методики и пользуется эмпирически найденными приемами формирования устной речи. Как правило, найденные ими способы обучения не могут удовлетворить научным требованиям.

В пособии подробно раскрыта методика обучения глухих детей произношению звуков.

При изложении этого вопроса мы сочли необходимым раскрыть принципы построения системы упражнений, предлагаемых учащимся с целью закрепления и совершенствования правильного произношения гласных и согласных: звуков и «введения» их в активную речь. Такой характер изложения обусловлен тем, что в специальной литературе преимущественное внимание уделено не методике совершенствования навыков произношения звуков в речи, а описанию артикуляции, способов ее постановки и путей исправления дефектов.

Кроме названного, в работе рассмотрены и некоторые другие важные вопросы методики обучения глухих произношению, не получившие достаточного отражения в литературе. К ним, в частности, относятся обучение глухих учащихся соблюдению норм орфоэпии; работа над словесным ударением; формирование правильного темпа речи; формы организацию работы над произношением (индивидуальные занятия, урок по технике речи, речевая зарядка, самостоятельная работа учащихся, занятия в классном уголке по технике речи); учет произносительных навыков учащихся (обследование состояния устной речи и контрольные уроки).

Во втоpoe издание книги внесены некоторые изменения. Так, например, добавлен практический материал в разделы «Обучение нормам орфоэпии русского языка», «Работа над словесным ударением», «Работа над темпом речи глухих учащихся». В пособие включен новый раздел «Внеклассная работа над устной речью». Наконец, даны рекомендации в отношении формирования у учащихся навыков самоконтроля.

При изложении некоторых тем используются материалы, полученные нами в результате обобщения передового опыта сурдопедагогов и данных наших экспериментальных исследований. Темы излагаются с разной степенью полноты, так как предполагается, что относящиеся к некоторым из них сведения студенты-заочники смогут почерпнуть из другой литературы.

 

ОБУЧЕНИЕ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ ПРОИЗНОШЕНИЮ ЗВУКОВ

Задания и речевой материал для проверки умения правильно произносить отдельные слова

Ответь на вопросы Прочитай слова Прочитай слова, руководствуясь надстрочным знаком Прочитай слова, руководствуясь буквенным надстрочным знаком
На какие вопросы отвечает винительный падеж? Кого? Что? Счеты _____ Кого? __ Что? ____ Счеты ______ Дождь аво _____ Кого? ш __ Что? щ ____ Счеты шт _____ Дождь
Что нужно делать, чтобы хорошо учиться? Чтобы ___ Чтобы ш ___ Чтобы  

Таблица 6

Задания и речевой материал для проверки умения произносить в речи безударное о

Назови картинку Прочитай предложение Прочитай слова Прочитай слова, руко- водствуясь надстрочным знаком Прочитай слова, руко- водствуясь буквенным надстрочным знаком Ответь на вопрос: «Почему так надо гово- рить?»
          Собака лает.   Кошка лакает молоко.   Оля вымыла окно.   кровать   овца   солома   огород     _ кровать     _ овца     _ солома     _ _ огород     а _ кровать   а _ овца   а _ солома   а а _ _ огород  

Таблица 7

Задания и речевой материал для проверки умения правильно произносить звонкие согласные на конце слов

Назови картинку Прочитай предложение Прочитай слова Прочитай слова, руко- водствуясь надстрочным знаком Прочитай слова, руко- водствуясь буквенным надстрочным знаком Ответь на вопрос: «Почему так надо гово- рить?»
    Зина нашла гриб.   Лида взяла утюг.     Какой вкусный арбуз.     Еж – полезный зверек.     В порт прибыл пароход.     Морковь полезна.   Гриб, рассказ   Утюг, зуб   Арбуз   Еж, флаг     Пароход, клюв     Морковь, тетрадь     _ Гриб, _ рассказ   _ Утюг, _ зуб   _ Арбуз     _ Еж, _ флаг     _ Пароход,   _ клюв   _ Морковь,   _ тетрадь п _ Гриб, с _ рассказ к _ Утюг, п _ зуб   с _ Арбуз   ш _ Еж, к _ флаг     т _ Пароход, ф _ клюв ф _ Морковь, т _ тетрадь  

Таблица 8

Задания и речевой материал для проверки умения правильно произносить звонкие согласные перед глухими

Назови картинку Прочитай предложение Прочитай слова Прочитай слова, руко- водствуясь надстрочным знаком Прочитай слова, руко- водствуясь буквенным надстрочным знаком Ответь на вопрос: «Почему так надо гово- рить?»
        Дети играют в снежки.   Я люблю кататься на лодке.     Весной расцветают подснежники.   У овцы теплая шубка.     Вова взял телефонную трубку.     Кружка   Лодка     Блузка   Ложка     Шубка   Трубка   _ Кружка     _ Лодка   _ Блузка     _ Ложка   _ Шубка     _ Трубка ш _ Кружка   т _ Лодка     с _ Блузка   ш _ Ложка     п _ Шубка   п _ Трубка  

 

Таблица 9

Речевой материал для проверки умения правильно произносить в глаголах сочетания – тся и – ться

Назови картинку Прочитай предложение Прочитай слова Прочитай слова, руко- водствуясь надстрочным знаком Прочитай слова, руко- водствуясь буквенным надстрочным знаком Ответь на вопрос: «Почему так надо гово- рить?»
Умываться надо утром и вечером.   Я люблю кататься на коньках     Умываться   Кататься   __ Умывается     ____ Кататься ца __ Умывается   ца ____ Кататься  

 

 

Таблица 10

Задания и речевой материал для проверки умения правильно произносить окончания прилагательных – ого, - его как – ева, - ова

Ответь на вопросы Прочитай предло-жения Прочитай слова Прочитай слова, руководствуясь надстрочным знаком Прочитай слова, руководствуясь буквенным надстрочным знаком Ответь на вопрос: «Почему так надо говорить?»
Какого цвета карандаш?   Какого цвета галстук? У Наташи нет зеленого карандаша. У меня галстук красного цвета. зеленого желтого красного синего сильного ____ зеленого _____ желтого _____ красного ____ синего ____ сильного ва ____ зеленого ва _____ желтого ва _____ красного ва ____ синего ва ____ сильного  

 

Таблица 11

Задания и речевой материал для проверки умения правильно произносить слова с непроизносимыми согласными

Назови картинку Прочитай предложение Прочитай слова Прочитай слова, руко- водствуясь надстрочным знаком Прочитай слова, руко- водствуясь буквенным надстрочным знаком Ответь на вопрос: «Почему так надо гово- рить?»
Да здравствует Первое мая.   Гале шестнадцать лет. Солнце   грустный   лестница   праздник   сердце _ Солнце _ грустный _ лестница _ праздник _ сердце   Со(л)нце   грус(т)ный   лес(т)ница   праз(д)ник   сер(д)це  

 

В процессе обучения глухих нормам орфоэпии необходимо использовать различные виды работ. При этом используется звукоусиливающая аппаратура. Рассмотрим некоторые из них.

Чтение речевого материала. Материал считывается с доски, плакатов, карточек. Первоначально используется надстрочный знак в виде буквенного обозначения, а потом в виде черточки. Если обучение находится в стадии окончательной автоматизации того или иного орфоэпического навыка, то для чтения предлагается ненотированный речевой материал.

Называние конкретных предметов и картинок. На картинках могут быть изображены ситуация, отдельные предметы, действия. Так, например, для формирования у детей умений правильно произносить звонкие согласные на конце слова можно использовать предметы: нож, хлеб, таз, а также картинки с их изображением. Первоначально, когда школьники только овладевают данным словом, предъявление картинок и предметов сопровождается нотированной подписью, затем детям предлагают их называть.

Расстановка учащимися надстрочных знаков в словах, записанных на доске или в тетради по технике речи, например, учитель пишет на доске

а

__

слово сова. Вызванный школьник ставит надстрочный знак (сова) и произносит это слово орфоэпически правильно. По мере изучения правил данный вид несколько усложняется. Учитель записывает на доске слова и обращается к классу с заданиями: надписать надстрочные знаки в виде букв, произнести правильно слова, объяснить, почему так надо говорить. Если, например, записаны слова кружка, ложка, сказка, то первое задание должно

ш ш с

__ __ __

быть выполнено так: кружка, ложка, сказка. Объяснение будет иметь такой вид: «Эти слова так надо говорить потому, что звонкие согласные звуки перед глухими согласными звуками произносятся как глухие».

Рекомендуется использовать всевозможные таблицы.

Придумывание школьниками примеров на то или иное правило орфоэпии. Например, учитель может дать детям такое задание: «Подберите слова, в которых есть безударное о, скажите правильно эти слова; составьте предложения, в которых есть слова с двойными согласными звуками, скажите правильно эти слова».

Необходимо применять такие виды работы, которые непосредственно связаны с речевой практикой ребенка. В этой связи рекомендуется широко использовать диалогическую речь. При этом следует связывать содержание вопросов и ответов на них с нормами орфоэпического произношения, т.е. вводить слова на то или иное правило. Диалоги могут быть между учителем и учащимися, а также между самими детьми. Приведем пример:

- Мама, где молоко?

- На столе.

- На столе нет.

- Тогда посмотри в холодильнике.

- В холодильнике тоже нет.

- А, вспомнила, я поставила его на окно.

В целях совершенствования орфоэпических навыков в устной речи глухих необходимо использовать разного рода самостоятельные высказывания учащихся (поручения, приказания, cooбщения и т. д.).

Большое место (особенно на старших годах обучения) должно быть отведено такому виду работы, как самостоятельное рассказывание: о прочитанной книге, о просмотренной кинокартине, по заданной теме или по картине и т. д. Это, как правило, способствует полной автоматизации ряда орфоэпических навыков.

Нужно также организовывать речевые игры. В качестве примера можно привести игру в лото, составленную с целью овладения тем или иным правилом орфоэпии.

Рассмотрим примерные уроки по технике речи, содержанием которых является работа над орфоэпией.

Урок (V класс)

Тема. Нормы орфоэпии русского языка.

Цель. Знакомство учащихся с правилом произношения двойных согласных.

План урока

1. Упражнения в ускорении темпа речи и соблюдении логического ударения на материале обиходной речи.

2. Повторение специфических терминов и оборотов речи, связанных с усвоением нового материала.

3. Закрепление правил орфоэпии (о произношении безударного о, звонких согласных в конце слова и перед глухими согласными).

4. Знакомство учащихся с правилом произношения двойных согласных.

5. Запись в тетрадях правила по технике речи.

6. Чтение с доски предложений со словами, в которых имеются двойные согласные, и объяснение школьниками особенностей их произношения.

7. Домашнее задание.

8. Итог урока.

Ход урока

1. Первое упражнение, которое учитель предлагает выполнить детям на уроке, дается с целью привить навыки одновременного соблюдения ускоренного темпа и логического ударения. Используемый в данном случае вид работы — диалог педагога с детьми по материалам сюжетной картины. На доске вывешивается картина «Из леса домой» (ее же разбирали накануне на уроке по развитию речи). Учитель задает школьникам вопросы, отвечая на которые дети должны соблюдать ускоренный темп и делать логические ударения. При выполнении упражнения используется звукоусиливающая аппаратура.

- Куда ходили дети?

- Дети ходили в лес.

- Что несет Зина?

- Зина несет корзинку.

- Кого несет Саша?

- Саша несет зайку.

Ответы учащихся оцениваются положительно в том случае, если они одновременно соблюдают в своей речи и логическое ударение, и ускоренный темп речи.

2. Следующий этап урока — повторение специфических терминов и оборотов речи, которые необходимы для усвоения нового материала: скажи звук долго, скажи звук кратко. Учитель делает на доске такую запись:

с_____, м_____, а_____, л_____,

а учащиеся произносят звуки под его дирижирование. Согласно графическому обозначению звук произносится долго. Затем на доске делается такая запись:....

с, м, а, л.

Соответственно графическому обозначению под дирижирование учителя дети произносят звуки кратко. Затем педагог ставит вопросы, учащиеся отвечают; при этом используется звукоусиливающая аппаратура.

- Одинаково или нет мы произносили звуки в первый и во второй раз?

- Нет, не одинаково.

- Как мы говорили звуки в первый раз?

- Мы говорили долго.

- Как мы говорили звуки во второй раз?

- Мы говорили кратко.

После ответов на поставленные вопросы учитель делает обобщение: «Звуки можно говорить долго, можно говорить кратко». Обобщение проговаривается хором.

3. Затем повторяются ранее изученные правила орфоэпии. Учащимся на слухо-зрительной основе задаются вопросы: «Как надо говорить безударное о? Как надо говорить звонкие на конце слов? Как надо говорить звонкие согласные перед глухими?» На предложенные вопросы школьники отвечают правила. Затем педагог напоминает детям о том, что они учатся внятно (хорошо) говорить. Поэтому надо правильно дышать, произносить звуки, главные слова. После этого он сообщает, что сегодня предметом изучения будет новое правило о произношении звуков.

4. Знакомство с новым правилом осуществляется с широкой опорой на остаточный слух учащихся. На доске записывается слово класс. Затем оно прочитывается хором.

Учитель задает детям вопросы, школьники отвечают:

- Какой это звук? (Показывает первое с.)

- Это звук с.

- Какой это звук? (Показывает второе с в слове класс.)

- В слове класс два согласных звука с.

- Как стоят звуки в слове класс? Рядом или нет?

- Они стоят рядом.

- Как можно назвать эти звуки?

Ответить на последний вопрос дети иногда затрудняются. Тогда учитель продолжает запись на доске: сс — двойные согласные звуки.

Аналогичная работа проводится со словами вверху, ванна. В результате запись на доске имеет следующий вид:

класс— сс — двойные согласные звуки;

ванна — нн — двойные согласные звуки;

вверху — вв — двойные согласные звуки.

Учитель делает обобщение: «Когда два одинаковых согласных звука находятся рядом, они называются двойными согласными».

После этого он пишет заголовок: «Двойные согласные звуки».

Затем в изображенных на доске словах над двойными согласными

__ __ _

ставит черточки: класс, ванна, вверху и задает записанный им на доске вопрос: «Как надо говорить двойные согласные звуки?» После этого дети прочитывают его хором.

Ответ на поставленный вопрос дается не сразу. Первоначально учитель предлагает задание: «Иди к доске и покажи (в смысле: напиши надстрочный знак), как надо говорить эти слова». Вызванный ученик делает

с_ н_ в_

__ __ __

соответствующую надстрочную запись: класс, ванна, вверху.

После того как это задание выполнено, учитель задает вопросы: «Как надо говорить это с? (Указывает на с в слове класс). Как надо говорить это н? (Указывает на н в слове ванна). Как надо говорить это в?» (Указывает на в в слове вверху). Дети отвечают, что эти звуки надо говорить долго.

После этого они еще раз читают хором записанный на доске вопрос: «Как надо говорить двойные согласные звуки?» — и самостоятельно формулируют ответ: «Двойные согласные звуки надо говорить как один долгий звук». Учитель записывает ответ на доске и обводит рамкой, а затем сообщает, что это новое правило.

5. Дети еще раз прочитывают правило хором и записывают его в тетради по технике речи.

6. Закрепление знания правила учитель осуществляет следующим образом: записывает на доске предложение, например: Пассажиры, вошли в вагон. Затем дает школьникам задание показать, как надо говорить двойные согласные звуки. Это дети выполняют с помощью надстрочных знаков:

с_ в_

__ ___

пассажиры, в вагон. Затем задается вопрос: «Почему надо говорить двойные согласные звуки?» После ответа вызванный ученик должен прочитать все предложение, соблюдая правильное произношение двойных согласных звуков. Аналогичным образом проводят работу со вторым предложением: Саша ел хлеб с супом. В процессе выполнения упражнений должна использоваться остаточная слуховая функция.

7. На дом дается задание — выучить правило и написать два предложения со словами, в которых имеются двойные согласные звуки.

Урок (V класс)

Тема. Нормы орфоэпии русского языка.

Цель. Тренировка учащихся в умении применять в речи правило о произношении двойных согласных.

План урока

1. Тренировка в соблюдении логического ударения при ускоренном темпе речи.

2. Упражнение в развитии правильного речевого дыхания.

3. Проверка домашнего задания.

4. Составление предложений по картинкам.

5. Вписывание пропущенных букв в словах предложений.

6. Диалог учителя с учащимися.

7. Домашнее задание.

8. Итог урока.

Ход урока

1. На протяжении всего урока учитель должен использовать остаточный слух детей.

В процессе усвоения устной речи во время занятий наибольшую трудность для глухих детей представляет необходимость одновременно выполнять несколько требований, например: хорошо говорить все звуки, ставить правильно ударение, произносить слово в нужном темпе и т. д. Поэтому на уроке по технике речи надо использовать такие упражнения, которые способствуют автоматизации ряда произносительных навыков. Начинать надо с предъявления одного-двух требований. Это следует практиковать уже с учащимися IV класса, т. е. тогда, когда начинается переход к ускоренному темпу речи.

Первое упражнение дается школьникам с целью выработки у них умения одновременно соблюдать в устной речи логическое ударение и правильный темп. Учитель предлагает детям задать любые вопросы своим товарищам.

Каждый ученик перед классом в микрофон произносит свои вопросы и сам вызывает для ответа товарищей.

Устную речь учитель оценивает в первую очередь с точки зрения правильности темпа и логического ударения.

2. Упражнение для развития речевого дыхания проводится на материале связного текста. Учащимся предлагается самостоятельно составить небольшой рассказ в 3—4 предложения по сюжетной картинке. Работая над заданием, ученик проговаривает вслух в микрофон каждое предложение, соблюдая правильное речевое дыхание (правильно делая паузы). В процессе самостоятельной работы школьники могут обращаться к учителю за помощью в отношении грамматического оформления речи и словаря. Расстановку дыхательных пауз ученики должны продумать сами. Для данной самостоятельной работы отводится определенное время. Все это учитель сообщает детям, а затем каждый ученик получает небольшую сюжетную картинку.

После выполнения задания проводится опрос. Школьник выходит к доске и излагает перед микрофоном свой рассказ. Остальные следят за его речью и оценивают ее с точки зрения правильности речевого дыхания. В заключение отвечающий должен объяснить, почему он делал дыхательные паузы именно так. Ответ ученика может быть, например, таким: «Мама подарила Оле шар. Он ей понравился. Оля пошла гулять». На вопрос: «Почему ты так делаешь паузы?» — ученик отвечает: «Потому что после точки ладо всегда делать паузу».

3. Затем учитель переходит к следующей части урока — закреплению правил произношения двойных согласных и умения применять эти правила в речи. Он задает детям вопрос: «Как надо говорить двойные согласные звуки?» Школьники отвечают: «Двойные согласные звуки нужно говорить как один долгий звук».

После повторения текста правила учащимся предлагается прочитать слова с двойными согласными, которые они записали в тетрадях по технике речи. Это могут быть, например, такие слова: ванна, жужжит, вверх, грамматика, длинный, коммунистический, суббота, рассказ, коллектив, русский и др.

4. Следующий вид работы — составление предложений по картинкам. Здесь методика состоит в том, что учащимся поочередно демонстрируются картины, содержание которых они оформляют в виде предложений; в данный момент устная речь детей оценивается по правильности произношения двойных согласных. Вниманию школьников могут быть предложены, например, такие картины: «Мальчик моется в ванне», «Володя играет с собакой», «Цветы стоят в вазе».

5. Заполнение пропущенных букв в словах предложения можно провести так: учитель записывает на доске Па...ажир вошел... …агон, а затем дает задание дописать пропущенные буквы и прочитать правильно все предложение.

Вызванный ученик в заключение ответа должен дать объяснение своему произношению.

Учитель. Как ты говорил эти звуки?

Ученик. Как один долгий звук.

Учитель. Почему ты так говорил?

Ученик. Потому что двойные согласные надо говорить как один долгий гласный звук.

6. В заключение проводится занятие по речевой практике для закрепления правильного произношения двойных согласных.

Учитель сообщает детям, что перед ними будут поставлены вопросы, на которые нужно ответить, употребляя слова с двойными согласными. Приведем образцы вопросов и ответов: «С чем ты пил чай?» — «С сахаром». — «Из чего ты пил чай?» — «Из стакана». На уроке постоянно следует использовать звукоусиливающую аппаратуру.

7. Домашнее задание: составить пять предложений со словами, в которых имеются двойные согласные; записать эти предложения в тетрадях по технике речи; подчеркнуть двойные согласные звуки и графически обозначить их произношение. В качестве примера учитель делает на доске следующую запись: с_

___

1. Мальчик ест хлеб с сыром (с сыром).

м_

____

2. Сейчас урок грамматики (грамматики).

Урок (IV класс)

Тема. Нормы орфоэпии русского языка.

Цель. Знакомство учащихся с правилами произношения звонких согласных звуков на конце слов.

План урока

1. Упражнение в умении дифференцировать гласные звуки.

2. Тренировка в соблюдении правильного речевого дыхания при произнесении длинных фраз.

3. Упражнение в соблюдении логического ударения в вопросах и ответах.

4. Повторение материала на разделение согласных звуков на звонкие и глухие.

5. Знакомство с правилом произношения звонких согласных звуков на конце слов:

а) называние картинок и запись слов на доске;

б) вывод правила.

6. Запись правила в тетрадях.

7. Расстановка и объяснение орфоэпических знаков.

8. Домашнее задание.

9. Итог урока.

Ход урока

1. Урок начинается с того, что учащиеся выполняют упражнение на дифференциацию гласных звуков. На доске сделана следующая запись:

а — о, а — у; а — э, а—и

Школьники произносят гласные хором и индивидуально (в микрофон).

2. На доске записано предложение: Осенью плохая погода, часто идет дождь, бегать и прыгать нельзя.

Учитель ставит вопросы, дети отвечают; используется звукоусиливающая аппаратура.

—Какое это предложение?

—Длинное.

—Как надо говорить длинное предложение?

—С паузами.

Затем учащиеся должны прочитать записанное предложение, соблюдая паузы для вдоха.

3. Тренировка школьников в умении соблюдать логическое ударение при формулировании вопросов и ответов осуществляется с учетом возможности использовать у детей остаточную функции слухового анализатора.

Во время выполнения упражнения применяется такой вид работы, который обеспечивает речевую практику ребенка, а именно использование сюжетной картины. Учитель вывешивает на доске картину «На реке» (содержание картины детям знакомо: на уроке развития речи они составляли по ней рассказ), а затем дает детям задания: составить вопросы и ответы, научиться их правильно говорить, соблюдая логическое ударение. После предварительной самостоятельной работы школьники задают вопросы по картине. Каждый вопрос учитель оценивает в первую очередь с точки зрения правильности постановки логического ударения. После этого дети проговаривают вопрос хором под дирижирование учителя. Затем по просьбе учителя отдельные учащиеся формулируют ответы.

Школьники могут задать следующие вопросы: «Что принесли ребята на реку? Какая была погода? Что делали Миша и Коля на пляже? Какая была река?» и т. д.

4. При повторении материала о разделении согласных звуков на звонкие и глухие учитель задает классу ряд вопросов и формулирует несколько заданий: «Какие бывают согласные звуки? Как надо говорить глухие согласные звуки? Назовите (в микрофон) глухие согласные звуки. Как надо произносить звонкие согласные звуки? Назовите (в микрофон) звонкие согласные звуки».

По ходу ответов учитель чертит на доске таблицу и заполняет се. В итоге она имеет следующий вид:

 

Согласные звуки
глухие звонкие
к п т ф х ц ч ш с г б д в - - - ж з

 

5. Объяснение нового материала осуществляется следующим образом. Учитель вешает на доске картину «Пароход». Дети называют ее и записывают под ней слово пароход. После этого учитель задает вопросы, школьники отвечают:

—Какая буква на конце слова пароход?

—Буква д.

—Звук д звонкий согласный или глухой?

—Звонкий.

—Где находится звонкий согласный д в слове пароход?

—На конце слова.

Все перечисленные вопросы и ответы проговариваются в микрофон индивидуально, а затем без микрофона хором. После этого учитель ставит

__

надстрочный знак в слове пароход (пароход) и задает вопрос: «Как надо здесь (указывает на поставленный знак) правильно говорить?» Дети отвечают: «Здесь надо говорить т». После этого учитель ставит в слове пароход еще

т

__

один надстрочный знак в виде буквы (пароход) и пишет вопрос: «Как надо произносить звонкий согласный звук д на конце слова?» Школьники читают хором, а затем пробуют самостоятельно сформулировать ответ: «Звонкий звук д на конце слова надо произносить как глухой звук т». Ответ проговаривается хором.

Подобным же образом учитель проводит работу с картинками, на которых изображены гриб, клюв, нож, арбуз.

Когда разобраны все картинки и на доске записаны обозначающие их слова, учитель делает следующее заключение: «Ребята, посмотрите, везде ли в записанных словах на конце звонкие согласные звуки (показывает и перечисляет). Мы с вами видим, что звонкие согласные на конце слов надо говорить по-другому (обращает внимание учащихся на надстрочные знаки). Вспомните правило, в котором сказано, как надо произносить звонкие согласные звуки на конце слов».

Вопрос записывается на доске и прочитывается хором. Затем учитель выслушивает ответы, в которых школьники делают попытку сформулировать текст правила. В итоге учитель вывешивает плакат:

Звонкие согласные звуки на конце слов надо говорить как глухие, например: пароход, арбуз, флаг, гриб, клюв, нож.

 

6. Дети прочитывают хором текст правила, а затем записывают его в тетрадях.

7. Следующий вид работы — расстановка и объяснение орфоэпических знаков. На доске записаны слова: еж, морковь, голубь, виноград, паровоз, флаг. С помощью буквенных надстрочных знаков учащиеся должны показать

ш

__

орфоэпическое произношение данных слов (например, еж), а затем ответить на вопрос: «Почему так надо говорить?» Ответ звучит так: «Потому что звонкие согласные на конце слов надо говорить как глухие». После этого вызванный ученик орфоэпически правильно произносит слово в микрофон.

8. Домашнее задание: нарисовать в тетрадях по технике речи предметы, в названиях которых (на конце слова) имеются звонкие согласные звуки, написать эти слова, проставить надстрочные знаки, сказать, почему так надо произносить.

9. В итоге урока учитель фиксирует внимание на том, что дети узнали новое правило произношения, которое должны применять в своей речи.

Урок (VIII класс)

Тема. Нормы орфоэпии русского языка.

Цель. Повторение правил орфоэпии и закрепление умения применять их в речи (на этом уроке отрабатываются правила произношения безударного звука о, звонких согласных на конце слов, звонких согласных перед глухими согласными, удвоенных согласных, окончаний прилагательных - ого, - его, сочетаний - тся, - ться в глаголах).

План урока

1. Тренировка учащихся в правильном произнесении речевого материала обиходно-разговорной речи.

2. Повторение текста правил орфоэпии.

3. Узнавание правил орфоэпии по речевому материалу:

а) называние картинок (предметных);

б) чтение текста;

в) работа с сюжетными картинками;

г) чтение слов.

4. Придумывание учащимися слов на правила орфоэпии.

5. Упражнение в умении применять в устной речи правила произношения сочетаний - ться и - тся в глаголах и слов с безударным о.

6. Домашнее задание.

7. Итог урока.

Ход урока

На протяжении всего урока должна быть использована звукоусиливающая аппаратура.

1. Урок начинается с тренировки школьников в правильном произнесении материала обиходно-разговорной речи. Учитель вставляет в наборное полотно плакатик, на котором записан следующий речевой материал:

Учись говорить внятно а а а __ ' __ ' __ ' возьмите возьмите, пожалуйста а т а __ ' ' __ __ ' пожалуйста сядьте, пожалуйста т а ' __ ' __ ' сядьте разрешите войти

 

Классу дается задание прочитать текст плаката. Каждое слово надо произнести два раза, а каждое сочетание слов — три раза. Затем учащиеся разговаривают друг с другом и учителем, включая в свой разговор отрабатываемый речевой материал.

Каждое обращение и ответ на него сопровождаются соответственными действиями. Приведем пример. Ученик просит своего учителя сесть на стул: «Сядьте, пожалуйста». Одновременно с этим он этот стул к нему пододвигает. Учитель садится на поданный ему стул и говорит: «Спасибо».

2. Работа над орфоэпией на данном уроке начинается с повторения текста правил. Учитель предлагает детям ответить на вопрос: «Какие правила произношения вы помните?» Школьники считывают вопрос с губ учителя. Поочередно ученики говорят текст того или иного правила. Одновременно с вызванным учеником текст правила произносят хором все остальные учащиеся. Таким образом все учащиеся получают возможность поупражняться в произнесении текста правила. При этом, естественно, им обеспечивается







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.